Записки корнета Савина:
Предисловие публикатора
| Содержание |
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
| Валя. Быль. |
Послесловие публикатора |
Примечания |
Фотоматериалы
XLVI
Нравы и обычаи «централки»
В семь часов нас разбудил звон. Надо было вставать на
поверку. В «централке» все без исключения арестанты обязаны выстроиться к
поверке, в коридоре, в две шеренги. Делается это для облегчения дежурному
помощнику начальника замка проверять арестантов, которых он, при своем обходе в
сопровождении старшего надзирателя, считает попарно, как они стоят в шеренгах.
Поверка производится два раза в день: утром и вечером; во
время этих двух ежедневных поверок вся тюрьма как будто на время замирает. Шум,
гам, звон кандалов, песни - все смолкает, и слышны только мерные шаги, да иногда
разнос обходящего фронт начальства.
В течение всего дня коридоры и камеры «централки» напоминают
толкучку, и сходство с нею тем естественнее, что бoльшая часть пересыльных
арестантов, действительно, попадает в пересыльную тюрьму с Хитрова рынка. В
камерах от поверки до поверки никто не стесняет арестантов, и им предоставляется
делать, что угодно. Благодаря этой относительной свободе, возможности перехода
из одной камеры в другую и редкому посещению начальства, царят шум, гам, ругань,
столь присущие толкучке. При этом здесь идет тоже весьма деятельная торговля,
как предметами первой необходимости, так и самыми разнообразными
принадлежностями одежды.
Эти все торговцы-арестанты снуют из камеры в камеру,
выкрикивают, как истые разносчики, продаваемый товар, предлагают его всем и
всякому, навязывают, торгуются и, конечно, ругаются бранью самой российской.
Мыкаясь по целым дням по коридору, я заглядывал иногда из
любопытства в другие камеры, предназначенные для простонародья. Камеры эти ничем
не отличались по устройству от «дворянской», но духота, вонь и невообразимая
грязь доходили там до апогея тюремной мерзости, а в воздухе висело всероссийское
присловье, по поводу которого Пушкину приписывают слова «как масло к каше, как
соль ко щам».
Всех камер в пересыльном коридоре было шесть, из коих одна
«дворянская», одна «жидовская» и остальные для «разночинцев». У каждой из этих
категорий арестантов был староста. Эти старосты несли своего рода обязанности:
следили за порядком, сносились по нуждам своих арестантов непосредственно с
начальством, получали и раздавали пищу, подаяния, кормовые деньги
(привилегированным) и выписываемые арестантами продукты, а кроме всего этого,
держали, по заведенному в «централке» обычаю лавочки, торгуя в них разными
съедобными и первой необходимости предметами.
В старосты попадают большей частью «бывалые арестанты» и люди
по-тюремному денежные, то есть обладающие пятью, десятью рублями. Это последнее
необходимо, чтобы быть в состоянии торговать в лавочке и закупать необходимый
товар, распродаваемый ими по мелочам, конечно, втридорога. Благодаря этой
торговле, старосты быстро увеличивают свои капиталы, богатеют и приобретают
иногда силу, вес и значение между арестантами, в особенности, в ссыльных
коридорах, где они бывают подолгу во время зимовки.
Лавочки эти процветают, потому что, хотя арестанты всех
категорий и имеют право покупать на собственные деньги что хотят, кроме вина,
водки и табаку, но покупка производится только раз в неделю, по субботам и,
таким образом, все, прибывшие в воскресенье, не могут купить ничего с воли целую
неделю, хотя и имеют деньги. Вот и идет арестант в лавочку к старосте: за
заваркой чая, за куском сахара, калачом, селедкой и другими припасами первой
необходимости.
Самыми лучшими по снабжению и выгодными для их содержателей
считались в «централке» дворянские лавочки, вследствие того, что дворяне
пользовались некоторыми весьма важными преимуществами и льготами, благоприятно
отражавшимися на торговле их старост.
Привилегированные как состоящие на порционке, то есть не
получающие пищу из котла, а получающие деньгами, по пятнадцати копеек в сутки,
пользовались правом ежедневной выписки продуктов: кроме этого, им разрешалось
курить, следовательно и покупать табак. Вот эти две привилегии давали
возможность дворянским старостам иметь всегда свежий товар и монополию на
продажу табаку на всю тюрьму, что и составляло, в сущности, их главную отрасль
дохода. Торговля вся эта ведется неофициально, как будто украдкой, и хотя
начальство, конечно, о ней хорошо знает, но делает вид, что ничего не видит.
Вследствие этого и старостам приходится обходить формальности для своих закупок.
Для этого они вписывают все, что им нужно для лавочки, на имена своих
товарищей-дворян в ежедневно подаваемый в контору список выписки, конечно, давая
на эти покупки свои деньги. Цены берутся соответственно спросу и количеству
наличного товара. Так, например, заварка чаю самого дешевого сорта, стоит две
копейки, два куска сахару - копейка, селедка и колбаса по соглашению продавца с
покупателем.
Больше всего варьирует цена на табак. Когда тюрьма полна, а
дворян немного, цены возвышаются страшно, доходят до тридцати-сорока копеек за
восьмушку махорки, стоящей в лавке три копейки и, наоборот, как только тюрьма
пустеет или дворян накопляется, махорка дешевеет. Одна только вещь продается по
своей цене и часто ниже городской цены - это белый хлеб, калачи и сайки. Это
происходит оттого, что хлебный товар большею частью не покупной, а подаянный, и
попадает в лавочки к старостам вследствие того, что над подаянием у них «рука
владыка».
