Примечания
1
Дана отсылка к страницам раздела «Добавления и исправления», подглавка «Братья
Михайловы» [см. ссылку >>>], а также к отсутствующему в интернет-версии разделу
«Опечатки» (см. вступление от редакции).
2
Как указано выше (см. вступ. от ред.), мы были вынуждены отказаться от
воспроизведения иллюстративного ряда издания 1913 г., однако во избежание
текстуальных искажений сохранили не только этот пассаж, но и все отсылки в
тексте к соответствующим иллюстрациям. В примечаниях к этим внутритекстовым
отсылкам (см. ниже) мы как правило приводим те «объяснения» к иллюстрациям, о
которых говорит здесь Курбатов. Сам этот «Перечень и объяснение рисунков» (стр.
609–634), по понятным причинам (см. вступ. от ред.), полностью не приводится.
3 Вторая
строка эпиграфа процитирована ошибочно. У Пушкина: «Люблю твой строгий,
стройный вид…».
4 В
изд. «Курбатов В.Я. Петербург /
[Сост., текстол. обраб., науч. ред., коммент., послесл. А.П. Крюковских].
- СПб. : Лениздат, 1993» исправлено: «Петербург был основан Петром I 16 (27) мая 1703 года в
болотистой дельте Невы…» и т. д. (Указ. соч. С. 9).
5
Ниже та же церковь именуется Матфеевской.
6
Дана отсылка к тексту гл. «Д. Трезини» (раздел «Мастера Петровской эпохи»). [см.
ссылку >>>]
7
Отсылка к тексту гл. «Киавери, Микетти и Чиприани». [см. ссылку >>>]
8
Отсылка к тексту гл. «Эпоха Петра I». [см. ссылку >>>]
9
Картина Валериани (?) изображает Университетскую линию с каналом посередине (примеч. В.Я. Курбатова).
10
Отсылка к ил. материалу гл. «Д. Трезини». [см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков» (см. выше): «Стр. 23. Д. и П. Трезини. Кельи
Александроневской <так!> Лавры. Первая вышка - прежние теперь заложенные
ворота, вторая - ризница. Фот. А.Н. Бенуа».
11
Недавно, к сожалению, они вырублены (примеч.
В.Я. Курбатова).
12
Так в тексте изд. 1913 г.
13 Первый
сохранился, второй, почти столь же скромный, находился на месте нынешнего
дворца принца Ольденбургского (примеч.
В.Я. Курбатова).
14
Отсылка к ил. материалу гл. «Леблон». [см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 35. В. Растрелли (?). Ворота дома
гр. Шереметева. Растрелли их принято приписывать, но возможно, что
исполнены они раньше царствования Императрицы Елисаветы. Находятся на Литейном
пр. Фот. А.Н. Павловича».
15
Отсылка к ил. материалу той же гл. («Эпоха Императрицы Елисаветы. (Эпоха
Растрелли)»). Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 61. Растрелли. Решетка
Пажеского корпуса, кованое железо. Фот. П.С. Радецкого. <…> Стр. 65.
В. Растрелли. Пилон ворот Пажеского корпуса. Окраска должна быть
двуцветной. Фот. П.С. Радецкого».
16
Отсылка к ил. материалу той же гл. Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр.
63. Растрелли. Проект решетки для Смольного».
17
Отсылка к ил. материалу гл. «Общий вид Петербурга при Петре». [см.
ссылку >>>]
Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 42. Адмиралтейский луг и коробовское
Адмиралтейство при Императрице Елисавете. Деталь гравюры Махаева,
собств<енность> Музея Старого Петербурга».
18
См. примеч. 14. [см. ссылку >>>]
19
Стр. книги указана ошибочно. О Тучковом буяне говорится на стр. 53-54 (гл.
«Остатки дорастреллиевой эпохи»). [см. ссылку >>>]
20
Отсылка к ил. материалу гл. «Делямот». [см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 123. Делямот. Малый Эрмитаж. Фельтен. Старый
Эрмитаж. Фот. А.Н. Павловича».
21
Отсылка к тексту гл. «Леблон». [см. ссылку >>>]
22
Им написана обширная диссертация «О банях древних» (примеч. В.Я. Курбатова).
23
См.: Курбатов В.Я. Павловск :
Художественно-исторический очерк и путеводитель / В. Курбатов ; Книж. украшения
А.П. Остроумовой-Лебедевой. - [СПб.] : Община св. Евгении Красного Креста,
[1909].
