Любовь Соснина
Классическая
коллекция в Вологде
Вологда, первое летописное
упоминание о которой относится к 1147 году, один из старейших русских городов,
расположенный в краю лесов и озер на севере нашей страны. История и культура
Вологодчины самым тесным образом связана с общенациональной историей России.
Города вологодских земель — Белозерск, Великий Устюг, Тотьма — на протяжении
многих веков служили «воротами» на Урал и в Сибирь. По водной системе севера
проходил важнейший торговый путь русских купцов и деловых людей в Западную
Европу. Важное место в своих планах отводил нашему краю Иван Грозный. Легенда
утверждает, что царь даже намеревался перенести в Вологду столицу Русского
государства, и лишь случайность помешала осуществлению его замыслов. Вологодские,
устюженские и белозерские земли издревле выступали проводниками и хранителями
православной духовности и культуры, в чем особая роль принадлежала монастырям.
Богатейшее культурное наследие края, сформировавшееся на протяжении веков,
является вкладом в сокровищницу мировой культуры.
Облик Вологды, складывавшийся
веками, хранит черты, оставленные нам предшествующими поколениями. Это читается
в мощных куполах соборов и шпилях изящных церковных колоколен, удивляющих
богатым узорочьем декора и живописностью силуэтов. Об этом невольно напоминают
уютные деревянные и каменные особняки, украшенные колонными портиками,
мезонинами и причудливой резьбой оконных наличников, стоящие до сих пор на
городской набережной и прячущиеся в тенистых тихих улочках Вологды.
На территории обширного
Вологодского края, в городах, селах и деревнях издревле развивались, ставшие
уникальными, промыслы народного творчества: резьба и роспись по дереву и
бересте, гончарное дело и ткачество, кружевоплетение, чернение по серебру и
художественная обработка металлов. Выходцами из Вологды и вологодского региона
были прославленные русские поэты, писатели и художники XIX века, среди которых
Константин Батюшков и Владимир Гиляровский, Василий Верещагин и Александр
Борисов. Вологодская земля обогатила русскую словесность XX столетия именами
Игоря Северянина и Николая Клюева, Варлама Шаламова, Николая Рубцова и Василия
Белова.
Идея создания художественного
музея в Вологде родилась на рубеже XIX и XX веков и принадлежала основателям и
членам местного Северного кружка любителей изящных искусств (СКЛИИ). Объединив
вокруг себя краеведов, любителей искусства и художников-профессионалов,
искусствоведов, он начал свою деятельность в Вологде в 1905 году.
Членами-учредителями стали художники-северяне А.А.Борисов и А.Н.Каринская,
инженер-технолог вологжанин А.Н.Белозеров. Их инициативу поддержал уроженец
Вологодской губернии, тайный советник, министр путей сообщения С.В.Рухлов,
который пожертвовал средства на организацию Кружка. Поддержку и помощь оказал
вологжанам профессор Петербургской Академии художеств А.А.Киселев. Первым
председателем Кружка был избран А.И.Сермягин, а с 1912 года его деятельность
возглавила Елена Николаевна Волкова, дочь городского головы, выпускница
Петербургского университета, сама не чуждая искусству.
Усилиями Кружка в Вологде было
проведено шесть художественных выставок. В 1912 году в доме Е.Н.Волковой по
улице Петербургской расположилась художественная коллекция, которая с 1916 года
стала общедоступной. Революционные события в стране и в Вологде кардинально
изменили жизнь СКЛИИ. В 1918 году музей и здание, где он располагался (а в
документах указывается дом Е.Н.Волковой), были взяты государством под охрану. С
осени этого года сюда начали свозить предметы искусства из национализированных дворянских
усадеб. Вскоре музей переехал в центр города в Архиерейское подворье. Здесь в
апреле 1919 года открывается Музей иконописи и церковной старины, основой
которого стала коллекция вологодского Древлехранилища. Рядом с ним
располагались и произведения, собранные Северным кружком. В 1921 году коллекции
Музея иконописи и художественного музея условно разделены, но территориально
живут вместе. В 1923 году утверждается положение о Вологодском объединенном
музее, куда на правах отдела вошел и художественный музей. Сюда в 1924 и 1927
годах поступают произведения изобразительного искусства из Государственных
музейных фондов Москвы и Ленинграда.
