Редакционный портфель Владимир ЕНИШЕРЛОВ. Цензура вкуса - или диктат золотого тельца
Владимир ЕНИШЕРЛОВ
Цензура вкуса — или диктат золотого тельца
Главный редактор журнала «Наше наследие» Владимир Енишерлов ответил на вопросы газеты «Информпространство». Его ответы представляют собой своеобразные записки о
культуре. Сегодня мы представляем фрагменты этих записок
…Мы
делаем публикаторский журнал, далекий от политики и сиюминутной трескотни,
которой переполнены современные СМИ. Мы работаем, как писал Александр Блок,
«под соусом вечности».
К
сожалению, о «независимой позиции» главного редактора такого журнала, как «Наше
наследие», говорить сложно. Все мы зависим от тысячи обстоятельств, и я как
ответственный за такое издание не исключение. Современная зависимость
работников СМИ от власти денег, причем — всепожирающей их власти, может
привести к полному краху нашей прессы. Вообще, по-моему, должна существовать
цензура, но это — цензура вкуса, у нас же бытует самая безжалостная — цензура
золотого тельца. Именно на этом фоне в СМИ пышным цветом расцветают пошлость,
хамство, лживость, пренебрежение к прошлому, отвратительная льстивость и т.п.
Если же у издателя — журнала ли, книг ли, — вдруг волею судеб оказывается хоть
малейшая финансовая свобода и отсутствие диктата финансового магната, в свет
выходят серьезные, очень важные для общества и культуры «интеллектуальные
продукты». Такие есть и в нашей стране.
К
сожалению, государство, одно из назначений которого, по-моему, всецело
поддерживать и помогать изданиям по культуре, делает это более чем неохотно. Не
так давно один из высших чиновников, «руководящих» у нас культурой, сказал мне:
«Я представляю, как Вам противно ходить по нашим кабинетам, выбивая деньги на
журнал». Это бесконечное хождение тем более гнусно, что государство должно
помогать культурным проектам, идти навстречу, а не прятаться от тех или иных
реальных программ. Дурной диктат изолгавшихся чиновников, не желающих ничего
знать, кроме своей власти, и распоряжающихся этой властью по своему усмотрению,
желанию и настроению, — бич нашего общества.
У нас нет и пока, видимо, не будет нормального, неконъюнктурного меценатства, и
разумная государственная поддержка — единственная в условиях нашего времени
возможность не утратить того, что еще сохранилось, дабы, как говорил
К.Паустовский, «духовный облик народ не терял». Ведь не дело, когда серьезные
статьи или публикации в журнале или газете перебиваются деловой рекламой. Это в
случае культурологических изданий отвлекает внимание, снижает уровень и, в
конечном счете, попросту принижает тот либо иной культурный проект. Недаром
Д.С.Лихачев был категорически против любой рекламы, когда мы начинали «Наше
наследие».
* * *
Я
был недавно в Шахматове, подмосковном имении деда Блока А.Н.Бекетова,
великолепном поэтическом уголке, затерянном среди полей и лесов у отрогов
Клино-Дмитровской гряды. Эту усадьбу мы восстанавливали тридцать лет, и теперь
в Шахматове живет удивительный музей-заповедник Блока. Была осень, стояли
золотые леса, по небу неслись свинцовые облака, пролетая над соловьиным садом
поэта, глухо курлыкали журавли, и я поразился, сколько молодежи пришло в этот день
к Блоку. Они внимательно слушали стихи, впитывали в себя красоту окружающей
природы и приобщались здесь к истинной поэзии.