24
Она находится на склоне холма и видна едущим в поездах Варшавской и
Царскосельской дороги (примеч. В.Я.
Курбатова).
25
Отсылка к ил. материалу гл. «Неогреческий стиль». [см. ссылку >>>] Подпись к ил.
на стр. 162: «Строганова дача в Новой деревне. Деталь картины
А. Воронихина в музее Александра III».
В «Перечне и
объяснении рисунков» к ил. на стр. 169 (в тексте неверно указана стр. 168)
подпись: «А. Воронихин. Деталь Строгановой дачи в момент сломки. Фот.
Муз<ея> Стар<ого> Петерб<урга>».
26
Отсылка к ил. материалу той же гл. Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр.
216. Гваренги. Мальтийская капелла (Пажеский корпус)».
27
«Какая церковь!» («Вот это церковь!») (итал.).
28
Отсылка к тексту гл. «А.Н.Воронихин». [см. ссылку >>>]
29
Отсылка к тексту гл. «Эпоха Императрицы Елисаветы. (Эпоха Растрелли)». [см.
ссылку >>>]
30
См. предыдущее примеч.
31
Отсылка к тексту гл. «Картина Елисаветинского Петербурга». [см. ссылку
на >>>]
32
Отсылка к ил. материалу той же гл. Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр.
273. Павловский орел над входом в Офицерскую Кавалерийскую школу (Шпалерная
ул.). Фот. А.Н. Павловича».
33
Пер. загл.: «Сравнение древней (античной) и современной архитектуры» (англ.).
34
Отсылка к ил. материалу гл. «Общий характер строительства Екатерининской эпохи»
[см. ссылку >>>].
Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 260. Церковь в селе Александровском
(Кулич) и колокольня (Пасха). Фот. П.С. Радецкого».
35
Отсылка к тексту гл. «Школа Воронихина». [см. ссылку >>>]
36
Отсылка к тексту гл. «А.Н. Воронихин». [см. ссылку >>>]
37
См. примеч. 23.
38
Отсылка к тексту гл «Общий вид Петербурга при Петре». [см. ссылку >>>] Об И.К.
Коробове речь идет в гл. «Петербург при преемниках Петра». [см. ссылку
на >>>]
39
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Екатерининской эпохи». [см.
ссылку >>>]
40
Отсылка к тексту гл. «Школа Воронихина». [см. ссылку >>>] Об Ф. Волкове речь идет в гл.
«Русские неоклассики». [см. ссылку >>>]
41
Отсылка к тексту гл. «Эпоха Петра I». [см. ссылку >>>]
42
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Екатерининской эпохи». [см.
ссылку >>>]
43
Отсылка к тексту гл. «Гваренги». [см. ссылку >>>]
44
См. примеч. 23.
45
Отсылка к тексту гл. «Томон». [см. ссылку >>>]
46
Отсылка к тексту гл. «Вторые мастера неоримского стиля». [см. ссылку >>>]
47
Отсылка к тексту и ил. гл. «Школа Воронихина» [см. ссылку >>>]. Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 199. А. Михайлов. Академическая баня или класс
животных при Академии. Фото Н.Г. Матвеева».
О церкви св.
Екатерины, Обуховской больнице и Училище глухонемых, упомянутых ниже, также
идет речь в этой главе (стр. 198–200).
48
Так в тексте.
49
Отсылка к тексту гл. «А. Ринальди». [см. ссылку >>>]
50
Отсылка к стр. текста гл. «Гваренги», посвященным Мариинской больнице,
Смольному и Екатерининскому ин-там [см. ссылку >>>], а также к ил.
из этой гл. Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 218. Гваренги. Портик
Мариинской больницы. Видны чудесные фонари главной лестницы. Фот. А.Н.
Павловича <…> Стр. 219. Гваренги. Садовый фасад Смольного Института.
Центральная часть фасада <…> находится в небольшом садике. Размеры колонн
и форма капителей принадлежат к совершеннейшим в архитектуре. Фот.
Муз<ея> Стар<ого> Петерб<урга> <…> Стр. 220. Гваренги.
Екатерининский Институт».
51
Отсылка к тексту гл. «Томон». [см. ссылку >>>]
52
Отсылка к тексту и ил. гл. «Русские неоклассики» [см. ссылку >>>]. Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 245. Константиновское Военное Училище на
Забалканском до перестройки. Раскраска желтое с белым».
