Российская культура как
национальный проект и национальная идея
С Председателем Совета
Федерации РФ, Председателем Российской партии жизни С.М.Мироновым беседует главный редактор журнала «Наше
наследие» В.П.Енишерлов.
Владимир Енишерлов. Сергей Михайлович,
утверждены и начали активно выполняться четыре Национальных проекта. Среди них
нет проекта «Культура». Это странно, и взволновало не только деятелей культуры
в нашей стране, но и многих наших соотечественников, воспринимающих именно
культуру не иначе как основу российской государственности! Вот что пишет,
например, в редакцию барон Э.А.Фальц-Фейн, чья деятельность по сохранению
русской культуры известна и признана во всем цивилизованном мире: «Для
успешного развития новой, свободной России, о которой мы в изгнании мечтали
многие десятилетия, необычайно важно бережное, внимательное отношение к ее
многовековой истории и культуре. Меня очень беспокоит, что в нашей стране
культура отодвинута сейчас на задний план, испытывает огромные финансовые
трудности, а из-за этого и моральные проблемы. Это недостойно великой культуры
великой страны. Поэтому я, отдавший много сил и средств возвращению из-за
рубежа в Россию ее культурных ценностей, архивов и книг, изданию в России
мемуаров моего деда генерала Н.А.Епанчина, увековечению за границей памяти о
замечательных россиянах, среди которых особо хочу отметить генералиссимуса
А.В.Суворова, считаю, что в России должна быть создана и достойно материально
обеспечена государственная, действенная программа развития, сохранения и
спасения культуры нашей великой России».
Сергей Миронов. Отсутствие Национального
проекта «Культура» — это ошибка, прямо и четко сказал Президент В.В.Путин. Что
привело к этой ошибке, мы не будем в этой беседе выяснять, но сразу же хочу
высказать свою позицию, которую уже многократно высказывал публично: пятым
национальным проектом обязательно должен стать проект «Культура России».
Несомненно, наше время
требует особой, пристальной заботы о культурно-историческом наследии, всемерной
помощи и поддержки современной отечественной культуры. Развитие экономики,
технический прогресс, преодоление политических и социальных кризисов и
катаклизмов, потрясающих общество, невозможно в отсутствие культуры.
Память помогает человечеству
преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Беспамятство
разрушительно, память — созидательна.
Увы, сейчас мы должны
спасать гигантский пласт культуры, созданный нашими предшественниками. Когда
стоит проблема выживания человечества, сохранения цивилизации, укрепления
России, надо отчетливо сознавать, что речь идет не только о выживании
биологических особей, но и о сохранении русской культуры, иными словами —
российской цивилизации.
Наша история позволяет
утверждать, что русская культура с древнейших времен и до наших дней открыта
другим народам, активно впитывала их опыт и, в свою очередь, привносила свой
самоценный вклад в культуру других стран и народов. Во многом благодаря этому
русская культура заняла особое место среди мировых цивилизаций.
Однако межнациональные отношения
требуют создания новых общественных институтов, опирающихся на знание истории,
этнографии, искусства, культуры во всем их разнообразии.
Актуальность Национального
проекта «Культура» подтверждается катастрофическим отсутствием финансирования
всех аспектов культурной жизни — от детского художественного и музыкального
образования до научной реставрации. Необходимо не только воспроизводить
культуру, но и восстанавливать ее утраченные памятники, проводить исследования,
организовывать просвещение народа, прививать чувство любви к отечеству,
расширять духовный культурный ареал.
В.Е. Правильно ли я понял,
что Национальный проект «Культура» вы считаете одним из важнейших на
современном этапе развития нашей страны.
С.М. Национальный проект — это
системное изменение отношения государства к культуре. Необходимость принятия
срочных мер в этой чрезвычайно важной области жизни страны и народа определяет
критическое положение, сложившееся не только в деле охраны памятников истории и
культуры, но и в современной культурной жизни страны. Реальная опасность утраты
национальных, общечеловеческих культурных ценностей, которые должны являться
основой возрождения новой России в современных исторических условиях, диктует
необходимость неотложных мер по спасению национального культурного достояния,
подразумевая под этим и детское творчество, молодые таланты, и всемирно
известные достижения наших музыкантов, художников, актеров и т.д.
