Даниил
Санников
Борис
Пильняк в Угличе
В январе
1934 года Борис Пильняк и Борис Пастернак вместе с Григорием Санниковым пишут
некролог Андрею Белому, опубликованный в газете "Известия" (9 января
1934 года)1. Дружеские отношения между Борисом Пильняком и Григорием
Санниковым (1899-1969) установились намного раньше, и свидетельством этой
дружбы была, в частности, совместная поездка в город Углич летом 1928 года. Они
добирались от Москвы поездом до Савелова, затем вниз по Волге на пароходе.
Свидетельств их пребывания в Угличе сохранилось немало.
В архиве
Санникова есть фотография, сделанная в Угличе, в городском саду, на которой
Санников стоит рядом с Пильняком. На снимке ( еще четыре человека, но о них
позже. На одной из многочисленных фотографий из этого же архива с видами Углича
тех лет изображен дом, а на обороте рукой моего отца сделана карандашная
запись: "В лето 1928 г. в мезонине этого дома жил Борис Пильняк. Писал
повесть о Лермонтове. Здесь же задумал "Красное дерево"". Дом
этот принадлежал известной в Угличе семье Дмитрия Бучкина - ревнителя и
хранителя старины. У него было три сына: художник Петр, врач Николай,
балетмейстер Михаил, и дочь Александра. Дом в конце тридцатых годов был
разобран.
Пильняк и
Санников были в Угличе еще раз, в сентябре того же года, о чем рассказывает
заметка в ярославской областной газете "Северный рабочий" (14
сентября 1928 года). Сообщается, что писатели "пробыли два дня... устроили
литературный вечер", который "имел большой успех". По-видимому,
приезжали они, чтобы отправить в Москву купленную ранее мебель красного дерева.
Одно из
самых известных стихотворений Г.Санникова "Прощание с керосиновой
лампой" (оно включалось во многие антологии) было написано в Угличе.
Первоначально оно называлось "Город Углич", имело посвящение
"Борису Пильняку" и кончалось строками: "Горяча заката киноварь,
/ Бредит город стариной / И во славе керосиновой / Потухает предо мной".
Именно так оно было опубликовано в журнале "Красная новь" (1928,
№10), а затем в сборниках Санникова 1929 и 1935 годов. Но в сборнике 1937 года
(и во всех последующих, послевоенных) печаталось уже с другим названием и без
посвящения. В посмертном сборнике: "Стихотворения и поэмы" (М.:
Художественная литература, 1972) я попытался восстановить посвящение, но сестра
отца, Клавдия Александровна Санникова, заведовавшая в "Худлите"
отделом, решительно воспротивилась. На мое недоуменное: "Он же
реабилитирован" - ответила: "Ты с ума сошел". Ей, наверное, было
виднее.
В 1929
году в издательстве "Петрополис" вышли повести Пильняка "Красное
дерево" и "Штос в жизнь", посвященная М.Ю.Лермонтову. Последняя
еще раньше была опубликована в журнале "Красная новь" (1928, № 10).
Под ней, как обычно у Пильняка, стоит место и дата окончания рукописи: "Углич,
22 августа 1928"2. Город Углич в повести "Красное дерево" легко
узнаваем. Хотя он нигде не назван по имени, речь определенно идет о нем:
"В этом городе убили царевича Дмитрия, в шестнадцатом веке. Тогда Борис
Годунов снял колокол со Спасской кремлевской церкви, тот самый, в который
ударил поп Огурец, возвествуя об убийстве: Борис Годунов казнил колокол, вырвал
ему ухо и язык, стегал его на площади плетьми вместе с другими дратыми
горожанами - и сослал в Сибирь, в Тобольск. Ныне колокола над городом
умирают".
На
сборнике стихов "На память океану" (Тифлис: Закавказская книга, 1928)
Санников сделал дарственную надпись (черновик ее сохранился в одной из записных
книжек отца):
Город
соборов
Дворец
царевича
Красное
дерево
Берег
Волги
И
"Кирда-Орда"3
Милый
Борис Андреевич
О днях
голомянных4
Тебе!
Дружба,
любовь и память!
В Угличе
Пильняк и Санников приняли участие в дискуссии о Маяковском, устроенной в
городском саду на эстраде летнего театра. По воспоминаниям жительницы Углича
Тамары Леонидовны Лаврентьевой, записанным в 1991 году5, гости резко
полемизировали с Маяковским и его друзьями - лефовцами. Это не удивительно,
если учесть, что у Пильняка с Маяковским в то время были разногласия,
перешедшие во взаимную неприязнь.
"Литературная
газета" 2 сентября 1929 года вышла с шапкой на первой странице:
"Против буржуазных трибунов под маской советского писателя. Против
переклички с белой эмиграцией" и подзаголовком: "Советские писатели
должны определить свое отношение к антиобщественному поступку Б.Пильняка".
В подборке опубликована и заметка Маяковского "Наше отношение":
"Повесть о "Красном дереве" Бориса Пильняк (так, что ли?),
впрочем, и другие повести и его и многих других не читал.