53
Отсылка к тексту гл. «А. Захаров». [см. ссылку >>>]
54
Отсылка к тексту и ил. материалу гл. «Общий характер строительства
Екатерининской эпохи». [см. ссылку >>>]
55
Отсылка к тексту и ил. гл. «Начало упадка». [см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 394. Монферран. Дом на Морской ул. Следующий дом не
существует. Фот. Муз<ея> Стар<ого> Петерб<урга>».
56
Отсылка к ил. материалу гл. «Монферран, Кленце и Ефимов».[см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 401. Ворота в Академическом переулке. Стасов (??)».
[см. ссылку >>>]
57
Отсылка к ил. материалу гл. «Начало упадка» [см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 387. Российская бумагопрядильня, Обводный канал у
Новопетергофского моста. <…> Фот. Муз<ея> Стар<ого>
Петерб<урга>».
58
Отсылка к тексту гл. «Монферран, Кленце и Ефимов». [см. ссылку >>>]
59
Отсылка к ил., помещенной в гл. «Начало упадка» [см. ссылку >>>], но относящейся
к следующей гл. - «Монферран, Кленце и Ефимов», где идет речь о сооружении
Военного министерства на Исаакиевской площади [см. ссылку >>>]. Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 383. Монферран. Военное Министерство. Деталь
портика. Фот. Н.Г. Матвеева.
“Стоят два льва сторожевые -
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений” ».
60
Отсылка к ил. материалу гл. «Мосты Фонтанки».[см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 134. Каменный мост. Переезд Гороховой через
Екатерининский канал. Направо дом школы Растрелли. Фот. А.Н. Павловича».
61
Отсылка к ил. материалу гл. «Общий характер строительства Александровой эпохи».
[см. ссылку >>>]
62
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Екатерининской эпохи». [см.
ссылку >>>]
63
Отсылка к ил. материалу гл. «Эпоха Императрицы Елисаветы. (Эпоха Растрелли)». [см.
ссылку >>>]
Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 69. В. Растрелли. Средняя часть
дома гр. Строганова. Окраска должна быть двуцветной. Цоколь укорочен при
нивелировке Невского. Фот. Н.Г. Матвеева.
Стр. 71.
Растрелли. Ворота дома гр. Строганова. Тумбы стояли прежде вдоль панели на
Невском проспекте. Фот. Н.Г. Матвеева».
64
Отсылки к тексту и ил. материалу гл. «А. Захаров». [см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 311. Захаров и Щедрин. Деталь Адмиралтейства. Дает
понятие о силуэте щедринских статуй и о соотношении их с колоннадою башни. Фот.
Н.Г. Матвеева».
65
Отсылка к ил. материалу той же гл. («Скульптурные украшения и памятники»).
66
Отсылка к тексту гл. «А. Ринальди». [см. ссылку >>>]
67
Следует читать: Св. Петра (указание Курбатова в разделе «Опечатки», с. 661).
68
Отсылка к тексту гл. «Упадок». [см. ссылку >>>]
69
Здесь и ниже (до конца абзаца) отсылки к тексту гл. «А.Н. Воронихин», [см.
ссылку >>>]
«Александринский театр и Театральная улица» [см. ссылку >>>] и «Мосты
Фонтанки». [см. ссылку >>>]
70
Отсылка к ил. материалу гл. «Монферран, Кленце и Ефимов». [см. ссылку
>>>]
71
Отсылки к ил. материалу гл. «Особенности Петербургского зодчества» [см.
ссылку >>>]
и той же гл. («Металлические украшения»). Из «Перечня и объяснения рисунков» к
стр. 488 (а не 489): «Бронзовое украшение могильного памятника. Данное
украшение (чугунное, а не бронзовое) находится на памятнике тридцатых годов на
Тихвинском кладбище у самого входа. Подобных памятников много на Смоленских
православном и лютеранском кладбищах. Фот. Н.Г. Матвеева».
72 Отсылка к
ил. той же гл.
73
Отсылка к ил. материалу гл. «Живопись». [см. ссылку >>>]
74
Здесь и далее в тексте до конца раздела «Обзор художественного достояния
Петербурга» таким способом отмечены номера открыток по каталогу «Виды
Петербурга в открытых письмах издания Общины св. Евгении», помещенного в конце
изд. (стр. 7–21, вторая пагинация). Так как сами эти виды отсутствуют в
воспроизводимом изд. и ссылки на них носят рекламный характер, мы посчитали
бессмысленным приводить их названия в примечаниях, где и без того немало
объяснений к ил., которых нет в интернет-версии. Тем не менее мы не решились
удалить соответствующие пометы из текста, хоть они и затрудняют чтение, и
оставляем их так, как они даны в изд. 1913 г. (см. также вступ. от ред.)
