ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
* * *
«Дом, в котором» Мариам Петросян писала 20 лет. И это
её единственная книга. В ней вся её жизнь, детские тайны и взрослые мечтания.
Даже сложно представить, как она рассталась с ней. Как ей теперь живётся без
Сфинкса, Табаки и Слепого….
Можно сказать, что книга о детях-инвалидах, живущих в
интернате. Но в ней нет бедных сироток и ужасов совдепии. Не бойтесь. Книга не
об этом. Но и не Гарри Поттер точно.
Эта книга-приглашение. Приглашение в свой внутренний
мир.
Только без фанатизма! Не надо читать взахлёб и
перечитывать. Не забывайте помнить, что Мариам описала в книге свой мир и свой
Лес. Там её страхи и её грусть.
У вас будут свои, не беспокойтесь, только не надо
влезать в книгу целиком.
Мне Мариам помогла воскресить свои детские воспоминания,
которые спали где-то очень глубоко. И по сути, ко мне теперешней 36-летней тёте
с двумя детьми, мужем и серьёзной работой не имеющие никакого отношения.
И тут они начали литься рекой, как будто прорвало плотину.
Вы лежали в больнице долго? Ребёнком, взрослым или с
собственным тяжелобольным ребёнком? Если и не лежали, то наверняка, лежали в
роддоме (если вы женщина, конечно). Тогда Вам знакомо хотя бы немного ощущение
совершенно иного закрытого мира со своими правилами, внутренним распорядком, негласными
законами, «старенькими» и «новенькими», с бережно хранимыми «байками из
склепа».С этим непередаваемым ощущением – «другого мира» и себя, как части
этого «другого», запредельного и совершенно непостижимого, если живёшь извне.
Нет, это нельзя сравнить с пионерским лагерем. Лагерь
– это регламентированное движение и веселье. С его конкурсами строя и песни,
обязательными кружками выжигания или вязания крючком, даже с его дедовщиной.
Это всё не то. Поскольку в лагере, даже совдеповском – ты человек.
А в больнице – ты пациент. А пациент, как метко
сказано у Петросян, он – не человек. Пациент – это когда дух подчиняется телу.
Это когда самое важное – вовремя помочиться и покакать нужной консистенции. Это
когда вся жизнь делиться на время завтрака, обеда, ужина, время уколов и
капельниц. Это когда отчётом дня становится обход.
Ни взрослые, ни дети не могут долго находиться в таких
условиях. Взрослые придумывают свои штучки ( к счастью – мне не ведомые), а
дети – создают свой мир. Волшебный , загадочный, мистический мир со своими
законами и правилами игры.
Удачи! И помните: не влезайте в книгу целиком! Это не
ваш Дом и не ваш Лес.
* * *
Когда начинаешь читать этот роман, хочется выть и
грызть кулаки до крови, потому что так не должно быть с детьми, и именно так
все и происходит. Жители Дома подростки-инвалиды, у большинства из них есть
семья, которая отказалась от них по разным причинам. Некоторые из них инвалиды
только на бумаге, потому что их родные не захотели жить с ними.
Но, кроме страшной реальности, в этой книге есть еще и
мистика самого высокого качества. Часто вижу, что автора книги сравнивают со
Стивеном Кингом, и я с этим сравнением абсолютно согласна. В книге нет ужасов,
а есть налет ирреальности, который только усиливает воздействие происходящего в
книге на читателя.
Дом, в котором происходят почти все события книги, все
время разный, он может быть добрым и злым, а главное, что он живой. У меня он
ассоциируется с несколькими картинами художника Яцека Йерки.
Конец книги оставляет очень светлые чувства и ощущение
Чуда, которое произошло с тобой самим.
* * *
Вы помните себя ребёнком? Вот это странное —
одновременно прекрасное и страшное — время, когда счастье может составиться из
нового фантика от жвачки, пополнившего коллекцию, и из новогодних подарков,
найденных утром под ёлкой. А ещё — из дурацкой, но очень важной песни, которую
ты громко вслух поёшь, держась за руку большого и надежного взрослого человека,
который — ты точно знаешь — тебя любит и оберегает. А грандиозное несчастье —
это.. ну, допустим, разбитая любимая чашка и то, что родители заставляют идти
спать тогда, когда по телевизору «Что? Где? Когда?».
