И.П.Саутов,
директор ГМЗ «Царское Село»,
фото Ирины Туминене
Царское Село, взгляд в
будущее
Что изменится в
облике дворцово-паркового ансамбля в обозримом будущем, а точнее — уже в 2004
году?
Нынешний год
станет отправной точкой в истории реставрации нескольких объектов
Государственного музея-заповедника «Царское Село» — парковых павильонов
«Турецкая баня» и «Эрмитажная кухня» с прилегающей территорией Эрмитажной рощи,
которая завершит полное восстановление Екатерининского парка.
Масштабные
реставрационные работы осуществятся благодаря результативной деятельности
музея-заповедника по привлечению дополнительных источников их финансирования:
Всемирный банк реконструкции и развития, являющийся международной финансовой
организацией ООН, выделяет на эти цели почти два миллиона долларов.
Такие разные,
не похожие друг на друга и по внешнему виду, и по историческому предназначению царскосельские парковые павильоны, каналы с горбатыми
мостиками и плотинками, роща в самой старой части
Екатерининского парка, взаимосвязанны и одинаково
ценны. Интересны, а порой и драматичны их судьбы.
Построенная в
«мавританском стиле» в 1850–1853 годах архитектором И.Монигетти
в одном из самых узнаваемых сегодня уголков — на полуострове Большого пруда,
«Турецкая баня» органично вписалась в силуэт парка, обогатив его изящным
зданием с золочеными куполами, отражающимися в воде. Этот памятник в характере
восточной архитектуры, знаменовавший победу России над Турцией в 1829 году,
использовался его коронованными владельцами как баня, с красочным и пышным
внутренним убранством: цветная мозаика, мрамор, позолота, питьевые фонтанчики,
орнаментальная лепка и ковры, выполненные по рисунку самого архитектора. Во
время Второй мировой войны «Турецкая баня» была сильно
разрушена взрывом бомбы, погибли результаты большой предвоенной
научно-реставрационной работы.
Последующие капитальные ремонты памятника и ориентиры
времени превратили его в подсобное помещение лодочной станции, что явно не
способствовало сохранности художественного облика павильона в течение последних
30-40 лет. Сегодня практически сохранилась только строительная коробка здания,
утрачена или повреждена большая часть элементов наружной и внутренней отделки.
Поэтому в 2003–2004 годах в павильоне «Турецкая баня» будут отремонтированы несущие
конструкции, произведены инженерное оборудование здания и гидроизоляция
подвала, реставрация фасадов, интерьеров, а также восстановлены дренажи и
благоустроена прилегающая территория. После реставрации павильон будет
использоваться как музейный, позволив увеличить число и протяженность
туристических маршрутов по Екатерининскому парку.
Не менее
актуальна и реставрация павильона «Эрмитажная кухня», построенного в 1777–1778
годах на парадной магистрали Садовой улицы по проекту архитектора В.Неелова с
двойной целью: для оформления одного из главных въездов в Царскосельский сад и
для обслуживания приемов в расположенном поблизости павильоне «Эрмитаж». Здание
«Эрмитажной кухни», исполненное в ложно-готическом стиле, как и два с лишним
века назад, имеет уникальный декоративный эффект за
счет сочетания открытой кирпичной поверхности и причудливых по характеру белых
деталей на фасадах. Исторически в западных и восточных помещениях здания
готовилась пища, а в других располагались продуктовые кладовые и комнаты для прислуги.
Во время войны кирпичная облицовка стен сильно пострадала от осколков мин и
снарядов, а гипсовые вазы в нишах фасадов были уничтожены.
Интересен тот
факт, что во все времена, включая советские и постсоветские, павильон
традиционно использовался как буфет или ресторан для посетителей парка. Следуя
этой концепции, после завершения в 2003–2004 годах ремонта кровли, реставрации
фасадов, воссоздания отделки интерьеров и реконструкции внутренних инженерных
сетей, «Эрмитажной кухне» предстоит вновь стать небольшим рестораном для
посетителей музея-заповедника.
В течение
полувека, а именно столько длится научная реставрация дворцово-паркового
ансамбля, реставраторы максимально приблизились к воспроизведению фрагментов
утраченных подлинников или к их полному воссозданию. «Турецкую баню» и
«Эрмитажную кухню» ждет комплексная реставрация, то есть подход к каждому из
этих памятников как к единому произведению синтеза искусств — архитектуры,
скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Ведь любой парковый
павильон Музея-заповедника «Царское Село» — это яркий пример единства всех
пространственных искусств.
Вековая пыль
въедлива. В этих зданиях-памятниках многократно перекраивали живую ткань стен,
возводили перегородки, не считаясь с замыслами их создателей. Но сейчас, как и
в пролетевшие столетия, здесь соседствуют история, творчество, ремесло и
реальная жизнь, когда для потомков сохраняется все то, что достойно не
сиюминутного внимания, а вечности.