75
Здесь и ниже (до конца абзаца) отсылки к тексту гл. «А. Захаров», [см.
ссылку >>>]
«Томон», [см. ссылку >>>] к ил. материалу гл. «Е. Фельтен», [см.
ссылку >>>]
и «Гваренги». [см. ссылку >>>]
76
Отсылка к тексту и ил. материалу гл. «Томон». [см. ссылку >>>]
77
Отсылка к тексту гл. «Гваренги». [см. ссылку >>>]
78
Отсылка к тексту гл., соответственно, «Эпоха Императрицы Елисаветы», [см.
ссылку >>>]
«В. Баженов» [см. ссылку >>>] и «Гваренги». [см. ссылку >>>]
79
Отсылка к тексту гл. «Неогреческий стиль». [см. ссылку >>>]
80
Отсылка к тексту гл. «К. Росси и завершение стиля Русской Империи». [см.
ссылку >>>]
81
Отсылка к тексту гл. «Вторые мастера великой эпохи». [см. ссылку >>>]
82
Здесь и ниже отсылки к тексту гл. «А. Захаров». [см. ссылку >>>]
83
Отсылка к тексту гл. «Эпоха Императрицы Елисаветы. (Эпоха Растрелли)». [см.
ссылку >>>]
84
Отсылка к тексту гл. «Гваренги». [см. ссылку >>>]
85
Отсылка к тексту гл. «Делямот». [см. ссылку >>>]
86
Отсылка к тексту гл. «Монферран, Кленце и Ефимов». [см. ссылку >>>]
87
Отсылка к предыдущей гл. («Зимний дворец») этого раздела.
88
Отсылка к тексту гл. «Монферран, Кленце и Ефимов». [см. ссылку >>>]
89
Отсылка к тексту гл. «Вторые мастера великой эпохи». [см. ссылку >>>]
90
Отсылка к тексту гл. «К. Росси и завершение стиля Русской Империи». [см.
ссылку >>>]
91
Отсылки к тексту гл. «Начало упадка» [см. ссылку >>>] и «Монферран,
Кленце и Ефимов». [см. ссылку >>>]
92
Отсылка к тексту гл. «Монферран, Кленце и Ефимов». [см. ссылку >>>]
93
Отсылка к тексту гл. «Александринский театр и Театральная улица». [см.
ссылку >>>]
94
Отсылка к тексту гл. «Е. Фельтен». [см. ссылку >>>]
95
Отсылка к тексту и ил. гл. «Начало упадка». [см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 386. Решетка Летнего Сада. Шарлемань 2-й (?).
Ваза из эльфдальского гранита, подарок шведского короля. Фот. Н.Г. Матвеева».
96
Отсылка к тексту и ил. гл. «Александринский театр и Театральная улица». [см.
ссылку >>>]
Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 355. Росси. Кофейный домик Летнего
сада. Неудачна темная окраска. Фот. Музея Стар<ого> Петерб<урга>».
97
Отсылки к тексту гл. «Влияния, обусловившие стиль эпохи» [см. ссылку >>>] и «Стиль
Петровской эпохи». [см. ссылку >>>]
98
Здесь и ниже (до конца абзаца) отсылки к тексту гл. «Картина Елисаветинского
Петербурга» [см. ссылку >>>] и «Прикладное искусство». [см. ссылку >>>]
99
Так в тексте. О монументе Суворова работы М.И. Козловского см. в гл.
«Скульптурные украшения и памятники». [см. ссылку >>>]
100
Отсылка к тексту гл. «А. Ринальди». [см. ссылку >>>]
101
Отсылка к тексту гл. «В. Стасов». [см. ссылку >>>]
102
Отсылка к тексту гл. «Вторые мастера великой эпохи». [см. ссылку >>>]
103
Отсылки к тексту и ил. материалу гл. «Делямот», [см. ссылку >>>] а также раздела
«Обзор художественного достояния Петербурга» и гл. «А.Ринальди». [см.
ссылку >>>]
104
Отсылка к тексту гл. «Гваренги». [см. ссылку >>>]
105
Отсылки к тексту гл. «Делямот». [см. ссылку >>>] и «Эпоха Императрицы
Елисаветы. (Эпоха Растрелли)». [см. ссылку >>>]
106
Отсылка к тексту раздела «Обзор художественного достояния Петербурга».
