Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 98 2011

Наталия Преснова

 

«Дщерь Петрова» в усадебном Подмосковье

 

Елизавета Петровна, любившая различные увесиления, охотно посещала подмосковные имения. Камер-фурьерский журнал, эта подробнейшая летопись придворной жизни, и другие документы, запечатлевшие хронику событий, содержат многочисленные записи о ее визитах в подмосковные усадьбы. Примерами могут служить следующие отметки за лето 1753 года: «28 июля. Праздник Смоленской Пресвятыя Богородицы. Слушала обедню в малой церкви дворца. Ужинала с некоторыми знатными особами у гетмана графа Кирилла Григорьевича Разумовского, в селе Петровском»; «24 августа. Изволила забавляться на поле со псовой охотой. Ужинала в селе Алешине, от Братовщины 15 верст, у генерал-адъютанта Александра Борисовича Куракина. В Алешине был зажжен фейерверк и ракеты»; «21 сентября. С “некоторыми придворными кавалерами и знатными особами” была на псовой охоте “от Воробьевых гор полями”». Ужинала, от Москвы в 12 верстах, в подмосковном селе Коньково у графа Михаила Илларионовича Воронцова»1.

Названий усадеб насчитывается около тридцати, и среди них: Всесвятское, Воздвиженское, Преображенское, Знаменское князя Н.Ф.Голицына, Никольское княгини М.Ю.Черкасской и другие. Многие из них не сохранились, что-то дошло до нас в перестроенном виде. Тем большей ценностью обладают изобразительный материал, позволяющий представить, как они выглядели в эпоху Елизаветы Петровны, и мемуарная литература, помогающая понять, как были связаны подмосковные владения с именем императрицы.

Село Всесвятское (Всехсвятское) располагалось на реке Ходынке (в настоящее время это территория московских районов Сокол и Аэропорт). В нем останавливались императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II, приезжая в Москву на коронацию. Село имело также старинные названия: Лужа Отцовская (из-за речек Ходынки и Таракановки) и Отцы Святые на прудах (из-за близости Всехсвятского монастыря ХV века). Церковь всех Святых (1733–1736) стала центром грузинской колонии в Москве в ХVIII веке. В селе находился летний деревянный дворец с садом, оранжереями и прудом. Здесь существовала типография, где печатались церковные книги на грузинском языке. До наших дней от Всесвятского сохранилась лишь церковь, ныне действующая, с 1992 года получившая статус Патриаршего подворья.

Преображенское, служившее резиденцией царей Алексея Михайловича и Петра I, находилось к северо-востоку от Москвы, на Яузе. Название села происходит от Преображенской церкви ХVII века. В ансамбль ХVIII столетия входили: новопостроенная каменная церковь Спаса Преображения (1768, уничтожена в 1964) и новый усадебный дом (1722) на каменных погребах, просуществовавший до начала ХIХ века. При Петре I в Преображенском были сформированы отряды «потешных» войск, ставшие основой будущей Российской регулярной армии, первыми гвардейскими полками — Преображенским и Семеновским. Еще в 1688 году на Яузе был спущен ботик — «дедушка» российского флота, а в начале 1690-х окраина села превратилась в судостроительную верфь. В настоящее время от построек ХVIII века ничего не сохранилось. Сейчас это современная городская застройка, лишь названия улиц напоминают о древностях: Потешная улица — о «потешных» полках Петра I, улица Девятая Рота — о пушкарской роте Преображенского полка; Первая, Вторая, Третья Бухвостовы улицы — об одном из первых пушкарей роты, С.Л.Бухвостове.

Самыми ранними в этой группе памятников являются подмосковные села, относившиеся к Дворцовому ведомству и служившие еще в старину путевыми дворцами, в которых останавливались цари и их свиты по пути в Троице-Сергиеву лавру. Это Воздвиженское, Алексеевское, Тайнинское, Братовщина.

