Владимир Потресов,
фото Ивана Хилько
Политехнический:
перед реконструкцией
Почти
полтора века в центре Москвы существует музей, сосредоточивший в своих
коллекциях памятники науки и техники, реликвии, связанные с жизнью и
творчеством отечественных ученых, инженеров, изобретателей. Научно-техническое
наследие — неотъемлемая часть культурно-исторической памяти цивилизованного
народа уважающей себя страны, важное звено в цепи человеческой мысли, без
которого невозможно сегодня то, что мы называем прогрессом.
Не
случайно Политехнический музей со второй половине XIX века находится в самом
центре древней столицы: его основатели отлично сознавали значимость для России,
встававшей на путь промышленного развития, этого просветительского учреждения.
И отведенным ему вблизи Кремля местом, и зданием, спроектированным и
построенным в традициях национальной архитектуры — «русском стиле», —
акцентировали и утвердили высшее просветительское предназначение музея, возведя
на века прекрасный дворец техники и науки.
Более
года назад было объявлено, что Политехническому музею предстоит реконструкция,
расширение и т.п. Имея, увы, печальный опыт того, как в нашей стране решаются
подобные задачи, «Наше наследие» будет следить за развитием событий. В этом
номере журнала посвящает серию материалов, рассказывающих о мотивах, которые
побудили создателей музея возвести уникальный храм инженерной и научной мысли;
о здании Политехнического музея Москвы — выдающегося памятника зодчества,
которое, мы уверены, должно быть отреставрировано с соблюдением существующих в
нашей стране и мире законов и правил; о некоторых уникальных коллекциях и
фондах музея.
Нередко
в результате реконструкции памятники истории и культуры, к которым относится и
Политехнический музей, оказываются «приспособленными», искаженными. И таких
примеров в Москве за последние два десятилетия, увы, не счесть: стеклянное
перекрытие, водруженное Лужковым и Кº над созданным гениальным Джакомо
Антонио Кваренги Гостиным двором, перекрытый двор усадьбы Хрущева
(Государственный музей А.С. Пушкина), «приспособление» под респектабельный
представительский офис «усадьбы Остермана» (Всероссийского музея
декоративно-прикладного и народного искусства) и т.д.
На
реконструкцию здания Политехнического музея, которая по плану должна
завершиться в 2016 году, государством выделено 7,6 млрд. рублей. Одновременно
планируется сооружение второго здания, предположительно на площадке в районе
МГУ: подобная практика существует в ряде стран, многие западные музеи находятся
в территориальной близости от университетов. Однако, каким будет это здание и
когда начнутся работы по его возведению, говорить пока рано.
У
общественности вызывала тревогу сохранность коллекций музея: где и как будут
храниться экспонаты во время реставрации, переживут ли перемещение, будут ли
экспонироваться в эти годы на каких-то выставках.
—
Сегодня почти с уверенностью можно говорить о том, что часть коллекций на время
реконструкции переедет на ВВЦ, где нам предложены несколько павильонов для
размещения администрации и хранения экспонатов, — пояснил нам генеральный
директор Политехнического музея, Борис Салтыков. — Кроме того, у музея есть два
фондохранилища, в том числе, крупногабаритной техники — в Люблино и в Отрадном;
экспонаты не пропадут. Сейчас создается электронный каталог изданий и
предметов. Сложнее с оцифровкой предметов: необходимо их сфотографировать
(желательно в формате 3D), составить описание и полную атрибутацию.
10
июня 2011 года Политехнический музей в соответствии с приказом Министерства
культуры Российской Федерации № 417 от 28.04.2011 года объявил о старте
архитектурного конкурса на концепцию реконструкции главного здания. Это
ключевой этап проекта модернизации музея. Жюри конкурса возглавили
сопередседатели: заместитель министра культуры РФ П.В.Хорошилов и известный
итальянский архитектор Стефано Боери.
На
первом этапе конкурса производился открытый квалификационный отбор
участников-финалистов. В июне 2011 года было получено 25 заявок,
соответствовавших условиям Положения о конкурсе. Из них члены жюри выбрали
четырех участников-финалистов, которым предстоит разрабатывать конкурентные
архитектурные концепции на втором этапе.
В
итоге, в финал вышли компании: Neutelings Reidjik Architecten / Проект Меганом (Нидерланды/Россия), David
Chipperfield architects (Великобритания), ARUP
/ Naoko Kawamura & Junya Ishigami (Япония) и АБ «Студия 44» (Россия), для которых в
июле в Политехническом музее были организованы специальные семинары подробного
знакомства со зданием музея, общения со специалистами и т.д.
Победителя
конкурса определит к октябрю 2011 года Попечительский совет Политехнического
музея на основе поданных финалистами проектов. К этой работе совет намерен
также привлечь российских и международных экспертов — ведущих специалистов в
области архитектуры, проектирования и управления музеями.
—
Победителю предстоит решить задачу сохранения внешнего облика здания и
изменения его внутреннего содержания, — подчеркнул Борис Салтыков. — Концепцией
музея предусмотрено увеличение выставочных площадей на 30-40 процентов, а
образовательных помещений, которых совершенно недостаточно, на 80 процентов.
Ситуация,
когда архитектурный конкурс объявляется после принятия концепции музея,
уникальна для России и в мире крайне мало проектов подобного масштаба, поэтому
столь велик интерес зарубежных архитекторов к конкурсу.
Сегодня
мы вправе надеяться, что Политехнический музей в результате грядущих перемен не
потеряет как свое предназначение, так и свой исторический внутренний и внешний
вид, — все то, что заложили создатели, и что современники должны сохранить как
памятник российской культуры.