Письма
Н.Н.Евреинова Н.В.Дризену
11
9–1907
II
Многоуважаемый
Николай Васильевич, мне кажется, самый
верный путь следующий: разработать
вкратце, но захватывающе, хотя бы нам с
Вами вдвоем, программу всех 8-ми спектаклей
и затем употребить все усилия, чтобы
найти человека, пусть даже и не энтузиаста,
но с 20-ю тысячами к нашим услугам.
Поверьте, если только от нас будет
пахнуть деньгами, мы привяжем к себе
всех, кто нам нужен.
Очень рад буду
увидеть в понедельник Трубникова.
Из кружка
Соллогуба2, по-моему, некого, кроме
Аничкова, ведь он тоже тамошний.
Преданный Вам
Н.Евреинов
2
15–1907
II
Многоуважаемый
Николай Васильевич, уведомляю Вас, что
Н.Н.Вентцель выразил согласие на перевод
этой новеллы. Что касается вознаграждения,
то он готов быть больше чем умеренным.
Затем он не прочь быть консультантом
по чисто литературной части (проверка
переводов и пр.). С Калмыковым3 я
думаю начать переговоры тогда, когда
мы порешим с другими вещами и сможем
сразу ему дать нужную директиву.
М. А. Вейконе4
обнаруживает симпатичную нам деятельность.
До понедельника!
Преданный Вам
Н.Евреинов
3
26–1907
II
Глубокоуважаемый
Николай Васильевич, совершенно неожиданно
мне приходится ехать в Воронеж; тороплюсь
с приготовлениями к отъезду. Кроме того,
я обязательно должен быть в Училище
Правоведения на своей опере-буфф «Сила
чар» (арлекинада)5, которая сегодня
там идет.
В Воронеже
пробуду дня 3-4, не больше. Пожалуйста,
представьте, если понадобится сегодня,
мое мнение о постановке классических
пьес многоуважаемому собранию.
Вейконе? Придет
обязательно; будьте с ним поласковее:
он из застенчивых.
Если сегодня
успею — приду.
Преданный Вам
Н.Евреинов
4
Дирекция
Старинного театра6
27 июля 1907 г.
27–1907
VII
Милостивый
Государь, Николай Васильевич,
Препровождая
к Вам прилагаемую при сем в двух
экземплярах пьесу «Лицедейство о Робене
и Марион» А.Галля, в переводе Бенедикта7,
на предмет внесения означенной пьесы
в Главное Управление по делам печати
для разрешения таковой к представлению
на сцене, имею честь покорнейше просить
не отказать в зависящем распоряжении
о переписке помянутого произведения в
количестве одного или двух экземпляров,
присовокупляя, что приобщенные к делу
варианты двух сцен подлежат внесению
на рассмотрение Драматической Цензуры
только в том случае, если сие потребуется
обстоятельствами, Господином Цензором
усмотренными.
Примите,
Милостивый Государь, уверение в
совершенном к Вам почтении.
Н.Евреинов
5
15–1907
VIII
Многоуважаемый
Николай Васильевич,
спешу с ответом.
Прежде всего,
большое спасибо за столь обстоятельное
изложение хода наших дел. Против
Консерватории8 ничего не имею.
Что же касается Робена9 на 2-ом
месте, то это безумие!!!!!!!
Хоть моралитэ
и очень для всех забавно, но, тем не
менее, проза остается прозой, а нравоучение
нравоучением. Потом нельзя же ставить
две вещи с пением подряд! И кроме сего,
где это, господа, вы слыхали, чтобы после
оперы на закуску ставили комедию? При
чем тут века? Публика достаточно грамотна,
чтобы прочесть сначала «XV»,
а потом «XIII». Наконец, я
знаю, любое моралитэ XV-го
века стоит веком раньше Робена XIII-ого
века; или техника ни во что не считается?..10
Заметку в Новое
время дайте такую: «Кружок лиц, объединенный
бар. Н.В.Дризеном для устройства спектаклей
Старинного Театра, после годовой
совместной работы нашел возможность
представить в текущем театральном
сезоне только пьесы средних веков, а
именно: Адам XI в., Робен
XIII в. и моралитэ XV
в. Недостаток времени и трудности задачи
не позволили в первый же год представить
в хрон. порядке Античный, Ср.-Вековый и
т. д. театры. Как известно, кружок задался
целью показать последовательно эволюцию
сценической постановки, ну а это сопряжено
с такими археологическими и антикварными
затруднениями, для преодоления которых,
разумеется, недостаточно годовой, хотя
бы и усердной работы. По-видимому
спектакли Ст. Театра обещают быть в
высшей степени и интересными (любопытными),
и поучительными. Деятельными помощниками
бар. Дризена являются М.Н.Бурнашев и
Н.Н.Евреинов; последнего, между прочим,
называют инициатором этой симпатичной
и оригинальной затеи».
Пролог?..11
Я о нем думаю, конечно; но писать буду
по возвращении в Петербург, когда
выслушаю Ваши советы и указания.