Село Воздвиженское было последним станом царских поездов во время богомольных походов к Троице. Связанное с древним городом Радонеж, оно находилось на Большой Переславской дороге (Старое Ярославское шоссе), в 12 км от Троице-Сергиевой лавры. Деревянная церковь во имя Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, от которой получило название село, была основана, по преданию, еще во времена Сергия Радонежского. По указу Елизаветы Петровны здесь был построен дворец (1750, архитектор А.П.Евлашев) взамен утраченного деревянного, разбиты сад и ягодники. До настоящего времени от ансамбля ничего не сохранилось, кроме поздней каменной церкви Воздвижения Креста Господня (1838–1847, архитектор Д.Ф.Борисов), в 1937 году закрытой и с 1990 года действующей.

Село Алексеевское с усадебным домом занимало раньше территорию, ныне входящую в Северный округ Москвы (в районе проспекта Мира и станции метро «Алексеевская»). Об Алексеевском писал Н.М.Карамзин, подчеркивая его древность: « Я спешил видеть сие почтенное здание; едва ли не старейшее из всех деревянных домов в России. Оно очень не высоко, но занимает в длину сажен тридцать. На левой стороне от Москвы были комнаты царя, на правой жили царевны и в средине царица; в первых окна довольно велики, а в других гораздо менее и выше от земли, вероятно, для того чтобы нескромное любопытство не могло в них со двора заглядывать <…> Печи везде большие с разными, отчасти аллегорическими фигурами на изразцах <…> потолки и стены обиты выбеленным холстом, двери <…> красным сукном с широкими жестяными петлями; окна выкрашены зеленою краскою <…>»2.

В начале ХIХ века дворец был разобран за ветхостью, в 1824 году та же участь постигла и деревянную церковь Алексия, человека Божия, в честь которого было названо царское село. До настоящего времени сохранилась лишь каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1676–1682) на Церковной горке, службы в которой посещала Елизавета Петровна. Пятиглавый храм, украшенный аркадой и пирамидой кокошников, имел пять приделов: преподобного Сергия Радонежского, cвятителя Николая, мученика Трифона, а также Воскресенский и Алексеевский. Отличительной особенностью церкви является устройство в ее западных углах двух небольших молелен. По преданию, в одной из них молился царь Алексей Михайлович (здесь сохранилась круглая изразцовая печь), в другой — царица. В интерьере церкви сохранился также иконостас середины ХVIII века (времени Елизаветы Петровны) и храмовая икона Тихвинской богоматери — дар царя Федора Алексеевича. С запада к храму примыкает трапезная, раньше соединявшая его с самим дворцом. Императрица присутствовала в церкви на богослужениях, которые не прекращались даже в советское время и продолжаются в наши дни.

В пяти километрах от нынешнего города Пушкино, на полпути из Москвы в Троице-Сергиеву лавру находилось старинное село Братовщина, расположенное на реке Скалбе. Ко времени Елизаветы Петровны это был целый комплекс деревянных построек, в облике которых сказались традиции древнерусского зодчества. В старой части усадьбы стояли две повалуши, увенчанные высокими шатрами, крытыми тесом. Рядом с ними — Никольская церковь, с чешуйчатыми главами, и примыкающая к ней шатровая колокольня. Их стены, крыльца, кровли и шатры были обиты тесом и расписаны «разными красками». Жилые и служебные постройки были выкрашены в желтый цвет и имели яркие красные кровли. Нарядность была характерна и для сада с его яркими цветниками, «крытыми дорогами», водоемами с миниатюрными фонтанчиками. Интерьеры построек отличались такой же декоративностью отделки. Во всех покоях стены обиты понизу деревянными расписными панелями и оклеены обоями различных цветов, чаще всего «травчатыми» по белой, желтой и «лосиной» земле. Беленые и позолоченные по краям откосы окон и вишневые изразцовые печи дополняли убранство комнат3.

До 1749 года в усадьбе стояло небольшое здание, переделанное из старых хором в 1730 году. В 1750-м перед дворцом был разбит довольно большой сад, расположенный на трех уровнях. Его планировка, так же как архитектура галереи и беседок, принадлежит московскому архитектору В.Обухову. В 1802 году Братовщину описал Н.М.Карамзин: «В селе Братовщине я также остановился, не столько для отдыха, сколько для того, чтобы видеть там на досуге некоторые монументы старины. Они состоят в деревянной церкви, построенной, думаю, еще прежде царя Алексея Михайловича, и в ветхом здании, похожем на анбар и называемом Царскою вышкою<…> Речка Скауба на левой стороне, поля и луга составляют очень хороший сельский вид»4.