107
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Александровой эпохи». [см.
ссылку >>>]
108
Отсылки к тексту гл. «Начало упадка» [см. ссылку >>>] и «Монферран,
Кленце и Ефимов». [см. ссылку >>>]
109
Здесь и ниже отсылки к тексту и ил. материалу гл. «Гваренги». [см.
ссылку >>>]
Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 230. Гваренги. Зало в доме кн.
Кушелева-Безбородко. Чертеж самого художника в коллекции Императорского
Эрмитажа. Теперь это – почтамтская церковь. Изменения не очень велики и состоят
в сооружении иконостаса и изменении и добавлении живописи».
110
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Екатерининской эпохи». [см.
ссылку >>>]
111
Отсылка к тексту гл. «Украшения Петербурга, не связанные непосредственно с
историей Петербургского зодчества». [см. ссылку >>>]
112
Отсылка к тексту гл. «Александринский театр и Театральная улица». [см.
ссылку >>>]
113
Отсылка к тексту гл. «Томон». [см. ссылку >>>]
114
Отсылки к тексту гл. «Вторые мастера неоримского стиля». [см. ссылку >>>]
115
В разделе «Опечатки» к гл. «Невский проспект» дается следующее примечание:
«…Недавно на доме № 10 (Невский) открыты превосходные лепные украшения
60-х–70-х годов XVIII
в.».
116
Отсылка к тексту гл. «Скульптурные украшения и памятники». [см. ссылку
на >>>]
117
Здесь и ниже (до конца абзаца) отсылки к тексту гл. «Эпоха Императрицы
Елисаветы. (Эпоха Растрелли)» [см. ссылку >>>] и «А.Н. Воронихин». [см.
ссылку >>>]
118
Отсылка к тексту гл. «Упадок». [см. ссылку >>>]
119
Отсылка к тексту гл. «А.Н. Воронихин». [см. ссылку >>>]
120
Отсылка к тексту гл. «Делямот». [см. ссылку >>>]
121
Отсылка к тексту гл. «Вторые мастера неоримского стиля». [см. ссылку >>>]
122
Отсылка к тексту гл. «Русские неоклассики». [см. ссылку >>>]
123
Отсылки к тексту гл. «Александринский театр и Театральная улица». [см.
ссылку >>>]
124
Отсылки к тексту гл. «Гваренги» [см. ссылку >>>] и «К. Росси и завершение
стиля Русской Империи». [см. ссылку >>>]
125
Отсылка к тексту гл. «Гваренги». [см. ссылку >>>]
126
Отсылки к тексту гл. «Вторые мастера великой эпохи», [см. ссылку >>>] «Общий характер
строительства Александровой эпохи» [см. ссылку >>>] и «Русские
неоклассики». [см. ссылку >>>]
127
Отсылки к тексту гл. «Сады при Петре», [см. ссылку >>>] и «Последние
отзвуки барокко». [см. ссылку >>>]
128
Отсылки к тексту гл. «Александринский театр и Театральная улица» [см.
ссылку >>>]
и к тексту этого же раздела («Обзор художественного достояния Петербурга»).
129
Отсылка к тексту и ил. материалу гл. «Монферран, Кленце и Ефимов». [см.
ссылку >>>]
130
Отсылка к тексту гл. «Остатки дорастреллиевой эпохи». [см. ссылку >>>]
131
Отсылка к тексту гл. «Арка Главного Штаба». [см. ссылку >>>]
132
Отсылки к тексту гл. «Эпоха Императрицы Елисаветы. (Эпоха Растрелли)». [см.
ссылку >>>]
133
Отсылка к тексту гл. «Монферран, Кленце и Ефимов». [см. ссылку >>>]
134
Отсылки к тексту гл. «Ложные стили XVIII века» [см. ссылку >>>] и «Делямот» [см.
ссылку >>>]
135
Отсылки к тексту и ил. гл. «Вторые мастера неоримского стиля» [см.