К
сделанному литературному произведению отношусь как к оружию. Если даже это
оружие надклассовое (такого нет, но, может быть, за такое считает его Пильняк),
то все же сдача этого оружия в белую прессу усиливает арсенал врагов.
В
сегодняшние дни густеющих туч это равно фронтовой измене.
Надо
бросить беспредметное литературничанье.
Надо
покончить с безответственностью писателей.
Вину
Пильняка разделяют многие. Кто? Об этом ( особо.
Например,
кто отдал треть Федерации союзу пильняков?
Кто
защищал пильняков от рефовской тенденциозности?
Кто
создавал в писателе уверенность в праве гениев на классовую
экстерриториальность?
От РЕФа
В.Маяковский".
Доставалось
от Маяковского и Санникову. В стихотворении "Четырехэтажная халтура",
опубликованном в газете "Комсомольская правда" (5 мая 1926 года) есть
строки:
А вокруг
скачут
критики
в мыле и
пене:
- Здорово
пишут писатели, братцы!
- Гений
Казин,
Санников -
гений...
Все
замечательно!
Рады
стараться!
По
рассказу уже упоминавшейся Т.Л.Лаврентьевой, перед входом в городской сад
стояли молодые учительницы. Писатели узнали, что у них нет денег (вход был
платным), и купили им билеты; так они познакомились. Это были - Римма
Завидонова, Екатерина Коровина, Вера Емельянова. С ними и другими молодыми
людьми, среди которых был коллега учительниц из гороно Александр Верюжский,
писатели общались и после вечера. На обороте фотографии из отцовского архива
надпись, сделанная, судя по почерку, Риммой: "В память об Угличе, о
встречах с подружками. Октябрь 1928 г." Значит, снимок был прислан по
почте. Сохранились и три письма из Углича, датированные 25 / IX, 19 / Х и 20 /
ХII 1928 года. Во всех письмах ( отдельные обращения, подписанные Риммой,
Катей, Капой6 и В.Емельяновой. Первое письмо адресовано "Г.А.Санникову и
Б.А.П." (так на конверте). Обращения безличные: "Привет из Углича!",
"Здравствуйте, друзья!", "Друзья" - и только у Веры
Емельяновой: "Елене Аветовне <жена Санниковa ( приезжала в Углич с
недавно родившимся сыном Никитой. - Д.С.>, Григорию Александровичу, Борису
Андреевичу". Она упоминает о полученном ими письме, сообщает: "читаю
вслух Ваши, Борис Андреевич, произведения... А за вами длинное письмо, я его
жду ( Борис Андреевич". Катя сожалеет, что "так и не было Клычкова,
который, по словам Г.А., хотел быть в Угличе". Во втором письме Римма
говорит: "Были очень рады получить от вас весточку. Григорий Александрович
нас очень обрадовал, написав, что с Борисом Андреевичем собираются в
Углич". Вера: "Если приедете скоро, увидите себя в нашей стенгазете
"Просвещенец", в которой отмечен ваш приездный, в достаточной
степени"7 и "Привет всем, всем и, конечно, воробушку -
Никитушке!" В третьем письме Римма справляется, "приехал ли Борис
Андреевич?", Вера передает "большой привет от всех нас Елене
Аветовне, Никитушке, П.А.Павленко, Борису Андреевичу, если он вернулся".
А Борис
Пильняк в это время шлет письмо в редакцию журнала "Красная новь" с
парохода по пути из Лондона в Гамбург:
"Северное
море,
4 декабря
1928,
"Ян
Рудзутак"
Дорогая
подруга Редакция!
Кланяемся
Вам и целуем Вас нежно! ( в море мы открыли, что вы, дорогая Редакция,
оказывается, ( редакция морская, ( моряк Раскольников, моряк Санников, моряк (и
командующий флотом) Павленко, ( а стало-быть, родная нашим морским бытийствам.
Пишем мы Вам, чтобы доказать, что помним, благодарим, целуем и будем дома дня
через три - четыре после этого письма.
Идем мы
сейчас из Лондона в Гамбург (моряк Петруша! если будут из Лондона письма в
адрес редакции, положи их в карман до моего приезда, это от Speranz'ы Howard).
Меня, Бориса, англичане не пустили на берег ( был на судне, как зверь в клетке
( и очень доволен, ибо никогда бы не удосужился так пронаблюдать жизнь порта.
Меня, Силыча, везде спускали, носился за папиросами и Wisky, носил кэпи задом
наперед и поносил (при допросе) полицию.
Целуем Вас
крепко,
Бор
Пильняк
А
Новиков-Прибой
Зампопро<зе>
Павленке.
Зампопо<эзии>
Санникову.
Поклон
старшему поколению!
Вл.Ник. (
благодарность!
П.Павленке
и Г.Санникову наказ: поклониться Елене Аветовне".
До
рокового 1938 года еще почти 10 лет...