РУССКИЕ НЕОКЛАССИКИ.
Рядом с итальянцами -
зодчими классического направления работали и русские. Классиком можно считать
уже Старова, так как по внешности все его приемы классичны, хотя иногда и
обвеяны еще духом барокко. Таковы бесконечные колоннады потемкинского дворца и
собор Невской Лавры - во многом напоминающий церкви Палладио и Виньолы.
Рядом со Старовым работал
Е. Соколов (1750–1821), о котором, вообще говоря, известно очень и очень мало,
хотя возможно, что это был выдающийся мастер. Он проектировал и строил угловую
часть здания Публичной Библиотеки (1795–1797), задумав ее просто, оригинально и
в полном соответствии с расположением здания на углу проспекта и Садовой.
Трудно найти определенное сходство этого здания с произведениями кого-либо из
известных мастеров того времени. Сами размеры этажей, расположение, форма окон
и расстановка колоннады своеобразны и лишь отдаленно напоминают приемы Гваренги
и Камерона, являясь как бы своеобразным сочетанием стиля этих двух мастеров.
Внутреннее убранство, по-видимому, было весьма интересно задумано, но, к
сожалению, постройка была прервана в царствование Императора Павла.
Кроме этой постройки
Соколов принимал участие в переделке Аничкова дворца и придал его стенам
нынешний вид, быть может, не без указаний Гваренги. Во всяком случае, если даже
иметь в виду влияние последнего, одного здания Библиотеки достаточно, чтобы
отвести Соколову почетное место в истории русской архитектуры, и тем
примечательнее, что последний участвовал в сооружении Михайловского замка и во
время закладки был на первом месте среди архитекторов.
Другой русский архитектор
Федор Волков (1755–1803) интересен потому, что считался замечательным
рисовальщиком. Однако, исполненные им постройки носят
слишком деловой характер, чтобы судить о нем, как о художнике. Ему за последнее
время приписывали бывший дворец гр. Воронцова, теперь Константиновское училище.
Во всяком случае это здание принадлежит к числу
замечательных произведений эпохи.
В отличие от стройных
сооружений Гваренги и Соколова и растянутых Русска здесь подчеркнут невысокий
нижний этаж рустами, а на него поставлены три сильных колоннады. Хотя
впечатление протяженности и осталось, но эффект фасада совершенно целен. Сам
прием распределения масс в этой постройке является совершенно самостоятельным и
немного спустя был доведен до высшей выразительности в
Адмиралтействе Захаровым. Следует обратить внимание на интересные наличники
окон второго этажа с прерванными рустами и эффектными замковыми камнями.
Весьма значительным и
вполне оригинальным мастером представляется Федор Иванович Демирцов
(1783–1823). В своей лучшей
постройке - новом арсенале (1808) - он достиг поразительной красоты и далеко
превзошел Л. Русска при решении аналогичной задачи. Так же, как у последнего
(Кавалергардских казармах), и здесь к середине здания
была прислонена эффектная колоннада, довольно смело раздвинутая против среднего
окна фасада. К колоннаде с двух сторон примыкали гладкие поля стен, а по обе
стороны тянулись длинные, сплошь рустированные стены, выдержанные в строгих
пропорциях. Они замыкались воротами, обрамленными эффектными павильонами. Вдоль
стен здания над колоннадою портика и над краевыми воротами были протянуты
густые фризы из арматур. В целом
здание производило торжественное и, вместе с тем, пышное впечатление. Теперь,
увы, и колоннада, и фризы уничтожены.
Из церковных сооружений
Демирцова церковь Св. Сергия (1796–1800) несколько
ординарна, хотя и вполне благородна в деталях и имеет хорошо поставленный
простой по форме купол.
Церковь Знамения
(1794–1804) весьма замечательна по замыслу. В ней,
очевидно, строитель исходил из Камероновской (или Старовской) имитации Св. Софии константинопольской. Здание имеет почти
квадратный план, средний купол не высок, но очень широк. Со стороны алтаря и
входа к нему примыкают полукупола, и все пространство под ними охвачено
колоннадою, замыкающей таким образом средний неф. Иконостас сливается с этой
колоннадой. Таким образом, получилась цельность впечатления от внутреннего
убранства без нарушений основных требований православного
церковностроительства, т. е. Демирцов добился того, чего не мог дать Русска в
церкви Скорбящей Б<ожией> М<атери>.
Благодаря легкости боковых колоннад приделы удачно связаны с главными нефами.
Несколько расползшееся здание церкви благородно по контуру и очень скромно
орнаментировано рустами.
Таким образом, Демирцов
(он строил еще дворец в Грузине и второй корпус на Карповке) сыграл
значительную роль в развитии русского зодчества и участвуя в развитии двух
архитектурных мотивов: 1) употреблении густых фризов над стенами, сравнительно
скупо прорезанными окнами, 2) усилении боковых куполов почти до размера
главного.
Деятельность арх<итектора> Н.А. Львова (1751–1803) весьма мало
выяснена, а между тем он, как архитектор любитель, разносторонне образованный и
близкий к Императору Павлу I мог существенно повлиять на характер
строительства. По его рисунку был выстроен из глиняных глыб гатчинский Приорат,
постройка курьезная, но не лишенная своеобразной прелести. Ему же приписывают
здание С.-Петербургского Почтамта, строгое, со спокойными деталями в стиле
Гваренги, но с повышенной постановкою колонн, как у Баженова. Здание
превосходно задумано и как деловая постройка имеет очень мало украшений, однако
величественно, хотя эффект пропадает, потому что оно находится в узкой улице.
Маска льва под средним фронтоном интересно стилизована. Церковь-ротонда в
имении Львова в Тверской губ. (подобная
имеется на Шлиссельбургском тракте) интересна по замыслу, близкому к предыдущей
эпохе. Все вместе взятое заставляет думать, что значение Львова в истории
русского искусства довольно значительно, тем более,
что он перевел книгу Палладио.