Театр
Эдуарда Кочергина
Эдуард
Кочергин. Сценография / Сост. Надежда Хмелева. СПб.:
Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. — 176 с. : ил.
Театр — место
прямой речи. Альбом «Эдуард Кочергин. Сценография» выстроен по этому принципу.
Составитель альбома Надежда Хмелева счастливо поймала суть театральности,
отказавшись от традиционной вступительной статьи и смонтировав своего рода
пьесу из многочисленных высказываний о Кочергине людей театра; декорациями к
ней стали эскизы, макеты и фото спектаклей. Взятые из старых публикаций и
специально записанные для этого издания суждения о художнике самоценны своей субъективностью и искренностью и, не в
последнюю очередь, тех, кто говорит о нем.
Двадцать пять
голосов. Режиссеры: Товстоноговов, Додин, Гинкас; актеры Борисов и Смоктуновский; коллеги-художники: Мыльников,
Боровский, Бархин, Орлов, Рюмин; театральные критики:
Смелянский, Свободин, Егошина, Дмитревская,
Тессон, Блэчфорд;
исследователи сценографии: Пожарская, Костина, Уварова,
Михайлова, Кулешова, Березкин, Овэс, Савицкая,
Хмелева.
Слова звучат
сквозь время. Георгий Товстоногов — его слово первое, так и должно быть:
«Кочергин предпочитает образные формулы». Затем Лев Додин,
с ним Кочергин создал спектакли, ставшие историей отечественного театра: «Это
огромной силы символическая декорация. Но символизм как бы снимается тем, что
она абсолютно функциональна» — о спектакле «Дом». В полифонии голосов каждый
повествует о своем видении работы художника, у каждого «свой Кочергин». Олег
Борисов: «Макет Боровского или Кочергина — всегда бессловесная притча,
идеальный застывший мир». Давид Боровский: «Окружая артистов натуральной
фактурой и не скрывая магии открытой сцены очень точно отобранными фрагментами
(в которых угадывается целое), он заряжает атмосферу такой правдой, таким драматизмом
и столь чувственно, что сфальшивить бывает трудно, а скорее — совестно». И еще:
«Вообще-то Кочергину повезло с профессией. А профессии повезло с Кочергиным».
Ученик Кочергина — Александр Орлов: «...как из воздуха, ткутся невероятные
ощущения».
Да, воздух
времени Кочергин ощущал как никто из художников его поколения, и не только
ощущал, но и смог эти ощущения материализовать в скупых, абсолютных образах и
метафорах.
Если в двух
словах дать характеристику театру ХХ века, ответ будет — Режиссер и Художник.
Сейчас, по прошествии времени, анализируя театральный опыт двадцатого столетия,
осознаешь, что фигура театрального художника покинула отведенное ей почетное
второе место и встала рядом с режиссером-постановщиком спектакля. Это не борьба
за приоритет, нет, это констатация практики театра минувшего века. Альбом
говорит нам как раз об этом.
Два имени
определили путь отечественной сценографии с конца 1960-х годов: Кочергин и
Боровский. Лидеры этой театральной эпохи, они создали свой стиль в сценографии,
получивший название «метафорическая декорация». Они наиболее точно и
многогранно выразили эмоциональное состояние эпохи, дух времени, передали
мироощущение своих современников. Одаренных, талантливых театральных художников
много, художников, определивших эпоху, — единицы. Они создают язык, которым
заговорят затем другие.
Собранные в
альбоме эскизы и фотографии представляют поразительное богатство художественных
решений в спектаклях Кочергина, формирующих драматическое напряжение характером
сценического пространства.
Альбом —
своего рода аналог персональной ретроспективной выставки или безмолвный
спектакль декораций в духе Гонзага. Обложка-занавес —
черный квадрат (помните, этот символ авангардного искусства ХХ века был задуман
для одной из картин оперы «Победа над солнцем», но не реализован), на фоне
которого красуется голова огненно-красного петуха — символ солнца, вечного
возрождения жизни. Так что получилась не победа над солнцем, а — победа солнца!
Пестрым глазом смотрит этот петух на нас — читателей альбома: «Ну что, не
ожидали такого?» Конечно нет!
Обложку, авантитул и титул дизайнер книги Александр Рюмин отдал
«богам и духам древних славян», выставочному проекту, созданному Кочергиным в
начале 1990-х годов, но в то время не осуществленному. Петух, куклы-обереги и
стремительно летящая стайка пестрых птиц будто приглашают последовать по
страницам жизни и творчества сценографа.
Достоинства
жанра «книги-спектакля» оборачиваются его же недостатками. Как только мы
вспомним, что все-таки держим в руках книгу, а не сидим в зрительном зале
театра, тут же захотим получить то, что нам положено по законам книги:
информацию. А ее здесь недостаточно. В разделе «Слово о Кочергине» читателю не
всегда ясно, в каком театре шел спектакль, о котором идет речь, и кто его поставил,
не указаны режиссеры и в основном блоке иллюстраций. Хорош и весьма полезен
каталог эскизов и макетов Кочергина, хранящихся в российских музеях. Однако
сразу хочется увидеть и полный (на сегодняшний день) список его театральных
работ, иначе для читателя пропадает истинный масштаб героя книги, он остается
автором только шестидесяти спектаклей, представленных на страницах альбома, а
это меньше половины сделанного им. В опубликованной 20 лет назад монографии В.Н.Кулешовой о Кочергине уже тогда содержалось 128
названий.
Если же не
тосковать о полноте информации, то признаем: эта книга — праздник! Красивая,
парадная, исполненная с любовью.
Что касается
оформления, то художник Александр Рюмин сделал книгу о коллеге, которого ценит
и уважает. Этакое рукопожатие профессионала книжного искусства профессионалу
театра.
Елена Струтинская