К сожалению, государственные
структуры к настоящему времени проявляют объективную неспособность решать эти
проблемы, и не из-за отсутствия необходимых для этих целей финансовых средств,
что было еще десятилетие тому назад. Мне кажется, что национальный проект
спасения культуры и сохранения культурно-исторического наследия России должен
явиться фундаментальным в становлении совершенно новых государственных и
общественных отношений в области культуры.
Для этого необходимо
скоординированное объединение усилий в разработке и осуществлении в рамках
Проекта государственных программ развития различных отраслей культуры и
сохранения культурно-исторического наследия, консолидируя для этих целей
реальные финансовые ресурсы государства, несомненно используя активное участие
частного капитала.
В.Е. Об участии частного
капитала в российских культурных проектах и программах мы, я надеюсь, еще
поговорим, а сейчас я хочу спросить вас, как вы понимаете роль культуры в жизни
современной России?
С.М. Когда-то великий русский
ученый-гуманист, чье столетие мы отмечаем в этом году, Д.С.Лихачев сказал:
«Культура — это святыни народа, святыни нации».Святыням надо поклоняться и
беречь их как зеницу ока. Мы же пока не имеем целостной концепции культуры и
культурного развития России в XXI веке. Ведь культура это не
только музеи, театр, филармонии, эстрада, литература. Культура это и наука,
техника, образование, общение между людьми и т.д. Поэтому, когда в отрыве,
изолированно друг от друга рассматриваются, например, проблемы театра, а вы
ведь знаете, какую резкую реакцию театральной общественности встретила так
называемая экономическая реформа, затрагивающая театральные коллективы,
кинематографы, СМИ, в том числе электронные, художественные и музыкальные школы
и т.д., и т.д. , такие проблемы достигают часто трагической остроты. Например,
десятки выдающихся русских художников, многие из которых уже очень пожилые
люди, академики, прошедшие войну и создавшие великие полотна, — среди них
М.Митурич, П.Никонов, Т.Салахов, Г.Дервиз — лишаются своих мастерских; лишаются
какой-то сомнительной московской экономической структурой, втихаря их
скупившей, лишаются родных стен, где художники творили и хранили свои
произведения многие годы, и тем самым практически лишаются жизни, и не только
творческой. Ибо их жизнь — творчество. Но если бы у нас культура понималась как
целостное явление, которое делает людей, населяющих определенную территорию,
народом, нацией, и в основе этого понимания лежала твердая политическая и
государственная воля и соответствующие действия, то никто не посмел бы отнять у
художников мастерские, спалить в центре Москвы кинотеатр и возвести на его
месте что-то им выгодное, выкинуть книги из сельских библиотек и т.д. и т.п.
Поэтому не только финансы, но и железная государственная воля должна лежать в
основе российского Национального проекта «Культура». И в рамках этого проекта культура
должна рассматриваться как целостное явление, в котором существуют некие общие
для всех аспектов культуры тенденции, взаимосвязывющие законы.
Нельзя не согласиться с
мыслью, что «общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо
одной ее части». Поэтому отчетливо сознавая необходимость Национального проекта
«Культура», я подчеркиваю особо необыкновенную сложность его воплощения. Для
реального управления выделенными государством финансовыми ресурсами нужен и
новый менеджмент и новая идеология. Действительно, нельзя влить новое вино в
старые мехи. Необходимо очень точно продумать организационно-правовую форму
проекта.
Возможно, как модель может
быть использован, конечно при соответствующей корректировке, опыт Советского
Фонда культуры, созданного на пике перестройки и возглавлявшегося академиком
Д.С.Лихачевым. Эта государственно-общественная организация была создана 20 лет
назад если не в противовес, то в дополнение к тогдашнему Министерству культуры,
и до начала девяностых годов, когда Лихачев ушел из Фонда, она показала свою
реальную действенность и эффективность. Президиум, состоящий из крупных
деятелей культуры, ведомый выдающимся, авторитетным ученым, небольшой,
эффективно работающий аппарат и мощная общественная поддержка обеспечивали
Фонду культуры реальное выполнение многих достаточно дорогостоящих и сложных
программ — от музыкального и художественного образования детей из самых глухих
провинциальных деревень и городов до уникальных осуществленных проектов по
возвращению на Родину раритетов отечественной истории и культуры — библиотек,
архивов, картин, исторических реликвий, которые вы сейчас можете увидеть в
десятках российских музеев. Кстати, именно такая организационная форма проекта
может наилучшим образом связать ту или иную программу с частным капиталом, с
меценатами.
