Записки корнета Савина:
Предисловие публикатора
| Содержание |
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
| Валя. Быль. |
Послесловие публикатора |
Примечания |
Фотоматериалы
IX
Карнавал
В Рим я приехал за два дня до начала карнавала и остановился
в лучшем отеле, где заранее заказал себе отделение. Это необходимая
предосторожность, так как с приближением карнавала отели битком набиты и даже
заняты бильярдные, курительные и ванные комнаты.
Читая газеты, в которых публикуются списки приезжающих, вы
удивляетесь количеству английских имен. Карнавал в Риме едва ли не самый
интереснейший в мире. От раннего утра первого же дня масленицы все здесь
охвачены крайним возбуждением. Вашей прислуги нет дома. Она, переодевшись в
какие-то яркие лоскуты, наклеив себе искусственный нос из папье-маше и длинную
бороду, отправилась на улицу. Портье, этого первого лица в гостинице, тоже нет,
и на его месте стоит какой-то неуклюжий гарсон.
Сегодня каждый добрый римлянин изображает собою арапов,
полишинелей, чертей и т. д. Выходите вы на улицу, на площадь, - везде одно и то
же, везде бесшабашный маскарад. Все сословные различия на эту неделю упразднены.
Чопорные аристократки отвечают на любезности переодетого лакея, вчерашний нищий
под маской и в бумажном домино вскочит в карету к княгине Боргезе и, стоя на
подножке, весьма развязно станет разговаривать с ней. На балконах черноглазые
римлянки сами заводят беседы с проходящими внизу французами и кокетничают с
ними, что, по законам карнавала, нисколько не удивительно. На всех перекрестках
музыка, пляска, пение.
Общины слепых, глухих и всяких калек, все эти отлично
организованные специальности римского нищенства, во время карнавала непременно
вместе. Они все разрядились в разноцветную бумагу, как самый дешевый материал, и
за своими вожатыми, держась друг за друга, ходят по улицам и площадям, давая
серенады на гитарах. Дикое впечатление производят эти калеки в пестрых,
шутовских лохмотьях и веселых масках. С этими общинами нищих успешно конкурируют
студенты и вся учащаяся молодежь, которой в это время полон весь Рим.
Университетская молодежь в этом отношении делится на два разряда: богачей,
одетых в традиционный костюм средневекового студенчества из бархата и атласа, и
бедняков в оборванных плащах и порыжелых шляпах. Первые веселятся, вторые
пользуются карнавалом, чтобы заработать деньги. Студенты первой категории ходят
по домам знакомых аристократов, вторые останавливаются под балконом их палаццо и
подставляют свои широкие шляпы для мелочи, которую им бросают сверху.
Из всех подгородных деревень крестьянская молодежь тоже
является сюда. Она одета в живописные костюмы римской Кампаньи. Ее музыкальные
инструменты - бубны, дудки, мандолины.
Многие из этих гуляющих по городу крестьянских компаний
направляются также ко двору короля. Тут начиналась хоровая серенада,
исполнявшаяся до того торжественно, что королева Маргарита, слушавшая их с
балкона, просила иногда повторить.
Будучи свидетелем такой серенады перед дворцом, я думал, что
король бросит деньги. Оказалось, что этого от него бы не приняли, и Гумберт39
нашелся: он вышел из дворца и, войдя в круг, благодарил их в сердечных словах и
всем участникам жал по очереди руки.
Королева же сверху бросила им букет, который они тут же
разделили между собой.
Идя с площади дворца по направлению к Корсо, я встретил
комическое шествие. Человек тридцать-сорок молодежи были переодеты женщинами, но
женщинами в дезабилье: в женских рубашках, панталонах с кружевом и прошивками,
турнюрах, корсетах и самых эксцентричных шляпах, и все это без верхнего платья.
Толпу эту встречал и провожал гомерический хохот, и они заигрывали со встречными
мужчинами.
Усталый, вхожу я в кафе и сажусь на первый стул. Вдруг все,
сидевшие в кафе, бросились к окнам. Оказалось, что проезжает королевская чета.
Королева Маргарита, ехавшая в открытой коляске, раскланивалась с толпой.
Компания ряженых окружила экипаж. Один забрался в коляску и начал бесцеремонно
болтать с королевой. Король Гумберт ехал рядом верхом. На спину его лошади
карабкается какая-то маска. Король ни слова: таков обычай.
- Эй, Гумберт! - кричит ему из публики яркий арлекин. - Я
знаю, отчего ты не весел.
- Отчего?
- Оттого, что твоя Бианка уехала!
- Что же делать. Ничто не вечно, - отвечает король и дает
шпоры лошади. Сидевшая на спине его лошади маска летит вверх ногами.
Кругом хохот.
Дальше королю приходится выслушивать массу разных острот по
своему адресу...
Как только зажгут фонари и разъедутся шатающиеся с Корсо, на
всех площадях начинаются танцы. Шум становится оглушительным, движение бешеным.
Толпа повсюду такая, что трудно через нее протолкаться. И все это длится за
полночь...
Повеселившись, повидав все и побывав везде, я посетил
Неаполь, Пизу, Геную, Турин, затем снова вернулся на несколько дней в Рим и
получил аудиенцию у папы Льва XIII, который подарил мне, вместе с
благословением, прелестные перламутровые четки. Из Рима я уехал в Милан, где
думал остаться два дня, но тут со мной случилось нечто романтическое.
Записки корнета Савина:
Предисловие публикатора
| Содержание |
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
| Валя. Быль. |
Послесловие публикатора |
Примечания |
Фотоматериалы
|
|