Судя по словам Н.М.Карамзина, Братовщина еще в начале ХIХ века приходила в запустение. В настоящее время от имения осталась лишь поздняя каменная церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы (1815), закрытая в 1930-е годы, восстановленная в послевоенное время и действующая ныне (с 1990).

Патриархальность усадьбы, видимо, вдохновляла Елизавету Петровну на определенные занятия, связанные со старинными обрядами. Находясь там, она занималась сельским бытом, оделяла крестьянок разными женскими украшениями, присутствовала на свадьбах поселян.

Столь незатейливы были ее развлечения и в Тайнинском, где государыня забавляла себя охотой, купанием в прудах и полевыми играми с сельскими девушками. Село Тайнинское (Танинское, Тонинское, Тайницкое) располагалось на реке Яузе, в 13 км от Москвы (рядом с современным подмосковным городом Мытищи). Главным его украшением являлась каменная церковь в честь Благовещения Пресвятые Богородицы (1677), стоявшая при впадении в Яузу двух речек — Сукромы и Стебелки. Елизавета Петровна внесла свою лепту в оформление храма и ансамбля в целом. По ее высочайшему именному указу 1751 года было велено к трапезной пристроить придел во имя святых и праведных Захария и Елисаветы (арх. Д.В.Ухтомский), написать новые алтарь и образа и исправить церковную утварь. К 1749 году относится строительство нового дворца под наблюдением архитектурного гезеля Яковлева. Вероятно, проект принадлежал А. Евлашеву, которому было поручено в 1749 году осмотреть новопостроенный дворец, разобранный в 1820 году за ветхостью.

Судя по чертежам и описи5, это было небольшое здание, длиной в 22 и высотой в 12 саженей. Центр здания и боковые ризалиты имели по два жилых этажа и соединялись одноэтажными галереями. Вдоль переднего фасада проходила анфилада парадных комнат. В облике дворца черты архитектуры нового времени сочетались с характерными традиционными мотивами. Центральная башнеобразная часть завершалась восьмериком с шатровой кровлей, увенчанной золоченым двуглавым орлом — гербом Российской империи. Желтый дворец с белыми наличниками и черной тесовой крышей отличался декоративностью и цветовой насыщенностью. Те же черты сказались и в убранстве интерьеров. Все покои были оформлены синими изразцовыми печами, стены оклеены бумажными обоями — белыми, желтыми и синими с цветами и травами. Облик помещений дополнялся зеркалами в резных золоченых рамах и мебелью, выдержанной в красных тонах. В залах дворца висело много картин, писанных на холсте, а также печатный портрет Петра I6.

Архитектура Тайнинского представляла собой один из первых примеров органичного включения нового здания в старый сложившийся ансамбль, в состав которого входили барочная церковь ХVII столетия, хозяйственные постройки, большой плодовый сад и рыбные пруды. В описи Тайнинского 1758 года перечислены: конюшенный двор, казенный скотный двор, житный двор, мельница на реке Яузе с мельничным амбаром, избой, сараями, плотиной, три моста: «"красный", ведущий во дворец, второй — от дворца к церкви и третий — за реку к новопосаженной роще»; будка для стреляния тетеревов в 23 окна, фартинная изба — комплекс, состоящий из светлиц, омшаника, амбара, конюшни7.

Н.М.Карамзин, посетивший усадьбу в 1802 году, так писал о ней: «Я своротил влево с большой дороги, чтобы видеть это село, где царь Алексей Михайлович любил забавляться соколиной охотою. Место уединенное и приятное! Тут запруженная Яуза кажется большою рекою, и со всех сторон обтекает дворец Елизаветы Петровны, которая, любя следы великаго ея деда, построила его вблизи развалин дворца Алексея Михайловича <…> Я осмотрел его: есть большие комнаты и видно, что некоторые были хорошо отделаны. Жаль, что такое приятное место, окруженное водою и густо осененное старыми деревами, которыя могли бы закрыть и самое огромное здание, теперь остается дикою пустынею<…> На острове находятся два пруда, один из них выложен дубовым деревом»8. По свидетельству других авторов, умершая в 1856 году 110-летняя старуха из Тайнинского рассказывала, что она была из числа тех девиц, с которыми императрица Елизавета Петровна купалась в этом пруду и дарила им ленты в косы9. Позднее, как свидетельствует Камер-фурьерский журнал, императрица предавалась в Тайнинском и светским развлечениям: «12 сентября 1749 года. Посетила село Тайнинское. Была на французской комедии в оперном доме10.