Здесь хочу добавить, что
нашей культуре крайне нужен закон о меценатстве. Несмотря на все опасения мы
должны использовать западный опыт, когда сумма, потраченная на
благотворительную деятельность, списывается с налогооблагаемой базы. Это
привлечет не случайный, как теперь, а реальный частный капитал в культуру и
станет большим подспорьем национальному проекту.
В.Е. У нас многонациональная,
многоконфессиональная страна. Как в рамках единого национального проекта учесть
все нюансы, все тонкости культуры разных народов, населяющих Россию?
С.М. Истинная культура не имеет
границ, она обогащается от взаимосвязи с другими культурами. Замкнутость,
национальная ограниченность ведет к вырождению, обеднению культуры, в конечном
счете, к ее гибели. Поэтому никакого культурного изоляционизма быть не должно.
Русская культура, как культуры других европейских народов, чутко улавливает,
обогащается культурами народов, населяющих Российскую Федерацию, и в то же
время мощно влияет на них. Эта общеевропейская, общемировая тенденция
взаимопроникновения культур характерна и для русской культуры, изучающей,
впитывающей все лучшее, что создало человечество.
Проблемы культуры в России
не могут быть правильно поняты и оценены без учета особенностей формирования
национального характера, трансформаций религиозных устоев, иноземных влияний и
политических баталий. Основа культурной политики многонационального государства
— формирование представления о России как об историческом единстве различных национальностей,
народностей, этнических групп.
Культура должна
рассматриваться не только как один из институтов общественного сознания, но и
как целостная система ценностей, формирующих идентичность нации, единство
Российского государства, влияющая на все сферы государственного и гражданского
бытия. В условиях демократического государства именно культура, наряду с
религией, берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров
нации.
Развитие культуры России
обладает своей внутренней логикой и в конечном счете не зависит не только от
сиюминутно-политических интересов, но и от любой партийной стратегии. Ни одна
политическая партия, ставящая своей целью возрождение сильной и процветающей
Российской Федерации, не сможет добиться своих целей вне развития отечественной
культуры. Исходное положение здесь — понимание единства российской культуры,
вбирающей в себя произведения профессионального и любительского искусства,
фольклорного, традиционного и экспериментального творчества; искусства
метрополии и российской диаспоры различных поколений; взаимосвязи и
взаимозависимости созидательной и охранительной функций культуры.
Практически все партии и
движения единодушно выражают намерение сохранять ее и развивать, поддерживать
деятелей культуры, способствовать «духовному возрождению». Мимо этих тенденций
не должен пройти национальный культурный проект.
Целями национального
культурного проекта является не только сохранение накопленного культурного
потенциала, обеспечение преемственности культурных традиций, но и поддержка,
наряду с классической художественной культурой, традиционно определявшей
престиж России, разнообразия всей художественной жизни (в центре и провинции, в
городе и на селе), поддержка инноваций, обеспечивающих рост культурного
потенциала общества.
Особой заботой государства в
рамках проекта должно быть возрождение и развитие национальных культур народов
и этнических групп, рассматриваемые как необходимое условие для преодоления
напряженности в межнациональных отношениях, и не только для этого.
В.Е. Вы являетесь лидером
молодой, но уже достаточно громко заявившей о себе на политическом небосклоне
нашей страны Российской партии жизни (РПЖ). Есть ли у вашей партии культурные
проекты и существенны ли они для политической организации, стремящейся заявить
о себе как о реальной силе, с которой должны считаться и друзья и недруги?
С.М. С нами по тем или иным
программам работает много творческих людей, мы с удовольствием поддерживаем их
идеи и начинания, если они совпадают с основной идеей нашей партии — кардинального
улучшения качества жизни. А этого, конечно, нельзя достичь без развития
культуры.
Из реальных дел, которые
поддержаны РПЖ, можно назвать несколько издательских проектов. Например, мы
недавно выпустили однотомник замечательного поэта, ветерана войны, кстати,
автора знаменитой песни «Я люблю тебя жизнь…» Константина Ваншенкина. Причем
издали не старые, всем известные и многажды переиздававшиеся стихи, а
совершенно новую книгу лирики, и она нашла своего благодарного читателя. Или,
например, недавно при поддержке Курганского регионального отделения РПЖ выпущен
интересный сборник «Живы в памяти потомков», посвященный декабристам,
находившимся в Кургане на поселении, — тем самым воздали должное памяти героев
1825 года, о которых даже и в годовщину восстания на Сенатской площади почти
никто не вспоминал.
