СТРОИТЕЛЬСТВО ЭПОХИ ИМПЕРАТОРА ПАВЛА.
Царствование Императора
Павла I было слишком
кратко для того, чтобы выработать какой-либо определенный стиль. Трудно даже
выяснить, насколько серьезны и сильны были стремления к созданию его. Дело в
том, что главное внимание Императора было устремлено на создание Михайловского
замка, последний же является слишком исключительным сооружением так, что не мог
быть примером для построек эпохи, да и был отделен от
города лугом и рвами. Он стоит в истории архитектуры особняком, как Капрарола, Эскуриал, Маффра, Сомерсет Гауз и т. п.
Строители его вспомнили приемы барокко, применили их с чрезвычайною силою
(аттик северного и центр южного флигеля), но эта сила и красота не увлекала
последующих зодчих. Новые идеалы были непоборимы. А
потому дом кн. Гагариной, церковь и капелла Мальтийского ордена были заказаны Гваренги, который в этих именно произведениях освободился
от последних отзвуков барокко.
Сооружение Михайловского
замка повлияло на дальнейшее развитие зодчества мыслью о застройке громадного
участка по общему плану. Обширный замысел Смольного, по существу, был замыслом
единой постройки, хотя и раскинутой на большом пространстве, проект обстройки
площади Зимнего дворца не был выполнен целиком. Замок, площадь Коннетабля, павильоны,
манеж и конюшни, т. е. все пространство между Фонтанкой и Итальянской улицей,
было распланировано с расчетом на эффект развертывания перспективы по мере
приближения к замку. После этого легко могли появиться и
площадь Александринки с Театральной улицей и
Михайловский замок с одноименной улицей и естественна была перестройка
южной стороны площади Зимнего дворца в одно колоссальное целое.
Кроме замка внимание Павла
I было обращено на
скорейшее окончание обстройки столицы. Благодаря этому, мраморный Исаакий Ринальди получил
неудачный кирпичный купол Бренны, на Царицином лугу, обращенном в плац еще при Екатерине II, появились стройный Румянцевский обелиск и дивный монумент Суворову-Рымникскому
князю Италийскому. Тогда же была начата отделка берегов Мойки гранитом.
Наряду с этими работами
Император увлекался и романтическими (ложноготическими)
постройками. Еще в бытность его Наследником на Каменном острове была построена
церковь Св. Иоанна. Один из шпилей Михайловского замка
и башня во дворе Константиновского артиллерийского училища отдаленно напоминают
приемы готики, а еще романтичнее гатчинский Приорат и павловская
крепость Бип. Наконец памятником спешности, с какой
возводились постройки, и экономии остаются Аракчеевские казармы - низкие
одноэтажные флигеля на Шпалерной улице, украшенные громадным мальтийским орлом
над дверьми. (Рис. стр. 273)32.
Последним строительным
замыслом Императора был проект Казанского собора, порученный сначала Камерону,
но выполненный Воронихиным. (Впрочем, Павел Петрович, еще в бытность
Наследником, писал митрополиту Платону о желании иметь в столице храм, подобный Св. Петру римскому).
Нетерпеливый по природе
Император требовал быстрого исполнения приказаний, и многие из них остались
незаписанными. Благодаря этому, история многих построек остается темной.
Сопоставляя вместе архивные данные, записки современников, чертежи и характер
сооружений приходится думать, что ближе всех к Императору были Баженов и Бренна. Первому, вероятно, принадлежат основные замыслы и
замка и Казанского собора. По его же мысли, вероятно, Император задумал издать
чертежи замечательных русских построек, что к величайшему сожалению не было
выполнено. Бренна, по-видимому, был неутомимым
исполнителем замыслов Императора, и без его исключительной энергии замок не был
бы окончен в три года.
Таким образом,
царствование Императора Павла не надолго нарушило последовательное изменение
петербургских стилей. Оно как бы всколыхнуло его слишком ровное, даже чуть
замедленное течение при Императрице Екатерине II, напомнило о быстроте построек и
увлечении ими при Елизавете. Этим был подготовлен строительный размах и
совершенство Александровской эпохи, имеющей мало равных
в истории искусства.