А подростком себя помните? Когда всё то же пресловутое
счастье и тема для разговоров на целую неделю — это записочка от мальчика на
уроке географии. А несчастье, сопоставимое с крахом всей жизни — это то, что
записочка прилетела не от того, от кого её так ждёшь.
«Дом, в котором…» — это очень большая книжка, словно
специально предназначенная и для тех, кто всё это помнит, и для тех, кто забыл,
но очень хочет вспомнить. Роман об интернате для детей-инвалидов? О, я с
большим недоверием открывала первые страницы, потому что вполне закономерно
ждала и опасалась душераздирающих спекуляций на подобной теме — ждала ну почти
что полного мрака, выжимания из читателя очевидных сострадательных слёз и
прочего «трепета», который — как бы ну совершенно лишний в нашей «взрослой»
жизни. Недоверие прошло очень быстро, потому что столкнулась я… ну практически
с воплощённым колдовством. (Не стоит думать, что речь о «рождественской
сказке». Колдовство — оно ж разным бывает. Бывает и тёмным).
Дом — он почти что живой. Это, в контрасте с обыденной
«Наружностью» — почти что магическое параллельное пространство для множества
его обитателей, пространство со своей историей и скелетами в шкафах, со своей
географией и сводом законов. Обитатели же.. о, их очень много. Они
калейдоскопом пронесутся перед глазами читателя, рисуя собой, населяя это
пространство — кто-то мелькнет тенью, а кто-то пройдет от начала до конца всю
эту тысячу страниц. Они — дети, но не дети. Они разговаривают так, как многим
взрослым и не снилось, цитируя классику и играя словами. Они — требующие
жалости инвалиды-колясочники? Да нет, именно про это, местами, буквально
заставляешь себя вспомнить, потому что они… живут, и они настоящие. Они,
разумеется, сбиваются в «стаи», присваивают им названия и носят «униформу». Они
борются за власть и влияние и даже убивают друг друга. Они рисуют на стенах и
делают друг для друга одежду, верят в амулеты и околдовываются музыкой, и…
дружат, по-настоящему дружат и поддерживают друг друга. А еще у нас на глазах —
и растут, и влюбляются, и… и панически боятся дорасти до выпуска, до ухода из
привычного знакомого Дома в пугающую своей неизвестностью «наружность» взрослой
жизни.
(Ой, уймите меня кто-нибудь, а то я сейчас снова
расчувствуюсь, доведу сама себя до слёз и напишу вместо отзыва ещё один роман в
тысячу страниц)).
Я, пожалуй, могла бы сформулировать миллион претензий
к этой книге как к роману. Да, она длинновата. Да, местами она мутновата, не
отличается легкостью и изяществом композиции и… как бы это сказать,
«чрезмерна». Но. Если бы подобное чтение попалось мне лет в тринадцать, я бы
держала эту книжку под подушкой, потому что безнадежно влюбилась бы и в сам
текст, и в главных героев. А сейчас.. ну просто считаю, что это очень хорошая
книга о такой страшной штуке, как взросление. Книга, которая притом ещё и даёт
возможность каждому желающему испытать широчайший диапазон эмоций — любовь и
неприязнь, сочувствие с состраданием, страх со всеми своими спутниками и так до
бесконечности. Короче, весь возможный «комплект».
* * *
Когда-то, давным
давно в детстве, мне в руки попала «Республика ШКИД» и все — я пропал. Читал
эту книгу раз, наверное, пятнадцать, примеряя на себя портреты героев.
Наверное, только с этим можно сравнить тот восторг,
который я испытал от прочтения «Дома, в котором...»