Конечно,
и у Шахматова, и у пушкинского Михайловского, и в Ясной поляне, и в Муранове, и
в других литературных гнездах много проблем, рожденных нашим временем. И
главное — это проблема земли. Окружающие музеи-заповедники земли, конечно,
необычайно привлекательны для новых русских, «братков», пацанов etc. Как хорошо
поселиться, например, в «шикарном» коттедже за семиметровым забором с вышками
для охранников, как в привычной издавна зоне, вблизи Шахматова или
Михайловского, стать соседями Пушкина или Блока, жарить на поляне близ усадеб
шашлыки, «оттягиваться по-культурному», оставляя после себя груды мусора и
грязи. А тех, кто противится такой экспансии, кто протестует против
«добросовестных покупателей» земель в охранных зонах музеев-заповедников и
приструнить можно. И если кто-то всерьез верит, что минувшим летом Мураново
сожгла шаровая молния, то он или наивен, или плохо знает наши порядки. Вокруг
холмов близ усадьбы Баратынского-Тютчева долго шла борьба, а затем случился
этот пожар, надолго ввергнувший недавно отреставрированное Мураново в новую
реставрацию. И до окружающей ли земли администрации музея, получившей «черную
метку» теперь?
Я
хочу предложить кардинальное решение главного земельного вопроса для
государственных литературных, исторических, культурных музеев-заповедников в
России. После революции дома и земли, входившие во владение последних хозяев
нынешних музеев-усадеб, были национализированы, несмотря на то, кто здесь жил
когда-то — А.Пушкин или М.Лермонтов, И.Тургенев или Л.Толстой, А.Блок или
Ф.Тютчев и т.д. Прекрасно, что хоть и через много лет, но усадьбы вернулись
прежним владельцам в виде их музеев, часто восстановленных буквально из пепла.
Теперь необходимо провести земельную реституцию и специальным законом вернуть
музеям-заповедникам в собственность те земли, которые принадлежали владельцам
усадеб, и были насильственно отобраны в революцию. Да, это будет реституция, но
она коснется только очень ограниченного круга собственности и не создаст
прецедента, которого у нас так боятся, ибо земли перейдут не наследникам, а
государству.
Неподалеку
от Шахматова есть еще одно памятное место, связанное с именем А.Блока. Это
имение Д.И.Менделеева Боблово, где ученый прожил 40 лет, где жила Прекрасная
Дама поэта — Л.Д.Менделеева, его будущая жена. Но если Шахматово, находящееся в
Солнечногорском районе Подмосковья, наконец-то восстановлено, то проблемы
Боблова всерьез волнуют общественность и не только российскую. Крохотный
муниципальный музейчик великого русского ученого в Боблове поражают своей
убогостью и провинциальностью. Власти города Клина, которым подчиняется
музей-усадьба Боблово, будто бы не понимают, кто такой Д.И.Менделеев. Так вот
среди деятелей русской науки в мире широко известны лишь два ученых —
Д.И.Менделеев, создатель периодической системы, и С.П.Королев, отец
космонавтики. И то, что творится в Боблове — позор. Я почти тридцать лет назад
писал в «Огоньке» о проблемах Боблова, а всерьез трава забвения с этого места
так и не выполота. Лишь в последнее лето начали по-любительски чистить огромный
менделеевский парк, установили кое-где таблички с указаниями мест, где
находились усадебные постройки, да зачем-то заасфальтировали вязовую аллею, по
которой въезжали в усадьбу. У кого хватило ума вместо того, чтобы лечить
старые, помнящие Менделеева, действительно мемориальные вязы, закатать аллею в
асфальт, мы понять не могли, потому что, приехав в середине погожего октябрьского
дня в Боблово, увидели закрытую дверь музея и спокойно удаляющихся на
послеобеденный отдых сотрудниц.
Необходимо
— и это единственный путь спасения Боблова — объединить усадьбы Менделеева и
Блока в единый Государственный музей-заповедник, чтобы опытные сотрудники
Шахматова занялись научным, последовательным возрождением менделеевских мест.
Существующее музейное здание в Боблове должно круглосуточно охраняться
милицией, и тогда в нем можно будет создать настоящую, достойную русского гения
экспозицию, а не то самодеятельное рукоделие, которое встречает сейчас
приезжающих к Менделееву в Подмосковье.
