САДЫ ПРИ ПЕТРЕ.
Как ни странно, но о
внешнем виде садов Петровской эпохи можно лишь догадываться, так как планы и
чертежи слишком схематичны. Однако, вопреки общепринятому мнению, приходится
думать, что сады создавались преимущественно под влиянием голландских, но не
французских образцов, так, в них не было подъемов невысокими террасами и не
было радиального расположения аллей. Пространство сада было поделено широкими
аллеями на квадраты, последние обтянуты невысокими стриженными
шпалерами. По краям сада обыкновенно проходили трельяжные галереи, перекрытые
вьющейся зеленью, а по углам находились трельяжные беседки (Екатерингоф,
Сад Меншикова). Весьма редко (кроме Стрельны) устраивали какое-либо центральное украшение, и
даже дворец часто располагали асимметрично (1-й Летний). Словом, общая картина
ближе всего к садам XVII
века в Бельгии и в Голландии. (Сад при доме Рубенса и изображенный на портрете
маркиза Сантини работы Сустерманса).
Кроме подстриженных
архитектурных садов, Петр с чисто практическою целью насаждал рощи дубов (в Сестрорецке) и лиственниц (в Финляндии недалеко от Райвола). Часть таких же чужеземных деревьев была посажена
в Петербурге (напр<имер>, дуб на Каменном острове, тополь, уничтоженный при
постройке Троицкого моста, и т. д.).
ОБЩИЙ ВИД ПЕТЕРБУРГА ПРИ ПЕТРЕ.
Центром города был
скромный дворец на устье Фонтанки, стоявший в великолепном саду, потому что к
1725 году (кончине Петра) деревья уже разрослись. По набережной Невы стояли три
галереи, построенные Маттарнови по проекту Шлютера, и в средней из них
Таврическая Венера. Вдоль аллей были протянуты палисады, нужно думать,
затейливо подстриженные, и в зеленых нишах стояли каменные изваяния.
Великолепный грот стоял на берегу Фонтанки, и перед ним простиралась главная
аллея с фонтанами эзоповых басен работы Пино и
Растрелли. За ним к югу до Невского проспекта было оставлено пространство для
сада, но последний еще не устроен.
Вверх по Неве находился
Литейный дом в конце нынешнего Литейного проспекта, за ним, к Смольному, лежали
дворцы наследника и царевен. Вниз постройки тянулись до Адмиралтейства,
окруженного широким рвом. Над входными воротами здания уже возвышалась башня,
пока еще деревянная. Вокруг Адмиралтейства оставалось пустое место
(Адмиралтейский луг) и за ним на берегу Мойки, между нынешним Певческим и Синим
мостами, были уже строения, а ближе к Царицыну лугу помещались немецкая и греческая слободы.
Эффектнее всего выглядел
Васильевский остров, где главное внимание привлекали палаты князя Меншикова и его домовая церковь, стоявшая рядом, а также
здание 12-ти коллегий, только еще начатое постройкою, и будущая Кунсткамера.
Остальная часть острова была топью, среди коей был намечен Большой проспект.
Петербургская сторона была населена преимущественно рабочим людом, откуда и
название улиц (Гребецкая, Пушкарская и т. д.). На
набережной вдоль Невы и Большой Невки стояли дома
приближенных Петра. У Карповки было расположено
обширное подворье Новгородского митрополита.
На Выборгской стороне на
месте Медицинской академии находился военный и морской госпиталь.