Поддерживаем мы и
современных художников, устраивая выставки, печатая их произведения. Вот
прошла, например, у нас выставка московского живописца Антона Куманькова,
человека несомненно талантливого, чудесного портретиста, чьи детские портреты,
которые он пишет с какой-то особенной теплотой и проникновенностью, никого не
могут оставить равнодушными. Под эгидой Партии жизни мы многотысячным тиражом
издали прекрасно полиграфически выполненный большой настенный календарь «Чужого
детства не бывает», каждую из 12 страниц которого украшает работа А.Куманькова.
Таким образом творчество этого художника узнают во всех российских регионах,
где есть отделение Партии жизни. А то, что это именно детские портреты, необычайно
точно ложится в русло одного из основных направлений нашей деятельности —
решению острейшей на сегодняшний день демографической проблемы, грозящей
России, если незамедлительно и реально не заняться ее решением, многими бедами
и потрясениями.
Среди наших дел, связанных с
культурой, я бы особенно отметил работу с российскими краеведами. Мы провели
два семинара российских краеведов — один в древнем Зарайске, второй — в
Воронеже и издали отдельными выпусками интереснейшие доклады, прозвучавшие на
них. Почему мы обратили внимание именно на краеведение, гонимую в 30-е годы
совершенно особую комплексную область знания о «своем» селе, городе, поселке?
Кстати, гонимую в иные лихие годы настолько, что многие знаменитые краеведы
были превращены в «лагерную пыль». Мы обратились к краеведению потому, что это
самая демократическая из наук и самая близкая к глубинам культуры область
человеческой деятельности. Краеведом может быть и академик и первоклассник, и
каждый из них на своем уровне будет любить свою малую родину и открывать новое
в ее истории. Согласитесь, что в XXI веке, с его информационными
потоками и глобалистскими устремлениями, это необычайно важно, а для России с
ее гигантскими пространствами и огромным количеством сел, деревень, городков,
поселков, городов-миллионников важность познания малой родины возрастает во сто
крат. Не случайно, такой энтузиаст и популяризатор краеведения, как Д.С.Лихачев
говорил, что «участие людей всех возрастов в <…> собирании краеведческого
материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже
одна из акций патриотического характера, созидающих в своем крае более высокий
уровень духовной культуры <…> Краеведение вносит в окружение человека
высокую степень духовности, без которой человек не может существовать».
По-моему, и массовое развитие краеведения, достойное его финансирование,
госзаказы и гранты на широкое издание краеведческой литературы должны стать
одним из приоритетов национального культурного проекта.
В.Е. Коль скоро мы вновь
вернулись к национальному проекту «Культура», о котором вы можете вполне
профессионально говорить, ибо проблемами культуры, как мы видели, занимаетесь и
вы лично и возглавляемая вами политическая партия, да и возглавляете вы
редакционный совет «культурного» журнала «Наше наследие», хотел бы спросить вас
о наиважнейших, с вашей точки зрения, делах, с которых должен начаться этот
будущий проект.
С.М. К сожалению, положение в
культуре сейчас в таком состоянии, что дел этих миллион. Но среди самых
главных, самых больных, требующих неотложного решения, т.е. достойного,
реального, действенного финансирования государством, я бы назвал, конечно,
проблемы культуры российской провинции. Поезжайте в малые города, и вы увидите
нищих библиотекарей, музейщиков, преподавателей музыкальных и художественных
школ. Люди, торгующие в киосках водкой и минеральной водой, не говоря уже о так
называемых бизнесменах, чиновниках даже местных администраций, — крёзы по
сравнению с учителями и библиотекарями, отсюда — и наплевательское отношение
многих обывателей к культуре: если государство вас не ценит, платя вам за труд
и знания жалкие гроши, — значит, именно вы и есть изгои общества. Культурные
работники во глубине России должны быть, наконец, лишены заботы о ежедневном
куске хлеба насущного, о мазуте и угле для обогрева жилища, которое давно
требует ремонта и т.д. и т.п. Вот куда в первую очередь надо направить нефтяные
и газовые деньги, если они будут, а я верю, что обязательно будут выделены
большие средства на национальный проект. Мы можем потерять целое поколение, и
некому будет играть в оркестрах, писать картины и т.д. Для обучения юных
музыкантов нужны инструменты — и не только в Москве, Петербурге и Новосибирске,
а в каком-нибудь затерянном среди степей городке, где еще, слава Богу,
сохранилась и библиотека, и клуб, и, может быть, даже музыкальная школа. Истина
проста — учитель сможет воспитать ученика, особенно в такой тонкой области как
культура и искусство, если будет жить достойно, не просыпаясь каждую ночь в
холодном поту с думой о грядущем дне и тарелке супа.