ссылку >>>]
и «Вторые мастера великой эпохи». [см. ссылку >>>]
136
Отсылки к тексту гл. «Томон». [см. ссылку >>>]
137
Отсылка к тексту гл. «В. Стасов». [см. ссылку >>>]
138
Отсылка к тексту гл. «А.Н. Воронихин». [см. ссылку >>>]
139
Отсылка к тексту и ил. гл. «Вторые мастера великой эпохи». [см. ссылку
на >>>]
140
Отсылки к тексту гл. «Ложные стили XVIII века». [см. ссылку >>>] и «Общий характер
строительства Александровой эпохи». [см. ссылку >>>]
141
Отсылка к тексту гл. «Вторые мастера неоримского стиля». [см. ссылку >>>]
142
Отсылка к тексту гл. «Мосты Фонтанки». [см. ссылку >>>]
143
Отсылки к тексту и ил. гл. «Эпоха Императрицы Елисаветы. (Эпоха Растрелли)». [см.
ссылку >>>]
Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 89. С. Чевакинский.
Внутренность Никольского собора. (Картина Зарянко в Музее Александра III)».
144
Отсылка к тексту и ил. гл. «Эпоха Императрицы Елисаветы. (Эпоха Растрелли)». [см.
ссылку >>>]
145
Отсылки к тексту гл. «Ложные стили XVIII века» [см. ссылку >>>] и «Делямот». [см.
ссылку >>>]
146
Здесь и выше отсылки к тексту и ил. гл., соответственно, «Последние отзвуки
барокко» [см. ссылку >>>] и «Общий характер строительства Александровой
эпохи». [см. ссылку >>>]
147
Стихотворная надпись: «Мне чудится, что ее легкая тень│ Бродит вкруг этого
места.│ Я к ней! Но в тот же миг милый образ│ Ускользает без
возврата, и я остаюсь с моей скорбью» (прозаич.
пер. с фр. Е.А. Амитиной).
148Здесь
и выше (д. № 36) отсылки к тексту и ил. гл. «Гваренги». [см. ссылку >>>]
149
Отсылка к тексту гл. «А. Захаров». [см. ссылку >>>]
150
Так в тексте, однако такой стр. (933) в кн. нет (вероятно, надо читать: стр.
133). О Чернышевом мосте говорится в гл. «Мосты Фонтанки». [см. ссылку
на >>>]
151
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Екатерининской эпохи». [см.
ссылку >>>]
152
Никакой сноски на стр. 407 нет. Но в тексте есть указание: «Весьма возможно,
что многие из тех построек, которые выше <в гл. «Общий характер
строительства Екатерининской эпохи»> были отнесены к поздней Екатерининской
эпохе, на самом деле относятся к началу Александровской. К той же эпохе следует
отнести и многие дома с колоннадами, напр<имер>, дом № 57 на углу
Гороховой и Фонтанки с отличным фризом, воротами и забором воронихинского типа»
(см. гл. «Общий характер строительства Александровой эпохи» [см. ссылку
на >>>]).
Правда, это указание относится не к № 79/50, а к следующему - № 81/57.
153
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Екатерининской эпохи». [см.
ссылку >>>]
154
Отсылка к тексту и ил. материалу гл. «Общий характер строительства
Екатерининской эпохи». [см. ссылку >>>] Из «Перечня и объяснения
рисунков»: «Стр. 266. Дом Римско-Католической коллегии. Фонтанка 118. На снимке
- Садовый фасад, тогда как выходящий на Фонтанку переделан в середине XIX в., дом принадлежал
Державину».
155
Отсылка к тексту гл. «Последние отзвуки барокко». [см. ссылку >>>]
156
Отсылки к тексту и ил. материалу гл. «Скульптура», [см. ссылку >>>] «В. Баженов», [см.
ссылку >>>]
«Последние отзвуки барокко» [см. ссылку >>>] и «Скульптурные украшения
и памятники». [см. ссылку >>>]
157
Отсылки к тексту гл. «Александринский театр и Театральная улица». [см.
ссылку >>>]
158
Здесь и ниже до конца этой гл. («Садовая улица») даны отсылки к тексту гл.
«Русские неоклассики», [см. ссылку >>>] «Эпоха Императрицы
Елисаветы. (Эпоха Растрелли)», [см. ссылку >>>] «Гваренги», [см.
ссылку >>>]
«Неоримское течение классического стиля (стиль Русской Империи)» [см.
ссылку >>>]
и «Памятники Растреллиевой эпохи». [см. ссылку >>>]
159
Отсылка к тексту гл. «В. Баженов». [см. ссылку >>>]
160
Отсылка к тексту гл. «Вторые мастера неоримского стиля». [см. ссылку >>>]
161
Отсылка к тексту гл. «Русские неоклассики». [см. ссылку >>>]
162
Отсылка к тексту и ил. материалу гл. «Леблон». [см. ссылку >>>] Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 35. В. Растрелли (?). Ворота дома
гр. Шереметева. Растрелли их принято приписывать, но возможно, что
исполнены они раньше царствования Императрицы Елисаветы. Находятся на Литейном
пр. Фот. А.Н. Павловича».