Дворец в Тайнинском сгорел в 1818 году, а в конце ХIХ века на месте бывшего царского села возник дачный поселок. До наших дней сохранился лишь храм Благовещения Пресвятые Богородицы, который был закрыт в 1929 году, в 1960–1970-х реставрирован (арх. Е.Р.Куницкая), в 1989-м возвращен церкви и ныне действует. Время не пощадило первоначальное убранство храма, в ходе реставрации были выполнены новые росписи и установлен иконостас. Благовещенская церковь оригинальна по архитектуре: к трапезной пристроено крыльцо с «бочкообразной» аркой, по обе стороны от которого ведут лестницы на двухъярусные площадки с шатровыми покрытиями. Фасады оформлены богатым декором в виде ширинок, поребриков, резных полуколонок и пышных оконных очелий.

И, наконец, главной летней резиденцией из входивших в Дворцовую собственность Елизавете Петровне служило Покровское-Рубцово. Тогда это было одно из предместий Москвы, недалеко от Немецкой слободы, по дороге в бывшее село Преображенское. При царе Михаиле Федоровиче Покровское называлось Дворцовое село Рубцово, являясь обширной загородной усадьбой с царским дворцом, куда он часто ездил для своего увеселения. Название Покровское оно приобрело по церкви Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Сергия Чудотворца и царевича Дмитрия (1619–1626). Эту церковь царь Михаил Федорович приказал построить в память отражения от Москвы поляков. К 1743 году относится упоминание о «новопостроенных палатах» и о постройке на другой стороне реки церкви Воскресения, в которой весной 1744 года государыня была на литургии на пасху и в день святой Пятидесятницы.

Существовавший здесь в первой половине ХVIII века дворец должен был быть капитально перестроен в 1752 году по проекту Ф.Б.Растрелли, по его же проекту разбит Большой сад и сооружены катальная горка с каруселями. Авторство основано на свидетельстве самого Растрелли: «Построил каменный дворец против большого сада. Это здание выстроено в деревне, называемой Покровское, резиденции государыни, когда она была принцессой» 11. Это был проект не новой постройки, а перестройки прежнего дворца, который имел вид богатого частного особняка, являясь одноэтажным зданием на невысоких погребах. Растрелли хотел добавить еще один этаж, повысить центральную часть здания и обогатить фасады барочным декором и полукруглыми пандусами, примыкающими к выступающему центральному ризалиту. Сама Елизавета Петровна одобрила проект, о чем свидетельствует надпись на чертеже: «Фасад дворцу, что в селе Покровскомъ, которой Ея Императорское Величество всемилостивейшее Апробовать соизволила 11 дня 1752-го году». Но несмотря на это проект перестройки здания не был претворен в жизнь, и оно оставалось в первоначальном виде вплоть до второй половины ХIХ века12.

Таким образом, Покровское представляло собой чисто московское сочетание разновременных частей. И в соответствии с жизнью памятника и меняющихся сторон придворного быта времяпрепровождение государыни также претерпевало эволюцию. Так, будучи еще цесаревной, она любила там проживать летом и, обладая веселым нравом, участвовала в праздничных хороводах, которые водили покровские девушки и молодицы. Елизавета надевала русский костюм: цветной атласный сарафан и кокошник или парчовую кику с дробницами из жемчуга, вплетая в косу алую ярославскую пукетовую ленту13. С тех времен сохранилась песня:

 

Во селе, селе Покровском,
Среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась
Красна девица душа.

