Тамара Вехова
Независимо
от времени и обстоятельств
Художник Борис
Кочейшвили видит главной своей задачей
«соединить барокко и конструктивизм».
Эта идея воплощается мастером как на
уровне выбора сюжетов и форм, так и в
работе с пространством и пластикой. В
его композициях пространство вырастает
из соединения формального, выстроенного,
лаконичного, будто иконного, — с натурным,
чувственным, по-сезанновски тщательно
изученным пространством пейзажа. Та же
двойственная природа и у пластики
художника — четкий ритм и контур, и в
то же время чувственная моделировка
объемов, создающая вибрацию живописной
поверхности.
Уже в ранних
работах определился индивидуальный
стиль и четко сформулированный круг
интересов. Ритмически выверенные и
выстроенные пространства художник
населяет женскими фигурами, зачастую
прибывающими в своеобразной пластической
экзальтации, архитектурными мотивами.
Башни, храмы, различные предметы, цветы
всегда геометрически и стилистически
переосмыслены, скорее стилизованы в
некие «формулы» этих предметов. Они
кочуют из картины в картину в новых
хитросплетениях ритмов.
Мотив барочного
башнеобразного то ли дыма, то ли дерева
рядом со строгим кубическим объемом
дома; женщины, скрутившие свои руки-ноги
будто в сложном па какого-то странного
танца; широкая полоса реки, отделяющая
передний план от заднего и создающая,
при всей условности изображения,
глубокое, близкое к иллюзионистическому,
пространство картины. Некоторые образы,
как эквиваленты художественного «я»,
проходят через все творчество Бориса
Кочейшвили.
Не выходя за
пределы сформированного круга приемов
и сюжетов, художник обращается к самым
разным художественным техникам,
экспериментируя с изобразительными
возможностями различных материалов и
добиваясь от них максимальной
выразительности, а зачастую и совершенно
нового звучания. За полвека занятий
искусством Борис Кочейшвили добился
виртуозности в графике, в живописи и в
скульптурном рельефе, создав свой
собственный узнаваемый стиль.
В 1960-х годах,
сразу по окончаниии училища «Памяти
1905 года», художник занялся популярной
в то время печатной графикой. Несколько
лет он провел в Экспериментальной студии
офорта И.Нивинского, освоив гравюру,
офорт и литографию. Затем Кочейшвили
увлекся камерным рисованием черной
тушью на мелованной бумаге с помощью
широкой жесткой кисти. В этой технике,
особенно полюбившейся художнику, ему
удалось достичь необыкновенной вибрации
тончайших оттенков серого цвета.
Обратившись чуть позже к масляной
живописи, Борис Кочейшвили пишет на
больших листах оргалита изысканные,
почти монохромные композиции, будто
пытаясь воплотить в корпусном письме
открытия, сделанные им за годы работы
с тушью. В то же самое время художник
много работает акварелью и пастелью.
В начале
девяностых Борис Кочейшвили создает
большой цикл так называемых «Сухих
фресок» пастелью на картоне и изобретает
необычную и весьма остроумную технику
рельефа.
На основе гипса
и папье-маше он лепит рельефные композиции
и красит их в белый цвет. Эти работы
интересно наблюдать при меняющемся
освещении, когда к выразительным
качествам самой композиции добавляются
самые разнообразные варианты игры
теней, отбрасываемых на белый фон
объемными изображениями. Вскоре художник
нащупывает еще один путь — в его
творчестве наступает «черно-золотой»
период.
На листах
оргалита, загрунтованных черной акриловой
краской, с помощью золотых пятен и
лессировок появляются из таинственной
тьмы фигуры и предметы. За счет дрожащего,
словно тающего контура и сложносоставных
полупрозрачных слоев фона, эти работы
приобретают глубокое пространство.
Здесь художник опять работает на стыке
различных техник, будто экспериментируя
с обогащением графического рисунка
цветом, светом и живописной пластикой.
Начиная с
2000-х годов, Борис Кочейшвили все больше
увлекается работой с цветом. Художник
начинает писать акрилом как акварелью,
тонкими лессировками, лишь иногда
прибегая к корпусной, плотной живописи.
Его таинственные пейзажи, натюрморты
и геометрические построения бесконечно
вариативны. Хитросплетение цветов и
оттенков существует в пределах отточенных
и равновесных объемов и форм.
Зимой 2009 года,
на пороге своего семидесятилетия,
художник в очередной раз начинает
работать в абсолютно новой технике.
Результатом различных проб и экспериментов
стало создание нового вида рельефа —
живописное моделирование цементной
штукатуркой. Похоже, что в работах этого
периода Борис Кочейшвили собирает
воедино то, чем занимался в течение всей
жизни. Занятия графикой помогли ему в
совершенстве овладеть композицией и
характерным рисунком. Работа с рельефом
— постичь секреты пластики и умелого
использования светотеневых эффектов.
Живописные штудии научили работе с
цветом. Накладывая цементную массу на
фанеру и работая широким мастихином
как кистью, художник рисует железным
инструментом изящные фигуры, предметы
и формы. Затем свои рельефы он расписывает
акрилом или красит в один цвет. Очень
эффектно выглядят медь или золото,
которые он часто использует.
В этом случае
рельефы получаются похожими на отлитые
из металла доски, но с удивительной
внутренней вибрацией «рваных» краев,
с неожиданно воздушной, пористой
текстурой материала. Возможно, впервые
в истории рельефа, ограниченного, как
правило, техническими особенностями
отливки в формы, художнику удалось
добиться фиксации свободного дыхания
и импровизации, привычных в графике и
живописи, но не существовавших доселе
в твердом материале.
Сам художник
считает, что творчество неразрывно
связано с биологией человека. В искусстве
первична не мозговая деятельность, но
следование зову творческого инстинкта.
Самое интересное выходит, когда мастер
идет на поводу у неведомых ему сил, не
отдавая себе отчета в том, к какой технике
и стилю он обратится сегодня или завтра.
Художественные находки и уникальный
стиль Бориса Кочейшвили ценны вне
всякого контекста, ибо в них есть то,
что отличает настоящее искусство.
Оглядываясь на пройденный художником
путь, поражаешься удивительной свободе
и разнообразию, и в то же время цельности
этого мастера, верного самому себе
независимо от времени и обстоятельств.