163
Отсылка к тексту гл. «Гваренги». [см. ссылку >>>]
164
Здесь и ниже (до конца гл. «Шпалерная улица») отсылки к тексту и ил. материалу
гл., по порядку, «В. Баженов», [см. ссылку >>>] «Вторые мастера
неоримского стиля», [см. ссылку >>>] «Старов» [см. ссылку
на >>>]
и «Строительство эпохи Императора Павла». [см. ссылку >>>]
Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 237. Л. Русска. Кавалергардские казармы. Главный
дом - очень запущен. Фот. Н.Г. Матвеева».
165
Отсылка к тексту того же раздела («Обзор художественного достояния
Петербурга»).
166
Отсылка к тексту гл. «Русские неоклассики». [см. ссылку >>>]
167
Отсылка к тексту гл. «Е. Фельтен». [см. ссылку >>>]
168
Здесь и ниже (до конца гл. «Преображенская улица») отсылки к тексту и ил.
материалу гл. «Общий характер строительства Александровой эпохи». [см.
ссылку >>>]
169
Вероятно, описка (или опечатка). Правильно: Стасовым (см. также ниже в тексте).
170
Здесь и ниже (до конца гл. «Владимирский проспект») отсылки к тексту гл.,
соответственно, «Общий характер строительства Александровой эпохи», [см.
ссылку >>>]
и «Эпоха Императрицы Елисаветы. (Эпоха Растрелли)». [см. ссылку >>>]
171
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Александровой эпохи». [см.
ссылку >>>]
172
Здесь и ниже (до конца гл. «Николаевская улица») отсылки к тексту гл. «Томон» [см.
ссылку >>>]
и «В. Стасов». [см. ссылку >>>]
173
Отсылки к тексту и ил. материалу гл. «Эпоха Императрицы Елисаветы. (Эпоха
Растрелли)», [см. ссылку >>>] «Памятники Растреллиевой эпохи», [см. ссылку
на >>>],
«В. Баженов» [см. ссылку >>>] и «Общий характер строительства Екатерининской
эпохи». [см. ссылку >>>]
Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 253. Смольный Институт (Деталь). Садовый фасад (на
Неву) Александровской половины. Замечательная постройка, имеет кое-что общее с
баженовским проектом дворца-института. Фот. П.С. Радецкого».
174
Здесь и ниже (в гл. «Лиговка») отсылки к тексту гл. «Эпоха Императрицы
Елисаветы. (Эпоха Растрелли)» [см. ссылку >>>] и «Общий характер
строительства Александровой эпохи». [см. ссылку >>>]
175
Здесь и ниже (в гл. «Забалканский проспект») отсылки к тексту гл., по порядку,
«Ложные стили XVIII
века», [см. ссылку >>>] «Общий характер строительства Александровой эпохи»,
[см. ссылку >>>]
«В. Стасов» [см. ссылку >>>] и «Александринский театр и Театральная улица». [см.
ссылку >>>]
176
Отсылка к тексту гл. «В. Стасов». [см. ссылку >>>]
177
Отсылка к тексту гл. «Вторые мастера великой эпохи». [см. ссылку >>>]
178
Здесь и ниже (в гл. «Биржа») отсылки к тексту гл., соответственно, «Томон», [см.
ссылку >>>]
«Вторые мастера великой эпохи» [см. ссылку >>>] и «Киавери, Микетти и
Чиприани». [см. ссылку >>>]
179
Здесь и ниже (в гл. «Университетская линия») отсылки к тексту гл. «Гваренги», [см.
ссылку >>>]
«Остатки дорастреллиевой эпохи» [см. ссылку >>>] и «Живопись». [см.
ссылку >>>]
180
Здесь и выше отсылки к тексту гл. «Остатки дорастреллиевой эпохи», [см.
ссылку >>>]
и «Общий характер строительства Екатерининской эпохи». [см. ссылку >>>]
181
Отсылка к тексту гл. «Школа Воронихина». [см. ссылку >>>] Эта поправка
повторяется также в главке «Братья Михайловы» (раздел «Добавления и
исправления»). [см. ссылку >>>]
182
Отсылка к тексту и ил. материалу гл. «Особенности Петербургского зодчества». [см.
