Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы
В.Я. Курбатов. Петербург
| От редакции |
Оглавление |
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
| Примечания |
Фотоматериалы
Владимир Яковлевич Курбатов
Петербург
Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы
Подготовка текстов и примечания С.В. Елизаровой Публикация В.Д. Некрасова
От редакции
Имя Владимира Яковлевича Курбатова (1878–1957) - не чужое в
созвездии имен русского культурного Ренессанса начала XX в. Ученый-химик, профессор, основатель и руководитель кафедры
физической химии в Петербургском
Технологическом институте (1907); доктор искусствоведения, знаток архитектуры, близкий
«Миру искусства», друг А.Н.Бенуа (под влиянием которого он и занялся историей
города); один
из основателей Музея Старого Петербурга (1907) [см. ссылку >>>],
сотрудник журналов «Старые годы», «Аполлон» и др.; автор монографий «Павловск» (1909), «Сады и
парки» (1916) и др., десятков искусствоведческих работ, и
проч., и проч. Его книга о
Петербурге, которая, между
прочим, включает в себя один из первых опытов подробного архитектурного
путеводителя по улицам города [см. ссылку >>>], несмотря на ее труднодоступность в советские годы,
была хорошо известна специалистам. Не так давно была предпринята попытка ее
переиздания (см.: Курбатов В.Я. Петербург
: Художеств.-ист.
очерк и обзор художеств. богатства столицы / [Составление, текстологическая
обработка, научная редакция, комментарии, послесловие А.П. Крюковских]. -
СПб. : Лениздат, 1993). Не
хотим превращать это редакционное вступление в запоздалую рецензию, однако кажется, что имя Курбатова поставлено на титульном
листе этой книги без всякого основания. «Текстологическая обработка» и «научное
редактирование» зашли так далеко, что вряд ли в книге осталась хотя бы
страница, которая бы принадлежала самому Курбатову. Конечно, иногда в тексте
попадаются фразы так или иначе напоминающие истинного
автора, историка архитектуры, обладавшего к тому же великолепным чувством
стиля. И все-таки невозможно понять, почему с книгой обошлись так вольно.
Мы убеждены, что книга, которую
историк И.М. Гревс назвал «талантливой» (и
А.П.Крюковских приводит эти слова в своем послесловии), заслуживает лучшего.
Как и архитектура Петербурга, которой она посвящена, эта книга - тоже памятник
культуры, в том числе и с точки зрения языка, стиля. В ней по возможности
ничего не надо менять. Этим соображением мы и руководствовались при подготовке
предлагаемой читателю интернет-версии издания 1913 г.
И вот тут приходится признать, что задача эта отнюдь не из легких.
Дело в том, что
многие элементы книги, в частности, постоянные ссылки на предыдущие или
последующие страницы, на иллюстрации и на «объяснения» к ним в специальном
«Перечне», а также на открытки из каталога «Виды Петербурга в открытых письмах
издания Общины св. Евгении», номера из которого приводятся прямо в тексте, а
расшифровываются лишь на последних страницах (при этом сами открытки не публикуются),
- требуют воспроизведения всего издания в том самом виде и в том же книжном
формате, что и в 1913 г. Иллюстративный ряд в нашей публикации отчасти
восполнен работами современного фотохудожника В.Д. Некрасова, имеющими,
впрочем, самостоятельное значение. [см. ссылку >>>].)
Нашей задачей было по
возможности точно передать текст (пришлось опустить предметно-тематический
«Указатель», «Перечень и объяснение рисунков»). Не желая купировать этот текст
и тем разрушать его цельность, мы попытались сохранить все внутренние ссылки. В
случае с текстуальными ссылками этот способ, возможно, даже нагляднее (можно
сразу попадать в ту главку, на которую дается ссылка – «см. стр.» и
т. д.). Но как быть с иллюстрациями? Мы посчитали возможным
сохранить и ссылки типа «см. илл. (рис.) на стр.» и
т. п. В соответствующих примечаниях мы указываем главу, в тексте которой
приводится иллюстрация (рисунок или фотография), и даем в ряде случаев
развернутую подпись к этой иллюстрации из «Перечня и объяснения рисунков»,
помещенного в конце книги (С. 609–634). Может показаться, что читать подписи к
отсутствующим иллюстрациям немного странно (хотя они почти всегда информативны
сами по себе), однако это позволило сохранить текст книги без купюр.
Другая проблема заключается
в том, что издание 1913 г., посвященное архитектуре и истории города, нуждается
в научном комментарии. Наука не стоит на месте, накапливаются новые факты,
требующие внесения поправок в прежние исследования (об этом говорят и издатели
версии 1993 г., что, видимо, и дало им повод исказить текст Курбатова). Эта
дистанция времени между нами и памятником культуры должна быть верно оценена специалистом и отражена в соответствующем
справочном аппарате (а не в самом тексте!). Наши примечания носят лишь текстологический
(и даже технический) характер и редко выходят за эти рамки.
Текст передан по
современной орфографии с сохранением некоторых, в том числе и авторских,
особенностей. Все написания имен, как правило, сохранены (однако в связи с
разнобоем в этих написаниях в ряде случаев, мы старались их унифицировать, если
удавалось уловить определенную тенденцию в этом разнобое). Пунктуация изд.
1913 г. не регулярна (как и орфография). За некоторыми исключениями мы
старались сохранять и ее без изменений. Все сокращения в тексте, кроме
общеупотребительных (как то: ул. - улица; пер. - переулок; пр. - проспект; д. -
дом; рис. - рисунок; а также и таких постоянно встречающихся в тексте, как: гр.
- граф (графиня); кн. - князь (княгиня, княжна); бар.
- барон и т. д. и т. п.), раскрываются и даются в
угловых скобках. Несовпадение формулировок заглавий разделов и глав в тексте и
в оглавлении сохранено. Все шрифтовые выделения в тексте авторские. Явные
опечатки исправляются без оговорок (опечатки, замеченные Курбатовым и приведенные
на стр. 661 изд. 1913 г., учтены; исправления внесены в текст).
Текст воспроизводится по изданию:
Курбатов В.Я. Петербург : Художественно-исторический очерк и обзор художественного
богатства столицы / Сост. В. Курбатов ; Книж. украшения А.П. Остроумовой-Лебедевой. - [СПб.] : Община св. Евгении, 1913 (Товарищество Р. Голике и А. Вильборг). - 674 с. : ил. - С
315 ил.
|