Ольга
Седакова
Памяти
Сергея Сергеевича Аверинцева
О памяти
человека обычно начинают говорить тогда, когда он уходит от нас. Но в действительности не смерть -
начало этой памяти: мы живем,
окруженные памятью о себе, мы ее вырабатываем. Эта прижизненная память
называется "доброе имя" и значит для современников так много, что они
вряд ли могут отдать себе в этом отчет. С особенной силой это относится к
Сергею Сергеевичу Аверинцеву. Память о его присутствии составляла важнейшую
часть нашей жизни уже долгие, долгие годы. Я говорю "нашей", оставляя
за читателем право присоединиться или нет к этому "мы". Ожидание
новых работ Аверинцева, его новых высказываний, его точного и открытого слова,
обеспеченного, как, я думаю, ни у кого из тех, кто говорит у нас публично.
Обеспеченного добросовестным широчайшим знанием, сердечным опытом, умственным
трудом, верностью (это любимое слово Аверинцева) - верностью чему? Заданию
человека, которое он хорошо понимал: он знал, что за это отдают жизнь:
За гремучую доблесть минувших веков,
За высокое племя людей.
Этого
слова мы больше не услышим. В отсутствии Аверинцева начинается другая жизнь.
Для меня, во всяком случае, это так. Нужно признать, что отчасти эта другая
жизнь уже началась - лет десять тому назад, с его удалением из наших долгот. Но
как отчасти! Вена, что ни говори, расположена на этом свете.
Память о
том, что есть Аверинцев, что мы с ним участвуем в одной жизни, эта память
утешала и ободряла: здесь, сейчас, при нас продолжается праздник мысли, и,
стало быть, в нашем отечестве и в мире не все пропало. Эта память возвращала
вещам их истинную меру: "Безумие!" "Безумцы!" - говорил не
то чтобы гневно, скорее изумленно, глядя на окружающую суету, на готовность
коллег и знакомых влипнуть во что угодно ради мгновенной выгоды или пресловутой
"необходимости" (что, дескать, поделаешь, "так нужно"). Эта
память внушала надежду на то, что все, что ты сделаешь стоящего, будет замечено
и понято (как замечательно сказала об этом Н.В.Брагинская: "умер великий
русский читатель") - и все безответственное не пройдет незамеченным. Да,
это тоже надежда: надежда на то, что кому-то важно, чтобы ты не утратил своего
достоинства. Без такого страха обидеть кого-то собственной глупостью или
низостью наступает самое тяжелое одиночество.
Память
Аверинцева - память (повторяя легендарные слова Императора Николая I о Пушкине)
"умнейшего человека в России". Память об уме здравом, ничем не
искаженном, дружественном бытию, сердечном (бессердечность,
"безутробие" и глупость - синонимы в библейском языке), веселом
(игра, веселость, входит в образ Софии Премудрости Божией, как он часто
напоминал) и поэтичном (он хорошо помнил, что в своем начале, в своей
псалмической простоте богословие - не дискурсивно изложенная доктрина, а
поэзия). Память об уме, которому открыты широчайшие перспективы человеческой
культуры и то, что ею движет: образ человека мыслящего, человека действующего,
"человека словесного" - человека, которого любит Бог.
Это память
о возможности свободы в самых несвободных условиях. Это, наконец, память о
памяти. Конечно, сразу же вспоминается знаменитая фантастическая память самого
Сергея Сергеевича, который часами мог читать наизусть стихи - по-русски,
по-немецки, по-французски, по-гречески... Однажды я спросила его об одном слове
из Акафиста Богородице, о первом его слове - "взбранная". Мы ехали в
такси, и, быстро ответив мне о "взбранной", Сергей Сергеевич стал
читать весь Акафист по-гречески - и кончил только потому, что шофер сказал:
приехали. Но я имею в виду не только эту профессиональную память словесника. Я
думаю о той памяти, которая лежит в основании и ума, и сердца, о той, которую
древний русский книжник, Иларион Киевский, в похвале князю Владимиру назвал
"памятью будущей жизни" ("откуду испи памяти будущия жизни
сладкую чашу?"), памятью того, что
до небес - милость Твоя,
до облаков - верность Твоя
(Пс. 56/57 в переводе С.Аверинцева).
