Галерея журнала «Наше
наследие»
Нина
Геташвили
Как один день…
Борис Жутовский — художник, конечно же, «из ряда». Он и сам
отлично осознает свое «шестидесятничество», свою
причастность и верность поколению, которое сформировало цельное и знаковое
явление бывшей советской в общем, и российской, в
частности (или наоборот?), культуры. И, конечно же, Борис Жутовский
— «из ряда вон выходящий», ибо самоценность и обаяние
его личности и искусства вне любой принадлежности очевидны (а потому нет
сомнения в актуальности и сегодняшнего его творчества).
Он никогда не
был аутсайдером (после «хрущевского» Манежа, в одночасье перекрывшего пути к
публичным показам живописи в Союзе, выставлялся в галереях по всему миру и жил
на гонорары от иллюстраций), в перечислениях не был
скрываем и подразумеваем под сочетанием «… и др.». Воплощая интенции времени,
демонстрировал частное самосознание — человека широкой культуры, поистине
безграничных интересов, веселого остроумца, на долю которого судьбой была отпущена полная мера болей и трагедий,
байдарочника-путешественника, философа и литератора, живописца и графика,
иллюстратора и «ассамбляжиста» (ну, а как это еще назвать?),
дотошно преданного натуре «объективиста» и сопереживающего наблюдателя (почти
три сотни портретов современников — и каких современников! — крупным планом,
которым Жутовский владеет виртуозно) и
«абстракциониста», способного останавливать мгновения стремительных метаморфоз
аморфности. Он — профессионал, для которого «святое Ремесло» всегда с большой
буквы. Он — любитель, загорающийся от любого «художества»
по-детски азартно и радостно (именно этим и можно объяснить не только
толковость, но и поистине детективный интерес с императивным посылом зрителю,
который он проявляет к объектам своей телепередачи «Артпанорама»
(канал «Культура»).
Умению прислушиваться к случайному, улавливать зыбкость и
прихотливость ощущаемого, еще не поддающегося формулировке, обязаны появлением
картины и рисунки, на поверхности которых произвольный жест художника рождает
феерии красочных и графических гармоний. В них наплывы то вальяжных, то
стремительных пятен (поверьте, характер их действительно «читается») сплетаются
с томными текучими линиями, подчиняясь таинственным законам своих маршрутов.
Но
совершенно естественно, что именно Жутовскому, с его полифоничным мировидением, принадлежит идея создания
изобразительной автобиографии «Как один день» (1982–2002), начатой в год
полувекового юбилея, но интертекстом длящейся по сей
день. Исповедально-ностальгическая густота
«материала» ошеломляет (мгновенно заслоняя первое впечатление облегченного поп-артовского приема), хотя «ячество» в нем отсутствует начисто. Но это его, Бориса Жутовского,
ландшафт души оказался поделен в изобразительных воспоминаниях о своих пяти
десятилетиях на пять доминантных тем. Магическую пятерку —
нотный стан, пальцы на руке, повествовательный пятистопный ямб, Пятикнижие —
«Природа», «Память», «Искусство», «Друзья», «Гении»,– которую он извлек из
головокружительной драматургии своей биографии. Не подчиняясь
элементарной логике последовательности («из пункта А в
пункт Б»), здесь оказались перемешанными не подлежащие классификации табели о
рангах события, понятия и персонажи, превращенные в архетипы, иногда в
соавторы, и заключенные образами, обликами, документами, артефактами в жесткие
соты (матрицы? кадры? иконки, писанные в обратной перспективе? окна? кристаллы
из перенасыщенного раствора жизни? мегабайты?). Каждая из них — памятник и
маленький выставочный зал. Каждая — концентрирует целый мир, будь то
отполированный сколок аммонита, лица родных и друзей или пульсирующие овалы
«искусства». Несмотря на «разделители», они, сопоставимые и равноправные (в
запасниках памяти «все равно» теряет свой трусливый негативный смысл),
оказываются взаимопроницаемы в своем сосуществовании
в общем пространстве картины, а потому ее сложносочиненность звучит аккордно-целостно и хорально-значимо. Ибо здесь нет нивелировки, здесь —
соборность.
Дискретность
здесь подчинена логике сцеплений. Потому что почти ритуальная магия ритмической
конструкции, строгостью квадратов-строф, цветовыми и пластическими
соответствиями, вводит всю эту изобразительную галактику, рожденную заклинанием
от хаоса времени, прожорливого Хроноса,
неопределенности и забывчивости, в поле чистой поэзии. И становится понятно это
стремление рационализировать иррациональное, душевные движения уложить в
строгие рамки, потому что «Божественным вдохновением», но и именно так —
метром, ритмом, рифмой она — поэзия — создается.
После 50-летия
картина растет пластическими «отпечатками» ежегодных самых ярких, самых
трогательных событий.
В 2002 году Жутовский записал: «Мне 70 лет. Я прожил к этому времени 25
550 дней, 1533000 часов, 91980000 минут: “Как один день” С этого дня картина
поменяла свое название. Вместо “Пятьдесят” (так она именовалась
первоначально. — Н.Г.) она теперь называется “Как один день”…»
Последнее
«гнездо» — автопортрет. Его он оставил себе на 2006 год. Позади — пока еще
несколько пустых рамок. Потом — придется придумывать. А значит — открытый
финал. И значит — длятся диалоги, с жизнью, с памятью, с искусством, со
зрителем.