Вера Воронова.
Память
поколений
В этом году исполняется 80 лет со
дня рождения Светланы Рязановой.
В связи с этой датой и не так давно прошедшей в «Нашем
наследии» выставкой еще раз вспомним о прекрасном человеке, неутомимом организаторе,
великолепном талантливом художнике – Светлане Григорьевне Рязановой.
Она родилась в Москве в 1927
году. В 1948 году с отличием окончила театрально-художественное училище по
классу бутафории. В 1949-м Светлана поступает в Московский
институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ),
который позднее был объединен с ЛВХПУ, и окончила она
обучение уже в Ленинграде, в так называемой Мухинке,
по классу выдающегося художника стекла Б.А.Смирнова. Также ее учителями
были Е.Д.Попова и И.И.Годлевский. Светлану всегда
привлекал театр, а также монументально-скульптурная пластика. Впоследствии ее искусство и объединило в себе два этих начала, две
этих страсти.
Вернувшись в Москву, Светлана
Григорьевна начинает работать в архитектуре. Совместно с художниками
В.Филимоновым и В.Воликовым она выполняет витражи в
мастерской И.В.Жолтовского. В 1960 году поступает на работу в комбинат
прикладного искусства и с этого времени плодотворно работает с живым выдувным
стеклом, ездит на заводы «Красный май», Дятьковский
хрустальный, Немон и другие и детально изучает
ремесло. Художник активно экспериментирует с различными приемами и техниками: гутной лепкой, стеклянной нитью, налепами,
включением в стекло металла, фольги и других элементов, выдувание в форму с
лепными вставками, различными сочетаниями сульфид-цинкового
стекла, марганцевого и т.д. Цель этих экспериментов — преодолеть зависимость от
привычных технологий, научиться повелевать ею, чтобы получить заданные
результаты, а не полагаться только на их «величества Огонь и Специфику
материала».
До 1970–1980-х годов Рязановой
было выполнено большое количество работ для архитектурных объектов. Все они
созданы в соавторстве, преимущественно с Г.Антоновой, А.Степановой, В.Воликовым и некоторыми другими художниками и
архитекторами. Поэтому выявить в них авторские элементы, присущие только
Рязановой, невозможно.
В это же время художница пробует
свои силы в керамике. Выполняет напольные декоративные вазы из шамота, а также
пытается соединить в одном произведении керамику и стекло. Это работы — «Маски
добра и зла», «Стеклодув», Огонь» и другие.
Однако в производственных
условиях создавать такие «составные» композиции довольно трудно, и поэтому
Светлана сосредотачивается в основном на стекле. Она все смелее работает с
цветом, фактурой, разнообразит тематику. Наиболее запоминающиеся вещи этого
времени — «Театр», «Зачарованные острова», «Старая гавань», «Танаис», «Бухта
Золотой рог». Почти все перечисленные произведения выполнены так называемым «теходувным» способом в гипсовые формы, имеющие обратные
рельефы или же закладные рельефные детали. Композиция «Театр» это набор
прозрачно-белых и прозрачно-синих ваз с рельефным изображением женских
танцующих фигур, уходящих за занавес, неясно возникающих в толще стекла и будто
бы медленно растворяющихся в материале, теряющих контуры, превращающихся в
намек, в эфемерную закулисную потусторонность. Осознавая, что скульптурные
мотивы в декоративном искусстве могут быть значительно богаче и разнообразнее,
чем собственно в скульптуре, художница стремится использовать эту возможность.
Примером может служить ее комплект «Зачарованные острова». Здесь, кроме
живописных эффектов, также присутствуют элементы скульптуры. Но Рязанова не
лепит свою скульптуру из горячего стекла, как это делали в Чехословакии, Польше
или Китае, а выдувает свои произведения, и вот тут достичь этой скульптурности и пластической объемности бывает весьма не
просто. Художник использует
разнообразные присыпки, создающие особую фактуру и вызывающие дополнительные
цветовые эффекты. Возникает впечатление, что сквозь тонкий слой прибрежного
песка мерцает собственный изумрудный и коричнево-желтый цвет раковин, камней,
растений.
В серии «Танаис», как и во многих
других работах художницы, явно просматриваются женские фигуры. Но выдуваются
все же вазы и сосуды, а не фигуры, и
воспроизвести в выдувном стекле женскую фигуру, да еще и задрапированную в
длинное платье и к тому же стремительно идущую, — для этого необходимо не
только виртуозное владение техникой, но и незаурядное пластическое,
ассоциативное мышление.
Эти прекрасные вещи несут в себе
память поколений, напоминают о наших предках, подвигают нас на новые свершения.
В них присутствует сила,
оплодотворяющая современный творческий процесс.