Если
это произойдет, то из блоковского Шахматова, посетив восстанавливаемую сейчас
церковь Михаила Архангела в Тараканове, где венчался А.А.Блок с Л.Д.Менделеевой,
мимо парка в усадьбе Дубровки по асфальтовой дороге, которая, я надеюсь, вскоре
будет, наконец, достроена, туристы смогут приехать в Боблово. Это будет единый
историко-культурный комплекс, такой как, пушкинские Михайловское, Тригорское и
Петровское. Несомненно, и Блок, и Менделеев достойны нашей памяти. А пока я бы
искренне посоветовал руководителю администрации города Клина и Клинского района
всерьез, а не для отписок в инстанции, заняться Бобловым. Оно взято на контроль
общественности и СМИ. И в «Нашем наследии», на телевидении и радио мы будем
постоянно привлекать внимание к проблеме Боблова. Именно там мы буквально
заставили в свое время власти восстановить блоковское Шахматово. Так что Клинское
руководство в покое не оставим, и надеемся, что правительство Московской
области, наконец, применит власть и создаст здесь объединенный музей-заповедник
Д.И.Менделеева и А.А.Блока, чем решит большую часть проблем усадьбы творца
Периодической системы.
…Хочу
сказать, что в целом Министерство культуры Московской области серьезно
занимается находящимися в области музеями-заповедниками, помогает в реставрации
и развитии, и это рождает надежды, что многие проблемы «культурных гнезд» будут
в Подмосковье решены.
* * *
В небольшом
салоне нашего старинного особняка вот уже 17 лет через каждые 3-4 недели, а
иногда и чаще, проходят выставки современных художников, коллекционеров,
реставраторов, фотографов. И было их уже около трехсот. У нас выставляются
академики и актуалисты, мастера со всемирно известными именами и коллекционеры,
собирающие шедевры мирового искусства. Эти выставки очень популярны, мы
регулярно публикуем работы, показанные на них, издаем каталоги и альбомы,
календари, когда находим у какого-то доброхота на это деньги… За эти годы
журналу удалось собрать хорошую коллекцию произведений современных художников,
и в феврале 2008 года мы покажем лучшее из нашего собрания на специальной
экспозиции…
Мы и до сих
пор арендуем здание у департамента охраны памятников Москвы. К сожалению, цена
аренды все время растет, и даже то, что этот дом стал настоящим, популярным
московским культурным центром, что здесь не делают деньги из воздуха, а
спасают культурное наследие, в том числе, и древней столицы, не остановили
московские власти, ничтоже сумняшеся отменившей нам в 2007 году все льготы по
аренде, полагающиеся учреждениям культуры. Поистине чиновники в Москве
неудержимы в погоне за деньгами и готовы пожертвовать в этой смертельной гонке
всем, кроме своих корыстных интересов.
А ведь именно
«Наше наследие» спасло этот особняк в 1-м Неопалимовском переулке. Исследовав
его историю, мы установили, что дом этот был известен в культурной жизни
столицы. Здесь жил известный архитектор П.Д. Дельсаль, второй архитектор при
строительстве храма Христа Спасителя, здесь устраивались музыкальные и
литературные вечера, собирались видные деятели московской культуры и
представители Хамовнического благочиния. Кстати, именно в изящном, прекрасно
сохранившемся музыкальном салоне и проходят сейчас наши ежемесячные
художественные выставки. Теперь, после всех наших разысканий и публикаций, наш
дом считается памятником истории и культуры и находится под охраной
государства.
Находившуюся
у стен особняка помойку мы превратили в зеленый московский дворик, высадив там
около сотни видов деревьев, кустов, цветов и трав, характерных для Москвы XIX-
начала XX века. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина мы установили в нашем
саду удивительный памятник А.С.Пушкину, выполненный скульптором Л. Гадаевым.
Это необычное изображение поэта, на мой взгляд, один из лучших ему памятников,
стало московской достопримечательностью. В саду стоит также небольшой
скульптурный портрет А.Блока, а вскоре Л. Гадаев установит здесь своего
бронзового И.Мандельштама. Словом, мы делаем все, чтобы дом нашей редакции
олицетворял в столице то, как надо относиться к культурному наследию, а не
только писать и вздыхать о нем.
* * *
Конечно, в
Москве, как и во многих мировых столицах немало проблем с сохранением
архитектурного наследия. Делается здесь не мало, но нужно бережнее относиться к
памятникам, не заменять реставрацию реконструкцией по прихоти инвесторов.
