Книжный знак
Дмитрий Иванов
Памятник памятникам
Архитектура и ландшафты
России : [в 3-х кн.] / Гос. ин-т искусствознания. — М. :
Искусство — XXI век, 2003. — (Судьба культурного
наследия России. ХХ век) . — 3500 экз.
Черная книга. Утраты / Авт. коллектив : Т. И. Гейдор (отв. ред.), А. И.
Комеч, К. П. Михайлов и др. — 464 с. : ил.
Белая книга. Обретения /
Авт. коллектив : Щенков А. С. (отв. ред.), Антонова Н.
Е., Баталов А. Л. и др. — 400 с. : ил.
Красная книга.
Предостережение / Авт. коллектив : Г. К. Смирнов (отв.
ред.), М. В. Вдовиченко, В. И. Колесникова и др. —
384 с. : ил.
«Мы надеемся этой публикацией привлечь внимание к
остроте проблемы и направить усилия общества на действительное содействие и
помощь в сохранении наследия». Так завершают свое предисловие авторы
монументального трехтомника «Архитектура и ландшафты России. Черная книга.
Утраты. Белая книга. Обретения. Красная книга. Предостережение».
Три прекрасно подготовленных и изданных тома подписаны
в печать 21.07.03 г. и вышли в свет как раз в тот момент, когда полным ходом
шло очередное разрушение очередного памятника — здания московского Военторга, о чем вы можете прочесть в нашем журнале на
предшествующих страницах.
Итак, очередные гласы вопиющих
в пустыне…
Авторский коллектив Отдела свода
памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института
искусствознания (редакционная коллегия издания: А.И.Комеч — ответственный редактор, Т.И.Гейдор,
А.С.Щенков, Г.К.Смирнов; руководитель издательского проекта О.А.Макаров, художник
А.Н.Балдин) имеет полное право гордиться проделанной
работой. Огромный, тщательно проанотированный
свод редких, редчайших и просто неизвестных фотографий, запечатлевших великое
множество величественных архитектурных ансамблей и замечательных памятников
зодчества «по всей Руси великой», от Москвы и подмосковных, от Петербурга и его
великолепных пригородов, от Пскова и Новгорода до Владивостока и Архангельска,
до Якутска и Астрахани. Дворянские усадьбы, разоренные родовые гнезда,
памятники деревянной архитектуры, каменные особняки обеих столиц и славной
российской провинции, символы православной России, городская и кладбищенская
скульптура. Несть числа этим святыням, при взгляде на которые наполняется
любовью и гордостью каждое русское сердце, — и почти все они в ХХ веке стерты с
лица нашей земли. А остающиеся — продолжают исчезать.
Отдельный том, «Белая книга. Обретения», посвящен реставрации архитектурных памятников за минувшее
столетие. Можно только преклоняться перед подвижничеством и профессионализмом
отечественных реставраторов, спасших от небытия и заново открывших многие и
многие шедевры зодчества. К сожалению, список их свершений все-таки ограничен,
а перечень причин, обстоятельств, лиц, интересов, за которыми стоит варварское
отношение в России к ее национальному наследию, кажется, бесконечен.
«В России за ушедшее столетие была уничтожена едва ли
не половина культурных ценностей, созданных многими поколениями предков на
протяжении тысячелетий, — пишет А.И.Комеч. — Нередко
завоеватели стирали с лица земли целые народы и памятники их цивилизаций,
расправляясь с врагами, не умея ценить чужое, чуждое. Но чтобы народ в стране
великой культуры воспылал стойкой ненавистью к своему прошлому, такого примера
не обнаружить. Россия здесь оказалась первопроходцем… Понять произошедшее,
причины и масштабы потерь тем более необходимо, что многие процессы еще
продолжаются, их потенциальная опасность не уменьшилась.»
Три цвета обложек трех фолиантов: черный, белый,
красный — как-то печально перекрекликаются с российским триколором. А в их
названиях: «Утраты», «Обретения», «Предостережение» — привычный глаз отмечает
примелькавшееся буквосочетание: УОП — управление охраны памятников, с которым(ыми) связаны и все достижения, и
все беды нашего наследия.
Издательство «Искусство — XXI век», смело и ярко осуществившее впечатляющий проект,
заручилось для его выполнения поддержкой Министерства культуры РФ, что
позволяет надеяться на исполнительную власть, которая, может быть, наконец реально озаботится заброшенным на десятилетие делом
охраны памятников истории и культуры и то, что опубликовано в красной книге —
«Предостережение», будет спасено. А для этого надо наладить нормальную работу
органов охраны памятников культуры на местах и, не откладывая, заняться судьбой
нашего национального достояния, быть может, даже перераспределив некоторые
финансовые потоки — почему бы, например, деньги, идущие на некие
Средиземноморские «фестивали русской культуры» и т.п. развлечения, не направить
на продолжение и развитие изданий о нашем наследии и на реальное его спасение во глубине России.
Остается присоединиться к заключительным словам
«Предостережения»: «Авторы посчитали бы свой труд не напрасным,
если бы книга пробудила в читателях чувства не только тревоги или сожаления, но
и ответственности за наше общее культурное достояние».