Дмитрий Смолев
Мудрое
простодушие
Распространено
мнение, будто художник не должен быть умным. Мол, этот параметр для него
совершенно излишен или даже вреден. В общем виде с таким мнением ни поспоришь,
ни согласишься. Действительно, есть примеры: вроде бы человек не семи пядей во
лбу, ни в каком глубокомыслии не замечен, а посмотришь на его работы – чистый
кудесник. Но бывают и другие примеры, прямо противоположные. Если уж рассуждать
об интеллекте применительно к изобразительному искусству, то следует, вероятно,
говорить не об абсолютном качестве «серого вещества», а о его конвертируемости.
О способности переводить мысль в
пластику. С этой точки зрения художнику вредит не ум как таковой, а чрезмерная
его изощренность. Если не удается родить зрительный эквивалент
твоих умопостроений, то какой от них прок?
Тогда надо искать другое приложение своим дарованиям – идти, допустим, в
философы или бизнесмены. А если этот мостик от мысли
к изображению все же перекинут, то нет особой разницы, слывешь ли ты тугодумом
или златоустом. Твоя мысль отделилась от тебя и зажила другой, невербальной
жизнью. Значит, сотворено то, ради чего и придумано искусство. Уместно говорить
о профпригодности автора.
Это все к
тому, что Константин Сутягин — умный человек и одновременно умный художник.
Человек – потому что наделен даром анализа и синтеза, способностью видеть лес
за деревьями и деревья за лесом. То есть обладает тем здравомыслием, которое
выгодно отличается от обывательского. С этой позиции он может выступать и в
качестве заправского эссеиста, и в качестве неординарного собеседника. Не
говоря уж о том, что способен сам себе служить дельным импресарио. При таких
достоинствах быть еще и умным художником – дополнительная роскошь, почти
перебор. Но и этого у Сутягина не отнять. Здесь слово «умный» использовано
именно в том смысле, о котором упоминалось выше – в смысле владения
психотехникой перевода с языка раздумий на язык пластики. И, пожалуй, ключевым
моментом в этом случае оказывается живое наблюдение. Или, как любят выражаться
художники, наблюденность.
Натура ведь
скучна только для тех, кто не ждет от нее ни открытий, ни подсказок. Что мы –
деревьев, что ли, не видали или закатами не любовались? Знаем, как оно
устроено. Жанры, связанные с абсорбцией, «перевариванием» натуры (назовем хотя
бы классическую триаду: портрет, пейзаж, натюрморт), среди снобов повелось
считать... ну, не интеллектоемкими, что ли. Пусть
выходит красиво, умело, образно – но все равно, где тут социальная острота и
экзистенциальный вызов? Где владение всеми знаниями, которые выработало
человечество? В ответ можно пожать плечами: о чем прикажете полемизировать?
Вполне уместная реакция, некоторые художники так и делают. Не всякому критику
объяснишь, что, предположим, падение осеннего листа на холодную землю способно
вызвать глубочайшее эмоциональное и интеллектуальное переживание. Клубы
морозного пара изо ртов прохожих, вереница автомобильных фар в закатных
сумерках, неожиданный контраст между белизной тарелки и тусклостью ножа,
странная беспомощная улыбка на чьем-то лице — это все достаточные поводы для
того, чтобы браться за художественное произведение. Из почти случайного
импульса, из одного мимолетного впечатления может произрасти шедевр – а может и
не произрасти, кто даст гарантию? Разве шедевры надежнее прогнозируются, если
приступать к работе с Дерридой в голове и рапидо-графом в руках? Безусловно, кому и рапидограф
способен заменить божественную кисть, – но не божественный поцелуй на темени.
Природа творчества по-прежнему загадочна, универсальные рецепты по-прежнему
сомнительны. У художника в сознании все так же мало точек опоры, позволяющих
переворачивать не то что землю — хотя бы собственные клише. И натурные заметы
могут становиться здесь подспорьем ничуть не худшим (как минимум не худшим),
чем культурологические постулаты и кураторские рекомендации.
Пожалуй, сам
Сутягин мог бы развить эту тему вширь и вглубь – для него она из числа
животрепещущих. Но сказанного достаточно, чтобы сделать прикладной вывод: метод
сутягинской работы не выглядит ущербным или архаическим.
Вернее, он архаичен в хорошем смысле. Как музыканту полезно слышать, а не
только рассуждать о теории композиции; как поэту полезно чувствовать, а не
ограничиваться чтением других поэтов, – так художнику важно видеть. Невидящий
художник — нонсенс, пускай даже распространенный и кем-то приветствуемый.
Сутягин видеть способен. Более того, он даже настаивает, что его работа ничего
общего с умствованием не имеет, являясь лишь простодушным живописанием или
рисованием с натуры. А по-моему, от мысли, когда она есть, ни за каким
простодушием не укроешься. Сопрячь увиденное с обдуманным и произвести на свет
изображение, которое не есть ни первое, ни второе в отдельности, а представляет
собой именно их сплав, синтез или алхимическое слияние, если угодно — вот
механика процесса. Не так уж сложно. Почти как идея вечного двигателя.