Радуюсь Рериху.
А что Сац? —
впрочем, не пишите, — скоро отсюда уеду.
Увижусь с Вами числа 5-ого сентября.
Крепко жму
Вашу руку.
Преданный Вам
Н.Евреинов
6
19–1907
XI
Дорогой барон,
Е.В.Аничков
просит письмом снять его фамилию с
афиши. Зол он на Вас как черт. Говорит —
воспользовались, а потом отплатили
грубостью. И чтобы книги его возвратили.
А то он через газеты объявит о чуждости
ему Ст. Театра12.
Если можно
уладить с ним, уладьте. По-моему все-таки
неудобно как-то вышло.
В.Ф.Шишмарев
прислал песенку и просит дать ему 2
билета на 2 спектакля 7-ого и 10-ого декабря.
По-моему следует; он ведь работал для
нас.
Преданный Вам
Н.Евреинов
P.
S. Отчего Вы не прислали
мне Устав Театра для изменений?
Мне нужен еще
экземпляр, чтобы послать Шишмареву для
просмотра; сам поехать с черновиком на
В.О.13 не могу — шубы нет. Пожалуйста!
7
Без даты14.
Многоуважаемый
Николай
Васильевич,
В ожидании
добавочного аванса от Суворина я истратил
все деньги. Проезды на репетиции и
«начаи» обошлись мне за эти два месяца
около 70 рублей.
Сацу выдавалось
на проезд, Бурнашеву тоже. Конечно, они
настолько прилично одеты, что им пристало
ездить; — оба в зимних пальто, при
калошах, теплых шапках и перчатках.
Мой костюм, в
котором я смог бы придти в кружок
Полонского, заложен.
Когда до слез
озябший, я плетусь на наши репетиции,
собрания и пр., я часто готов проклясть
час, в который мне пришла в голову идея
нашего театра. Тот, у кого ломило руки
и ноги от мороза, поймет, что это не
фраза.
Теперь, когда
я променял шубу на разъезды по Старинному
театру, я нажил ревматизм и воспалительный
процесс мочевого пузыря (идет кровь).
Почему-то мне
кажется, что вам (не Вам) все нужнее меня.
Ну и что ж! Пусть моя работа видна одному
только Богу.
Никто не измерит
глубины моего самолюбия, я ни на кого
не сержусь; — все это так естественно.
Т. к. другие дороже в буквальном смысле
чем я, то и дороже для вас в переносном.
Я не прошу
денег; да теперь и поздно. Я прошу только
не сердиться, что я фактически не имею
возможности принимать участие в делах
Старинного театра.
Правда, нужен
ли я?
Мне так часто
давали понять, что я не сохозяин.
Я чуткий. Очень.
Прощайте. Не
пытайтесь меня повидать: — нервы мои
ходят ходуном; мне очень тяжело и правда
я болен; хоть не лежу, но… -
Вы не поверите,
как неприятно мне прибавлять к Вашим
неприятностям и хлопотам еще хлопот.
Может быть, если я не окоченел так, когда
ездил к Аничкову, у меня не хватило б
духу написать Вам все это. Уж очень я
окоченел. Нездоров стал; телом, духом.
Что называется, «не подходите ко мне».
Любящий Вас
за все ваше доброе отношение к дорогому
мне делу.
Н.Евреинов
8
28–1907
XI
Многоуважаемый
и дорогой Николай Васильевич,
Списался с
Аничковым. Будет читать; но только просит
для реферата тексты пьес и его книги;
потом он возвратит; свои я ему послал.
Пришлите мне
пьесу об Адаме перев. Кузьмина; мне нужен
для моего реферата; поскорее, если можно.
Был в Малом
Театре на историч. спектакле; —
посредственно. Встретился там с массой
нужных нам лиц; пропагандировал во всю.
Вот что!
Покорнейшая просьба послать билеты на
нашу премьеру:
Виктору
Викторовичу Протопопову15 —
Чернышев пер., д. № 14 (Вы просили его о
вывеске наших афиш);
Акиму Львовичу
Волынскому16 — угол Разъезжей и
Коломенской ул.;
Александру
Александровичу Ростиславову17 (в
Театр и Искусство — Горшков 4);
Льву Марковичу
Василевскому18 (Авель, изд. Свободных
Мыслей) — Пет. ст. Большой пр., д. № 47.
Затем пошлите
пожалуйста приглашение на генеральную
репетицию.
Генералу
Бежецкому (Маслову)19 если можно
2 билета;
Гавриилу
Владимировичу Гловацкому20 тоже
2 билета (в Малый театр) непременно,
пожалуйста;
композитору
Николаю Феопемптовичу Соловьеву21
(Мойка 20 кв. 1); и, если можно, Зое Юлиановне
Яковлевой22 (Чернышев пер. д. № 12)
— она раструбит по всему городу.
Да! еще на
генеральную тому же Василевскому
(Авелю), потому что он иначе не успеет
написать к понедельнику (Своб. Мысли),
а нам важно, чтоб раньше. Я ругал его,
что ничего не написано о нас в Своб.