Нельзя отдавать древнюю столицу на откуп таким деятелям, как Зураб Церетели,
уничтожившим своими творениями лучшие места и виды города.
Кстати,
несколько лет назад, беря интервью у Ю.М.Лужкова, я удивился, что чудесная
пойма Москвы-реки неподалеку от Крылатского отдана тому же З.К.Церетели для
постройки некоего русского варианта Дисней-ленда. Тем самым уничтожалась
чудесная природа, заливные луга, где москвичи могли знакомиться с подмосковными
травами, цветами, как-то погружаться в сельскую жизнь. А уж если и нужен был
Дисней-ленд, то ему можно было бы найти и другое место за МКАД. Тогда Лужков
промолчал, а теперь объявлено, что эта земля отобрана у Церетели, и там будет
построено поле для гольфа с соответствующей инфраструктурой. И это уже кое-что.
Гольф — самый экологически чистый вид спорта. И настоящее поле для гольфа — это
не только идеальный газон, но и деревья, водоем и т.п. Конечно, этот благой
пример разумного государственного решения мэра не явился результатом нашей
давней беседы, а вызван иными соображениями, но природа прекрасного места в
пойме Москвы-реки у Крылатского будет сохранена, хотя и несколько видоизменена,
и это радует.
Вообще в
Москве с памятниками истории и культуры, с архитектурным наследием проблем
много. Ужасно, когда под диктатом инвесторов (т.е. денег в почти неизмеримых
количествах) уничтожаются памятники, как, например, Военторг, или достраиваются
и приспосабливаются, как многострадальное Царицыно, превращенное в нравящийся
окрестным жителям (надеюсь не всем) новодел, невозможный для древней столицы
цивилизованного государства. Я думаю, что все это издержки времени и недостатка
культуры. Но в Москве делается и не мало хорошего, и есть достижения, за которые
потомки долго будут добром вспоминать нынешнего мэра и его команду. Наконец-то
отреставрировали дом Пашкова, прекраснейшее здание в Москве, находящееся
напротив Боровицких ворот Кремля. Вскоре туда въедет рукописный отдел
Государственной библиотеки, уже сейчас там проводятся интересные выставки;
словом, дом, с балкона которого прощались с Москвой булгаковские герои, ожил и
вновь стал прекраснейшим бриллиантом в ожерелье московских памятников.
Сейчас меня
очень беспокоит судьба сердца дворянской Москвы — арбатских и пречистенских
переулков. Они застраиваются совершенно невозможными огромными зданиями, в
сравнении с которыми обычные доходные дома первого десятилетия ХХ века кажутся
шедеврами архитектуры. Прекрасно, что наконец-то стало реставрироваться здание
памятника архитектуры — церкви Успения на Могильцах, находящееся в пяти минутах
ходьбы от резиденции Патриарха Всея Руси, и пребывавшее в мерзости и запустении
многие десятилетия. Но то, что произошло только что в двух шагах от этого храма
на углу Чистого и Большого Левшинского переулков, поражает своей варварской
жестокостью по отношению к оставшейся старой Москве и каким-то глухим
бескультурьем. Здесь у стоящего в глубине палисадника, выходящего в Чистый
переулок, двухэтажного особняка, занятого консульством Австрии, сооружен
какой-то модуль-накопитель, видимо, для томящихся в очереди за визами россиян.
Я не знаю, какой болван в московских властях или районной управе дал разрешения
на это варварство, но ведь австрийцы — культурный европейский народ, и их
представители должны бы понимать, что в самом центре старой Москвы, рядом с
особняком семьи Танеевых, местом, где жил М.Булгаков, усадьбой Афросимовой,
ставшей прообразом героинь «Горя от ума» и «Войны и мира», нельзя сооружать
подобные стеклянно-металлические загоны. Я бы хотел посмотреть на этих
умельцев-строителей, если бы они в самом центре своей прекрасной Вены посмели
соорудить что-то подобное, даже при том, что какой-то муниципальный венский
чиновник, сойдя с ума, разрешил совершить это кощунство по отношению к своей
столице. Мне кажется, что легко можно было бы демонтировать эти сооружения,
продемонстрировав Москве и москвичам, что культурная европейская страна, в
данном случае Австрия, уважает историю столицы России. Москва и так много
натерпелась от любителей ломать и строить в историческом центре, и всякого рода
технические постройки иностранных консульств и посольств можно было бы
возводить не на древних московских камнях.