Невозможно
представить павильон «Эрмитажная кухня» без Эрмитажной (Дикой) рощи, на границе
с которой и расположено здание. Насаженная березами, ольхами и елями в 1721
году, Эрмитажная роща, площадью 11 гектаров, находится в самой старой части
Екатерининского парка, окружая павильон «Эрмитаж» от Рыбного канала до Нижних
прудов. Рыбный канал, который называли также Большим или
Поперечным, был прорыт годом позже, в 1722 году, по проекту Я.Роозена
для отвода воды из Большого в один из Нижних прудов. В течение 1773–1775
годов на Рыбном канале сначала появилась плотина, а затем — по проекту
В.Неелова два гранитных арочных моста. Еще два металлических моста — более
позднего происхождения.
Особенностью
современного состояния этого некогда живописного уголка Екатерининского парка
является то, что Эрмитажная роща — последний его нереставрированный участок,
где идет интенсивный процесс самоизреживания: гибнут
старые деревья, составляющие сегодня 40% насаждений, отмирают молодые и
средневозрастные. Утраты деревьев и образующиеся пустоты имеются на всех
аллеях, причем на аллее от Рыбного канала до Эрмитажной кухни из 54 дубов
сохранились только 12 старых деревьев в возрасте около 200 лет. Со стороны
пейзажной части парка Эрмитажная роща воспринимается без четкости объема и с
нарушением светового режима, часто затопляется из-за нарушения мелиоративной
системы. Состояние мостов и плотины на Рыбном канале также вызывает серьезные
опасения.
Учитывая крайне
неблагоприятную экологическую ситуацию этого участка парка, спасти Эрмитажную
рощу может только реставрация, — дорогостоящая, но необходимая. Проектом,
реализация которого также начнется в 2003 году, предусмотрены восстановление
исторической части планировки, инженерная подготовка и озеленение территории
Эрмитажной рощи, установка наружного освещения, реставрация Рыбного канала с
пятью пешеходными мостами. Восстановление Эрмитажного канала и его конструкций,
имеющих в настоящее время крайне неудовлетворительное состояние, пройдет в общем комплексе работ в этой части Екатерининского парка в
рамках инвестиционной программы Всемирного банка реконструкции и развития.
Выиграв
конкурс, объявленный Всемирным банком, все проекты реконструкции и реставрации
объектов в Царском Селе разрабатывает петербургская
архитектурно-реставрационная мастерская ООО «Кром».
В перспективе —
завершение восстановления Антикамер — трех парадных
залов Екатерининского дворца, и начало реставрации дворцовой церкви Воскресения
Христова, которая является не только памятником архитектуры, представляя собой
образец барочного решения православного храма, но и памятником духовной
культуры, связанным со многими значимыми для России и семьи Романовых
событиями. Здесь в течение двух веков проходили торжественные богослужения во
время пребывания Императорского Двора в Царском Селе. В 1768 году был отслужен
молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного первой в России прививкой от оспы,
в 1796 году состоялось крещение будущего императора Николая I, в 1826 году в дворцовой церкви был
выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора
Александра I.
Храм
Воскресения Христова (архитекторы С.Чевакинский, Ф.Б.Расстрелли)
был освящен в 1756 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
Первоначально он был сказочно наряден. На фоне синих стен ярко выделялась
золоченая резьба иконостаса и роскошных рам, которые служили обрамлением для
114 икон. Храм украшали плафоны виртуозного мастера кисти Д.Валериани.
Все это великолепие сильно пострадало во время пожара 12 мая 1820 года.
Александр I принял
решение о воссоздании дворца и церкви в прежнем виде. К восстановлению
живописного убранства были привлечены лучшие художественные силы — профессора
Академии художеств. Центральный плафон «Вознесение Христа» был написан
знаменитым художником В.Шебуевым, алтарь украсил
плафон «Слава святому Духу», выполненный академиком Д.Антонелли
по штукатурке, художники О.Игнациус и Г.Гиппиус
исполнили в «итальянском вкусе» плафон «Святая София и ее
дочери Вера, Надежда, Любовь» на хорах. При реставрации резьбы XVIII века, выполненной по
рисункам Растрелли, была применена новая для того времени технология, когда
утраты восполнялись фрагментами из папье-маше. Благодаря историческому такту
Александра I и
высочайшему профессионализму архитектора В.Стасова дворцовая церковь
Воскресения Христова в 1823 году была восстановленаво
всем своем великолепии. Пожар 1863 года снова потребовал реставрационных работ,
в ходе которых в алтаре церкви академиком Беллоли был
написан плафон «Слава Святому Духу» на холсте, представляющий точную копию
прежнего.
Во время
оккупации г. Пушкина в 1941–1944 годах живописное убранство церкви было
практически полностью утрачено.
С 1993 года
храм приписан к Софийскому собору Царского Села. В нем вновь зазвучали молебны,
связанные с торжественными датами нашей истории. Надеемся, что через несколько
лет, уникальный интерьер дворцовой церкви, как уже не раз бывало в ее истории,
вновь возродится. Художники — реставраторы уже приступили к восстановлению
плафонов, возрождая технику живописцев прошедших столетий.
Как и все,
музей-заповедник «Царское Село» — это, прежде всего, кладовая исторической
памяти. Когда-нибудь, наконец, завершится восстановление всего
дворцово-паркового ансамбля, вернется его былое великолепие и Царское Село
станет местом, где можно будет реально погрузиться во все его многообразное
многовековое прошлое.