В.Я. Курбатов. Петербург
| От редакции |
Оглавление |
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
| Примечания |
Фотоматериалы
НЕОРИМСКОЕ ТЕЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ (СТИЛЬ
РУССКОЙ ИМПЕРИИ).
Неогреческий стиль
соответствует эпохам индивидуализма и свойственен частным сооружениям; он
характеризуется некоторою долею интимности. Памятники его
назначались не для толпы и не для тех, кто хочет властвовать над толпой. Чтобы
влиять на последнюю, нужны или пышность, или спокойное
величие. Императрица Екатерина II превратила русское царство в северную империю благодаря тем
средствам, которые подготовил Великий Петр. В то время,
как Петр и «дщерь Петрова» жили среди народа одной с ним жизнью, а дворцы их
казались естественным завершением общенародных жилищ, Императрица Екатерина
жила в апартаментах, доступных лишь приближенным, а сама показывалась народу
среди блеска и в особых дворцах, назначенных для празднеств, но не для
обитания. Для этих дворцов нужен был особый стиль, - стиль недосягаемого
спокойного величия. Он должен был производить это впечатление при отсутствии
всякой пышности, так как пышность и богатство доступны всякому, величие же и
красота доступны лишь избранным. Императрица Екатерина принадлежала к таковым и
сумела найти для себя первоклассных мастеров, и среди них первым был бергамский
уроженец Джакомо Гваренги (1744–1817).
Гваренги был не только
гениальным мастером неоримского стиля, но должен считаться творцом его. Значение этого стиля заключается в стремлении создавших его к чисто
архитектурной прелести постройки, независимой от утилитарных целей или
преднамеренной пышности, но в то же время полной величия. Этот стиль
является пределом классических стремлений.
При сооружении каждого
здания неизбежна борьба между стремлением освободиться от всяких украшений,
посторонних конструкций, и стремлением возможно
украсить постройку. В античном мире, т. е. в эпоху естественного развития
искусства, все детали постройки были органически связаны в целое. Позже
религиозный порыв готики поднял все линии постройки ввысь и строительную задачу
заменил декоративной. Ренессанс выдвинул чисто практические задачи
(дворцы-крепости), а барокко затемнило строительные задачи сгущением украшений.
Эта эпоха решала борьбу между значением конструкции и значением украшений в
пользу последних, доходя до возведения декоративных стен, не имеющих логической
связи с остальным зданием (порталы барочных соборов). Только самые большие
мастера этого стиля - Борромини, оба Мансара, Л. Гильдебрандт и Растрелли - в
лучших вещах достигали полной гармонии строительной и декоративной красоты.
Стремление освободиться от
декорирования постройки замечается еще во времена раннего ренессанса в проектах
Л.Б. Альберти (1405–1477), формулируется Л. Да Винчи (1452–1519) и дается в
реальных постройках Браманте (1444–1514).
Замечательно, что
последний не сделал, а возможно, что и не мог сделать, этого в Милане, где был
дружен с Л. Да Винчи. Там слишком были сильны традиции ломбардских мастеров,
украшавших стены мелкими колонками и скульптурами. Только в Риме, где еще не
была выработана собственная школа, Браманте мог создать храмик на Монторио и
проект Св. Петра. И в том и в другом сооружении не
было иных украшений, кроме колоннад, тесно связанных с конструкцией самой
постройки. То же направление видно в работах Перуцци и в теоретических замыслах
Серлио и Палладио. Однако, и последний далеко не во
всех постройках отказывался от прилепленных украшений и далеко не всегда
украшения доводил до масштаба архитектурных. Все эти мастера являются
основателями нового классицизма, который не надо смешивать с ложноклассицизмом.
Классицизм (в том числе и неоклассицизм) есть стремление к возможно совершенному
и рациональному решению строительных задач. Подражание не составляет его
сущности, но сходство форм объясняется сходством задач и стремлений строителей.
Несмотря на колоссальное
влияние книг Палладио на последующие поколения, весь континент жил идеями
барокко, и только в далекой Англии после Иниго Джонса (1572–1652), преемника по
духу Палладио, не умирали заветы классицизма, давшие в конце концов бр<атьев> Адамов, Соана и Смирке и у нас Камерона и
Воронихина. Идеи Палладио не могли развиваться в Италии потому, что страна
жила, с одной стороны, религиозным изуверством иезуитов, а с другой - роскошью
разбогатевших дворян и торговцев. Не мудрено, что строгие монументальные формы
были всем чужды. Но идеи Палладио не умирали, а мастерство строителей делалось
все выше и выше. Колоссальные купола Рима, Пистойи и Генуи, изумительные дворы
и лестницы генуэзских палаццо, постройки Лонгены, колоннады Бернини, капризные
и в то же время логичные замыслы Борромини и Фуги привели к тому, что мастерам
следующего поколения не было пути в сторону развития пышности и декорации.
Оставалось отбросить от здания все лишнее и оставить, как украшения, только
купол и колоннаду. Для этого были нужны новые условия жизни, так как Италия
была разбита на отдельные области и быстро разлагалась, благодаря ничтожности
интересов. Нужно было более сплоченное государство, где приходилось бы строить
не для отдельных лиц, а для вечности, и где было бы прилично стремление к
ясности и лаконичности. Вот почему, как Браманте только после переезда в Рим
мог дать классичные сооружения, так Гваренги развернул свое дарование только в
России. Здесь почва для этого была особенно благоприятна, и только в Петербурге
можно было дойти до такого спокойствия и совершенства, какое мы видим в
Александровском и Английском дворцах, портике Конногвардейского манежа,
Государственном банке, Смольном Институте, здании Кабинета и т. д., и т. д.
|