Итак, детский дом для инвалидов, в котором кипит своя,
особенная и ни на что не похожая жизнь. Там появляются новенькие, там
сталкиваются между собой различные группировки, там дружат до смерти, дерутся и
мирятся. Мне очень понравилось, что Петросян, описывая некую группу инвалидов,
не пытается на этом спекулировать — она не давит на жалость, не пытается
воззвать к бессердечному человечеству и жестокой судьбе. Ее герои инвалиды, но,
так как они живут в своем замкнутом, изолированном мирке, это дается как
обычная данность, как условие игры и не вызывает неудобств или депрессивных
ноток при прочтении.
Еще мне показалось, что роман пронизан настоящим
волшебством. Иногда это волшебство действительно магического рода — «прыгуны»,
«та сторона», «джунгли» и таинственный эпилог не дадут соврать. Но при этом
есть еще и обычная бытовое волшебство, которое удивительным образом проявляется,
когда дети красят стены своей комнаты, когда рассказывают свои ночные истории,
когда меняют пластинки Ингви Малмстина на свежесвязанные жилетки... Вот это
«обыкновенное чудо» — простые будни Дома, проживаемые детьми так, словно уже
через минуту ничего этого не будет — и стало для меня главным богатством книги.
Я наслаждался великолепными персонажами с наивными кличками: Волк, Слепой,
Табаки, Сфинкс, Стервятник, Курильщик — каждому из них Петросян смогла придать
свой характер, для каждого найти свое «лицо», каждого она смогла полностью
раскрыть (немало тому поспособствовали и флэшбеки, я уже давно не видел такого
гармоничного использования «прошедшего времени» в тексте, каждый из них только
добавлял граней этому сокровищу).
Резюмируя, скажу —
блестящий роман. Лучшее, что я читал за последний год-два. Драматичный,
смешной, таинственный, неожиданный, удивляющий в каждой новой главе. Десять лет
работы автора не пропали даром, если сейчас мы можем читать такую книгу)
* * *
Мы все живем в
Наружности, в мире, который для нас привычный, местами уютный и достаточно
просторный. Мы родились в нем и выросли. Но есть Дом, куда попадают с самого
детства те, кого наш мир не принял, и они создали свой, ни на что не похожий.
Роман М. Петросян заставляет взглянуть на себя изнутри. Ведь дети, населяющие
Дом — это мы, только «вывернутые наизнанку».
У А. Грина есть рассказ о жене, которая проснулась и не
узнала своего мужа, так как увидела его иным зрением. Ее муж был, в отличие от
себя «наружного», прекрасен. Многие из нас, к сожалению, предстали бы перед ней
уродливыми, без рук, без ног, скорбные разумом. Но дети, живущие в Доме, уже
такие — внешне. Всех окружающих они видят по-другому, выражая это видение в
правильных прозвищах. Они дистанцируют себя от мира людей, делясь на стаи ( в
детских домах часто иерархия строится по принципам уголовной зоны). Они ведут
свою большую Игру, но в этой детской Игре — все взаправду. В ней даже убивают.
Они создают свою Реальность, где каждый становится
кем-то другим, наверное, собой настоящим. Нет, Дом не живой, сделай там ремонт,
сотри со стен надписи, и волшебство исчезнет. Обитатели Дома — Кузнечик (он же
Сфинкс), оборотень Слепой, Вонючка (он же Табаки, он же Хранитель Времени),
Рыжий ( он же Ангел Смерти), и другие магические личности (они же
воспитанники-инвалиды), снова наполнят его своими магией и колдовством. Тех, в
ком слишком много от Наружности, отвергает не Дом, а они. Но почему же тогда их
Реальность оказывается тоже полна боли , печали и одиночества?
И многих она пугает даже больше Наружности, поэтому
только часть обитателей Дома решится уйти и стать в этом мире Спящими. А
некоторые просто не смогут, потому что они полностью здешние, и это вечно будет
бередить их души. А один из них , в чьей власти делать людей счастливыми,
останется с нами по своей воле, и этого ему не простят ни те, ни другие. Но ему
будет оставлен некий Дар, чтобы в следующем круге времени обитатели Дома смогли
хоть немного полюбить этот мир .
* * *
Роман М. Петросян очень обманчив, как и его Дом.
