Галерея журнала «Наше наследие»
Наталия Лаптева, Вероника
Гаранина, Артур Гиваргизов, Александр Рюмин
Чувство
таинственного
Просто
попадаешь под обаяние работ Ирины Дешалыт. Это как с цветами в саду: красота,
аромат...
В
юности человек переполнен идеями. Как перевести их в зрительные образы? Не
хватает техники, собственный почерк только-только формируется. Ирина очень
быстро (свидетельство зрелости ее как художника) нашла «систему координат», в
которой и поместила свой тонкий, серьезный и таинственный мир.
Таинственный!
Кажется, Альберт Эйнштейн сказал (цитирую вольно по памяти), что самое сильное
чувство, которое дано испытать человеку в жизни, — это чувство таинственного.
Этим чувством наполнено пространство Ириных работ, будь то живопись станковая
или книжная графика.
Есть
некий хаос движущихся частиц. И у краев листа он включает в себя все, но
ускользает от нашего понимания. И вот участливый взгляд художника и его
магическая сила и воля заставляют этот хаос измениться, упорядочиться и
приобрести конкретные черты. Цветной туман сгущается, и мы вдруг видим лица,
предметы, пейзажи. Это похоже на воспоминания или сны. На воспоминания, — тем,
что помнишь больше переполнявшие тебя чувства, а не вещественные подробности,
именно этим они дороги, как некая коллекция чувств. На сны они похожи
смазанными контурами, тем, что за обыкновенным и привычным изображением
угадывается что-то ирреальное и символическое. Что-то очень важное, —
разгадаешь скрытый смысл и поймешь, как жить дальше. Древние греки считали, что
существует другой, подлинный мир, параллельный нашему. Он скрыт и проникнуть в
него дано лишь немногим. Герою, совершающему подвиг, философу силою мысли.
Наверное, способен на это и художник. В минуты творческого подъема, он видит
подлинный мир и может показать его всем.
Наталия
Лаптева
Многие
талантливые, легко обучающиеся начинающие художники, проходя через волны
влияний, далеко не сразу могут делать что-то свое. Ирина же необычно рано
сформировала зрелый, свободный, логичный подход к работе, решая учебные задачи
абсолютно творчески, и смогла пройти хорошую школу там, где многие ее просто не
ощутили.
С
учителями повезло — в полиграфическом институте ее учили Ливанов, Карнаухов и
Валериус, а утонченное художественное дарование досталось от матери — прекрасного
художника Софии Дешалыт.
В
ее багаже множество сделанных графических проектов и несколько лет успешной
работы на должности ведущего дизайнера журнала.
Ее
можно узнавать по палитре — сложной и скромной, со своей убедительной
символикой оттенков радости, с пониманием места и ценности каждой крупинки
цвета, редкой выразительности образов в портретах и композициях.
Вероника
Гаранина
Кувшин
и чайник - две вещи. Кого? О ком? О чем? Кому? Кем? Смотрю на натюрморт Ирины
Дешалыт и вот вспомнил слова Набокова: «Как и слова, вещи имеют свои падежи». О
чем? Для меня — о светлой комнате, по
которой я катался на трехколесном велосипеде, и о даче: «и сады, и пруды, и
ограды». Опять цитата, стихотворение. Потому что натюрморт Ирины — тоже
стихотворение. Он и задает ритм.
Портрет.
Фреска стирается, пропадает, но — как
масло в светильнике, сгорает и наполняет пространство теплом. Ирина Дешалыт
умеет нарисовать этот особенный теплый воздух, ее портреты наполняют комнату
человечностью. Мы находим близких себе людей — теплее, теплее, как в детской
игре.
Узоры.
Декоративные — журнальные — работы Ирины
Дешалыт: техничны, изобретательны. Их интересно долго рассматривать, не устаешь
от техники, не привыкаешь, интерес не ослабевает. Офисный беспорядок
складывается в узор другой реальности.
Интерпретации.
А есть барокко с королями и люстрами, интерпретация стиля, где Людовик 15
замечательно сочетается с модерном. Смешивание различных техник, фактуры,
пластические контрасты не разваливают живописную реальность на части — это новая гармония. Ну да, сейчас у знакомой мелодии
о будущем другой аккомпанемент.
Артур
Гиваргизов
Акварельные
реалии искусства Ирины Дешалыт, таинственные, непроявленные до конца, словно
выплывающие из вязкого небытия белого пространства бумаги, способны пробудить
самые разные ассоциации, прочтения и толкования. Портреты, натюрморты,
композиции, иногда сделанные как диптихи и полиптихи, — все они вместе
производят впечатление разрозненных эпизодов некоего масштабного замысла,
который, может быть, когда-либо и предстанет единым композиционным ансамблем.
Энергичная
манера письма, похожая на фресковую, решительная и размашистая, сохраняющая
следы касаний кисти с бумагой, намеренно рваные, необработанные живописью края
как-будто наскоро, неровно обрезанных листов — эти признаки художественной
раскрепощенности и темперамента подчинены у Иры Дешалыт главной коллизии ее
творчества: драматическому противоположению призрачных акварельных видений и
материальной конкретики реальной жизни.
Герои
ее акварелей лиричны, ранимы, внутренне сосредоточены и нежны, как, впрочем, и
сама живопись, в целом монолитная, построенная на сдержанных переливах
перламутровых и жемчужно-серых тонов. Ее произведения напоминают те, чудом
уцелевшие осколки и самоценные фрагменты фресковых росписей, — от античных
времен до русского средневековья, — испытавших на себе разрушительную силу
стихийных бедствий, катастроф войны, а подчас и превращенные в руины
высокомерным безразличием, но не утерявшие при этом своей художественной
значимости, очарования и достоинства.
Думается,
что Ирина Дешалыт наделена редким даром бытийного ощущения и видения мира как
храмового пространства. Только персонажи ее повествования не библейские, а
взятые из окружающего художника повседневного быта, увиденного сквозь призму подлинной
изобразительной культуры и поэтической рефлексии.
Александр
Рюмин