Мыслях; он сетует, что ему не дали
материала.
Пожалуйста,
не потеряйте этого письма прежде
исполнения моих просьб.
Какого Вы
мнения о поступке Бурнашева23?
Преданный Вам
и любящий Вас Н.Евреинов.
P.S.
Еще раз спасибо за спасительную шубу.
Крови меньше.
9
29–1908
III
Дорогой Николай
Васильевич,
До меня дошли
слухи, что Вы хотите продать декорации,
занавес и пр.
Побойтесь
Бога!
Это безумие!
Позор для
театра!
Задыхаюсь….
Между прочим,
не привезете ли 3 моих снимка «Робена и
Марион» (если надобность миновала). Как
бы не затерялись.
Пишите. Пока
всего хорошего.
Преданный Вам
Н.Н.Евреинов.
10
22–1908
XI
Дорогой Николай
Васильевич,
Сегодня Б. С.
Неволин24 принесет Вам «Ашурбанипал»,
это заказная пьеса дирекции нашей под
декорации, музыку и мою постановку
«Царевны»25. Как вы увидите, много
общего в словах, но фабула и лица другие;
— 100 Пуришкевичей26 кукиш выкусят.
Пожалуйста, подпишите скорее. Очень нас
разоренных, одолжите.
Преданный Вам
Н.Евреинов
11
12–1909
IV
Дорогой Николай
Васильевич,
Прокорректировал
свою статью и внес желательные изменения.
Пользуюсь
случаем просить Вас принять на память
оттиск «Введение в монодраму»27.
Если найдете уместным познакомить с
этой теорией Теляковского, передайте,
пожалуйста, лишний экземпляр, при сем
прилагаемый.
Наилучшие
пожелания шлет Вам искренне преданный
Н.Евреинов
12
20–1909
IV
Дорогой Николай
Васильевич,
Не знаю, как и
благодарить за Вашу любезность.
Спешу послать
при сем два экземпляра своей книги28;
может быть еще кому-нибудь дадите
познакомиться. Популяризация «монодрамы»
занимает меня свыше меры.
Искренне
преданный Вам Н.Евреинов.
13
30–1909
IX
Дорогой Николай
Васильевич,
Присылаю Вам
при сем статью «Испанский актер XVI–XVII
вв.»29 в срок (завтра 1-ое), какой Вы
назначили. Труд этот достался мне дорогой
ценой усидчивости и творческого волнения.
Поэтому считаю себя вправе воспользоваться
Вашим любезным предложением аванса.
Дайте, сколько
можете; буду очень благодарен (хотелось
бы рублей 100), т.к. финансы мои хромают,
пломбировал зубы, лечился в Финляндии,
провизия дорожает, жена, дети, — сами
изволите знать.
Всей душою
преданный Вам
Н.Евреинов
14
16–1909
XI
Дорогой
Николай
Васильевич,
Рад служить,
но раньше 12 ч. не освобожусь: репетиция
у бар. Будберг30, ставлю «Одиноких
людей» Гауптмана.
Черкните,
пожалуйста, как мне быть.
Преданный Вам
Н.Евреинов
15
3–1910
I
Дорогой
Николай
Васильевич,
Большое спасибо
за пожелание на Новый Год.
Вчера был у
Котляревских, говорил с Нестором
Александровичем31. Он мне ясно
выразил желание видеть меня режиссером
в Александринке32, за что я прежде
всего должен горячо поблагодарить
Вас33. Но все зависит от Пушкинского
спектакля. Предположен «Пир Валтасара»,
удивительная вещь (норвежская, еще нигде
не напечатанная). Я очень рассчитываю,
что Вы не откажете в этой важной для
меня постановке своими советами и
указаниями. Насколько мне важно хорошо
устроить свою рабочую жизнь, Вы сами
знаете. И я очень волнуюсь, дорогой
Николай Васильевич.
Всего, всего
хорошего.
Искренне
преданный Вам
Н.Евреинов
16
26–1910
II
Дорогой
Николай
Васильевич,
Хорошо. Так и
озаглавьте: «Диалог Н.Н.Ев<реинова>
и В.Э.Мей<ерхольда> о кинематографе
и его роли в искусстве»34. Мы
собираемся к Вам в среду пораньше придти,
чтобы до прихода публики еще раз
сговориться (прорепетировать). Лучше
назначьте начало в 9 ч.
Искренно
преданный
Вам
Н.Евреинов
17
17–1910
V
Дорогой Николай
Васильевич,
спешу ответить.
Моя тема
«Режиссер как автор спектакля» разделяется
на три части:
1) история
режиссуры,
2) современный
режиссер и его отношение к автору, актеру
и художнику-декоратору
3) Идеал
режиссера, как автора спектакля.
Очень хочется
в среду пойти в театр Крестовского
сада35 — поближе и даром. В Ваших
руках исполнение моего желания.
