Галерея журнала «Наше
наследие»
Ольга Яблонская
Синтез Кирилла Соколова
Говоря о
художниках — сверстниках Кирилла Соколова, исследователи, как правило, помещали
их искусство в какой-нибудь контекст — поколенческий,
либо идеологический. И это не случайно: поколение было знаковым, принадлежность
к нему — значимой, а социокультурные условия времени
существенно влияли на формирование художественного процесса и практики
искусства. Поколение называлось «шестидесятники». Формально-идеологических
направлений в искусстве у продвинутых шестидесятников было два: либо
либеральный «левый МОСХ», либо радикальный «андеграунд». В прочих отсеках
художественной жизни, достаточно замкнутой и жестко детерминированной,
скапливались более консервативные, а то и откровенно реакционные
художественные силы.
В момент
окончательного оформления этих течений Кирилл Соколов был уже зрелым и
сложившимся мастером, своеобразное искусство которого вполне органично
соприкасалось и с окультуренным традиционализмом «левого МОСХа»,
и с нонконформитстскими пластическими новациями
«андеграунда». Однако, покинув в 1974 году СССР и поселившись в Англии,
художник оказался в надежном далеке от всех тогдашних
российских художественных «мэйнстримов» и остался
наедине с собой и своим искусством. Как правило, удаленность от привычной
профессиональной среды бывает для художника серьезным испытанием: ведь ощущение
себя в определенном контексте
не только приносит чувство творческой безопасности, но и стимулирует творческий
поиск, помогает определить ориентиры и избежать тупиков. Кирилл Соколов
оказался тем редким художником, для которого уникальность собственной судьбы
оказалась плодотворной и полезной, поскольку дала ему неограниченное поле для
размышления и анализа, почву для свободного самоизъявления.
Он рассматривает
историю искусства ХХ столетия отстраненно, но пристрастно и изнутри, со всеми
многочисленными параллелями и последовательностями стилей и направлений, видов
и жанров, техник и технологий. Импровизатор и аналитик, он не просто пробует
искусство века на вкус, с равной смелостью и уверенностью экспериментируя с
формой, стилями и техниками. Он пропускает опыт прошлого через призму своего
собственного авторского опыта — как формально-эстетического, так и
нравственного. Кирилл Соколов не только аккумулирует в своем творчестве
открытия и достижения предшественников, подвергая их своебразной
авторской «переплавке», он синтезирует новое художественное качество и делает
собственные серьезные открытия.
Присущий его
искусству принцип цитирования внешне сходен с методикой постмодернизма. Однако
это сходство действительно внешнее. И объективное сравнение покажет
неожиданное, но явственное преимущество художника-одиночки перед глобальной
концепцией. Аналитическая комбинаторика постмодернизма, при всем своем покорившем
мир экстравагантном обаянии, по определению разрушительна: постмодернизм
подвергает «вечные ценности» жесткой иронической переработке и декларирует
кризис культуры. Кирилл Соколов, напротив, собирает разрозненные во времени
фрагменты и факты искусства в единое художественное целое, тем самым актуализируя апробированные ценности и декларируя их
вечность. И делает он это вполне убедительно. Не только потому, что во всех его
работах ощущается живой темперамент и видится индивидуальная творческая воля
автора. Еще и потому, что в культурной комбинаторике число сочетаний, при всей
их кажущейся многочисленности, все же конечно. А процесс культурного синтеза,
которым так увлечен художник Кирилл Соколов, бесконечен, непредсказуем и потому
— всегда интересен.