 

Став императрицей, Елизавета Петровна с удовольствием разделяла многочисленные придворные утехи — участвовала в балах, маскарадах, торжественных застольях. Об этом свидетельствуют выдержки из Камер-фурьерского журнала: «13 мая 1744. День Святой Пятидесятницы. В Покровском дворце вместе с Петром Федоровичем, принцессами Цербсскими и придворными присутствовала на банкете Лейб-гвардии Измайловского полка»; «23 октября 1744. Присутствует вместе с Петром Федоровичем, Екатериной Алексеевной Ангальт-Цербской, придворными и генералитетом в маскарадных платьях на бал-маскараде в селе Покровском, где ужинали "в масках"» «16-17 марта 1749. Была в селе "Свое Покровское", где 17 марта «отправлялось обеденное кушанье для тезоименитства Его Сиятельства Графа Алексея Григорьевича». На этом обеде присутствовали также Петр Федорович, Екатерина Алексеевна и первого и второго класса обоего пола персоны14.

Покровский дворец простоял до 70-х годов ХIХ века, пока его не отдали Покровской общине сестер милосердия и архитектор А.П.Попов не перестроил его в сестринский корпус в стиле историзма, обращенного к традициям древнерусской архитектуры ХVII века. Находящийся уже в черте Москвы, в 1970-х годах дворец был отреставрирован, и в нем разместился Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГОСНИИР), располагающийся здесь и до сих пор (ул. Гастелло, 44). Покровская церковь принадлежала дворцовому ведомству до 1761 года, затем стала приходской, а в 1870 году была передана Покровской общине сестер милосердия. Закрытый в 1920-е годы, храм был реставрирован в 1960–1961 годах, и вскоре его заняла Русская хоровая капелла. С 1990-х храм принадлежит Русской православной церкви.

Помимо собственных владений, Елизавета Петровна любила посещать имения своих вельмож. Усадьба Перово, ранее являвшаяся ее собственностью, в 1744 году была подарена ею фавориту Алексею Григорьевичу Разумовскому. Самая ранняя постройка усадьбы — двухъярусная кирпичная, оригинальная по композиции церковь Знамения, возведенная еще П.А.Голицыным в 1705 году. Исследователи отмечали сходство перовской церкви с Дубровицкой и предполагали в качестве автора обоих зданий Никодима Тессина-младшего, который ориентировался на храм Петра митрополита в Высокопетровском монастыре в Москве. Небольшое изящное здание центрического типа воплотило в себе удачное сочетание форм западноевропейского и московского барокко. Нижний ярус церкви, украшенный белокаменной резьбой и состоящий в плане из восьми лепестков, поддерживает крупный световой восьмерик, увенчанный главой на барабане усложненной формы. Свет льется через высокие прямоугольные окна, разделенные лишь узкими перемычками конструкций. Но только одно из них, расположенное на полукружии восточного яруса, обрамлено колончатым наличником, типичным для московского барокко. С севера, запада и юга в храм ведут массивные порталы входов. 24 ноября 1742 года в перовской церкви произошло одно из самых важных событий в жизни императрицы — тайное венчание с А.Г.Разумовским. Именно поэтому Елизавета особо чтила этот храм, в котором хранились дорогая утварь и богатые ризы, пожаловала в дар воздухи собственной работы, шитые золотом и жемчугом.

До 1740-х годов в Перове стояли лишь небольшие каменные палаты и группа хозяйственных построек. В 1747–1748 годах уже при А.Г.Разумовском, эта усадьба превратилась в крупный ансамбль, связанный дорогами с близлежащими Лефортовом, Кусковом и Измайловом. Здесь был разбит регулярный парк, где в окружении цветочных клумб, беседок, фонтанов и обелисков стоял деревянный дворец, построенный под руководством А.П.Евлашева по проекту Ф.Б.Растрелли. Дворец представлял собой невысокое здание с протяженными фасадами и симметричными боковыми ризалитами. В центре был расположен парадный зал, с которым были связаны анфилады комнат. Отличительной особенностью здания являлась открытая галерея, протянувшаяся вдоль всего главного фасада15.

Перовский дворец был разобран в 1753 году по указу Елизаветы Петровны для постройки сгоревшего Головинского дворца в Лефортове. На сегодняшний день от ансамбля остались лишь Знаменская церковь и парк, имение в котором в середине ХIХ века являлось собственностью князей Гедиановых, а до октября 1917 года им владели инженер В.А.Киприанов и купеческая семья Гульшиных. В настоящее время территория бывшей усадьбы входит в состав Восточного округа Москвы.

