Г.Лукомский. Ночной Париж. Картон, пастель, гуашь. Частное собрание. В эмиграции у Муратова не было средств, чтобы собирать произведения искусства. Все же несколько работ, подаренных ему художниками или привезенных им из поездок в Восточную Европу, сохранилось в его семье. К таким немногим вещам и принадлежит пастель Г.К.Лукомского, с большим настроением передающая трагический образ безлюдного ночного Парижа. О связях и отношениях Муратова и Лукомского пока известно очень немного, хотя судьбы их в большой степени сходны. В России они принадлежали к одному кругу писателей об искусстве, печатавшихся в «Старых годах» и «Аполлоне», хотя Муратов был москвичом, а Лукомский петербуржцем до мозга костей. Как и Муратов, Лукомский путешествовал по Италии и по России, неутомимо изучал и издавал памятники русской старины. Муратов и Лукомский несомненно сталкивались и в Берлине (где Лукомский находится между 1921 и 1925 годами, а Муратов — в 1923 году), и в Париже (куда Лукомский приезжает в 1925 году, а Муратов, из Рима, в 1927-м), и в Брюсселе, где они оба участвуют в организации выставки русского искусства в 1928-м и в Лондоне, куда оба отправляются перед самой войной, в 1940-м. Трудно сказать, к какому времени относится пастель, подаренная Лукомским Муратову. По всей вероятности, ее можно датировать концом 1920-х – началом 1930-х годов
|