|
«Вижу вас, божественные дали…»
Тоскана. Юг
Фотовыставка
Фотовыставка цикла
«Вижу вас, божественные дали…», которую
ассоциация искусствоведов проводит
совместно с журналом «Наше наследие»
посвящена путешествию группы московских
искусствоведов и художников по югу
Тосканы.
Ренессансная и готическая
Италия как была, так и остается местом
паломничества ценителей искусства.
Казалось бы, все более совершенными
становятся способы передачи визуальных
образов – и с помощью развития современных
компьютерных технологий, и благодаря
все возрастающему качеству полиграфического
воспроизведения. Однако ничто не может
заменить взволнованного чувства живого
непосредственного погружения в
магнетическое пространство великой
итальянской культуры. И оказывается,
что у каждого из участников путешествия
оно свое, личное, неповторимое, что
отразилось в фотоснимках, вошедших в
экспозицию. Сиена, Ареццо, Картона,
Пиенца, Вольтерра, Сансеполькро,
многочисленные монастыри юга Тосканы,
созданные в XI
– XIV
веках, предстают великолепно сохраненными
памятниками мирового историко-культурного
наследия.
В
плену страсти
Где
мы были – мы не скажем, а что делали –
покажем.
(Попытка
самоанализа)
Я почитаю искусство фотографии и
восхищаюсь его мастерами. Но как назвать
свое собственное времяпрепровождение
в итальянских странствованиях? Разве
что профанацией вышеупомянутого
искусства. То и дело, почти рефлекторно,
я выхватываю свой цифровой фотоаппарат
из кармана (он всегда при мне, прирос к
ладони) и что-то зачем-то щелкаю, с
минимальным отбором.
Прежде, в эпоху пленочных фотоаппаратов,
экономя кадры, я раздумывала, выбирала,
заботилась о композиции, от многого
отказывалась. И иногда (очень-очень
редко) что-то даже получалось. Теперь
не то: щелкаю себе и щелкаю, что-то убиваю,
что-то оставляю, кое-что дотягиваю в
Photoshop`е. Одним словом –
губительная страсть!
Некогда, перед поездками (все больше по
Союзу) художники запасались альбомчиками,
карандашиками, мелками, кое-кто акварелью,
колонковыми кисточками и фляжками для
воды. Острым взором высматривали мотив,
концентрировали внимание, пренебрегали
удобствами, торопились ухватить
состояние, сосредотачивались, ценили
мгновение… и рисовали, без конца
рисовали. Конечно, рисование это было
почти автоматическим, но по ходу дела
до чего-то удавалось додуматься и что-то
прочувствовать. И хотя результаты чаще
всего внятны были только самому художнику,
кое-что пригождалось в последующей
работе. А случалось, что путевая акварель
или рисунок выходили так удачно, что
даже оказывались при ближайшем
рассмотрении истинными произведениями
искусства. Обыкновенно это выясняется
спустя время, чаще всего (увы-увы!) при
разборе художественного наследия.
Нынче редкий художник берет в путь-дорогу
альбом, блокнот и остро заточенные
карандаши «koh-i-noor»,
но непременно запасается памятью для
своего цифрового фотоаппарата. Путевые
фотосессии более всего похожи на
разбушевавшуюся эпидемию, стремительно
передающуюся от человека к человеку. С
одной и той же точки несколько человек
одновременно фотографируют один и тот
же лакомый сюжет, при этом каждый из
фотохудожников полагает, что видит
объект точнее и острее соседа-спутника.
Крайне неразумное и неэкономное
времяпрепровождение в ущерб глазу, душе
и живому чувству.
Разумеется, слова эти ни в малейшей
степени не относятся к искусствоведам,
которым отснятый материал нужен для
научной и преподавательской работы. Да
и вообще, все вышесказанное обращаю
только к себе самой, ни к кому другому.
Озирая плоды собственных усилий,
констатирую, что они увенчались лишь
слабым подобием дорожного дневника,
пунктиром ориентиров, не более. Понапрасну
я две недели «маньячилась» (выражение
заимствовано у племянника-подростка)
ради столь скромных результатов. Если
б просто смотрела, вертела головой,
дышала бы полной грудью, больше было бы
проку. И не пришлось бы завидовать
дальновидным людям, обошедшимся без
фотоаппаратов, не впадавшим на каждом
шагу в фотораж, не суетившимся всю
дорогу, не пытавшимся втиснуть Тоскану
в объектив, а увидевшим ее без каких-либо
рамок, как и должно человеку разумному
и путешествующему.
К счастью, в нашей странствующей среде
нашлись-таки продуктивные фотографы,
обладающие истинной зоркостью и яркой
индивидуальностью. Они отобрали лучшие
кадры из множества отснятого материала,
позволили увидеть Италию их глазами, и
теперь, собравшись вместе, мы сможем
вспомнить восхитительные октябрьские
дни, прожитые на юге Тосканы.
Ольга Вельчинская
|