Я тоже соскучился
по Вашем обществе. Может быть, в среду
пойдем вместе?
Сижу большей
частью дома: заканчиваю большую статью
для Гайдебуровского «Алконоста»36
— «Художники в театре В.Ф.Комиссаржевской»37.
Потом все
заседаю в обществе «Интимного театра»38,
где я избран членом правления. Деньги
есть; — авось удастся разгуляться на
свободе; — компания подходящая, бывших
врагов рутины в <нрзб.> Совете не
сыщешь, а творчества у меня самого не
занимать стать.
Впрочем, многое
еще не выяснено, напр. помещение. Словом,
посмотрим еще.
Жду ответа
насчет среды.
Искренне
преданный Вам Н.Евреинов
18
2–1910
IX
Дорогой
Николай
Васильевич,
всем сердцем
страшась подвести Вас, полагаю, однако,
что все уладится. В полчаса Вы, наверно,
не ознакомились еще с пьесой в целом,
поэтому быть может и предположили, что
она сплошь нецензурна39. Это
довольно-таки невинный, в конце концов,
фарс без кальсон, без сала, без цифры 69
на каске полисмена, без канкана,
слабительного средства вместо
возбудительного, совместного «лежанья»
на постели, ванны и тому подобного, чем
изобилуют современные фарсы, разрешенные
цензурой к постановке.
Впрочем, может
быть я сильно заблуждаюсь.
Ведь фарс
должен быть пикантен! — это «пикантное
представление» как таковое.
Разумеется,
Вам лучше знать границы допустимой
пикантности, и я не вправе сетовать,
если Ваши красные чернила определят их
точнее, чем мои, черные.
Что можно,
например, возразить против начальной
беседы педагогов, занимающей добрую
половину I-го акта. Или все третье
действие!
Я думаю, что
Вас смутила кастелянша и монолог с
бананами. Но мне казалось, что я превзошел
возможное в смысле осторожности.
Следуя Вашему
примеру и переходя к сути, скажу следующее:
— вычеркните и отметьте, пожалуйста,
то, что невозможно при современных
условиях.
Очень-очень
жаль, что причиняю Вам больше хлопот,
нежели хотел. В первый раз сам отвез Вам
пьесу и так неудачно… Но буду надеяться,
что еще не все потеряно.
В субботу у
Н.И.Бутковской увидимся, и, может быть,
я получу обещанные Вами «Материалы»
для статьи.
Преданный Вам
Н.Евреинов
19
6–1910
X
Дорогой
Николай
Васильевич,
А.Р.Кугель с
искренней радостью готов всячески
содействовать дорогому нам всем
«Ежегоднику Имп. Театров» под Вашей
редакцией.
Пошлите
кого-нибудь к ним, чтобы договориться
о % %, условиях и пр.
Преданный Вам
Н.Евреинов
20
6–1911
I
Дорогой
Николай
Васильевич,
еще раз сердечно
поздравляю Вас с Новым Годом и от души
желаю Вам и всему Вашему семейству
здоровья и радостей. Спасибо за открытку
— память.
Бессонные ночи
дали возможность окончить мой труд о
крепостных актерах. Получится исторический
очерк в 2 листа (приблизительно)40.
Хотел бы думать, что своей работой угожу
Вам и всем ревнителям театральной
старины.
Далее, хотел
бы получить за свою экстренную и
действительно кропотливо-трудную работу
побольше денег. Надо поговорить об
условиях и пр., напр., отдельном издании,
которое, по-моему, должно хорошо пойти:
ведь такого «труда» до сих пор не было
на книжном рынке.
Когда могу
сдать Вам свой очерк? — хотелось бы из
рук в руки и побеседовать.
Ответьте,
пожалуйста.
Искренно
преданный
Вам
Н.Евреинов
21
6–1911
III
Дорогой
Николай
Васильевич,
вернулся. Был
большой успех. Опера Саца41 вызвала
восторги и овации. Устал. Ставлю «Веер»42
Уайльда у бар. Будберг («Комедия»)
гротескно.
Очень-очень
прошу поскорее прислать 20 обещанных
экземпляров моей книги и гонорар за 5
листов по высшей норме. Жду с нетерпением.
Слыхал, что
капустник у Вас был удачный.
Радуюсь; —
жалею, что не был.
9-го марта
приду, как и многие другие, лишь к 12 ч.,
т.к. в этот день «Прометей» Скрябина.
Завтра у кн.
Бебутова43 буду в 10 ч., не раньше:
— репетиция.
Прошу, ответьте
насчет экземпляров и денег.
Искренно
преданный Вам
Н.Евреинов
22
Без даты (по
тексту письмо датировано 20.03.1910)
Дорогой Николай
Васильевич,
Сегодня, 20
марта, я уезжаю на 6 дней в Москву. Уезжаю
с поездом 6 ч. 30 м.; буду на вокзале в 6 ч.
Несмотря на бесплатный билет, путешествие
все таки стоит (плац-карта, постельное
белье, носильщик, еда и пр.). В Москве мне
негде остановиться, как в номере; а там
отдать — белье, еда, начаи, самовары,
разъезды и т.д.
Вы говорите,
что я могу получить суточные из суммы
Старинного театра. С своей стороны,
считая это вполне справедливым, прошу
снабдить меня 50-ью рублями, каковая
сумма, надеюсь, не явится чересчур
разорительной.
Т.к. моя полоса
безденежья еще не прошла, пришлите
деньги на вокзал, или в Канцелярию М-ра
П. С. (Фонтанка 117)44 до 3 1,5 ч.
дня, или же на Пушкинскую д. № 7 кв.
Евреиновой, где я буду часов в 5. Без этих
денег мне зарез: не повернуться в Москве
с больным желудком и нервами.
Еще одно слово!
— Сделали Вы распоряжение об исправлении
обидной для меня афиши? Как я Вам уже
высказал, моей работы как режиссера
настолько же больше Вашей работы в этой
области, насколько Вашей работы как
директора больше моей в области управления
театром. Посему я и счел справедливым
отступиться от директорства, выговорив
себе верховное режиссерство45.
В конце концов,
Вы сами знаете, что данные игры были
выработаны и преподаны мною. Я говорю
сейчас только о работе и ее значении, а
таланты же — тема слишком щекотливая.
Во всяком
случае, если будет написано: режиссируют
Бар. Дризен и Н.Евреинов, я сочту себя
глубоко обиженным; при всей своей
скромности, я все-таки замечу, что моей
работы режиссерской было больше Вашей.
Ведь если в этой рабочей области мы
должны стоять рядом, то почему же в
директорстве не рядом? — Я тоже вел
переговоры с артистами, костюмером и
пр. также присутствовал на административных
совещаниях, вырабатывал афишу и пр. и
пр. и пр. Надеюсь, моя работа, рвение,
чувство справедливости и деликатности
найдут в Вас должную оценку, и Вы не
заставите меня игнорированием моего
самолюбия отшатнуться от того дела,
которое мне не меньше дорого, чем Вам.
Преданный Вам
Н.Евреинов
23
08.11.1911
Дорогой Николай
Васильевич,
Ваше письмо
пришло как раз вовремя, потому что
А.Кугель прижал меня к стене, чтобы я
дал наш портрет, который будет помещен
вместе со статьей Чудовского46; —
вчера вечером мы говорили об этой статье.
С Пресняковым47
обошлось совсем хорошо; он, кажется,
понял, что, тут хоть умри, а сделай.
Сотрудники,
кажется, зажглись и подходящи.
23-его с
удовольствием прочту о театрализации
жизни, если Вас не смущает то обстоятельство,
что моя статья на эту тему48 началась
печатаньем фельетонами в «Против
течения»49. Скажите откровенно.
Но конец статьи (длинная!) еще, кажется,
не скоро выйдет в печати.
Преданный Вам
Н.Евреинов
24
Без даты.
Написано карандашом.
Многоуважаемый
Николай Васильевич,
заехал к Вам,
чтобы сообщить следующее: репетиции
«Фуэнта Овехуна» не было, т.к. труппа
заявила мне и просила передать о том
Дирекции, что она оскорблена на отсутствие
на афише имен участвующих артистов и в
виде протеста отказываются репетировать.
Я объяснил, что протест в форме отказа
работать нечто недопустимое, но труппа
осталась непоколебимой.
Что касается
пропуска на афише имен актеров, то
полагаю, что это с нашей стороны если
не оскорбительный, то все-таки обидный
промах. Говорю «афиша», т.к. если бы это
был «анонс», то все бы обошлось
благополучно.
Черкните, как
Вы думаете реагировать на протест их в
столь убыточной форме, как отказ от
репетиции.
Сообщите также,
прошу Вас, почему без имен.
25
24.02.1912
Милостивый
Государь
Барон Николай
Васильевич,
Довожу до
Вашего сведения, что за нашу с Вами
нотариальную запись по делу «Старинного
театра», разбиравшемуся в Третейском
Суде, мною заплачено 28 р. 75 к., из коих с
Вас причитается 14 р. 37 к., каковую сумму
и прошу Вас прислать мне не позже
понедельника 27 февраля с.г., предупреждая,
что пропуск Вами трехдневного срока
уплаты я приму за уклонение от нее, о
чем мною будет заявлено присутствовавшим
при уплате мною Г.Нотариусу означенной
суммы судьям нашей части50.
Н.Евреинов
Примечания
1
При подготовке текстов максимально
сохранялись языковые, стилистические
особенности оригиналов и авторская
пунктуация, однако в ряде случаев были
внесены незначительные изменения,
обусловленные современными языковыми
нормами (например, слитное написание
некоторых союзов и употребление прописной
буквы вместо заглавной у Н.Евреинова).
Написание имен собственных приводится
без изменений и оговаривается в
примечаниях.
2
Речь идет о литературном кружке
Ф.Сологуба, собиравшемся в доме у писателя
по воскресеньям с середины 1890-х гг. и
являвшемся одним из центров литературной
жизни Петербурга.
3
Николай Константинович Калмыков
(Калмаков) (1873–1955) — художник, работал
в театре Н.Евреинова и А.Кугеля «Кривое
зеркало».
4
Михаил Александрович Вейконе
(род. в 1871 г.) — театральный критик.
5
Пьеса «Сила чар» была написана Евреиновым
в 1899 г. и поставлена в Императорском
училище правоведения. Это было первое
серьезное музыкальное произведение —
арлекинада, опера-буфф. Имела колоссальный
успех, но не была опубликована. Текст
пьесы утрачен.
6
Письмо написано на бланке.
7
Бенедикт (псевдоним, наст. имя Вентцель
Николай Николаевич) (1855–1920) — поэт,
прозаик, драматург, переводчик. Перевел
для «Старинного театра» пастурель «Игра
о Робене и Марион». После 1908 г. являлся
постоянным автором театра «Кривое
зеркало», где наибольшим успехом
пользовалась его пьеса-пародия
«Лицедейство о господине Иванове»
(1912).
8
Для старинного оркестра в спектакль
«Игра о Робене и Марион» были приглашены
музыканты из Петербургской консерватории,
где преподавал Ливерий Антонович
Саккетти.
9
Речь идет о спектакле «Игра о Робене и
Марион» (1907).
10
Н.Евреинов считал, что средневековые
спектакли должны быть показаны не в
хронологическом порядке, а от примитивного
к более сложному, с точки зрения техники
игры.
11
Речь идет о прологе к драме «Три волхва»,
который был написан Евреиновым. Текст
пьесы был заимствован из рукописи,
относившейся ко второй половине XI века
и хранившейся в библиотеке Эйнзидельна.
Подлинный текст (латинский) состоял из
сравнительно короткой сцены между
пастухами, волхвами, царем (Иродом) и
Богоматерью («Светлым духом»), Евреинов
дополнил его оригинально задуманной
народной сценой с целью показать
впечатлительность и восприимчивость
средневековой публики.
12
Конфликт с Аничковым возник в связи с
постановкой моралите «Нынешние братья».
На одну из главных ролей в спектакле
(Зависти) претендовала Валентина
Андреевна Щеголева
(1878–1931), урожд. Богуславская — актриса,
жена историка и пушкиниста П.Е.Щеголева,
племянница Е.В.Аничкова. Пользуясь своим
авторитетом среди организаторов
«Старинного театра», Аничков пытался
добиться утверждения ее на роль, но
дирекция решила иначе, и роль Зависти
в спектакле сыграла другая актриса.
Сохранилось письмо Аничкова Дризену:
«Многоуважаемый
Николай Васильевич,
За
все время, что я помогаю Вам, чем могу и
как умею, в Вашем предприятии по Старинному
театру я высказал только одно единственное
желание: я просил Вас, чтобы в moralite
роль Зависти была дана В.А.Щеголевой. И
Вы, если не прямо обещались, то вполне
соглашались. Каково же было мое удивление,
когда я узнал, что ей дана роль Матери!
Я считаю, что это прямо насмешка надо
мною. Меня это чрезвычайно удивило.
Я
получил письмо <из Парижа> относительно
музыки и кое-что подготовил здесь, но
теперь просто не знаю, зачем я буду
принимать участие в деле, где единственную
высказанную мною просьбу так грубо
отстраняют.
Примите
уверения в совершенном почтении.
Е.
Аничков» (РО РНБ. Ф. 263 (Н.
В. Дризен). № 63).
13
На Васильевском Острове располагалась
мастерская, в которой велись приготовления
к спектаклям «Старинного театра». 12-13
ноября 1907 г. М.Добужинский писал отцу:
«Часто приходилось ездить на 15 линию
Васильевского острова в маленькую и
неудобную мастерскую, где все это
творилось, и до поздней ночи проводив
там кистью — с удовольствием буду это
вспоминать…»
14
По содержанию письма его можно датировать
20-ми числами ноября.
15
Виктор Викторович Протопопов
(1869–1916) — журналист и драматург, известный
коллекционер. Собрал богатый театральный
музей, который после его смерти был
пожертвован его вдовою Дирекции бывших
Императорских Петербургских театров.
16
Аким Львович Волынский
(Флексер) (1861–1926) — литературный и
балетный критик, историк и теоретик
искусства. В 1905–1906 гг. заведовал
репертуарной частью театра
В.Ф.Комиссаржевской.
17
А.А.Ростиславов
— театральный критик, обозреватель
журнала «Театр и искусство».
18
Лев Маркович Василевский
(Янкель Лейба Мордкович, псевдоним
Авель) (1876–1936) — поэт, беллетрист,
литературный и театральный критик. С
1906 г. возглавлял театральный раздел
газеты «Речь». В 1907 г. редактировал
«Свободные мысли». Автор пьес в стихах
и прозе, пародирующих темы классических
трагедий: «Руины», «Эдельвейс» (обе 1912
г.) и др.
19
Алексей Николаевич Бежецкий
(Маслов) (1852–1922) — прозаик, драматург.
Окончил Николаевское инженерное училище
и Николаевскую инженерную академию. С
1890-х гг. выступил как переводчик пьес
Лопе де Вега «Собака садовника» и «Сети
Фенизы» и автор оригинальных пьес.
20
Гавриил Владимирович Гловацкий
(1866–1939) — актер, режиссер. В 1905–1915 гг.
— режиссер театра Литературно-художественного
общества (так называемый Суворинский
театр) в Петербурге.
21
Николай Феопемптович Соловьев
(1846–1916) — композитор, критик, педагог.
С 1905 г. — управляющий Придворной певческой
капеллой.
22
Зоя Юлиановна Яковлева
(урожд. Рущиц) — писательница. Публиковала
в журналах «Живописное Обозрение»,
«Звезда», «Север», Нива» и др. повести
и рассказы, часть которых издана отдельной
книгой (СПб., 1899). Из драматических
произведений ее драма «Поздно» ставилась
на императорских сценах.
23
Неустановленное лицо.
24
Борис Семенович Неволин
— драматург, сотрудник газеты «Речь».
25
«Царевна» — пьеса О.Уайльда «Саломея».
Была запрещена к постановке на сцене
театра В.Ф.Комиссаржевской «по
религиозно-нравственным и политическим
мотивам». Отчасти скандал с «Царевной»
стал причиной ухода Евреинова из театра
на Офицерской.
26
Владимир Митрофанович Пуришкевич
(1870–1920) — политический скандалист,
известный антисемитскими,
погромно-хулиганскими выходками. Будучи
депутатом Государственной думы,
присутствовал на генеральной репетиции
«Царевны» и вместе с представителями
Синода решил судьбу спектакля.
27
Реферат «Введение в монодраму» был
прочитан Н.Евреиновым в Москве в
Литературно-художественном кружке 16
декабря 1908 г., в Санкт-Петербурге в
Театральном клубе 21 февраля и в
Драматическом театре В.Ф.Комиссаржевской
4 марта 1909 г. Был издан Н.И.Бутковской
(СПб., 1909).
28
Речь идет о книге «Введение в монодраму»
(СПб., 1909).
29
Статья «Испанский актер XVI–XVII
вв.» была опубликована в Ежегоднике
имп. театров за 1909 г. (№ 6-7. С.55), затем
вошла в книгу Н.Евреинова «Pro
scena
sua.
Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы
театра» (Пг.: Прометей, 1915).
30
Имеется в виду великосветский Артистический
кружок баронессы И.А.Будберг в Петербурге,
возглавляемый Н.Евреиновым в 1909 г.
31
Нестор Александрович
Котляревский
(1863–1925) — русский литературовед, критик,
публицист, академик Петербургской АН
(1909). Работы Котляревского
посвящены западноевропейскому и русскому
сентиментализму и романтизму,
художественному творчеству декабристов
и др.
32
Н.А.Котляревский состоял начальником
репертуара русской драмы Императорских
театров. Его жена Вера Васильевна
Пушкарева-Котляревская была актрисой
Александринского театра.
33
Н.Евреинов был назначен режиссером
Александринского театра при содействии
Н.В.Дризена, который занимал в то время
должность главного цензора Императорских
театров.
34
Речь идет о диспуте, устроенном бароном
Н.В.Дризеном 3 марта 1910 г. 21
февраля 1910 г. Н.Евреинов писал Мейерхольду:
«Дорогой
Всеволод Эмильевич,
у меня
был нарыв в горле. Теперь прорвался и
температура спала. Я уж хотел просить
бар<она> Дризена отложить наш доклад,
но он руками замахал и торопит. Поэтому
придите, пожалуйста, завтра в понедельник
ко мне в любой час — сговориться. У меня
ничего заразного. Но я еще слаб и ем
диету; однако Вам можно что-нибудь
основательное зажарить. Как хотите.
Закажите.
Жду
ответа.
Преданный
Вам
Н.Евреинов»
( РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 1547.
Л. 2).
Подробнее
об этом диспуте см.: Тименчик
Р., Цивьян Ю. Кино
и театр. Диспуты 10-х годов // Киноведческие
записки. 1996. № 30. С. 57-64.
35
Театр в Крестовском саду (в северо-восточной
части Крестовского острова), в котором
ставились исторические мелодрамы и
сценическая классика. Режиссеры:
А.Л.Алексеев и Я.Быховец-Самарин.
36
Павел Павлович Гайдебуров
(1877–1960) — актер, режиссер, театральный
критик. Совместно с Н.Ф.Скарской (сестрой
В.Ф.Комиссаржевской), которая стала его
женой, в 1906 г. основал «Издательство
Передвижного театра», просуществовавшее
до 1924 г. В 1911 г. в этом издательстве вышел
сборник под названием «Алконост» (кн.
1), посвященный памяти В.Ф.Комиссаржевской,
куда вошла и статья Н.Евреинова «Художники
в театре В.Ф.Комиссаржевской».
37
Статья «Художники в театре
В.Ф.Комиссаржевской» опубликована в
книге Н.Евреинова «Pro
scena
sua.
Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы
театра» (Пг.: Прометей, 1915).
38
Общество интимного театра — содружество
деятелей искусства модернистских
направлений. Существовало в 1910–1912 гг.
в Петербурге. Инициатором создания его
был актер и режиссер Б.К.Пронин (1875–1946).
Членами этого общества являлись:
Н.Н.Евреинов, Ф.Ф.Комиссаржевский,
М.А.Кузмин, В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Сапунов,
С.Ю.Судейкин, И.А.Сац. Обществом было
создано кабаре «Бродячая собака».
39
Речь идет о пьесе «Неизменная измена»
(опубл. в: Евреинов Н.Н.
Драматические соч. Т. 1-3. СПб.-Пг.,
1908–1923).
40
Евреинов Н.Н.
Крепостные актеры (исторический очерк).
СПб., 1911.
41
Вероятно, речь идет об опере-шутке И.Саца
«Восточные сладости» («Битва русских
с кабардинцами»), которую Евреинов
ставил на сцене театра пародий «Кривое
Зеркало» в 1911 г. Евреинов писал об этом
произведении Саца: опера «выявляет
смехотворную приторность “ориентализма”
(которым многие из наших композиторов
так мучительно для себя и других
увлекались) и, как контраст сугубо
нежному “восточному стилю”, демонстрирует
лубочно-писарский, окарикатуривая и
последний стиль до непередаваемой
забавности» (Евреинов Н.
Сатирическая доминанта в творчестве
Ильи Саца // Сборник статей к 10-летию со
дня смерти. М.; Пг., 1923).
42
Комедия «Веер леди Уиндермир» английского
писателя и драматурга Оскара Уайльда
(1854–1900), написанная 1892 г.
43
Вероятно, речь идет о Давиде Иосифовиче
Бебутове (1859
— после 1916) — князе, общественном
деятеле.
44
Канцелярия министра путей сообщения,
где Н.Евреинов служил до 1910 г.
45
Конфликт Евреинова с Дризеном продолжался
долго. В 1933 г. Евреинов писал Ю.Л.Ракитину:
«Я занят с “La scene joyeuse”,
которую основала жена… Дризен — слишком
ослаб (рамоли), и у него здесь неважнецкая
репутация; посему, боюсь, мы снова с ним
разойдемся. Увидим! (21 год мы были в
ссоре)». (Речь идет о
юношеском театре-студии «Веселая сцена»
в Париже, основанном женой Н.Н.Евреинова
А.А.Кашиной-Евреиновой. Руководили
театром Н.Н.Евреинов и Н.В.Дризен. Цит.
по: Из двух углов. Переписка Николая
Евреинова с Юрием и Юлией Ракитиными.
1928–1938 / Публ., вступ. ст. и примеч.
В.В.Иванова // Мнемозина: Док. и факты из
истории отеч. театра XX в. Вып. 3. М., 2004.
С.261).
46
Валериан Адольфович Чудовской
(1882–1938) — критик, сотрудник журнала
«Аполлон».
47
Валентин Иванович Пресняков
(1877–1966) — артист, балетмейстер, педагог.
Окончил Петербургское Театральное
училище, в 1895–1909 гг. работал в Мариинском
театре, участник Русских сезонов.
Преподавал пластику и сценическое
движение в Петербургской консерватории,
вел курсы по системе Далькроза. Руководил
танцевальной студией при «Старинном
театре».
48
Статья Н.Евреинова «Театрализация
жизни» была опубликована в его книге
«Театр как таковой» в 1912 г.
49
Газета «Против течения» издавалась
художником-иконописцем Фомой Родионовичем
Райляном
(1870–1930). Через нее, а также через журнал
«Свободным Художествам» он стремился
познакомить всю читающую Россию с
лучшими произведения мировой живописи.
В фельетонах, из номера в номер, он
высмеивал серость и лень, которые
наблюдались среди представителей
искусства. Не найдя отклика среди
читателей, журнал и газета просуществовали
недолго.
50
Вероятно, речь идет об уплате судебных
издержек. На свободной стороне листа
рукой Дризена приписано: «Не
считая вовсе нужной нотариальную запись
по д. “Старинного театра”, я своевременно
заявлял об этом Трет. Суду, причем попутно
просил выяснить, на кого падут расходы
по составлению этой <книги>, в том
случае, если она будет осуществлена. На
это Вами было отвечено, что расходы
принимаете Вы на себя… В виду сего я не
признаю себя вовсе обязанным принимать
какое-либо участие в Ваших расходах по
делу Вами лично возбужденному».
Публикация,
подготовка текста, вступительная заметка
и примечания Ю.Б.Лисаковой