Меня очень
порадовало, что правительство Москвы решило в связи с исполняющимся в 2009
году 200-летием со дня рождения Н.В.Гоголя передать библиотеке, носящей имя
писателя, еще одно сохранившееся здание усадьбы на Никитском бульваре, где он
умер. Таким образом, создается настоящий гоголевский культурно-музейный центр и
осуществляется давняя мысль Д.С.Лихачева, еще в самом начале 80-х годов
прошлого века добивавшегося у властей именно такого решения. Поразительно, но
до сего времени в России нет музея Н.В.Гоголя. Я знаю, что в деле создания
гоголевского музея в Москве большую роль играет литературовед И.П.Золотусский,
бывший и в далекие 80-е первым, кто поднял эту проблему и подвиг академика
Лихачева на участие в борьбе за гоголевские места в Москве.
Среди
серьезных дел, которые совершались в столице в последние годы, конечно, и уничтожение
уродливой гостиницы «Россия», убивавшей панораму Кремля и Красной площади,
передача великолепного архитектурного памятника на Зубовском бульваре —
Провиантских складов музею истории Москвы. За то, чтобы отобрать у Министерства
обороны Провиантские склады мы боролись и в 70-е годы, публикуя статьи в
«Огоньке», и в перестройку в Советском Фонде культуры, и, наконец, это разумное
для сохранения нашего культурного наследия дело свершилось. И это не может не
вызывать чувства удовлетворения. Все-таки в нашей стране постепенно разум берет
верх, к голосу общественности иногда прислушиваются.
Некогда
Д.С.Лихачев написал о своем родном Петербурге, что он по дурному отношению к
памятникам истории и культуры «трусит» вслед за Москвой. Увы, этот «бег
трусцой» кажется, превращается в настоящий галоп. Это касается и строительства
никому не нужных, уродующих силуэт города небоскребов, например бредовая идея
возведение монстра Газпрома на Охте, и сооружение катка на Дворцовой площади в
Санкт-Петербурге. В прошлом году какому-то властному чиновнику пришла в голову
кошмарная идея – устроить каток для массового катания на Красной площади. И
ведь устроили же, видимо, спутав Красную площадь с Рокфеллеровским центром в
Нью-Йорке. Что в Москве кататься на коньках негде? Теперь перед некрополем,
где, между прочим, покоятся не только Ленин и Сталин, но и Гагарин, и Королев и
маршал Жуков гремит музыка, блистает иллюминация и под руководством наших
замечательных тренеров, например, Татьяны Тарасовой, детишки осваивают азы скольжения.
Но какой нравственный и эстетический урон они при этом получают? А вам бы
понравилось, если бы перед вашими родными могилами вместо долженствующей тишины
и скорби резвились под гром музыки недоросли разного возраста и пола?
Так вот вслед
за Москвой, оказалось необходимо, конечно залить каток и на Дворцовой, под
окнами у Зимнего дворца. Власти города на Неве забывают о традициях, культуре,
образе своего города. Истинные, коренные петербуржцы никогда не допустили бы
это ледовое кощунство в центре невской столицы. Каким-то дурным провинциализмом
веет от всех этих новаций, не совместимых с XXI веком и
его мировыми культурными тенденциями. А уж если так хотели петербургские
начальники покататься на коньках, то могли бы организовать катание на реках и
каналах Петербурга. Это было бы очень в традициях основателя города и его
любимой Голландии.
И вот самое последнее
обнадеживающее известие — под натиском выступлений архитекторов, художников,
жителей Санкт-Петербурга там отказались от строительства высотного монстра
Газпрома на Охте, грозившего уничтожить знаменитую петербургскую горизонталь —
«небесную линию города на Неве». «Наше наследие» тоже выступило против этого
кощунственного замысла и, наверное, толика наших усилий есть в его
своевременной и разумной отмене, если оно действительно состоится. Во что
верится с трудом.
|
|