Ядром коллекции Вологодской
областной картинной галереи стали произведения, переданные сюда в 1950-е годы
из областного краеведческого музея, ныне Государственного
историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Большую помощь
молодой галерее оказали крупнейшие в стране хранилища искусства —
Государственный Русский музей и Государственная Третьяковская галерея.
Некоторые произведения отечественного искусства были получены из Саратовского и
Нижегородского (тогда еще Горьковского) художественных музеев. Ныне фонды
Вологодской картинной галереи насчитывают более 20 тысяч единиц хранения.
Наряду с произведениями отечественных мастеров в галерее сформировался и фонд
западноевропейского искусства XVII–XX веков.
Классическая коллекция, которой
по праву гордятся вологжане, с 1988 года обрела свое постоянное (до этого
времени галерея размещалась в бывшем Воскресенском соборе) место экспонирования
в двухэтажном каменном здании, выстроенном в 1844 году и получившем позднее
название «Шаламовский дом», поскольку здесь родился и до 1924 года жил
известный русский писатель Варлам Тихонович Шаламов (1907–1982).
Искусство XVIII — первой половины
XIX столетия в коллекции представлено немногочисленными, но редкими
экспонатами, связанными, прежде всего, с историей и культурой вологодской
земли.
«Портрет неизвестной», написанный
около 1760 года, открывает этот раздел. На темном, густом фоне резко выделяется
бледное женское лицо с тонкими, аристократичными чертами. Легкая полуулыбка
будто спорит с грустным взглядом прекрасных глаз. В этой работе все контрастно:
тени и свет, красный и черный цвета, стремление к объемной форме и архаичная
плоскостность. Но есть во всем и особая гармония, дыхание жизни, которые
удалось запечатлеть на века автору, чье имя, как и имя его модели, остаются для
нас пока неизвестными. Утверждение человеческой значимости видится в портрете
молодого офицера (1752), принадлежащем кисти Мины Колокольникова, еще недавно
полузабытого, оригинального русского мастера. Усилиями современных
исследователей1 долгое время считавшийся неизвестным сегодня портрет
«заговорил». Изображенным оказался вологодский дворянин Дмитрий Алексеевич
Резанов, родившийся в 1730–1731 году. В начале 1750-х годов семья Резановых
жила в Санкт-Петербурге и имела возможность заказывать свои портреты столичным
художникам. Среди них в те годы был и М.Н.Колокольников. В родовую усадьбу
Куркино под Вологдой Резановы вернулись в 1754 году.
Конечно, нам больше известны
работы столичных художников, выполнявших заказы элиты русского общества. Есть
их произведения и в вологодском музее. Это великолепные портреты таких авторов,
как В.Эриксен, В.Л.Боровиковский и Дж. Доу. Кисти датского художника Вигилиуса
Эриксена принадлежит «Портрет Екатерины II», на котором она представлена совсем
юной, еще не вступившей на престол. Известно, что будущая императрица России
прибыла в Санкт-Петербург в 1744 году, ей шел тогда пятнадцатый год. Художник
изобразил ее в темном зеленовато-коричневом платье и накидке, опушенной мехом.
На голове у нее диадема, подаренная императрицей Елизаветой Петровной.
Иконография портрета восходит к известному оригиналу Л.Каравакка 1745 года. Его
и повторяет Эриксен, выполнявший заказы царского двора. Портрет
демонстрировался на выставке «Ломоносов и Елизаветинское время», организованной
в Петербурге в 1912 году. Его владельцем тогда был Сергей Николаевич Казнаков,
камергер Двора, действительный статский советник, историк и коллекционер
предметов екатерининской эпохи2.
К позднему периоду творчества
одного из выдающихся русских художников Владимира Боровиковского принадлежит
«Портрет неизвестного с командорским крестом ордена святого Иоанна Иерусалимского»
(1810-е годы). Он был вывезен в Вологду из усадьбы Никольское влиятельнейших на
Северо-Западе России помещиков Межаковых. «Портрет неизвестного» не
единственная работа этого мастера в собрании галереи. Им выполнена и роспись
створок ковчега-дарохранительницы (конец XVIII века), который до 1920-х годов
находился в ризнице Семигородней Успенской пустыни недалеко от Вологды3.
К концу XVIII века относится один
из ранних пейзажей в собрании галереи, принадлежащий кисти художника-декоратора
Василия Петрова. Известно, что его автор был среди тех мастеров, кто в 1799
году получил срочный заказ на создание живописных произведений для
Михайловского замка, новой резиденции русского императора Павла I4.
В.П.Петров, как указывает опись дворца 1801 года, был автором трех ландшафтов,
среди которых значился и «Итальянский пейзаж». Работа, принадлежащая галерее
(до 1799), является произведением, послужившим оригиналом для написания
большого полотна, находящегося в собрании Государственной Третьяковской
галереи.
В начале XIX века в Вологде
работали художники, оставившие интереснейшие «художественные хроники». Это
камерные портреты или жанровые картины, отличает которые пристальное внимание к
бытовым подробностям, деталям, объясняющим образ жизни и деятельности изображенных.
Ярким примером тому может служить жанровая картина «Мальчик за чаем» (1840-е
годы) малоизученного художника Федора Зайцева. Глубоким уважением к натуре
пронизано изображение купеческой четы (1840-е годы) неизвестного автора, не
получившего, по-видимому, профессионального образования.
А вот Платон Тюрин, в отличие от
большинства вологодских мастеров середины XIX столетия, не только закончил
Академию художеств, но и первый среди вологжан получил почетное звание
академика5. Вернувшись на родину, он не был обойден вниманием
именитых заказчиков — писал портреты, расписывал храмы. Но судьба распорядилась
так, что к концу жизни заслуги художника забылись, а сам он в 1882 году умер в
безвестности. В собрании галереи сохранились пять живописных работ П.С.Тюрина и
среди них произведение, написанное автором еще до поступления в Академию
художеств в 1843 году. На фоне романтического пейзажа в охотничьем костюме
изображен один из вологодских помещиков, Сергей Алексеевич Зубов. Портрет
соединяет в себе черты наивной трактовки натуры, масштабную несогласованность
фигуры человека с деталями фона и одновременно подтверждает знакомство автора с
произведениями профессиональных мастеров. Тем более что с образцами не только
русской, но и европейской живописи молодой Тюрин был знаком по коллекциям
известных дворянских родов Вологды Зубовых и Межаковых, портреты которых
неоднократно писал на протяжении многих лет.
В русском искусстве вплоть до
середины XIX столетия сохранялись черты романтизма, о чем свидетельствуют
работы ведущих русских пейзажистов, присутствующие в вологодском собрании.
Произведение Никанора Чернецова «Грот в окрестностях Рима» (1840-е годы) было
написано во время пенсионерской поездки художника по Италии. Никанор, как и его
брат Григорий, по-своему относился к задачам пейзажной живописи. Если
большинство русских, работая в Италии, отражали в картинах величие истории этой
страны, то Чернецовых интересовали иные мотивы.
В Риме, куда они приезжают в 1840
году, их влекут неизведанные красоты, которые братья находят в развалинах
Колизея, гротах и пещерах в окрестностях Вечного города. Академику пейзажной
живописи Карлу Рабусу принадлежит драматичный по цветовому решению пейзаж
«Мейсенский собор», написанный около 1840 года. По окончании Академии художник
много путешествовал, жил в Баварии и Саксонии, где сблизился с немецкими
романтиками. Именно К.И.Рабус, будучи преподавателем пейзажной живописи и
перспективы Московского училища живописи и ваяния, стал учителем А.К.Саврасова.
Из пяти произведений Ивана Айвазовского, имеющихся в галерее, «Крушение
купеческого судна в открытом море» (1883) пусть и позднее, но самое
«романтическое». Это читается и в композиционном асимметричном построении, и в
цветовом решении, где художник использует мотив двойного освещения пространства.
Сюжетная линия раскрывает главную идею, доминирующую в живописи романтизма, —
противопоставление человеку разбушевавшейся, не подвластной ему природной
стихии.
Формирование национальной школы
живописи в русской культуре совпадает с развитием реалистических исканий. В
изобразительном искусстве это движение в большей степени связано с художниками
Москвы и, прежде всего, выпускниками и преподавателями Московского училища
живописи, ваяния и зодчества. Наиболее ощутимо эти тенденции проявились в пейзажном
и бытовом жанрах москвичей 1850–1860-х годов. К этому периоду относится одно из
ранних произведений выдающегося русского живописца Алексея Саврасова,
поступившее в галерею по дарственному завещанию вологжанина А.Ф.Протопопова. В
пейзаже «Дубки» (1850-е годы) наряду с еще условным цветовым решением
пространства уже наблюдается обращение художника к простому мотиву подмосковной
природы. Характерна в этом отношении и живописная бытовая зарисовка 1860-х
годов «Малороссийская девушка» Константина Трутовского, выполнявшего
обязанности инспектора Училища и принимавшего посильное участие в его
становлении и развитии. Творчеству этого художника принадлежат и два станковых
рисунка, датированные 1876 годом. Они относятся, по нашему мнению, к
незавершенной сатирической серии автора. В них он перефразирует сюжеты
древнегреческих мифов для того, чтобы рассказать о нравах современного ему
общества, сохранившего атавизмы крепостного уклада.
Ориентация москвичей и питомцев
периферийных художественных школ на народную и национальную тематику поощрялась
как передовой критикой, так и публикой. Уроки А.Г.Венецианова, основателя
первой провинциальной школы живописи в России, прослеживаются в работе его
ученика, нижегородца Ивана Каширина, в семейном «Портрете Л.А.Кузьминой-Караваевой
с дочерью» (1859). Лирическим живописным портретом-типом «Девочка с ягодами»
(около 1879) представлен симбирский художник Василий Тимофеев, выходец из
Арзамасской частной художественной школы А.В.Ступина.
К теме народной жизни обращены
бытовые акварели Петра Соколова «Угольщик» (1868) и «На водопое» (1874),
известного русского рисовальщика и анималиста. Собрание Вологодской картинной
галереи обладает и работами очень популярного на современном антикварном рынке
Николая Сверчкова — бытовой картиной «Возвращение с охоты» (1870) и
превосходным парадным портретом Кирилла Дружинина (около 1870). Ему, нашему
земляку, ротмистру лейб-гвардии принадлежали когда-то оба этих живописных
полотна. В «Возвращении с охоты», полной добродушного юмора, Н.Е.Сверчков, как
всегда, показывает себя прекрасным рассказчиком и тонким колористом. И еще одно
произведение, принадлежавшее в свое время К.А.Дружинину, украшает коллекцию
картинной галереи. Это большая акварельная композиция Михаила Зичи «Гусарская
пирушка» (1873), трактованная как групповой портрет и предназначавшаяся в
подарок Дружинину от сослуживцев.
Традиции академической школы
живописи представлены в коллекции галереи произведениями великолепных мастеров,
прославивших русскую художественную культуру. Большинству любителей искусства
Константин Флавицкий более известен как исторический живописец, автор
знаменитой картины «Княжна Тараканова» (1864), за которую он получил звание
профессора живописи.
В коллекции галереи он
представлен редким рисунком «Измаил в сакле» (1862), иллюстрацией к ранней
поэме М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей». Как прекрасный рисовальщик К.Д.Флавицкий не
раз привлекался издателями для подобной работы. Выпускник Академии художеств
Василий Худяков — автор блестящего по живописным качествам исторического
полотна «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1861), выполненного им по
возвращении из пенсионерской поездки в Италию. Решая полотно в традиционных
рамках сочиненной картины, В.Г.Худяков не пытается уйти от театральности и
броских внешних эффектов. Автором двух высокопрофессиональных полотен является
профессор батального класса Академии Богдан Виллевальде. Одно из них «Сцена у
верстового столба» (1859), обращенное своим сюжетом к повседневной стороне
военной жизни, не лишено традиционных черт парадности. Второе произведение
«Сегодня ты, а завтра я. Кульм. 1813 год» (1886) входит в известную серию
художника, посвященную военной кампании 1812–1814 годов, и написано по
материалам воспоминаний очевидцев тех боевых событий. Представителю позднего
академизма Павлу Сведомскому принадлежит эскиз картины «Медуза» (около 1882),
восхищавшей в свое время любителей живописи и принесшей славу этому художнику.
П.А.Сведомский был одним из тех художников, которые, предпочитая мифологические
или исторические сюжеты, умели найти для них нестандартную и малоизвестную
трактовку.
Период окончательного утверждения
принципов русской реалистической школы живописи второй половины XIX столетия в
коллекции галереи достойно представлен именами широко известных отечественных
мастеров. Это прежде всего члены Товарищества передвижных художественных
выставок, ведущей творческой организации России того периода, и мастера,
близкие им. Среди них прославленные пейзажисты: М.К.Клодт, Н.Н.Дубовской,
А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан. Небольшое этюдное произведение «Днепр»
(1898–1900) пейзажиста-новатора Архипа Куинджи относится к так называемому
периоду «молчания» художника. Как и французские импрессионисты, А.И.Куинджи,
обращаясь к одному мотиву, многократно варьировал его, стараясь передать
переменчивое состояние природы. Изображая Днепр в разное время дня, он каждый
раз ставил перед собой и решал новую живописную задачу. Так и в этой работе его
интересует передача тончайшей игры цвета под влиянием световоздушной среды.
Кисти Николая Дубовского принадлежит четыре произведения, среди них и авторское
повторение знаменитого полотна 1890 года «Притихло», принесшего известность
автору сразу после появления этого пейзажа на выставке. Двумя небольшими, но
ценными работами представлен в нашей коллекции Исаак Левитан. Этюд «Деревня»
(1890-е годы) написан в экспрессивной манере, характерной для позднего
творчества художника. Нервные резкие маски, колорит с преобладанием холодных
оттенков зеленого, лилового и серого цветов точно передают не только состояние
природы, но и душевное самочувствие автора. Наверное, именно так, одиноко и
неуютно, чувствует себя человек, оказавшийся в глухом захолустье ненастным
ветреным днем.
Большой интерес вызывают картины
бытового жанра художников, членов Товарищества. Среди них блестящие по
живописным качествам и интригующей сюжетной завязке произведения Владимира
Маковского. Одно из них «Иконник» (1891) было приобретено в свою коллекцию
известным собирателем русского искусства П.М.Третьяковым, второе, «Опять они
ссорятся» («Повар и кухарка») 1912 года исполнения, написано в поздний период
творчества мастера. В этих «малых жанрах» В.Е.Маковский остается прекрасным
живописцем, умеющим цветом передать фактуру предметного мира, чутким
психологом, точно подмеченной деталью подчеркивая характер того или иного
персонажа.
Обладает наша коллекция и
авторским повторением известной жанровой картины 1890 года Иллариона
Прянишникова «У тихой пристани». Член-учредитель ТПХВ, участник выставок
Товарищества с первого года его основания, художник был верен принципам
демократического бытового жанра ранних передвижников. Интересны хранящиеся в
Вологде два ранних живописных полотна Филиппа Малявина. На одном из них,
датированном 1888 годом, изображен отец художника. Другое, условно названное «Баба»
(1899), исполнено молодым живописцем в последний год обучения в Академии
художеств, в мастерской И.Е.Репина. Лишь яркий характерный типаж женской модели
позволяет узнать в этой сдержанной по колориту работе почерк автора будущих
эмоционально-живописных полотен, обращенных к национальной народной тематике.
Среди лучших работ собрания
галереи выделяются произведения классика русской пленэрной живописи и мастера
исторической картины Василия Поленова. Два этюда 1881–1882 годов относятся к
путешествию мастера по Востоку, где он собирал материал для программного
полотна «Христос и грешница» (1888). Лаконичная и сдержанная картина «За кого
Меня почитают люди?» (1900) входит в большой тематический цикл художника «Из
жизни Христа». Ничто не отвлекает в полотне внимания от главного персонажа —
Христа, моделью для которого, как утверждают исследователи, послужил его друг
И.И.Левитан. Михаил Клодт, сын известного русского скульптора П.К.Клодта, —
автор исторического полотна из коллекции галереи «Марина Мнишек с отцом под
стражей» (1883). Член-учредитель Товарищества, он был постоянным и активным
участником всех выставок объединения. Начав свою творческую карьеру как
жанрист, М.П.Клодт много работал и в исторической картине, обращаясь чаще всего
к отечественной истории. Произведение из нашего собрания обращено к событиям
Смутного времени в русской истории XVII столетия. Клодт подходит к изображению
исторической темы как бытописатель, подробно воспроизводя костюмы и интерьер
того времени, он не ставил перед собой задачу передать психологическую глубину
события. В коллекции галереи М.П.Клодт представлен и как рисовальщик. Собрание
его рисунков насчитывает до 46 листов и включает эскизы, наброски и законченные
произведения разных лет.
Своего рода жемчужинами нашей
коллекции можно считать произведения М.А.Врубеля и В.А.Серова, выдающихся
мастеров отечественного искусства конца XIX — начала XX века. Одним из ранних
этюдов «Ковер из лисьей шкуры» (1880) представлен в собрании Валентин Серов.
Работа, написанная в год его поступления в Академию художеств, характеризует
несомненное живописное дарование. Как портретист представлен в коллекции
галереи Михаил Врубель. Изображение Всеволода Мамонтова датируется
предположительно 1890 годом. В это время он знакомится с известным меценатом
Саввой Ивановичем Мамонтовым и становится постоянным гостем в имении Мамонтовых
Абрамцево. Здесь он начал работу над своим «Демоном», здесь рождались
иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова и другие произведения. Члены семьи
Мамонтова не раз становились моделями художника. Современники уверяли, что в
облике Азамата из лермонтовского «Героя нашего времени» просматривается
сходство с младшим Мамонтовым — Всеволодом. Как вспоминал он сам6,
Врубель рисовал его портрет карандашом в 1890 году в конце лета. Портрет из
собрания галереи написан маслом, но близок графическому варианту. Оба художника
— и Серов, и Врубель — представлены в нашей коллекции и как оригинальные
рисовальщики.
Талант психологического
портретиста, каковым, без сомнения, был наш земляк Василий Верещагин,
демонстрирует зрителю и его работа, изображающая «Старушку-вологжанку» (около
1895). Это, вероятнее всего, кружевница, ведь этим промыслом славилась Вологда
уже в XIX столетии. Кисти этого мастера принадлежит и ряд пейзажных этюдов, выполненных
на родине, которую он посещал в 1890-е годы. С вологодской землей связано и имя
малоизвестного художника Савватия Жильцова. Уроженец Вельского уезда,
входившего тогда в состав нашей губернии, он предположительно в 1876 году
закончил Академию художеств по классу баталиста Б.П.Виллевальде. Об этом
говорит его ученическая копийная работа 1871 года «Вид Владикавказа»,
принадлежащая картинной галерее. В последующие годы Жильцов работал как
портретист. К началу XX века имя его затерялось в бурлящей событиями и
переменами истории России. Но, как память о светлом, лиричном таланте художника
остался «Портрет девушки» (1883), вобравший в себя и очарование молодости, и
оптимистичный взгляд на мир самого автора.
Ярко и интересно представлены в
нашем собрании мастера объединения «Мир искусства». Это уже XX век. Классикой
отечественного искусства стали станковые графические листы А.Н.Бенуа,
З.С.Серебряковой и А.П.Остроумовой-Лебедевой, театральная и книжная графика
М.В.Добужинского и Е.Е.Лансере, Б.М.Кустодиева и К.С.Петрова-Водкина. Среди
произведений Александра Бенуа есть театральные эскизы к легендарному балету
И.Ф.Стравинского «Петрушка» (1917) и акварельный лист мастера «Трианон» из
знаменитой «Версальской серии» 1905–1906 годов. К природе окрестностей Петербурга
обращена лирическая акварель Зинаиды Серебряковой «Пруд в Царском Селе» (1913).
Во время путешествия по Испании выполнен архитектурный пейзаж «Сеговия» (1914)
Анной Остроумовой-Лебедевой. Коллекция обладает рядом превосходных произведений
Константина Богаевского, среди которых рисунки, акварели и живописные работы.
Принимавший участие в выставках «Мира искусства» Александр Гауш, больше
известный как пейзажист, в 1914–1916 годах увлекся жанром натюрморта,
позволявшим ему решать профессиональные задачи: передача пространства при
сохранении цветовой декоративности палитры, как в натюрморте «Желтое с черным»
(около 1916). Несмотря на цветовой контраст и противопоставление самих
предметов, художник стремится сохранить чувство гармонии целостного, вечного мира.
Работа была показана на персональной выставке автора, которая проходила в
Художественном бюро Н.Е.Добычиной в Петрограде в 1916 году.
Смелостью и новизной мировидения
до сих пор привлекают к себе работы Петра Кончаловского, Роберта Фалька и
Адольфа Мильмана. Они, а также другие представители русского авангарда —
А.Лентулов, А.Экстер и другие художники выставлены в залах вологодской галереи.
Среди произведений нашей
коллекции необходимо отметить работы художников, чей творческий путь был связан
с вологодским краем начала XX столетия. А.А.Борисов и Ф.М.Вахрушов,
А.Н.Каринская и Д.Э.Мартен, каждый из этих живописцев был в числе открывателей
особой поэзии природы Севера. Богатырски сказочной видит ее Александр Борисов,
мягкую трепетность подмечают Феодосий Вахрушов и Анна Каринская, седой стариной
затерянных деревянных скитов поражает она Дмитрия Мартена. Яркий талант
Борисова, уроженца Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, был замечен
специалистами и публикой практически с первых шагов его творческого пути. Этому
способствовала необычность тематики произведений художника, который первым
открыл русскому и европейскому зрителю могучую красоту Крайнего Севера России.
«Зимний пейзаж» (1914), входящий в серию «Зима на Северной Двине», был создан
им в Красноборске, в доме, построенном художником по собственному проекту в
1899 году. Из окон его мастерской открывался широкий вид на двинские дали,
поросшие лесом, где четко вырисовывался контур шатровой деревянной церкви в
селе Белая Слуда. Вид из окон мастерской служил художнику многие годы
излюбленным мотивом. Начиная с 1910 года, Борисов все чаще навещает свою
усадьбу именно в зимние месяцы, уезжает в глубь тайги, чтобы работать на
Ильинской лесной даче. В собрании галереи насчитывается около пятидесяти
живописных и графических работ Вахрушова, уроженца города Тотьмы Вологодской
губернии. Самые проникновенные работы художника посвящены природе родной земли.
По Сухоне и ее притокам он путешествовал постоянно, поэтому пейзажи живописца
всегда узнаваемы и имеют конкретную географическую привязку. Этими чертами
обладает и работа «Осенью. Тотемский уезд» (1917–1922), которую он писал на
берегу Кокшеньги. Эта река, причудливо изгибаясь, течет и прячется в бескрайних
лесах русского Севера. По размерам она уступает полноводной Сухоне, но
живописностью окружающей местности может поспорить с ней и сейчас. Эти
живописцы были активными членами Северного кружка любителей изящных искусств и
в значительной степени повлияли на развитие всей культуры вологодского края в
XX веке.
Наряду с произведениями мастеров,
получивших известность и официальное признание в 1920–1930-е годы, в нашем
собрании находятся полотна и несправедливо забытых талантливых художников,
возвращенных сегодня в историю культуры страны. Среди них Б.А.Голополосов и
С.Б.Никритин, С.В.Кольцов и А.Г.Кольцова-Бычкова, Р.Н.Барто и С.И.Маркин,
М.К.Соколов и К.К.Зефиров. Творчество уроженца Архангельска, ученика
А.В.Шевченко Бориса Голополосова представлено в галерее работами конца 1920-х —
начала 1930-х годов, которые считались периодом творческого подъема автора. В
это время он совершает не одну поездку на Каспий. Пишет картины, сюжеты которых
берет из собственной практики походов в море и работы вместе с рыбаками:
«Мелевой лов» (1929). Живописной экспрессией и трагическим всплеском эмоций
отмечено знаковое полотно художника «Набат», относящееся к 1937 году. В начале
1930-х годов творческую поездку по Франции совершают молодые тогда мастера —
скульптор Сергей Кольцов и его жена, живописец Александра Бычкова. Творчеству последней
и принадлежит ироничный холст «Мясная лавка» (1932), исполненный по
впечатлениям от быта Франции. Редкой художественной «хроникой» предвоенного
времени воспринимается эскиз к картине «Красноармейцы» (1940) Сергея Маркина,
художника, погибшего в первый год Великой Отечественной войны. Как отмечали его
современники, он обладал оригинальностью композиционного мышления и особенно
обостренным чувством времени. По словам О.О.Ройтенберг, автора исследований,
посвященных забытым мастерам начала ХХ столетия, «…ощущение времени в картине
“Красноармейцы” было так концентрировано, что, глядя на картину, можно было
услышать, как в сороковом шли солдаты под звуки труб и барабанов от Покровских
ворот вниз по московским улицам»7.
Произведения музейной коллекции
постоянно участвуют в выставках, проходящих как в нашей стране, так и за ее
пределами, публикуются в многочисленных каталогах и альбомах. А летом 2006 года
главная часть собрания Вологодской областной картинной галереи, представляющая
двухсотлетний, такой плодотворный, период в истории русского искусства, с 1750
по 1950 год, экспонировалась в залах Российской академии художеств.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Даен М.Е. Роль генеалогических
источников в идентификации портретов XVIII века с надписями на оборотах холстов
// Атрибуция и экспертиза. М.: Магнум АРС, 2005. С. 139-141.
2 Власова О.В., Балашова Е.Л.
Владельческие знаки на гравюрах и литографиях. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С.
85-87.
3 Из истории реставрации
древнерусской живописи. Переписка И.В.Федышина (1924–1936). М., 1975. С. 47-48.
4 Бахарева Н.Ю. К истории
создания трех «ландшафтов» В.П.Петрова // Государственный Русский музей.
Страницы истории отечественного искусства. XII–XX века. Вып. Х. СПб., 2004. С.
153-158.
5 Даен М.Е. Вологодский художник
П.С.Тюрин // Панорама искусств, 6. М.: Советский художник, 1983. С. 307-328.
Даен М.Е. Художник П.С.Тюрин // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1984. М.: Наука, 1986. С.257.
6 Мамонтов В.С. Воспоминания о
русских художниках. М.: Академия художеств, 1950. С.49.
7 Ройтенберг О.О. Неужели кто-то
вспомнил, что мы были. Из истории художественной жизни. 1925–1935. М.: Галарт,
2004. С.394.