Меня также очень заботит
судьба сельских и городских библиотек. Ведь библиотека на селе всегда была
очагом культуры. Теперь они почти повсеместно закрываются, из нескольких
остается одна — где-то в районном центре, до которого еще и добираться надо. А
те библиотеки, что еще держатся, уже десятилетия почти не получают новинок, не
выписывают центральные газеты и журналы. Вы же знаете лучше меня, сколько
просьб приходит из глубины России в «Наше наследие» выслать в школу или
библиотеку в порядке спонсорской помощи хотя бы один номер журнала, который они
не могут купить. Причина одна — нет средств. Люди стали меньше читать, и это
больная проблема современности. По-моему, одной из приоритетных программ
национального проекта «Культура» должна быть программа возрождения маленьких
библиотек, максимально приближенных к жителям села или маленького
провинциального городка. Возможно, на первых порах это будет школьная
библиотека, но, если она будет ограничена не только школой, но сможет
обслуживать и окрестное население и библиотечный работник будет получать
достойную заработную плату, а не жалкие гроши, как сейчас, а библиотека будет
иметь возможность пополнять свои фонды, и на полках будут появляться и вновь
изданная классика, и произведения современных прозаиков и поэтов, то это будет
некое «просветительское окно», сквозь которое духовность и разум пойдут к нашим
соотечественникам.
В связи с этим я бы хотел
сказать несколько слов о положении дел с изданием книг и журналов, и что можно
было бы, как мне кажется, сделать с этим в рамках национального проекта.
Совершенно ясно, что есть целый пласт совершенно необходимых для развития
культуры изданий, в основном гуманитарного характера, которые по природе своей
не могут быть коммерческими, но которые совершенно необходимы для духовного
развития нации. Сейчас такие издания выходят с огромным трудом, издатели бегают
с протянутой рукой в поисках всякого рода спонсоров, а когда удается издать
одну из десяти задуманных и подготовленных книг, не могут ее распространить
далее Садового кольца — система книжного распространения, которой, кстати,
славился Советский Союз, — рухнула. И именно здесь, в рамках национального
проекта, можно сделать многое. Отлаженная система Госзаказа и специальных
грантов может хотя бы частично решить эту проблему. Невозможно все время
надеяться на богатого иностранного дядюшку — какой-нибудь заокеанский фонд или
европейский совет, или валяться в ногах у олигархов-соотечественников, если
повезет до них или их близких добраться, чтобы издать в Москве или
Санкт-Петербурге книгу русского автора по филологии, истории, искусствознанию.
Мы сами должны изыскать необходимые средства, и государство, если оно возьмется
за национальный культурный проект, должно будет реально поддерживать
утвержденные экспертами издательские программы.
В.Е. Как я вижу, мы пришли к
тому, что на выполнение всех упомянутых программ нужны деньги, и немалые. А
ведь мы не говорили еще об очень многом в нашей культуре, что буквально вопиет
о помощи. Например, о положении дел в музеях-заповедниках, у многих из которых
просто пытаются отнять их землю, экспроприировав еще раз владения Менделеева и
Пришвина, Блока и Боратынского, Аксакова и Островского…
С.М. Проблема
музеев-заповедников сейчас стоит очень остро. Действительно, идет наступление
на их владения, а этого допустить никак нельзя. Эти оазисы культуры,
сохранившиеся, в основном, в российской провинции, должны быть неприкосновенны
— и не только дома, в которых жили и творили великие сыны отечества, и
окружающие их парки, но и окрестные леса, луга, реки — то, что называется
заповедными охранными территориями. Они наполняют духовным содержанием
обыденную жизнь наших сограждан. Конечно, помощь музеям-заповедникам должна
оказываться в рамках национального проекта — и в формировании их фондов, и в
сбережении окружающей природы, и в строительстве фондохранилищ, ведь часто
бывшие дворянские усадьбы не приспособлены для хранения уникальных архивных,
изобразительных и мемориальных материалов. Крайне необходимо озаботиться и
условиями жизни и работы настоящих подвижников культуры — научных и технических
сотрудников заповедников.
