1 De Stijl. «Manifest I» // Hrsg. von Charles
2 Ibid. S. 376.
3 Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи — воспоминания — эссе. М.: Советский писатель,
1990. С.169.
4 См.: Лессинг Г. Э. Лаокоон // Готхольд Эфраим Лессинг.
Избранное / Пер. с нем. М.: Художественная литература,
1980. С.392.
5 Greenberg C. Die Essenz der Moderne. Ausgewählte Essays
und Kritiken. Amsterdam, Dresden: Verl. der Kunst, 1997. S. 46.
6 Bois Y.A. El Lisitzky: Radikale Reversibilität / Hrsg. von Gaßner H., Kopanski K. // Die Konstruktion der Utopie. Ästhetische
Avantgarde und politische Utopie in den 20er Jahren.
7 Малевич К. От кубизма к супрематизму // Собр.
соч. В 5 т. Т.1. М.: Гилея, 1995. С.28.
8 Родченко А. Предостережение // Новый ЛЕФ. 1928. №11. С.36.
9 Этот термин мы заимствуем у Родченко. «Подобные фигуры»
— так называется серия его трехмерных конструкций начала 20-х годов, в основе
которых лежит тот или иной стандартный геометрический модуль.
10 Третьяков С. Сквозь непротертые
очки // Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа. М.:
Захаров, 2000. С.240.
11 См.: Третьяков С. Вызов: Колхозные очерки. М.:
Федерация, 1932.
12 Юнгер Э.
Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная
мобилизация; О боли. СПб.: Наука, 2000. С.200.
13 Там же. С.128.
14 Родченко А. Против суммированного портрета за
моментальный снимок // Новый ЛЕФ. 1928. №4. С.14.
15 Там же. С.15.
16 Родченко А. Пути современной фотографии // Новый ЛЕФ. 1928. №9. С. 37-38.
17 Клуцис Г.
Фотомонтаж как средство агитации и пропаганды // За большевистский плакат. Задачи
изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной
литературе. М.; Л.: ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1932. С.104.
18 Клуцис Г.
Мировое достижение // Пролетарское фото. 1932. №6. С.14.
19 Арватов Б. Агит-кино и кино-глаз // Кино-журнал
А.Р.К. 1925. №8. С.3.
20 Там же.
21 Третьяков С. Новый Лев Толстой // Новый ЛЕФ.
1927. №1. С. 36-37.
22 Третьяков С. Страна-перекресток:
Документальная проза. М.: Советский писатель, 1991. С.315.
23 Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С.
225f.
24 Там же. С.215.
25 Цит. по: Лаврентьев А.
Ракурсы Родченко. М.: Искусство, 1992. С.72.
26 Groys B. Logik der Sammlung. Am Ende des musealen
Zeitalters. München, Wien: Carl Hanser Verl., 1997. S. 205f.
27 Так часто переводится на русский язык фрейдовский термин Unheimlichkeit, обозначающий психологический эффект, вызываемый
столкновением с вытесненным травматическим опытом, избежавшим символизации и
потому так и не ставшим личным опытом субъекта. Иначе говоря, ощущение «тревожной
странности», или «чужести», вызывает нечто такое во
мне, что мне не принадлежит, субъектом чего я не являюсь. Это понятие как
нельзя лучше подходит к предмету настоящего разговора. Каждый советский человек
знал о репрессиях, и в то же время их как бы не существовало — не только в поле
официального языка, но и в пространстве индивидуального сознания. В
произведениях современной литературы и кино, изображающих «преступления
сталинского режима» и подходящих к этой теме по-позитивистски,
эффект «тревожной странности» обычно теряется из виду. Редким — и выдающимся —
примером его воссоздания служит фильм Алексея Германа «Хрусталев, машину!».
28 Шкловский В. Указ. соч. С.310.