Выглядит таким тинейджером, а на самом деле он очень взрослый и мудрый, и
кто-то в одном из главных героев обязательно узнает себя. (Я, например,
Курильщик.) Читался очень легко, и, что не часто со мной случается, жаль было
дочитывать последнюю страницу.
* * *
В моей жизни
периодически — раз в год примерно — появляются такие книжки, которые производят
впечатление «протащило по камням, перевернуло и шмякнуло». «Дом» как раз из
таких. Тащило так, что неделю я ни о чем другом не то что говорить — думать не
могла, настолько «занырнула» в эту описанную реальность, что собственная
реальность стала казаться мне какими-то декорациями, раздражающе несоответствующими
тому, что происходит внутри.
Роман потрясающе
затягивающий, в него погружаешься, как в подземную пещеру, сначала очень
неудобно, потом — страшно, а потом глаза привыкают к темноте, голова — к
чувству толщи земли, и в итоге вживаешься в эту реальность, а то, что было
раньше, всякое небо над головой и просторы, как-то забываешь. Петросян написала
именно такой роман, очень *другой*, гораздо более фантастический в своем роде,
чем большинство фантастики. Потому что в нем действительно создается совершенно
иная реальность, очень отличная от нашей, и в то же время очень обширная и
гармоничная. По мере чтения происходит кардинальная смена угла зрения, общего
взгляда на мир. Во всяком случае, происходит с теми, кто вчитывается, а не
абстрагируется, потому что абстрагироваться от таких вещей нет смысла — в этом
вся их суть и прелесть, что ты сам немного меняешься под них в процессе чтения.
Чем дальше читаешь, тем глубже погружаешься, роман под 1000 страниц, так что
успеваешь занырнуть настолько глубоко, что еще долго будешь всплывать, иначе
рискуешь кессонной болезнью — слишком резким окажется расхождением между миром
тем и миром твоим реальным.
Где-то на сотой
странице я думала, что по итогам буду громко возмущаться, почему меня не
предупредили. Да, я не читаю аннотации и чужие отзывы. Поэтому не знала
заранее, а когда узнала, было поздно, что тот самый Дом — это детский дом для
детей-инвалидов. Другое дело, что учитывая общую волшебность и мистичность
романа, со временем это перестает пугать и вообще иметь значение. Это ни разу
не Гальего. Скорее — «Республика ШКИД» с сюрреалистическим отливом. Впрочем,
если бы я знала заранее, я бы не стала читать и очень много бы потеряла. Даже
страшно подумать, что это была бы целая потерянная иная реальность.
Кажется, я не в
состоянии ничего внятно объяснить про эту книжку. Попробуем с начала. Есть
некий Дом-интернат, где живут дети школьного возраста. Читают и цитируют
античных классиков, говорят удивительно едкие и мудрые вещи, разрисовывают
стены, дают друг другу клички и не называют имен, образуют «стаи» и назначают
вожаков. А еще — ходят на «обратную сторону» Дома, где поля и маленький пыльный
городок, из которого при удаче можно попасть в совершенно уже сказочный Лес.
Кто-то ходит сознательно, кто-то проникает случайно, кому-то вообще нет туда
доступа. Но веянья с «изнанки» незаметно пронизывают весь Дом и всех его
обитателей, не важно, осознают они это или нет. Их замкнутый мирок и так
совершенно другой, но в отличие от нашего, у них этих миров целых два.
Мне кажется, все-таки
центральная или одна из центральных — тема или проблема свободы. Той, которая
от слова «все относительно». Относительно ценностей и мира физически
полноценных людей, воспитанных в нормальных семьях, дети-инвалиды в детском
доме — это несвобода в квадрате. Во-первых, ограниченные собственными физическими
невозможностями. Во-вторых, ограниченные социально, материально и
психологически (не буду углубляться, тут и так можно вывести всякие проблемы и
отсутствие возможностей для самореализации, образования, работы, создания
ячейки общества и т.д.).