Подаяний в русских тюрьмах бывает очень много, в Москве же в
особенности. Более всего жертвуют съестными припасами: говядиной, солониной,
огурцами и разными сортами белого хлеба. Калачи, сайки, баранки, можно сказать,
непрерывно доставляются в тюрьмы целыми возами, так что не проходит дня, чтобы
таковые не раздавали по рукам арестантам. Бывают случаи, даже весьма нередкие,
что подаяние присылается в виде сытного, хорошего обеда на всю тюрьму, и
делается это большею частью за упокой души или вожделенное здравие какого-нибудь
благодетеля. Обилие подаяний особенно заметно перед праздниками, а к Святой, в
великие дни, по словам бывалых людей, присылают так много подаяний - яиц, пасх,
куличей, ветчины и других разных яств, - что арестанты не знают просто, что
делать со всем этим. Эта черта общественного сострадания к заключенным
представляет самобытную национальную русскую черту и не встречается в других
странах Европы.
Подаянием распоряжаются старосты и, конечно, себя не
забывают. Чрезмерная жадность и бестактность старост иногда ведет к озлоблению
арестантов против них, и тогда дело доходит до расправы своим судом, расправы
всегда грубой: или кулачной, или состоящей в разграблении всей лавочки
зазнавшегося колупаева.
В «централке» ведется постоянная крупная игра в карты,
преимущественно в штос, очень азартная.
Проигравшие деньги пускают в оборот платье и часто
проигрывают с себя все, так что принуждены бывают одеваться в казенное
арестантское платье. В каждом коридоре есть так называемые «майданщики», то есть
владельцы карт, отдающие их напрокат, что на тюремном жаргоне называется
«держать майдан».
Майданщик большею частью не участвует в игре, а получает
десять копеек с оборотного рубля, с сорванного или забастованного банка. Игра
ведется под строгим контролем и, безусловно, честно, за исключением особых
случаев, когда все сговариваются против одного. В числе арестантов всегда
находится ловкий шулер, которому и вручают карты, а выигрыш делят между всеми
заговорщиками и тут же прокучивают.
Чтобы начальство не накрыло игры, ставят за вознаграждение
караул, по-тюремному, «стрему», и назначают кого-нибудь в «затыльщики», то есть
поручают кому-нибудь задержать в коридоре идущее начальство каким-нибудь
заявлением или разговором, чтобы успели спрятать карты и разойтись по своим
камерам. Часто роль затыльщика принимает на себя «паук», - так именуют
надзирателей, если он «фартовый», то есть человек на все руки.
Вследствие этих мер предосторожности «дух», как называют
начальство, всегда застает все в порядке, и по его уходе берутся снова за
майдан.
Игра в карты особенно развита между каторжниками и бродягами.
Первые играют между собою, и игра ведется в значительных размерах, потому что в
обороте игры одни и те же деньги ходят из рук в руки, и бывает их по нескольку
сот рублей; бродяги же, верные своему званию, бродят и в тюрьме из камеры в
камеру и чутьем узнают, где можно поживиться. Среди них есть всегда люди на все
руки и встречаются шулера.
* * *
Наконец, после недельного пребывания в «централке» настал
день моей отправки. В этот день отходило из пересыльной тюрьмы два этапа:
смоленский, с которым отправлялся я, и нижегородский, иначе называемый
«сибирский». С этим сибирским этапом отправлялась последняя в этом году партия
ссыльных арестантов в Сибирь, состоящая из пятисот с лишком человек одних
мужчин, так называемая «холостая».
Из всех отправлявшихся в эту навигацию партий - это первая
партия, которая была так велика. До сего во весь навигационный период партии в
Сибирь отправлялись уменьшенного состава, вследствие большого скопления
арестантов в тюрьмах Перми, Тюмени и Томска. Все это я узнал как из разговоров с
арестантами, дожидавшимися приемки в «сборной», так и из сведений, сообщенных
мне любезным начальником тюрьмы.
Вглядываясь в состав этой сибирской партии, по разряду
преступников, я был крайне удивлен, что с лишком пятую часть партии (сто десять
человек) составляют бродяги, так сказать, люди, не помнящие своего рода и
племени, не знающие даже места своей родины.
В самом ли деле таковы эти люди? Кто они в действительности и
откуда их набирается такой сравнительно большой процент в цифре ссыльных,
ежегодно ссылаемых в Сибирь за преступления?
На эти вопросы могу сказать следующее. По закону «бродягой»
считается человек, не знающий или не желающий выяснить своего происхождения и
указать прежнего места жительства, то есть, по-российскому, не имеющий законного
вида на жительство и не могущий такового получить.
Такой бесписьменный, называющий себя каким-либо не
принадлежащим ему именем или не помнящий родства, признается по закону бродягой,
предается суду без присяжных и приговаривается к лишению всех прав состояния,
тридцати ударам розгами и годичному заключению в тюрьме и, по отбытии наказания,
к ссылке в отдаленнейшие места Сибири. Таково наказание не помнящему родства
бродяге.
Записки корнета Савина:
Предисловие публикатора
| Содержание |
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
| Валя. Быль. |
Послесловие публикатора |
Примечания |
Фотоматериалы
|
|