Галина
Прохоренко
Фото Ирина
Туминине, Владимир Теребенин
Музей — учебная програма и
наглядное пособие
Днем основания музея при
Училище принято считать 15 мая 1878 года, когда на одном из первых заседаний
Совета Училища был впервые поставлен вопрос о необходимости создания
художественной коллекции. Начало музейному собранию было положено летом 1879
года во время длительного заграничного путешествия, которое предпринял
А.А.Половцов вместе с князем А.Б.Лобановым-Ростовским, известным русским
дипломатом и коллекционером, они побывали в Турции, в Греции, Италии и
Германии. Результатом этой поездки стало приобретение музейных экспонатов и
учебных пособий, а также общение с такими людьми, как знаменитый археолог
Г.Шлиман и директор Южно-Кенсингтонского музея в Лондоне Ф.Канлифф-Оуэн.
Благодаря этим знакомствам коллекция музея спустя непродолжительное время
пополнилась весьма ценными экспонатами: в сентябре 1880 года Г.Шлиман прислал в
Петербург интересную коллекцию античных предметов бытового и культового назначения
из проводимых им на холме Гиссарлык раскопок, где, как тогда считалось, он
обнаружил остатки гомеровской Трои, а Ф.Канлифф-Оуэн способствовал приобретению
музеем в 1883 году более 150 гальванокопий экспонатов Южно-Кенсингтонского
музея, выполненных известной английской фирмой Элькингтон и Ко., а также
обширного собрания (около 600 предметов) современного индийского прикладного
искусства.
Коллекция музея также
активно пополнялась за счет даров различных частных лиц, тем или иным образом
связанных с училищем и его организаторами. Среди дарителей были коллекционеры,
промышленники, дипломаты, представители российской аристократии: князь
С.С.Гагарин, князь Н.С.Трубецкой, граф А.В.Бобринский, дипломаты Е.К.Бютцов и
А.Г.Влангали, живописец и коллекционер М.П.Боткин, художник В.Д.Сверчков,
промышленник И.Ф.Громов.
29 декабря 1881 года в
торжественной обстановке состоялось открытие музея Училища Штиглица,
разместившегося в просторных залах второго этажа только что построенного здания
школы (архитекторы Р.А.Гедике и А.И.Кракау, при участии М.Е.Месмахера). Скоро
музей превратился в уникальное собрание прикладного искусства и приобрел уже
самостоятельное значение. Журнал «Нива» в 1884 году писал о музее училища как
об «одном из лучших собраний в столице в этом роде»1.
В связи с интенсивным ростом
музейных коллекций возникла острая необходимость в строительстве нового здания
для музея Училища, поэтому 14 января 1885 года Совет Училища принимает решение
поручить директору училища академику М.Е.Месмахеру составление архитектурного
проекта здания музея. По замыслу организаторов в архитектурном решении и
интерьерах музея должны были наглядно предстать зарождение и развитие
художественных стилей разных исторических эпох. Начиная с 1886 года и вплоть до
открытия нового здания музея, руководство Училища, а точнее, А.А.Половцов, уже
предвидя масштабы будущего музея, покупает для него все новые и новые
коллекции, в которые входят десятки, сотни, а иногда и тысячи экспонатов. Так
одна за другой приобретаются коллекции А.В.Звенигородского (662 предмета);
коллекция предметов персидского производства, состоявшая из 767 интересных и
редких произведений искусства: керамики (вазы, чаши, блюда, изразцы), лаков и
живописных миниатюр, собранных генералом П.В.Чарковским в Иране, где он на протяжении
ряда лет был российским генеральным консулом; Венская коллекция, куда входило
412 предметов в основном западноевропейского искусства. В 1886 году руководство
Училища завязывает деловые контакты с коллекционером из Франкфурта-на-Майне
Я.Краутом, при посреднической деятельности которого было приобретено несколько
коллекций.
Чрезвычайно большой интерес
из приобретенных в этот период музеем художественных собраний представляла
коллекция еще одного крупного франкфурского знатока древностей А.-Л. Рикарда-Абенхеймера,
в которую входило более 1400 предметов. А.А.Половцов входит в контакт с
крупнейшими антикварами и коллекционерами Европы — С.Бингом, М.-А. Лово,
Гольдшмидтом, С.Вертхеймером, Жираром, Зелигманом, Андре и другими. В 1890 году
в Совет Училища по предложению почетной попечительницы Н.М.Половцовой
принимаются новые члены: зять и сын Н.М.и А.А.Половцовых — председатель
Императорской археологической комиссии граф А.А.Бобринский и корнет
лейб-гвардии Конного полка А.А.Половцов-младший, который активно включился в
музейную работу ближе к концу 1890 годов и стал одним из главных экспертов по
прикладному искусству, заменив со временем на этом поприще отца.
К моменту завершения
строительства нового музейного здания, в начале 1896 года, собрание уже насчитывало
более 12 тысяч экспонатов. Произведения прикладного искусства покупались с
расчетом на то, что они будут размещены в просторных залах будущего музея.
Некоторые из них в процессе строительства здания (это относится к мраморным
порталам, каминам, живописным полотнам, гобеленам) становились неотъемлемой
частью художественного убранства интерьеров и характером своего художественного
решения формировали стилевой образ залов.
«В 20 лет мне удалось, —
писал в своем дневнике в июне 1904 года А.А.Половцов, — из 5 миллионов
оставленных бароном Штиглицем сделать одиннадцать и в то же время из доходов
выстроить новый Музей, стоивший 1900000 и наполнить его художественными
предметами на сумму вдвое большую. Страшусь одного, что после моей смерти
чиновничество наложит свою хищническую руку на эти сокровища и извратит тот
путь, по которому они приносят теперь и должны приносить в будущем гораздо
большую пользу Отечеству»2. Слова Половцова оказались пророческими.
Но в те годы трудно было даже представить масштаб тех бедствий, которые выпадут
на долю Училища и Музея.
1 Нива. 1884. №21. С.486.
2 ГАРФ. Ф.583. Оп.1. Д.59. Л.
35, 36.