Но я надеюсь, что жгучие
вопросы культурных заповедников будут решены ранее утверждения национального
проекта. Недавно министр культуры и массовых коммуникаций заявил, что в
недалеком будущем вопрос этот будет рассмотрен по представлению министерства
кабинетом министров.
Здесь необходимо отметить,
что в последние годы явно улучшилось положение литературных и природных
музеев-заповедников в Подмосковье. Видимо, сказывается, что министр культуры
Московской области Г.К.Ратникова, энергичная и целеустремленная, несколько лет
работала под руководством Д.С.Лихачева и реально стремится, и это у нее неплохо
получается, претворить идеи академика на практике, точно определив приоритеты
культурной политики Подмосковья и реально способствуя их воплощению.
В.Е. Что лучше культуры может
способствовать утверждению имиджа России за рубежом? Но кажется, мы не до конца
используем наши возможности. Печально, но падает интерес к России и русскому
языку за рубежом. Дошло до того, что в некоторых европейских университетах
русский язык рассматривается как экзотический. Во Франции, например, резко
сократилось число желающих учить русский, а средний возраст преподавателей
превысил 55 лет.
В то же время сами мы не
всегда заботимся о нашем культурном наследии, оказавшемся за границей. Я помню,
как несколько лет тому назад мы стремились вернуть в Россию из Франции
совершенно уникальную коллекцию книг, рукописей, периодических изданий и т.п.
Этих материалов, связанных с жизнью русской эмиграции и ее вкладе в мировую
культуру нет в наших хранилищах. Коллекция эта была собрана, научно обработана
А.В.Савиным, мечтавшим увидеть эти материалы в России. Но ни государство, ни
частные фонды, ни так называемые олигархи, к которым мы обращались, и пальцем
не пошевелили, чтобы приобрести это собрание для России. Владелец умер, и вся
коллекция была куплена американским университетом, находящемся в штате Северная
Каролина, и вошла в состав его славянской и восточноевропейской коллекции.
Сотрудники этого университета, осчастливленные этим приобретением, выражали в
разговоре в нашей редакции явное недоумение, почему страна, захлебывающаяся в
нефтедолларах столь пренебрежительна к бриллиантам своей культуры.
С.М. Это, конечно, прискорбный
пример. Я не знал об этом случае. Но он говорит о многом. Несомненно, что
вхождение России в сообщество демократических государств связано не только с
проблемами экономическими, проблемами внутренней и внешней политики, но и с
недооценкой со стороны государства значения культуры как мощнейшего именно для
России фактора интеграции в мировое сообщество.
Невостребованными
оказываются ценности, подобными которым обладают лишь несколько народов и
стран, при этом многие носители классической русской культуры вынуждены
работать за рубежом. Эта тенденция может привести к гибельным последствиям для
России: на ее месте возникнет нечто аморфное, трудно предсказуемое и не
осознающее себя как целое. Объединяющий потенциал языка, культуры, традиций будет
безвременно утерян.
В то же время у
Правительства Российской Федерации, равно как и у общественных институтов,
отсутствуют инструменты целевого воздействия на мировое общественное мнение,
устойчивый канал связи с носителями русской культуры за рубежом. Стихийный
характер культурно-просветительской деятельности, отсутствие за пределами
России признанных и действенных центров распространения русской культуры,
таких, например, как немецкий институт Гёте, испанский институт Сервантеса,
Британский совет и т.д., и сохранения культурной самобытности старой и новой
русской эмиграции являются реальным, хотя и плохо осознаваемым сегодня
препятствием и одновременно не используемым в полной мере резервом на пути
достижения условий устойчивого развития и роста международного авторитета и
влияния России в зарубежных странах.
В.Е. Конечно, невозможно,
чтобы в сжатом интервью прозвучала вся огромная гамма проблем, которую должен
охватывать проект «Культура». Ведь речь идет не просто о дополнительном
финансировании тех или иных программ, но, одновременно с этим, о системном
изменении государственной политики в области культуры. Поэтому музыкальные и
художественные образования, библиотеки и архивы, театры, оркестры, памятники
истории и культуры, в целом культурная жизнь российской провинции и искусство
«высших достижений» и многое, многое другое, что должны аргументированно
предложить ученые, специалисты в различных гуманитарных областях, ждут
национального проекта. Как не очень ловко по форме, но точно по сути недавно сказал
один из высоких представителей Правительства, — «культура достойна
национального проекта». Но ведь есть и сверхсложные программы, которые без
помощи государства вообще выполнить невозможно. Как, по вашему мнению, они
будут рассматриваться в рамках национального проекта.
С.М. Я думаю, что должен быть
выработан наиболее полный перечень объектов общероссийского и мирового
культурного и исторического наследия (я говорю сейчас о назревшей проблеме
масштабной реставрации наших удивительных архитектурных и других материальных
памятников). Не должен повториться случай с московским Военторгом, когда под
какого-то частного инвестора было снесено замечательное здание, на месте
которого в центре Москвы зияет дыра. Но уже сейчас государство реставрирует
Большой и Мариинский театры, проведен конкурс на восстановление одного из самых
романтичных мест моего родного Петербурга — Новой Голландии. Его выиграл
архитектор, звезда мирового зодчества и дизайна Норберт Фостер. Это может быть
очень интересный проект, деньги на него дает, правда, некий московский
бизнесмен, и я боюсь, чтобы эти 300 миллионов долларов не превратили памятник
петровского времени в некое эклектическое сооружение XXI века, возможно
функциональное и дизайнерски совершенное, но лишенное исторической памяти, что
невозможно для Петербурга. Но здесь должен проявиться талант зодчего.
Действительно, у какого архитектора поднимется рука портить великий город на
Неве? А «эмблемой» национального проекта, по-моему мнению, могло бы быть
создание Национальной портретной галереи России, в которой будут собраны
живописные портреты россиян, начиная, положим, с XVI века и по наши дни. Такие
галереи есть в Лондоне, США, Швеции и многих других странах. Представляете,
человек, пришедший в эту галерею, проходит перед многовековым ликом России —
перед ним предстают крестьяне и дворяне, цари и князья, рабочие и политики,
мещане и поэты… Какой заряд любви к Отечеству и гордость за свою страну и своих
предков вынесет наш соотечественник, прошедший перед тысячью глаз пращуров, а иностранец,
стремящийся узнать Россию, сможет осознать всю непрерывность многовековой
исторической цепи, связывающей современность нашей страны с русской и мировой
историей. Галерея должна разместиться в Москве, на Ваганьковском холме, в самом
красивом здании древней столицы, доме Пашковых, находящемся напротив Боровицких
ворот Кремля. Это будет замечательный новый музей, музей XXI
века, утверждающий высокий образ России в глазах его народа и иностранных
государств. Его создание будет достойным свершением национального проекта
«Культура».
В начале нашей беседы вы
привели письмо барона Э.А.Фальц-Фейна о его взгляде на сегодняшний день русской
культуры. Заканчивая это интервью, я тоже хочу процитировать присланное из
Швейцарии в «Наше наследие» послание. Его автор — известный писатель,
журналист, историк, видный деятель русской эмиграции первого поколения, наш с
вами соотечественник Г.И.Васильчиков. Вот что он пишет:
«Фундаментом, на котором
будет вырастать здание новой свободной России, является, безусловно, ее великое
историческое прошлое и многогранная культура. Никогда нас не покидавшее
ощущение причастности к этой истории и культуре помогло нам — рассеянному по
всему миру «русскому зарубежью» — выстоять и не только сохранить свою
русскость, но и продолжать дело наших отцов и дедов, которые все эти годы
держали высоко знамя русской культуры.
Но не скрою, что я с
тревогой наблюдаю, как в самой России это знамя держат немногие. Куда делись
Солдатенковы, Морозовы, Щукины, Сытины и другие, кто, наряду с крупными промышленными
и коммерческими предприятиями, создавал музеи, издательства,
научно-исследовательские институты и заведения, которым завидовали самые
передовые зарубежные страны. Мне кажется, что современной власти в России надо
помочь понять, что не одни деньги, но и духовность, в самом широком понимании
этого слова, в конечном счете решают проблему личности и общества. А не то
России грозит остаться с непонятно откуда взявшимися олигархами, плохо
работающими заводами и устарелыми рудниками, нефтяными и газовыми скважинами,
но с закрытыми или даже распроданными музеями, без истории, без литературы, без
памятников… И это будет уже не Россия, а храм новому типу материализма».
Я уверен, что именно
Национальный проект «Культура» станет фундаментом новых государственных и
общественных отношений в области культуры, а значит — и фундаментом становления
новой российской государственности, помнящей и заботящейся о прошлом и твердо
глядящей в будущее.