Перово было одной из любимых дач императрицы Елизаветы: каждый раз, во время своего летнего пребывания в Москве, она не забывала приезжать в усадьбу, жила здесь по нескольку дней, любила смотреть народные гулянья, игры, хороводы. Отсюда она часто ездила на охоту в Измайловский зверинец, к которому был проложен особый проспект. Как известно, государыня предпочитала три вида охоты: псовую (погоню за зайцем), на тетеревов из шалашей и соколиную. Камер-фурьерский журнал донес до нас запись о том, что 9 мая 1754 года Елизавета Петровна и Петр Федорович были на псовой охоте в Перове: «… были съезжее поле в Перовских рощах, охота была псовая Гофмаршала и кавалера господина Нарышкина»16. На охоте были также «Цесарский Посол, чужестранные министры» и «российские 1-го и 2-го класса и некоторые знатные обоего пола особы». «А с поля» все они, «бывшие на охоте», ужинали у «Камергера и кавалера Графа господина Шереметева» в селе Кускове.

Кусково было идеально приспособлено для охоты. Там находился зверинец «до трех верст в окружности» с каменной башней, служившей сборным пунктом охотникам, сараями и загонами, в которых содержались волки разных пород: черные американские, серые русские, пегие сибирские, а также медведи, лоси, лисицы. В вольерах свободно гуляли стада оленей, которых насчитывалось до 600 голов. Охотничью свиту графа Петра Борисовича Шереметева, хозяина усадьбы, обычно составляли сорок псарей, сорок егерей и сорок гусаров. Но охота графа принимала иногда столь широкий размах, что ее театром становились буквально все окрестности Кускова: сотни наездников и амазонок, цвет тогдашней аристократии, множество богатых экипажей, блестящих ливрей, лихих скакунов в раззолоченных уборах, — все это создавало прекрасную картину, напоминающую охоты Генриха IV в Булонском лесу или английских королей в Виндзоре17.

После строительства перовского дворца Кусково превратилось в место, пригодное не только для охоты, но и для приема двора, что стало для графа П.Б.Шереметева, находящегося на придворной службе, необходимостью. В 1750-х годах дворцово-парковый ансамбль только складывался в русле барочной традиции: создавался регулярный парк с дорожками, прудами и каналами, строились деревянные павильоны, многих построек, сохранившихся до наших дней, еще не существовало. Но Елизавета Петровна, будучи в усадьбе 9 мая 1754 года, могла увидеть здесь немало памятников (сохранившихся и поныне на территории музея, открытого с 1919 года после национализации имения).

Самая ранняя постройка в усадьбе — церковь Происхождения Честных древ Креста Господня (1737–1739), решенная в стиле аннинского барокко. «В ней Иконостас золоченый лучшей работы; вместные Образа старинного письма, украшены каменьями и жемчугом… при оной богатая ризница старинная (за алтарем картина Благовещение Герши»18. Хотя данное описание было опубликовано в 1787 году (что является первым известным описанием Кускова), можно допустить, что интерьер церкви, существовавшей уже двадцать лет, в 1750-х годах выглядел столь же нарядным и торжественным, как и в 1780-х. Возможно, уже тогда за алтарем стояло «Благовещение» Гершеня (?) (ныне считается работой неизвестного западноевропейского художника ХVII столетия и хранится в запаснике Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково ХVIII века»). В церкви также хранился тельник — нагрудный крест фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, фамильная реликвия владельцев.

В западной части парка на берегу маленького пруда был сооружен Голландский домик (1749) с двумя деревянными беседками (1751, не сохранились): китайской (Пагоденбург) с мебелью, посудой и одеянием в китайском вкусе и Столбовой, выдержанной в тосканском ордере, с двумя кабинетами, убранными картинами. Симметрично этому миниатюрному ансамблю, напоминающему уголок Голландии, в восточной части парка располагался Итальянский домик (1754, арх. Ю.И.Кологривов). Павильон, напоминающий итальянскую загородную виллу, а также примыкающий к нему террасный сад с фонтанами и мраморной скульптурой создавали своеобразный уголок Италии в русской усадьбе. Интерьеры павильона тогда еще не приобрели свой окончательный облик, так как их внутренняя отделка была завершена только зимой 1754–1755 года. В это же время разбирается деревянный Грот, стоявший рядом с Итальянским домиком, и начинается строительство каменного (существующего и поныне).

