Галерея
журнала «Наше наследие»
Вильям
Мейланд
Этот незабываемый Костин
Житель второй
половины двадцатого века московский художник Андрей Костин неоднократно
переносился в пространство века девятнадцатого. Герои Пушкина и Льва Толстого,
Гоголя, Гофмана и других классиков отечественной и западной литературы
становились не только отстраненными объектами его книжной графики, но и
постоянными персонажами личных воспоминаний, какими бывают образы друзей и
давних знакомых. Черно-белая графика (карандаш, тушь, офорт) обеспечивала ему
максимальную свободу действий. Лист бумаги не казался, а был бесконечным
простором для изображения пейзажей, интерьеров, портретов, жанровых сцен и
любых по насыщенности или минимализму фрагментов и деталей быта. Костин обладал
редким талантом не изображать ничего лишнего. На протяжении всех лет творчества
легкое дыхание его графики резко контрастировало с тяжкими тематическими,
публицистическими и политическими упражнениями эпохи застоя, а равно и с
кудрявым патриотизмом изобразительного почвенничества. Вслед за художником
зритель познавал и прояснял для себя окружающую действительность, какой бы
печальной или трагикомической она ни была. Художнику не было надобности
насильственно погружать себя в современность. Как это ни парадоксально, он не
покидал ее даже тогда, когда обращался к девятнадцатому веку великой русской
литературы. Острота его видения определялась любовью и тоской по ушедшей жизни
и неповторимой культуре, вошедших в явное противоречие
с тем, что его окружало. Ни осенней пушкинской ясности, ни блоковского
серебра поколению Костина не досталось. Приходилось искать гармонию внутри
самого себя и находить понимание и поддержку среди друзей-профессионалов.
В 80-е и
последующие годы неожиданно для многих Костин создал обширный ряд живописных
работ сюрреалистического плана. Причем это была отнюдь не первая его живописная
проба. Во время учебы в институте, в 60-е годы, появился целый ряд
произведений, проникнутых духом бубнововалетской
эстетики. Увлечение примитивом и народным искусством не обошло тогда многих
сверстников Костина. Обращение же к сюрреализму казалось более чем странным и
чисто внешне объяснялось участием Андрея в организации и жизни московской
галереи в 80-х — первой половине 90-х годов. Видимо происходило в жизни художника
и вокруг него нечто такое, что заставило его выплеснуть на поверхность холстов
пугающую пластику сновидений.
Разумеется,
ничего случайного в настоящем большом творчестве не бывает. Патологию времени
Костин препарировал, соответственно, как паталогоанатом
— точно и с присущей ему иронией и сарказмом. Вместе с тем, что неизменно
влекло к нему самых разных людей, в жизни и в своем прозрачном и таинственном
рисовании он всегда оставался на редкость лиричным и светлым. Именно по этой
причине такими странными и казались по контрасту его живописные опусы разных
лет.
Незадолго до
своей кончины Андрей осуществил веселую графическую выставку «ЭТИ», на которой
со свойственным ему артистизмом показал рисунки «без дат, названий и без
внимания к их важности, как факта творчества». «Все они, — писал он в краткой
аннотации к экспозиции, — адреса по отношению к разным моментам работы и жизни
двух с лишним десятков лет. И вместе с тем они безадресны по сути в силу собственной субъективности…
ЭТИ рисунки предназначались на выброс и до сегодняшнего дня не имели шансов на
широкий показ. Не выкинутые малые ЭТИ остатки автор решился показать, приписав
к ним новые бездумные названия, которые должны быть только у ЭТИХ листов». Все
вроде бы легко и несерьезно. Не выставка, а шутка. Причуда мастера. Тем не
менее «ЭТИ» листы абсолютно узнаваемы как «костинские»
и точно соотносятся с различными периодами его творчества. В рисунках к
выставке «ЭТИ» и во всех его лучших сериях и отдельных работах есть нечто такое
по форме и сути, что наводит на воспоминания о пушкинском рисовании на полях
рукописей. И дело тут не в моей завышенной природе его
творчества, а в характере Андрея, в остроте его реакции на окружающий мир и
населяющих его персонажей, включая самого себя. Нельзя быть натужно острым,
тонким и артистичным. С этим даром человеческого и художественного таланта
нужно было родиться.
Задним числом
мы понимаем, как много Андрей Костин успел сделать за свои прожитые полвека. В
последний путь его провожала вся художественная Москва.