|
|
|
|
Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877–1948)
Рисунки 1941-1942
Сейчас, когда со дня великой Победы прошло 60 лет, так важно услышать, почувствовать, увидеть подлинное о войне. Она была страшной. Я не воевал, но бомбы и мины на меня сыпались, горевшие деревни, убитых и раненых я видел…
Когда я первый раз просматривал многочисленные рисунки раненых Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой (это было в начале 1950-х годов), сделанные ею в московском Первом разборном госпитале в 1941-1942 годах, я не мог скрыть тяжелого впечатления от увиденного. Отбирались работы для экспозиции. Поверженная армия? Мне казалось, давать эти рисунки на выставке тяжело, трудно. Война была позади, но еще так близко.
С годами эти живые, неприукрашенные образы войны, их оголенность, сглаживались в моем сознании, и появлялось другое: вот это и есть настоящие герои, раненые отступающей армии, привезенные в госпиталь с подмосковных полей. Это они защитили Москву, не дали с ходу овладеть ею! А сколько осталось их там, в полях. И мое отношение к рисункам освобождалось от неудобства смотреть на страдания людей. Образ же художника Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой возрастал и наполнялся ее гражданским и личным мужеством. Рисунки поражают смелостью, лаконичностью, остротой формы, живой правдой. Вся жизнь госпиталя - тяжелейшие перевязки, ампутации, кровь и крики, зов о помощи - видна в этих рисунках. Задача художника - живо и правдиво выразить увиденное. Я думаю, что Нина Яковлевна не только рисовала, но, как заботливая мать, ухаживала за ними, писала им письма.
Художник не забывала и медперсонал - портрет хирурга, сестры… Невольно вспоминаешь "Севастопольские рассказы" Толстого. Помните ответы раненых в госпитале? Толстой тогда почувствовал - их нельзя победить. И ЭТИХ не победили.
Вот что написано на обороте некоторых рисунков: "Курилин, защитник г.Калинина. Четырнадцать ран (осколки) в обеих руках и ноге. Восемь месяцев на фронте". И еще: "Квасков. Три месяца. Раненный в голову. Жил, спрятанный у колхозницы в оккупированной немцами деревне". И адреса, адреса… Многие изображения не имеют подписей, да и не нуждаются в них.
Посмотрим же вместе рисунки, вспомним героев-солдат, художника и помолчим...
ИЛЛАРИОН ГОЛИЦЫН
|
Родилась в Петербурге, училась в Париже в студиях Коларосси и Делеклюза, затем -в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1906 года начала выставляться в Московском товариществе художников.
В 1918 году Нина Яковлевна создала театр кукол и силуэта художников Ефимовых, действовавший до 1940 года и давший около 2000 спектаклей на темы народных сказок и произведений Пушкина, Крылова, Андерсена, Боккаччо, Шекспира. В 1924 году участвовала в Международной выставке в Венеции, в 1926-1928 годах участвовала в выставках обществ "Четыре искусства" и "Маковец". Автор книг "Записки петрушечника" (1925), "Куклы на тростях" (1940), "Воспоминания о В.А.Серове" (1964) и др.
Нина Яковлевна Симонович-Ефимова и ее муж, известный скульптор Иван Семенович Ефимов (1878-1958), во время Великой Отечественной войны остались в Москве, отказавшись от эвакуации. Каждому из них было за шестьдесят лет.
Они жили зимой у Красных ворот, в доме 19 по Садово-Спасской улице, летом -на Новогиреевской улице, вблизи Измайловского парка (в письмах - Измайлово), в доме, построенном перед войной художниками Ефимовыми, Фаворскими, Кардашевыми для жизни и работы вдали от суеты московского центра. При доме был небольшой сад, где во время войны художники занимались огородничеством. В настоящее время в доме организованы мемориальные мастерские художников Ефимовых и Фаворского.
|
|
|
|
|