Главным зданием усадьбы являлись деревянные «старые хоромы» (1750–1755), в возведении которых на месте прежнего усадебного дома был использован проект Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, выполненный С.Чевакинским19. «Старые хоромы» представляли собой двухэтажное здание с мезонином в центральной части и боковыми ризалитами. В конце 1760-х «хоромы» были разобраны, и на их месте сооружен дворец, существующий до настоящего времени. Этот дворец сохранил планировку помещений первого этажа (южной анфилады). Благодаря архивным источникам («Указам графа П.Б.Шереметева управляющим Григорию Вороблевскому и Федору Ключареву») можно составить представление об убранстве интерьеров «старых хором». Активное участие в убранстве покоев принимал Ю.И.Кологривов. По его рисункам «в палатах в зале» были написаны плафон и десюдепорты с изображением времен года, а также изготовлен «пол штушной»20. Большую роль в оформлении покоев играли ткани: занавеси на окнах, обои, сукно, которым были обиты полы.

Следующий документ — «Доношение Алексея Толмачева», написанное 9 апреля 1754 года (ровно за месяц до приезда Елизаветы Петровны в Кусково), явно свидетельствует о подготовке к ее приему (привозу мебели и замене обветшавших тканых обоев). «Сего апреля 9 дня при указе вашего сиятельства прислано с Иваном Уваровым стульев плетеных 17 дубовых с штофными малиновыми подушками, 10 столов больших штук окладных, 8 меньших штук<…> да<…> снято в хоромах из первой полаты от галереи изорванные обои, числом полотнищ 19…да от двух окошек роздвижные зовесы с фалеборами подвижные желтые и з завясками…»21. Переписка графа с управляющими характеризует его как рачительного хозяина, недаром были сложены строки:

 

Село Кусково, где Боярин жил большой,
Любивший Русское лет старых хлебосольство,
Нарядны праздники и по трудах спокойство.

 

Все эти свидетельства говорят о том, что подмосковные резиденции играли большую роль в жизни Елизаветы Петровны. Патриархальный уклад Покровского, Тайнинского, Братовщины связан еще с бытом царской семьи ХVII века. Став императрицей, Елизавета находилась большую часть времени в Петербурге. Но приезжая в Первопрестольную, она активно вводит вояжи в подмосковные усадьбы в свой придворный этикет. Появились новые затеи: охота, торжественные приемы, банкеты, балы. Одновременно в елизаветинскую эпоху происходит эволюция архитектурного облика подмосковных владений: от комплексов, связанных с традициями древнерусского теремного зодчества (Братовщина, Тайнинское), — к дворцовым ансамблям в стиле барокко, соответствующим духу времени (Покровское, Перово, Кусково). Все это подготовит почву для «золотого века» русской усадьбы во второй половине ХVIII века, в период правления Екатерины II.

 

Примечания

1 Журнал банкетам, куртагам, походам и пр. с 11-го Сентября по 1 Ноября 1753 года. С. 56.

2 Цит. по: Евангулова О.С.Дворцово-парковые ансамбли Москвы в первой половине ХVIII века. М., 1969. С. 110-111.

3 Там же. С. 84-85.

4 Карамзин Н.М. Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице // Вестник Европы. 1802. Ч. IV. № 15. С. 218-219.

5 Бондаренко И. Архитектурные памятники Москвы. Вып. 2-3. М., 1905. С. 54, 71-78.

6 Евангулова О.С. Указ. соч. С. 88.

7 Завьялова Н.И. Усадьба Тайнинское: история дворцового острова и некоторые проблемы его сохранения // Русская усадьба. Вып 7. М., 2001. С. 307.

8 Карамзин Н.М. Указ. соч. С. 215-216.

9 Подмосковная старина. С. 3.

10 Камер-фурьерский церемониальный, банкетный и походный журнал, 1749 года, во время пребывания Высочайшего Двора в Москве. С. 45.

11 Евангулова О.С. Указ. соч. С. 89.

12 Успенский А. Покровский дворец // Зодчий. 1907. № 37. С. 396-397.

13 Любецкий С.М. Московские старинные и новые гулянья и увеселения. М., 1854. С. 4.

