Анна Дехтярь.
Двойной
портрет на фоне пейзажа
Вряд ли среди людей моего круга
найдется хоть один, кто не вспоминает о годах знакомства (а кому повезло, — то
и дружбы) с Ниной Ватолиной и Максом Бирштейном без щемящего ностальгического
чувства. Даже в среде художников, в которой супружеские творческие тандемы не
редкость, такая пара, где оба — муж и жена — равноценно талантливы, равноценно
привлекательны и притом парадоксально не похожи друг на друга, — явление
уникальное.
Начать с того (хотя это, наверно,
не главное для художника), что и Ватолина, и Бирштейн были замечательно хороши
собой и составляли пару, которой нельзя было не залюбоваться. Нина Николаевна
до преклонного возраста сохраняла балетные стройность и посадку головы,
прекрасные глаза и волосы, а также свойственное ей одной выражение лица —
серьезное и пытливое, которое бывает только в юности и которое она так точно
воспроизвела в своем известном автопортрете 1934 года.
Элегантность Макса Авадьевича во
времена, когда униформой художника был заношенный свитер, вообще вошла в
поговорку. Он всегда выглядел благородным киногероем, советским Полом Ньюманом,
и в вечернем пиджаке с галстуком-бабочкой, и в маскарадном цилиндре, и в
брезентовом охотничьем плаще. Макс много путешествовал и по стране, и за рубежом.
«Мистер Прайс?» — окликали его в
гостинице, принимая за «интуриста». В дружеских анналах это прозвище — мистер
Прайс — сохранилось.
Как личности Ватолина и Бирштейн
казались совершенно разными. Он — человек-праздник, искрящийся остроумием и
весельем, украшение вернисажей и дружеских застолий, — художник с головы до
ног, которому во всем было свойственно бунинское «легкое дыхание». В ее же
характере сочетались простота и строгость — черты душевного аристократизма,
уравновешивающие деятельную и неукротимую натуру строителя и землеустроителя.
Иногда казалось, что он ко всему
относится слишком легко, а она — чересчур серьезно. Но это была лишь иллюзия.
Несмотря на несходство
темпераментов, они оказывались единым целым там, где дело касалось подлинных свойств
личности, — в отношении к жизни — доброжелательном и открытом, в отношении к
искусству — самозабвенном и всепоглощающем.
Главное же сходство между ними
лежало на скрещении личностной и профессиональной сферы — в понимании
ответственности художника перед жизнью и в неустанном желании улучшать,
изменять, украшать эту жизнь своим трудом и творчеством.
Ватолина много и плодотворно
работала в плакате, когда этот вид искусства был востребован обществом. Ее
хрестоматийный плакат «Не болтай!» оказался популярным и в наши дни, хотя
нынешний зритель, вероятно, вкладывает в него какие-то новые смыслы. В то же
время она писала роскошные по цветовой свободе натюрморты и тонкие
психологические портреты.
С юности присущий ей дар слова с
возрастом вылился в профессиональное писательство. Ее книги о русском искусстве
«Прогулки по Третьяковской галерее» и «Пейзажи Москвы» — это особый жанр
популярного искусствознания, опирающегося на личный опыт работающего художника.
Наконец, книга воспоминаний Ватолиной «Наброски по памяти» со всей очевидностью
представила ее зрелым мастером литературного стиля, — не
бытописцем-мемуаристом, каких теперь много, а умным и интересным
интерпретатором своего времени.
Если добавить к этому построенные
Ватолиной дома и перестроенные квартиры, всех, кому она помогала и кого
опекала, то можно без преувеличения сказать, что вся ее жизнь была неутомимым
созиданием. Здесь совпало главное — ее личная увлеченность всем, чем она
занималась, и та общественная значимость, которую эта деятельность имела в
жизни ее семьи, круга ее друзей, шире — художественной среды, наконец, общества
в целом.
Что же до Макса Бирштейна, то
место, которое он занимал в нашем художественном сообществе, опустело и не
занято и поныне. Как художник и человек, он играл роль медиатора, связующего
звена между разными поколениями и разными «фракциями». Это был «живой мост»,
протянутый во времени между Фальком, Осмеркиным, Татлиным и другими
прославленными мастерами, у которых Бирштейн учился, и молодыми живописцами
1970–1980-х годов, которым он передал эти традиции. В то же время Макс
пользовался авторитетом и любовью в противоборствующих слоях художественной
«иерархии» — от консервативной «Масловки» до радикальной «Малой Грузинской».
Многие «звезды» на сегодняшнем
художественном небосклоне — академики Академии художеств, лауреаты госпремий,
заслуженные и народные — обязаны своими первыми успехами Максу Бирштейну. В
годы, когда произведения молодых талантливых живописцев с удручающей
регулярностью снимали со стен Манежа и других престижных экспозиций, Макс
упорно и успешно «проталкивал» их на выставкомах, зачастую проходивших в его
собственной мастерской. Я помню, как он бился за открытие в ЦДРИ запрещенной
выставки ныне всемирно известного Гриши Брускина, — и это лишь один пример среди
множества подобных. Умение восхищаться чужими талантами и полная атрофия
чувства зависти — качества, столь редкие во всякой профессиональной среде, были
естественно присущи его широкой душе.
Учась в одном институте, у одних
учителей, будучи людьми одного круга и происхождения — интеллигенция в
нескольких поколениях, — Ватолина и Бирштейн обладали общей художественной
культурой, что укрепляло основу их полного взаимопонимания в более широком
жизненном контексте. В своих живописных исканиях оба сохраняли верность
традициям русского импрессионизма и школе русского сезаннизма с их пластической
точностью, колористической смелостью и «вселенской отзывчивостью»,
застав-ляющей художника не столько отбирать «натуру» согласно априорным
концепциям, сколько ступать навстречу ей, по первому зову жизни.
Эту «родовую» общность видения и
художественной трактовки хорошо иллюстрируют два больших натюрморта, написанные
в одни годы, — «Натюрморт у окна» Ватолиной (1950) и «День рождения» Бирштейна
(1948). Это традиционные «нарядные» натюрморты с цветами на фоне городского
заоконного пейзажа. При всей заданности «реквизита» — цветы, фрукты, посуда,
фирменная «бирштейновская» зеленая рюмка — свобода композиции проявляется здесь
в каком-то артистическом беспорядке, в котором раскинулись предметы, будто по
собственной воле. Сизые тени на белых скатертях, хрупкая прозрачность стекла,
теплота плодов, нежность цветов — как прекрасна повседневность для очарованной
души художника! «Тихая жизнь» вещей и у Ватолиной, и у Бирштейна очеловечена,
«психологична», непротиворечиво соположена городскому пространству за окном —
она напоминает нам о вечной мечте жить в гармонии с внешним миром и с самим
собой.
Среди множества портретов,
написанных Максом Бирштейном, два занимают особое место в его творчестве. В
«Сухумском фотографе» (1983) воссоздана атмосфера курортного юга, каким он
некогда был. Вот нехитрое старомодное развлечение — фотографирование на фоне
фанерного щита, где намалевана всякая горская экзотика — ущелья, скалы,
всадники в черкесках и папахах. Бирштейн изобразил себя всунувшим голову в
прорезь в фанере и весело позирующим в образе лихого черкеса, «Хасбулата
удалого». В картине он молод, юна и прекрасна Нина, грациозно держащаяся за
луку нарисованного скакуна. И солнечный сухумский пейзаж, и яркие, почти
открытые цвета, и смешная поза фотографа создают ощущение радости и полноты
бытия, с которым счастливое прошлое рисуется из сегодняшнего «далека». Но этот
сладостный миг воспоминаний чуть горчит привкусом ностальгии по временам, когда
герои были молоды, а жизнь свежа и наивна.
Другой двойной портрет — картина
Бирштейна «Прогулка. Батуми» (1981). Голубой ландшафт с лиловеющими горами,
сверкающим морем и белыми кораблями у причала искрится мириадами веселых
бликов. Эта голубая идиллия кажется осуществленной мечтой, землей обетованной.
По набережной катит старинный фаэтон (еще больший анахронизм, чем курортная
фотография), в котором Макс и Нина совершают ностальгическую прогулку во
времени. Упоение сиюминутным потоком реальности и ретроспективный образ
«господина и дамы в коляске» сливаются воедино, утверждая непреходящую ценность
южного пейзажа, женщины и мужчины и связывающих их чувств.
Запомним же их такими — двойным
портретом на фоне невозвратного пейзажа.