Зримый образ России
В Москве в
Совете Федерации РФ прошла выставка выдающегося мастера фотографии начала XX
века Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944). Выставка была
подготовлена Российской государственной библиотекой и Библиотекой Конгресса США
при участии американского посольства в России. Активное содействие организации
выставки оказала Ассоциация развития информационных технологий в образовании
"Интернет-Социум" и Научно-реставрационный центр
"Реставратор-М".
Открывая
выставку, Председатель Совета Федерации С.М.Миронов сказал:
"С.М.Прокудин-Горский запечатлел Россию в ярких красках, запечатлел такой,
какой она была около ста лет назад, с ее городами и весями, храмами и
архитектурными сооружениями. В его работах отразилась жизнь многочисленных
народов тогдашней Российской империи.
Творческое
наследие мастера трудно переоценить. Наше воображение поражает то, что фотограф
одним из первых в мире применил технологию создания цветного изображения.
Сегодня,
благодаря усилиям энтузиастов, в том числе и из Российской государственной
библиотеки, к нам возвращается имя нашего замечательного соотечественника, а
современные цифровые технологии позволили увидеть его работы во всем их
многоцветии.
Хочется
надеяться, что вслед за Москвой выставки С.М.Прокудина-Горского пройдут и в
других регионах нашей страны, даря радость общения с историческими уголками
России".
Работы по
исследованию и воссозданию коллекции в России ведут специалисты Центра цифровых
технологий в реставрации при РАН и Научно-реставрационного центра
"Реставратор-М".
Б.Егоров
Цветные
фотоработы Сергея Михайловича Прокудина-Горского не только одними из первых
открыли нам мир цветной фотографии, они запечатлели жизнь огромной Российской
империи в годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне.
Прокудин-Горский
родился в 1863 г. в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян, чьи корни
уходят в XIV век. Его определили учиться в престижный Александровский лицей, по
окончании которого он поступил в Санкт-Петербургский технологический институт.
Завершив
учебу в институте в 1889 г., Прокудин-Горский уезжает в Германию, а затем во
Францию, где он стажируется и одновременно работает в химических лабораториях.
В 1898 г. Прокудин-Горский опубликовал две работы о технике черно-белой
фотографии, а в 1900 г. на выставке в Париже под эгидой Русского Технического
общества были экспонированы его черно-белые фотографии.
Будучи
известным химиком, он приобрел одновременно репутацию искусного фотографа.
Прокудин-Горский начал ездить со своей камерой в самые отдаленные места
Российской империи, вплоть до ее дальневосточных границ. Вскоре после начала
русско-японской войны, в феврале 1904 г., он отправился по Транссибирской
железнодорожной магистрали в район боевых действий в Маньчжурии.
К 1907 г.
у него созрел грандиозный план осуществления фотографического обзора Российской
империи, с использованием разработанных им новаторских идей в области техники
цвета. Для показа широкой публике своих цветных фотографий он сконструировал
специальный проектор. В 1908 г. в Петербурге он провел первые публичные
демонстрации цветных слайдов. В мае этого же года он получает разрешение
фотографировать Льва Толстого в Ясной Поляне по случаю 80-летия великого
писателя.
Растущая
известность Прокудина-Горского привлекла к нему внимание императорской семьи. В
начале 1909 г. его приглашают продемонстрировать свое искусство Николаю II.
Успех при царском дворе превзошел все ожидания и помог фотографу преодолеть
финансовые трудности и бюрократические препоны, связанные с осуществлением его
плана по составлению фотографического обзора империи.
Прокудину-Горскому
поручалось запечатлеть развитие транспорта в Российской империи. По договору с
Министерством путей сообщения фотографу предоставлялось право свободного
передвижения, необходимого для выполнения столь грандиозной задачи. Наряду с
возможностью использования железнодорожного и водного транспортов в
распоряжение Прокудина-Горского предоставлялся специально оборудованный вагон
для размещения его лаборатории и фотооборудования.
Летом 1909
г. Прокудин-Горский проплыл по Мариинской водной системе, связывающей бассейны
Волги и Невы, а также посетил промышленные районы Урала. В последующие три года
его маршруты пролегли через Кавказ и Среднюю Азию. Всего мастер объехал 20
регионов России и сделал свыше 3500 фотографий.
Наступившее
вскоре резкое ухудшение экономической и политической обстановки в России не
позволило осуществиться оптимистическим планам Прокудина-Горского, который
считал цветную фотографию делом коммерчески выгодным и перспективным для
дальнейшего развития науки. Но даже Октябрьская революция и последовавший за
ней хаос не помешали фотографу устраивать в 1918 г. публичные лекции и
демонстрацию цветных слайдов. Однако в конце 1918 г. он вместе с семьей уезжает
из России, каким-то образом сумев вывести с собой большую часть из сделанных им
негативов.
Живя в
Ницце, Прокудин-Горский постоянно устраивал для русской эмигрантской общины
демонстрацию слайдов, "для того, - говорил он, - чтобы юное поколение
русских, оказавшихся в эмиграции и уже получающих образование в иностранных
школах, всегда помнило о своем наследии". Он надеялся, что его фотоработы
явятся историческим документом, рассказывающим о том, какой была его родина в
действительности.
После
смерти Прокудина-Горского в 1944 г. в Париже его коллекция оставалась у двух
его сыновей и дочери до 1948 г., а затем была куплена Библиотекой Конгресса США
с помощью Американского совета ученых обществ. В 1986 г. в Библиотеке Конгресса
открылась выставка фотографий, сделанных с негативов Прокудина-Горского.
Впервые его работа была представлена в таком объеме. Выставка с большим успехом
проехала по США.
Прокудинские
фотографии отличаются прежде всего своей внешней красотой и обилием деталей.
Они демонстрируют величественные пейзажи с удивительной четкостью изображения.
Когда видишь на его фотографиях памятники Древней Руси, архитектуру Самарканда
или Бухары, осознаешь поистине историческое значение его технических достижений
в области фотоискусства. Поражает умение мастера запечатлеть миг внезапного
вторжения грубого индустриального начала в кажущийся таким тихим и спокойным
русский пейзаж. Всего через несколько лет люди, чинно позировавшие перед
фотокамерой Прокудина-Горского, познают все ужасы войны и революции и сами
изменятся под влиянием этих событий.
У.-К.Брумфилд
(США)
Перевод с
английского Б.Егорова