14 Журнал банкетный 1744 года. С. 45, 90; Камер-фурьерский церемониальный, банкетный и походный журнал, 1749 года. С. 10.

15 Евангулова О.С. Указ. соч. С. 88.

16 Журнал церемониальный и банкетный, 1754 года. С. 12.

17 Кусково и его окрестности. М., 1850. С. 25.

18 Краткое описание села Спасскаго, Кусково тож, Принадлежащего Его Сиятельству Графу Петру Борисовичу Шереметеву. Сочинение Неизвестнаго. Напечатано в 1787 году // Прогулка в селе Кускове. Сочинение А.Воейкова. Спб. 1829. С. 3.

19 Тыдман Л.В. Кусково // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. М., 2000. С. 87.

20 Архив Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково ХVIII века», машинописная копия (РГИА. Ф. 1088. Оп. 3, 1750 г. Д. 99. Л. 12-17 об.).

21 Там же. 1754 г. Д. 461-а. Л. 8.

Г.Д.Молчанов. Общий вид регулярного парка в Кускове в перспективе от главного дома. 1770-е годы. Холст, масло. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века»

Г.Д.Молчанов. Общий вид регулярного парка в Кускове в перспективе от главного дома. 1770-е годы. Холст, масло. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века»

И.А.Соколов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1746. С оригинала Л.Каравака. Бумага верже, резец, пунктир, офорт. ГТГ

И.А.Соколов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1746. С оригинала Л.Каравака. Бумага верже, резец, пунктир, офорт. ГТГ

Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет графа А.Г.Разумовского. 1770-е (?) годы. Холст, масло. ГИМ

Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет графа А.Г.Разумовского. 1770-е (?) годы. Холст, масло. ГИМ

Дворцовое село Братовщина. Рисунок неизвестного художника начала ХIХ века. Бумага, тушь. ГИМ.

Дворцовое село Братовщина. Рисунок неизвестного художника начала ХIХ века. Бумага, тушь. ГИМ.

Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы в Братовщине. 1815

Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы в Братовщине. 1815

В.А.Серов. Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900. Картон, темпера. ГРМ

В.А.Серов. Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900. Картон, темпера. ГРМ

Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы в Тайнинском. 1677

Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы в Тайнинском. 1677

Чертеж фасада дворца в Тайнинском

Чертеж фасада дворца в Тайнинском

Проект фасада дворца в селе Покровском. Неизвестный художник с чертежа Ф.Б.Растрелли. 1752. Первая половина ХIХ века. Бумага, тушь, акварель. ГИМ

Проект фасада дворца в селе Покровском. Неизвестный художник с чертежа Ф.Б.Растрелли. 1752. Первая половина ХIХ века. Бумага, тушь, акварель. ГИМ

Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в Покровском. 1619–1626

Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в Покровском. 1619–1626

Ф.Б.Растрелли. Фасад дворца в Перове. 1740–1750-е  годы. Бумага, тушь, перо, акварель. РГАДА

Ф.Б.Растрелли. Фасад дворца в Перове. 1740–1750-е годы. Бумага, тушь, перо, акварель. РГАДА

Ф.Б.Растрелли (?) Усадьба Перово. Проект дворца. 1750-е годы. Бумага, тушь, акварель, кисть, перо. ГИМ

Ф.Б.Растрелли (?) Усадьба Перово. Проект дворца. 1750-е годы. Бумага, тушь, акварель, кисть, перо. ГИМ

Знаменская церковь в Перове. 1705

Знаменская церковь в Перове. 1705

Г.Д.Молчанов. Курдонер в усадьбе Кусково. 1770-е годы. Холст, масло. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века»

Г.Д.Молчанов. Курдонер в усадьбе Кусково. 1770-е годы. Холст, масло. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века»

Г.Д.Молчанов. Архитектурный ансамбль у павильона Голландский домик в регулярном парке усадьбы Кусково. 1770-е годы. Холст, масло. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века»

Г.Д.Молчанов. Архитектурный ансамбль у павильона Голландский домик в регулярном парке усадьбы Кусково. 1770-е годы. Холст, масло. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века»

Г.К.Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743. Холст, масло. ГТГ

Г.К.Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743. Холст, масло. ГТГ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru