Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 99 2011

Почти полтора века в центре Москвы существует музей, сосредоточивший в своих коллекциях памятники науки и техники, реликвии, с

Владимир Потресов,

фото Ивана Хилько

 

Политехнический: перед реконструкцией

 

Почти полтора века в центре Москвы существует музей, сосредоточивший в своих коллекциях памятники науки и техники, реликвии, связанные с жизнью и творчеством отечественных ученых, инженеров, изобретателей. Научно-техническое наследие — неотъемлемая часть культурно-исторической памяти цивилизованного народа уважающей себя страны, важное звено в цепи человеческой мысли, без которого невозможно сегодня то, что мы называем прогрессом.

Не случайно Политехнический музей со второй половине XIX века находится в самом центре древней столицы: его основатели отлично сознавали значимость для России, встававшей на путь промышленного развития, этого просветительского учреждения. И отведенным ему вблизи Кремля местом, и зданием, спроектированным и построенным в традициях национальной архитектуры — «русском стиле», — акцентировали и утвердили высшее просветительское предназначение музея, возведя на века прекрасный дворец техники и науки.

Более года назад было объявлено, что Политехническому музею предстоит реконструкция, расширение и т.п. Имея, увы, печальный опыт того, как в нашей стране решаются подобные задачи, «Наше наследие» будет следить за развитием событий. В этом номере журнала посвящает серию материалов, рассказывающих о мотивах, которые побудили создателей музея возвести уникальный храм инженерной и научной мысли; о здании Политехнического музея Москвы — выдающегося памятника зодчества, которое, мы уверены, должно быть отреставрировано с соблюдением существующих в нашей стране и мире законов и правил; о некоторых уникальных коллекциях и фондах музея.

Нередко в результате реконструкции памятники истории и культуры, к которым относится и Политехнический музей, оказываются «приспособленными», искаженными. И таких примеров в Москве за последние два десятилетия, увы, не счесть: стеклянное перекрытие, водруженное Лужковым и Кº над созданным гениальным Джакомо Антонио Кваренги Гостиным двором, перекрытый двор усадьбы Хрущева (Государственный музей А.С. Пушкина), «приспособление» под респектабельный представительский офис «усадьбы Остермана» (Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства) и т.д.

На реконструкцию здания Политехнического музея, которая по плану должна завершиться в 2016 году, государством выделено 7,6 млрд. рублей. Одновременно планируется сооружение второго здания, предположительно на площадке в районе МГУ: подобная практика существует в ряде стран, многие западные музеи находятся в территориальной близости от университетов. Однако, каким будет это здание и когда начнутся работы по его возведению, говорить пока рано.

У общественности вызывала тревогу сохранность коллекций музея: где и как будут храниться экспонаты во время реставрации, переживут ли перемещение, будут ли экспонироваться в эти годы на каких-то выставках.

— Сегодня почти с уверенностью можно говорить о том, что часть коллекций на время реконструкции переедет на ВВЦ, где нам предложены несколько павильонов для размещения администрации и хранения экспонатов, — пояснил нам генеральный директор Политехнического музея, Борис Салтыков. — Кроме того, у музея есть два фондохранилища, в том числе, крупногабаритной техники — в Люблино и в Отрадном; экспонаты не пропадут. Сейчас создается электронный каталог изданий и предметов. Сложнее с оцифровкой предметов: необходимо их сфотографировать (желательно в формате 3D), составить описание и полную атрибутацию.

10 июня 2011 года Политехнический музей в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации № 417 от 28.04.2011 года объявил о старте архитектурного конкурса на концепцию реконструкции главного здания. Это ключевой этап проекта модернизации музея. Жюри конкурса возглавили сопередседатели: заместитель министра культуры РФ П.В.Хорошилов и известный итальянский архитектор Стефано Боери.

На первом этапе конкурса производился открытый квалификационный отбор участников-финалистов. В июне 2011 года было получено 25 заявок, соответствовавших условиям Положения о конкурсе. Из них члены жюри выбрали четырех участников-финалистов, которым предстоит разрабатывать конкурентные архитектурные концепции на втором этапе.

В итоге, в финал вышли компании: Neutelings Reidjik Architecten / Проект Меганом (Нидерланды/Россия), David Chipperfield architects (Великобритания), ARUP / Naoko Kawamura & Junya Ishigami (Япония) и АБ «Студия 44» (Россия), для которых в июле в Политехническом музее были организованы специальные семинары подробного знакомства со зданием музея, общения со специалистами и т.д.

Победителя конкурса определит к октябрю 2011 года Попечительский совет Политехнического музея на основе поданных финалистами проектов. К этой работе совет намерен также привлечь российских и международных экспертов — ведущих специалистов в области архитектуры, проектирования и управления музеями.

— Победителю предстоит решить задачу сохранения внешнего облика здания и изменения его внутреннего содержания, — подчеркнул Борис Салтыков. — Концепцией музея предусмотрено увеличение выставочных площадей на 30-40 процентов, а образовательных помещений, которых совершенно недостаточно, на 80 процентов.

Ситуация, когда архитектурный конкурс объявляется после принятия концепции музея, уникальна для России и в мире крайне мало проектов подобного масштаба, поэтому столь велик интерес зарубежных архитекторов к конкурсу.

Сегодня мы вправе надеяться, что Политехнический музей в результате грядущих перемен не потеряет как свое предназначение, так и свой исторический внутренний и внешний вид, — все то, что заложили создатели, и что современники должны сохранить как памятник российской культуры.

Политехнический музей. Вид на центральный и северный фасады

Политехнический музей. Вид на центральный и северный фасады

Плакетка над подъездом № 1

Плакетка над подъездом № 1

Парадная лестница

Парадная лестница

Разнообразие коллекций и экспозиций музея простирается от выставки самоваров до кабинета конструктора космических кораблей

Разнообразие коллекций и экспозиций музея простирается от выставки самоваров до кабинета конструктора космических кораблей

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru