Уходят
друзья. Памяти Д.С.Левенсона
Я вспоминаю
давнюю сказочную Пицунду. На приморском асфальтовом корте дома отдыха «Правда»,
где с утра до вечера, невзирая на солнце и ветер, бились известные и
малоизвестные журналисты, литераторы из соседнего «Литфонда» и просто «дикие»
теннисисты, — невысокий, полноватый человек в ярко-желтом тренировочном
костюме довольно умело перебрасывался мячами с миловидной изящной женщиной.
Было приятно смотреть на эту пару, увлеченную игрой, друг другом и мало
обращающую внимание на праздношатающихся вокруг.
«Это известный
адвокат Левенсон с женой», — сказал мне кто-то из
остановившихся рядом понаблюдать за симпатичной парой.
Сам
напоминающий большой теннисный желтый мячик, увлеченный адвокат самозабвенно
прыгал по площадке, полностью отдаваясь игре.
Так я впервые
увидел и тут же, по-моему, познакомился с Дмитрием Левенсоном
и его женой Светой. И минуло тому более четверти века. В какие-то годы мы
встречались чаще, в какие-то реже, но присутствие Димы где-то рядом я ощущал
постоянно.
Помню, как в
Париже, в отеле «Бальзак», откуда мы с Д.С.Лихачевым
собирались отправиться по очередным делам Фонда культуры, появились Дмитрий со
Светой. Как завзятые туристы, с маленьким рюкзаком, раскрытой картой Парижа,
они нашли нас неподалеку от Елисейских полей. Перед отъездом во Францию, зная,
что Дмитрий Соломонович тоже будет в это время в Париже, я просил его как-то
связаться с нами. Была необходима юридическая консультация по правовым вопросам
передачи России реликвий русской эмиграции — книг, архивов, подшивок журналов,
фотографий и картин. Внимательно выслушав нас, Дмитрий Соломонович дал очень
точные, конкретные и ясные советы. Видно было, что ему, человеку, погруженному
в культуру, интересно и приятно помочь в достойном возвращении в Россию
исторических реликвий.
Он всегда был
предельно открыт для друзей и готов оказать помощь при возникновении тех или
иных очередных проблем. Блестящий юрист, человек глубокого интеллекта и доброй
отзывчивой души, он в то же время был тверд и принципиален в своих взглядах и
позициях. Я убедился в этом, когда Дмитрий Соломонович стал внештатным
юрисконсультом журнала «Наше наследие». Именно его дотошность, способность
вникнуть в возникшую проблему и решить ее достойно, чтобы не было стыдно перед
обществом и людьми, позволили нашему журналу избежать многих подводных камней и
ошибок, которые подстерегали нас в смутные 90-е годы.
Когда Левенсон приходил в редакцию, делалось всегда интересно.
Человек широких, не только юридических познаний, он объехал всю Европу, любил
Израиль, куда часто ездил в последние годы лечиться. Его можно было бы назвать
любопытным, но его стремление все время узнавать что-то новое оказывалось,
конечно, глубже. Он прекрасно знал живопись, встречался со многими художниками
и коллекционерами, интересно писал о них в «Нашем наследии», любил открывать
какое-то неизвестное или забытое имя, найти и рассказать о новой картине или
рисунке.
Достаточно
вспомнить хотя бы впервые опубликованный им в нашем журнале портрет философа Л.Шестова работы Р.Фалька и
статью «”Двойное зрение” Льва Шестова»; совместную с Л.Мнухиным публикацию писем М.Цветаевой
к Л.Шестову и подлинное открытие, даже для
просвещенного читателя и зрителя, талантливого и печального художника А.Минчина, чьи холсты Д.С.Левенсон
разыскал в Москве, Риме, Бергамо, Тель-Авиве… В
контексте этой благородной культурно-просветительской деятельности, которой был
по-настоящему увлечен Д.С.Левенсон, конечно,
находится и его участие в выпуске изумительных репринтов редких книг начала XX
века в студии «Ять».
И еще —
Дмитрий был веселым человеком, несмотря на весь ужас, который довелось его
семье и семье его жены пережить в сталинские годы. Как и все
интеллигенты-шестидесятники, он знал и высоко ценил книги А.Солженицына,
В.Шаламова, Л.Гинзбург —
словом, тех, кто раскрыл перед миром и людьми правду о нашем недавнем прошлом.
Но и сам
Дмитрий Соломонович написал очерк «Роковая надстройка» — несколько потрясающих,
скорбных и пронзительных страниц о бедах, обрушившихся на его семью в 30-х
годах, и о «людях, которые нас спасли, — как сказал он в предисловии к этому
трагическому мемуару, — несмотря на реальную
перспективу превратиться в “лагерную пыль”».
Слава Богу, он
успел увидеть свой материал напечатанным. Дмитрия Соломоновича Левенсона не стало вскоре после того, как тот номер нашего
журнала вышел в свет. И случилось так, что именно опубликованными «Нашим
наследием» честными и страшными страницами он как бы подвел итог собственной
судьбе и выполнил свой последний долг перед близкими. Добрый и понимающий человек,
он в своих последних строках сказал о подвижниках и праведниках, чья «религия…
национальность — активная доброта и отсутствие любых предрассудков».
Теперь ясно —
писал это он и о себе.
Мир становится
хуже, когда уходят такие, как Дима Левенсон.
В.Енишерлов
* * *
20 ноября 2006
года скоропостижно скончался выдающийся российский адвокат, большой и давний
друг журнала «Наше наследие» Дмитрий Соломонович Левенсон.
Д.С.Левенсон родился 20 мая 1929 года. В 1937 году, в
разгар сталинских репрессий, был арестован и расстрелян его отец. Восьмилетний
школьник не только лишился отца, он оказался сыном «врага народа».
Семейная
традиция (Д.С.Левенсон — юрист в третьем поколении) и
рано осознанная бесчеловечность сталинского режима определили выбор профессии.
Дмитрий Соломонович поступил в Московский юридический институт, который
блестяще окончил в 1951 году. Ярлык сына «врага народа» и пресловутый пятый
пункт анкеты в пятидесятые годы прошлого века не только закрывали перед
талантливым молодым юристом двери в аспирантуру, но и лишали надежды на
сколько-нибудь интересную и уж тем более престижную работу.
Ситуация
изменилась после ХХ съезда КПСС и реабилитации жертв политических репрессий. В
июле 1957 года осуществилась мечта Дмитрия Соломоновича: он был принят в
Московскую городскую коллегию адвокатов. Защита прав человека из призвания и
мечты превратилась в профессию.
Адвокатура,
как никакой другой род деятельности, полна искушений и постоянно ставит перед
избравшим ее юристом суровый нравственный выбор. Дмитрий Соломонович единожды и
навсегда встал на сторону добра. Но кроме нравственного выбора, зависевшего
исключительно от самого адвоката, существовали еще и внешние обстоятельства его
деятельности, навязанные советской властью, тоталитарным государством, его отношением
к институту адвокатуры. Адвокатура, появившаяся в России в результате великой
судебной реформы 1864 года и снискавшая всеобщее уважение благородным служением
правосудию, либеральной общественной деятельностью, была упразднена
большевиками сразу после прихода к власти. Практически все юристы, составлявшие
дореволюционную российскую адвокатуру, были физически истреблены репрессиями
двадцатых и тридцатых годов. Тоталитарный режим едва мирился с существованием
адвокатуры в СССР, как с необходимой уступкой общественному мнению Запада, как
с неизбежным, хотя и досадным, атрибутом правосудия. Наличие адвокатуры должно
было служить доказательством существования «социалистической демократии». При
таком отношении власти и подавляющего большинства советских судей к адвокатуре
требовались талант и колоссальные усилия, чтобы заставить суд услышать и
принять доводы защиты.
Вступив в
адвокатуру, Д.С.Левенсон считал своим долгом, в
невероятно трудных условиях, следовать высоким нравственным стандартам
дореволюционной адвокатуры. Вместе с тем он должен был найти такой стиль
поведения в суде, такой стиль защитительной речи, которые бы преодолели
навязанное властью недоверие к словам адвоката и его позиции. Дмитрий
Соломонович был одним из немногих, кому удавалось блестяще справляться с этой
поистине непосильной задачей.
Нередко
говорят, что судебные речи адвокатов разделяются на три категории. К первой
относятся речи, которые можно слушать. Ко второй — те, что можно слушать с
интересом. И, наконец, третью составляют такие речи, не слушать которые нельзя.
Это означает, что личность адвоката, его аргументы, строй речей таковы, что
слушатели, и в первую очередь судьи, внимают им даже против своей воли.
Правдивость доводов и логика их изложения неумолимо убеждают судебную аудиторию
в истинности позиции адвоката. К числу таких судебных ораторов, а они очень
редки, относился Д.С.Левенсон. Его судебная речь была
лишена искусственных украшений, всякого рода «цветов красноречия». Она была
проста, строга, порою даже аскетична. Но зато в ней
не было ничего лишнего, ничего случайного. С первых слов она касалась самого
главного, самого спорного, того, от чего зависел исход дела. Каждое из
тщательно отобранных утверждений было абсолютно правдиво и потому вызывало
доверие. Высшее искусство адвоката состоит в том, чтобы из моря различных и
противоречивых обстоятельств дела извлекать и использовать только правдивые
факты и аргументы. Но вместе с тем, и что очень важно, каждая речь Дмитрия
Соломоновича была окрашена неподдельной тревогой за судьбу его подзащитного.
Магия такого участия в процессе приносила успех даже в условиях, далеких от
настоящего правосудия.
Строго говоря,
задача адвоката состоит в том, чтобы суд не допустил ошибки: чтобы не был
осужден невиновный, а виновному назначено справедливое наказание, соразмерное
его вине. Но в условиях советской действительности в судах господствовал
«обвинительный уклон». На практике это означало, что каждый арестованный
«органами» заранее считался виновным. Число оправдательных приговоров в СССР
исчислялось сотыми долями процента, тогда как в демократических странах
достигало трети от всех дел, рассмотренных судами. Добиться оправдания в
советском суде было неимоверно трудно. Но еще труднее было исправить уже
допущенную судебную ошибку. Отмена неправосудного приговора, прошедшего первую
и вторую судебные инстанции и вступившего в «законную силу», по справедливости,
должна была приравниваться к чуду. Д.С.Левенсон умел
творить такие чудеса. Юридической общественности помнятся дела главного технолога
завода имени Бабаева в Москве и директора уральского
металлургического завода, обреченных на долгие годы лагерей. В осуждении обоих
руководителей были заинтересованы местные власти. Дмитрий Соломонович сумел
разрушить нагромождение лжи, преодолеть предубеждение судей и в Верховном суде
добился реабилитации невинно осужденных. Благодаря уму и таланту Д.С.Левенсона многие его подзащитные избежали непоправимых
жизненных катастроф.
Стенограммы
выступлений Д.С.Левенсона в суде регулярно
публиковались в сборниках лучших речей адвокатов. Сегодня они доступны для
изучения молодым адвокатам как высокие образцы служения правосудию.
Не только
защита по уголовным делам занимала Д.С.Левенсона. Не
меньше, а может, даже и больше, чем уголовные, увлекали его гражданские дела,
дававшие больший простор для творчества. В них требовалось не только
безукоризненное знание огромного по объему законодательства, но и то, что
принято называть «цивилистической фантазией», т.е.
умение широко и непредвзято смотреть на фактическую и правовую стороны дела.
Гражданские дела вызвали у Д.С.Левенсона потребность
научного осмысления судебной практики. В области гражданского права проявилось
его незаурядное дарование ученого. С 1964 по 1968 год он по приглашению
научно-исследовательских институтов принимал участие в разработке проектов
законов, а в 1968 году защитил диссертацию и получил ученую степень. Сферой его
особого научного интереса были вопросы авторского права, которым посвящены
многочисленные публикации в специальных юридических изданиях.
Одной из
привлекательных сторон личности Дмитрия Соломоновича была его широкая
образованность, глубокие познания в разных областях. Интерес к литературе,
музыке, театру, изобразительному искусству наполнял его жизнь. Он постоянный и
неравнодушный слушатель концертов классической музыки, зритель театральных
премьер и посетитель художественных выставок.
Но его
отношение к культуре не было лишь созерцательным. Примечательны его
оригинальные публикации в журнале «Наше наследие» и других изданиях. Будучи человеком
литературно одаренным, Дмитрий Соломонович успешно выступал и как автор очень
интересных судебных очерков.
Большой и
преданный любитель книги, Д.С.Левенсон в 1989 году
стал одним из основателей издательской студии «Ять», которая подготовила и
выпустила замечательную по художественной ценности и полиграфическому
совершенству серию изданий для библиофилов, названную «Возвращение книги». В
нее вошли издававшиеся в двадцатые годы прошлого века и ставшие
библиографической редкостью книги, написанные и оформленные замечательными
писателями и художниками. Среди них знаменитые «Портреты» Юрия Анненкова, «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой, «Книга
Руфь» в переводе А.Эфроса с гравюрами В.Фаворского, «Семь портретов» Анри
де Ренье в переводе М.Кузмина
с рисунками Д.Митрохина и многие другие. Важно, что
эта серия продолжает выходить до сих пор.
Яркая и
благородная личность Д.С.Левенсона привлекала к нему
многих. Он умел дружить. Был счастлив друзьями, которые не только делили с ним
радость, но и хранили верность в трудные дни.
В краткой
статье невозможно вспомнить обо всем, что было задумано и осуществлено Д.С.Левенсоном. Смерть безвременно оборвала яркую,
наполненную добрыми делами и важными свершениями жизнь замечательного человека,
оставившего по себе благодарную память.
Б.Золотухин
* * *
Дмитрий
помогал и был полезен многим людям не только как адвокат, а еще и как человек
широких познаний, он был очень чутким и порядочным человеком, по-детски
любопытным и любознательным.
Можно считать,
что Дмитрий прожил счастливую (несмотря ни на что) жизнь, насколько это
возможно было в России XX века (в 1937 году расстреляли отца, затем война,
голод в эвакуации и в послевоенные годы, пятый пункт в паспорте). Но воля и, не
побоюсь назвать это талантом, — знание жизни, условий — правил системы помогли
ему, не приспосабливаясь, а добиваясь, при помощи знаний законов, пробивать
свою дорогу.
Как-то Дмитрий
сказал: «Мне не в чем себя упрекнуть — я не сделал ни одного плохого поступка».
И это правда.
И последнее —
ему везло с друзьями — среди них не было стукачей и доносчиков.
С.Вязьменская