СТАРОВ.
Архитектор Иван Егорович Старов (1743–1808) стоит как раз на переломе стилей.
Влияние барокко в его постройках незначительно и сказывается в том, что он не
мог достигнуть полной выразительности классических форм. Постройки его всегда
растянуты, а планы их сложны, как у большинства теоретиков этой эпохи.
От одной из них - дворца
на Мызе Пелла (1784–1789) - осталось очень мало.
Таврический дворец (1782) снаружи не интересен, хороша только великолепная
ограда двора. Внутри удалось восьмигранное зало, покрытое плоским потолком
(эффект свода получен росписью), и колоссальное Екатерининское зало,
прилегающее к обширному зимнему саду. Оно, как и сад, установлено рядами
ионических колонн. Может быть, эти ряды и были несколько монотонны, но
производили сильное впечатление своей протяженностью. В зимнем саду (теперь зал
заседаний Государственной Думы) в круглой беседке стояла статуя Екатерины, а
кругом были устроены пригорки и клумбы с цветами. Дворец при Императоре Павле
был заброшен, в начале XIX
века реставрирован Л. Русска, снова заброшен и служил
складом дворцовой мебели и, наконец, искажен при приспособлении для
Государственной Думы.
Лучшее сооружение Старова - Собор Александро-Невской лавры. Правда, профили
его немного скучны, но и купол и портик
не лишены торжественности. Внутри здание очень светло и довольно удачно по
пропорциям. Интересна постановка алтаря на значительном возвышении, что
чрезвычайно удобно для архиерейских богослужений, и форма сильно вогнутого
иконостаса. К сожалению, эффектная полукруглая колоннада в
алтаре почти не видна ни из самой церкви, ни находящимся в алтаре, так как она
зажата между иконостасом и наружной стеною.
Купол собора, несмотря на
значительные размеры, производит не особенно сильное впечатление, так как не
найдена удачная линия контура. Главный неф удачно декорирован приставленными
колоннами.
Остается отметить еще
церковь Покрова, сильно искаженную в последнее время, и возобновление бульваров
на Невском проспекте в 1803 г<оду>.
Старов
является характерным мастером переходного времени. Не обладая большими
способностями, он умело приспособился к новым влияниям и старался брать из них
лишь то, с чем был в состоянии справиться. Так и для Таврического дворца он
выбрал самые простые формы купола, дорического портика и однообразную форму
колоннад, в соборе Невской лавры в общем принят
классический план Виньолы (Джезу),
но купол поддерживается такими тяжелыми устоями, что боковые нефы совершенно
отделены от среднего и от трансепта.
Старов,
с одной стороны, является мастером переходной эпохи, так как допускает
значительную сложность плана (Таврический дворец) и применяет детали барокко
(верхи колоколен и форма иконостаса Лаврского собора), с другой стороны, он
пытался проводить принципы классицизма. Однако, почти ни разу, кроме купольного
зала Таврического дворца, ему не удалось приблизиться к классической ясности.
Слишком растянуты колоннады дворца и слишком случайно
размещение колонн в зимнем саду. Дворовые портики дворца, как и портики собора,
совсем не кажутся произведением классика, как и проект убранства комнаты легкими колоннами. Наоборот, садовые портики,
комната с голубыми колоннами и павильон Пеллы почти классичны.