ПЕТЕРБУРГ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ ПЕТРА.
Преемники Петра продолжали
строить в том же стиле, но роскошь, которую проявлял Петр в последние годы
своего царствования, сказывалась все сильнее и сильнее. Переменился и состав
зодчих. Выдвигаются русские мастера вроде М. Земцова, Еропкина, Коробова и
других. Они не могли быть еще значительными фигурами, потому что те, которые не
попали за границу, должны были отчасти сбиться с толку под влиянием
разнообразия стилей приезжих иностранцев, а попавшие за границу чувствовали себя
непривычно среди совсем иных форм и приемов.
Михаил Григорьевич Земцов
(1688–1743), ученик Д. Трезини, помощник Леблона и Микетти, начиная
с тридцатых годов XVIII века занял выдающееся положение в Петербурге, до
той поры много работал как ремонтный дворцовый архитектор. Из самостоятельных
сооружений его сохранился прелестный павильон «домик Дедушки Русского флота» в
крепости - немного грузный, но очень элегантный по профилю и формам оконных
наличников. Церковь Cв. Симеона и Анны в Симеоновском переулке (1732–1742) не
вполне согласована в массах. На поперечном
продолговатом нефе поставлен восьмиугольный барабан купола, к нему
примыкает низкий слегка расплывшийся продольный неф. Колокольня довольно
стройна, хотя профиль ее маловыразителен.
Церковь Рождества
Богородицы, бывшая на месте Казанского собора, в общем
напоминала Петропавловский собор. Внутри состояла как бы из трех нефов, причем
свод среднего опирался на тонкие колонны. Боковые стены прорезаны большими
окнами. К сожалению, картина Бельского (в собр<ании>
Фабрициуса), изображающая внутренность церкви, довольно фантастична.
К значительным работам
Земцова принадлежал Итальянский дом Императрицы на месте Екатерининского
Института.
Иван Кузьмич Коробов (род. в 1700 г<оду>) был послан
Петром в Голландию и по возвращении служил архитектором в морском ведомстве. Он
строил каменную башню Адмиралтейства, придав очень элегантный профиль ее шпилю.
Она, как и остальные его постройки, не дошла до нашего времени. Иван Яковлевич
Бланк (род. <в> 1708
г<оду>), ученик Земцова, строил Знаменскую церковь в Царском Селе.
Рядом с упомянутыми и еще
несколькими русскими мастерами, вроде Еропкина, работали выдающиеся иностранцы,
из которых особенно выделяются молодой Растрелли и П. Трезини.
Пиетро-Антонио Трезини
(род. в 1710 г<оду>),
сын Д. Трезини и крестник Петра Великого, гораздо талантливее и смелее своего отца Доменико и дяди
Джузеппе и, вероятно, помогал первому при сооружении Александро-Невской лавры.
По крайней мере, проект митрополичьих флигелей в Лавре подписан Пиетро, и главы
над ризницей и музеем имеют характерные вытянутые вверх барабаны куполов.
Красива ограда у реки Монастырки, равно как вид на флигеля с моста (см. стр.
23)10 [см. ссылку >>>] и со стороны Духовной
Академии. Входные с Александро-Невской площади ворота впоследствии были
перестроены.
Самыми характерными
постройками П. Трезини были Гocпитальная церковь,
стоявшая около угла Миллионной и Аптекарского переулка, и прежняя католическая
церковь. И то
и другое сооружение имели группу из пяти сильно вытянутых вверх куполов, причем
средний доминировал над крайними, имевшими вид столбов.
К католической церкви
сбоку прилегали красиво изогнутые низкие флигеля, любимый прием мастеров
следующего стиля.
Самым замечательным
сооружением П. Трезини был бы, вероятно, Успенский собор на Мокруше, т. е.
нынешний Князь-Владимирский. Он был проектирован в
подражание Успенскому Московскому собору, но, к сожалению, сгорел, а модель его
не сохранилась.
Эта церковь, равно как и
Госпитальная и католическая, замечательны как первые образцы пятиглавия в
Петербурге и являются попытками выражения церковного назначения постройки чисто
архитектурным приемом - подчеркиванием возвышения куполов. Такие возносящиеся
купола имелись уже на Руси в Ярославле (церковь Иоанна Златоуста на Коровниках)
и на Западе (Св. Борромея в Вене). Трезини, во всяком случае, подходил к
решению вопроса о русском церковном типе, но ему пришлось отступить перед
надвигающимся влиянием младшего Растрелли. Последний уже при
Анне Иоанновне строил в Петербурге, но все-таки главная его деятельность до
царствования Императрицы Елизаветы протекала в Москве.
ОБЛИК ПЕТЕРБУРГА В ЭПОХУ ПРЕЕМНИКОВ ПЕТРА.
Общий вид Петербурга при
Екатерине I или Анне
Иоанновне не был особенно блестящим, так как Император Петр II и Анна Иоанновна подолгу проживали вне
Петербурга. Немудрено, что улицы были запущены, хотя время от времени и
отдавались указы об опрятном содержании их. Одним из таких указов (1734) было
повелено устроить Невский проспект: перспективную дорогу к Александро-Невскому
монастырю «8 сажень шириною и по обеим сторонам, по 2 рва окопав, обсадить
деревьями в четыре ряда». На протяжении Невского были устроены три триумфальные
арки Шумахером ко дню въезда Анны Иоанновны после коронации, в 1732 году.
Местность за ними до
монастыря, равно как и к югу от Невского,
застраивалась очень слабо. Наоборот, местность между Невским и Невой довольно
быстро заполняется населением, так что Анне Иоанновне Мытный двор строят около
нынешнего Калашниковского проспекта.
Крупных гражданских
сооружений в это время не было, так как Двор часто проживал в Москве. Впрочем,
скромные по размерам петровские дворцы оказываются недостаточными. Трезини
увеличил второй Зимний дворец, построенный Маттарнови, почти втрое, а
Императрица Анна Иоанновна тотчас по вступлении на престол поручила молодому
Растрелли, только что вернувшемуся из-за границы, перестроить палаты Апраксина
в новый (третий) Зимний дворец. Для увеличения постройки были прикуплены
соседние здания.
Новые церкви, построенные
П. Трезини и Земцовым, благодаря высоким куполам и колокольням, прибавили много
блеска столице, но все вместе еще не было согласовано.