* * *
М. Петросян делает
совершенно уникальную вещь. Она «практически», на опыте доказывает, что
несвобода — понятие относительное. Потому что несвобода есть ограничение нашего
развития. Но стоит только определить, что развитие у нас должно идти по другому
пути, что нужно не то, а это — и несвободы уже нет. Потому что нет предела тому
варианту и способу развития, который мы выбрали и обозначили главным и важным.
Который только и представляет ценность в нашем обществе, нашем кругу, нашем
мире.
Петросян создала
полностью свой мир. Закрытый от влияния извне и от проникновения в него
ценностей их «наружности», «наружных» представлений о свободе. А поскольку в
этом внутреннем мире ничто не нарушает гармонию, там прекрасно формируется своя
система ценностей и своя этика. Границы мира искусственны, но это единственное
искусственное, что в нем есть, все остальное — очень логично и естественно. И
дети в свое мире на самом деле свободны, точно так же как здоровые люди из
«наружности» свободны в своем. Вот это просто дивно.
И еще — вечный
постулат: чудо возможно ровно постольку, поскольку ты в него веришь. И
остальные. Для неверующего оно обернется только непонятным казусом, для
верующего это — такая же сторона реальности, как и все остальное, подчиняющаяся
своим законам, которые можно знать или хотя бы угадывать. Что такое «другая
сторона» Дома — вопрос в такой же степени неразрешимый, как и тот, что такое
«Блистающий мир» Грина. Даже странно, что их никто не сравнивают. Блистающий
мир мелькает и исчезает, изнанка Дома не проявляется в нашей реальности, а что
там чувствуют и вспоминают больные дети — кто их разберет. Может, Друд просто
эксцентричный чудак, а Слепой — ребенок, за отсутствием основного чувства слишком
сильно утративший соприкосновение с реальностью и ушедший в мир своих фантазий.
А может, это действительно другие реальности, просто нам недоступные.
С другой стороны,
сама реальная реальность Дома, в котором — уже обладает достаточной
степенью инаковости, чтобы ее можно было считать иной и волшебной. Мысль
чудовищная, но в этой реальности хочется оказаться хотя бы ненадолго. В
некоторой степени это обусловлено волшебностью замкнутого на первый взгляд
пространства Дома, которое на второй взгляд оказывается безграничным. Но еще и
потрясающе живыми и интересными героями, очень разными и очень яркими.
Невероятно привлекательными. Я по доброй традиции, впрочем, все время болела за
Слепого. Остальные не хуже, но это исключительно вопрос персональных предпочтений.
Сама идея-тема-задумка мне понравилась очень.
Исполнение, имхо, подкачало: много-много-много воды. Даже не воды, а какой-то
болотной жижи. В которой не только какой-то интриги, но и мало-мальски
«приличного стержня» я не углядел. Всё туманно, расплывчато, сумбурно,
перескакивая с одного на другое (очень по-женски). Атмосферу (действительно,
чудеснейшую) можно было создать меньшим количеством слов. Да, герои получились
живыми, да, эмоции из текста просто прут, да, прочитал — не пожалел, но... выше
оценку поставить рука не поднимается.
* * *
Странная, конечно,
книга.
На магический реализм
не похоже, скорее уж на магический антиреализм. Ни про каких это не про
детей-инвалидов, разумеется, потому что где вы видели таких детей? И таких
взрослых. И вообще таких людей. В одной из сетевых рецензий наткнулась на
мысль, что если бы на месте интерната была космическая база с инопланетянами, в
книге от этого изменилось бы немногое. В общем, так и есть, но самое
парадоксальное в этом здоровенном талмуде то, что персонажи
одновременно абсолютно нереалистичные... и абсолютно живые. Понятно, отчего
так, если они действительно появились прежде, чем декорации к ним (а это я
вычитала в интервью с автором). Они запоминаются, подозреваю, что навсегда,
среди них обязательно — с первой страницы или к концу книги — появятся те, в
кого ты влюбился, и те, кого ты терпеть не можешь, но любой, кто хочет читать о
людях-как-они-есть, а не о людях-как-они-должны-быть, неизбежно захлопнет эту
книгу и выкинет...