Голос,
звучавший во всем, что он писал (будь это академический этюд, или газетное
интервью, или частное письмо), всегда нес в себе эту радостную память, и она
обладала пробуждающей силой, она выкликала читателя из его уныния и разброда. В
его взгляде всегда была странная веселость, озорной и заговорщицкий огонь. Он
любил эту тему - тайного союза, связывающего живых и древних, человеческого
заговора против небытия, которое умеет рядиться в самые разные одежды: и той
свирепой идеологической власти, которой мы нахлебались вдоволь, и
"либерального" беспредела.
Библейская
Премудрость - Художница, которая веселясь устраивает мироздание, была его главной
темой. Она и соединяла своих "верных" в этот невидимый союз.
Память
Аверинцева, о которой можно думать и думать, и это не перестанет приносить
новую радость, память, о которой я попыталась здесь сказать только самые первые
слова, - эта память вырабатывалась его трудами. Труды Аверинцева по античной,
византийской, греческой и сирийской словесности, по библеистике, по русской,
немецкой, французской поэзии XIX-XX веков, его философские и богословские
очерки принадлежат не только русской, но мировой культуре: они с благодарностью
приняты ею. Мне много раз приходилось быть свидетелем того, каким почтением
пользуется их автор во всей культурной ойкумене: к его голосу с почтением
прислушивались коллеги-классики, богословы, библеисты, гебраисты, слависты в
Западной и Восточной Европе (особенно славянской). Он был почтен многими
званиями и премиями и - что, вероятно, еще большая честь, какой не могут
обеспечить никакие "технологии успеха", - дружбой самых значительных
людей нашего времени, среди которых Иоанн Павел II. На мировых форумах его
голос звучал как голос русской культуры. В России он - своими переводами с
латыни и новых европейских языков - давал услышать голос духовной традиции
христианского Запада. Пушкин в шутку называл себя министром иностранных дел на
русском Парнасе. Аверинцев исполнял ту же должность, и не только на русском
Парнасе, но, осмелюсь сказать, и на русской Фиваиде.
Аверинцев
создал новый жанр гуманитарного творчества - точнее, он сам и был этим новым
жанром, которому нет названия в наличной номенклатуре
"специальностей". Эта внесхемность порой смущала его самого. Как-то в
Риме, в гостях у кардинала Ратцингера, все приглашенные должны были
представляться, называя свой род деятельности. Наш молодой спутник N уверенно
рекомендовал себя: "Специалист по сирийской агиог-рафии". Мне
помогли, представив меня "поэтом". Аверинцев смущенно говорил что-то
"вообще" - и потом огорченно сказал: "Счастливый N! знает, кто
он такой. А я... как назвать то, чем я занимаюсь?" И в самом деле: как?
Может быть, мы остановимся на дорогом Сергею Сергеевичу слове филология: любовь
к слову, дружба со словом, словом человеческим и словом священным. Филология,
которую Аверинцев определил так: служба понимания.
Закончить
это прощальное слово я хочу стихами, посвященными Сергею Сер-геевичу: он был не
только адресатом, но и "великим читателем" этих строк.
ЗЕМЛЯ
Сергею Аверинцеву
Когда на востоке вот-вот загорится глубина
ночная,
земля начинает светиться, возвращая
избыток дареного, нежного, уже не нужного
света.
То, что всему отвечает, тому нет ответа.
И кто тебе ответит в этой юдоли,
простое величье души? величие поля,
которое ни перед набегом, ни перед плугом
не подумает защищать себя: друг за другом
все они,
кто обирает, кто топчет, кто вонзает
лемех в грудь,
как сновиденье за сновиденьем, исчезают
где-нибудь вдали, в океане, где все, как
птицы, схожи.
И земля не глядя видит и говорит:
- Прости ему, Боже! -
каждому вслед.
Так, я помню, свечку прилаживает к пальцам
прислужница в Пещерах
каждому, кто спускается к старцам,
как ребенку малому, который уходит в
страшное место,
где слава Божья -
и горе тому, чья жизнь - не невеста -
где слышно, как небо дышит и почему оно
дышит.
- Спаси тебя Бог! - говорит она вслед
тому, кто ее не слышит.
... Может быть, умереть - это встать
наконец на колени?
И я, которая буду землей, на землю гляжу в
изумленье.
Чистота чище первой чистоты! из области
ожесточенья
я спрашиваю о причине заступничества и
прощенья.
Я спрашиваю: неужели ты, безумная, рада
тысячелетиями глотать обиду и раздавать
награды?
Почему они тебе милы, или чем угодили?
- Потому что я есть, - она отвечает. -
Потому что все мы были.