ссылку >>>]
Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 430. Д. Трезини. Аркады Старого
Гостиного двора. Сломаны зимою 1912–13 гг. Наружный вид здания был изменен в
начале XIX в. Фот. Муз<ея>
Ст<арого> Петерб<урга>».
183
В этой гл. отсылки к тексту раздела «Обзор художественного достояния
Петербурга» и гл. «Ложные стили XVIII
века». [см. ссылку >>>]
184
Отсылки к тексту раздела «Обзор художественного достояния Петербурга» и гл.
«Школа Воронихина». [см. ссылку >>>]
185
Отсылка к тексту гл. «Монферран, Кленце и Ефимов». [см. ссылку >>>]
186
Отсылки к тексту гл. «А.Н. Воронихин». [см. ссылку >>>]
187
Отсылки к тексту гл. «Е. Фельтен» [см. ссылку >>>] и, ниже, к
разделу «Обзор художественного достояния Петербурга».
188
Отсылка к тексту и ил. материалу гл. «Эпоха Петра I» [см. ссылку >>>] и след. Из
«Перечня и объяснения рисунков: «Стр. 13. Кроншпицы Галерной Гавани перестроены
в камне при Екатерине II».
189
Здесь и ниже отсылки к тексту гл. «Особенности Петербургского зодчества» [см.
ссылку >>>]
и «Упадок». [см. ссылку >>>]
190
Отсылка к тексту раздела «Обзор художественного достояния Петербурга».
191
Отсылка к тексту гл. «А. Ринальди». [см. ссылку >>>]
192
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Екатерининской эпохи». [см.
ссылку >>>]
193
Отсылка к тексту и ил. материалу гл. «Общий характер строительства Екатерининской
эпохи». [см. ссылку >>>] Из «Перечня и объяснения рисунков»: «Стр. 250.
Петровский дворец, сгорел в 1912 г. Строил, вероятно, Ринальди. Фот. П.С.
Радецкого».
194
Отсылка к тексту гл. «В. Стасов». [см. ссылку >>>]
195
Здесь и ниже отсылки к тексту гл. «К. Росси и завершение стиля Русской Империи»
[см. ссылку >>>]
и «Александринский театр и Театральная улица». [см. ссылку >>>]
196
Так в тексте.
197
Здесь и ниже (до конца гл. «Симбирская улица») отсылки к тексту гл. «Гваренги» [см.
ссылку >>>]
и «Скульптурные украшения и памятники». [см. ссылку >>>]
198
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Екатерининской эпохи». [см.
ссылку >>>]
199
Здесь и далее (до конца гл. «Крепость») отсылки к тексту и ил. материалу гл.
«Упадок», [см. ссылку >>>] «Мастера Петровской эпохи», [см. ссылку >>>] «А.Н.
Воронихин» [см. ссылку >>>] и «Особенности Петербургского зодчества». [см.
ссылку >>>]
Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 427. Шпиль Петропавловской крепости. Нынешняя форма
придана ему при возобновлении после пожара 1756 г. Фот. П.С. Радецкого».
200 Так в
тексте изд. 1913 г.
201
Здесь и далее до конца гл. «Невская Лавра» отсылки к тексту и ил. материалу гл.
«Старов», [см. ссылку >>>] «Особенности Петербургского зодчества», [см.
ссылку >>>]
«Скульптурные украшения и памятники», [см. ссылку >>>] «Металлические
украшения», [см. ссылку >>>] «Школа Воронихина» [см. ссылку >>>] и «Монферран,
Кленце и Ефимов». [см. ссылку >>>]
Из «Перечня и
объяснения рисунков»: «Стр. 441. Рака Св. Александра Невского в Лаврском
соборе. Сделана из первого серебра, добытого в России. Фот.
П.С. Радецкого».
202
Отсылки к тексту гл. «Металлические украшения» [см. ссылку >>>] и «Особенности
Петербургского зодчества». [см. ссылку >>>]
203
Отсылка к тексту гл. «Общий характер строительства Александровой эпохи». [см.
ссылку >>>]
204
Отсылка к тексту гл. «Школа Воронихина». [см. ссылку >>>]
205
Отсылка к тексту гл. «Русские неоклассики». [см. ссылку >>>]
206
Сохранена хронологическая несогласованность столбцов таблицы между собой (см.
изд. 1913 г.).