Татьяна Серпинская,
фото Ирины
Туминене
Лионский зал Екатерининского
дворца
Особая страница
истории декоративно- прикладного искусства России XVIII–XIX веков связана с использованием в отделке интерьеров, в
частности в декоре и меблировке Екатерининского дворца, лазурита. Принцип
применения необычных материалов в декорировке
парадных апартаментов, безусловным шедевром которых являлась Янтарная комната,
получил новый импульс в истории формирования Царскосельской
императорской летней резиденции в связи с деятельностью шотландского
архитектора Ч.Камерона, приглашенного в Россию императрицей Екатериной II. В ряду его работ для
Царского Села — создание в южной части Екатерининского дворца комнат Екатерины II. В середине XIX века эти апартаменты
занимала императрица Мария Александровна. В составе несохранившихся комнат жены
императора Александра II
был Лионский зал, созданный Ч.Камероном в 1781–1783 годах и получивший свое
название благодаря отделке стен шелком лионской мануфактуры. Репрезентативный
характер интерьера, входившего в парадную анфиладу дворца, диктовал особую
роскошь его отделки, важной составляющей которой являлся лазурит. «Азул» — по-арабски «синее небо» — корень латинского и
основных европейских обозначений лазурита или ляпис-лазури, природного полудрагоценного
камня сложного минералогического состава синего цвета с белыми вкраплениями
известняка и золотистыми включениями слюды и колчедана. Цветовая палитра камня
разнообразна: встречается небесно-голубой лазурит, густого темно-синего цвета,
сине-зеленого оттенка или с фиолетовым отливом. Насыщенная синева этого камня
издавна привлекала людей, в ней видели земное воплощение синевы недосягаемой,
небесной. Семь тысячелетий связывают историю лазурита с историей человечества.
Спектр применения этого минерала значителен: из него
выполняли амулеты, предметы культа, он активно использовался как красящее
вещество, как материал для изготовления произведений искусства, ювелирных
украшений, флорентийских мозаик. Камень этот применялся и как отделочный
материал.
Каменный декор
Лионского зала в XVIII
веке состоял из карниза, фриза, панелей в нижней части стен, обрамлявших зал по
всему периметру, наличников окон, обрамления дверей, а также, вероятно,
ляпис-лазурью были обрамлены две печи, украшавшие зал. Лазуритовая отделка была
выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу, в технике,
получившей впоследствии название «русская мозаика», заключавшейся в облицовке
больших поверхностей крупных изделий тонко напиленными пластинами цветного
камня, точно подогнанными друг к другу и создававшими впечатление монолитности.
Лазуритовые панели Лионского зала были декорированы накладными деталями
золоченой бронзы в виде различных гротесков. Всего на изготовление лазуритовой
отделки было израсходовано чуть более 92 пудов камня. Работа выполнялась двумя
бригадами каменщиков под руководством мастеров И.Балакшина
и В.Давыдова. Стоимость работ составила 17260 рублей1.
Ч.Камерон как признанный мастер комплексного подхода в решении интерьера
использовал ляпис-лазурь не только в декоре стен, но и в предметах меблировки.
Для зала им были заказаны столы со столешницами, облицованными этим камнем; в
мастерской Ж.Б.Шарлеманя для Лионского зала были также изготовлены четыре
фонаря в монтировке золоченой бронзы, декорированные «различными каменьями»,
основным из которых был лазурит2.
До настоящего
времени остается открытым вопрос о происхождении лазурита, примененного
Ч.Камероном в отделке зала. К 1780-м годам самое крупное мировое месторождение
этого камня находилось в Бадахшане — северо-восточной
части Афганистана. Ляпис-лазурь являлась одним из знаков власти афганского
эмира, и вывоз ее был ограничен. На протяжении XVIII века лазурит поступал в Россию
«серебряными» караванами через Монголию, Китай, Бухару; стоимость его была
чрезвычайно высока: самый лучший, темно-синий лазурит приобретался на серебро,
фунт за фунт.
Во второй
половине XVIII века,
при Екатерине II,
развернулась активная работа по поиску и разработке отечественных месторождений
различных поделочных камней, в том числе и лазурита. К моменту начала работ над
интерьером Лионского зала в строительной конторе Царского Села имелось 116
пудов необработанной ляпис-лазури. Известный отечественный исследователь камня
А.Е.Ферсман считал, что в отделке зала был применен лазурит местного
происхождения: «Ч.Камерон…задумал сочетать золотую ткань с синевой лазоревого
камня. Для этой цели как нельзя лучше подходил именно светлый прибайкальский
камень…»3 Ферсман связывает историю создания интерьера с открытием в
1785 году членом Российской Академии наук Э.Лаксманом
крупного месторождения лазурита в Прибайкалье, на реке Слюдянке.
В ноябре 1786 года Лаксман сообщал в Академию наук:
«По всей речке, около 35 верст, находят валуны этой синей горной породы… У Слюдянки lapis lazzuli показывает удивительные
переходы от самого насыщенного темного ультрамарина в цвет бледной сыворотки,
местами встречаются камни фиолетового — синего цвета, а еще гораздо чаще —
похожие цветом на талассин и селадон»4.
Однако открытие крупного месторождения прибайкальского лазурита произошло двумя
годами позднее окончательного завершения всех работ по отделке Лионского зала,
в 1783 году. Несоответствие дат не снимает вопроса о происхождении камня,
поскольку известно, что в январе 1783 года, в процессе работ, Камерон заказывает
через Кабинет еще сто пудов камня: «…потому что здешний в магазине очень бел… неотменно мне самому
его надобно отбирать»5. Именно прибайкальский сорт лазурита
отличается светлым тоном из-за большого количества белых вкраплений, тогда как
бадахшанский лазурит густого, почти однородного темно-синего цвета.
Лазуритовая
отделка стен XVIII века
пережила ремонт и реконструкцию зала в середине XIX века. Придворный архитектор И.А.Монигетти с 1848 по 1861 год вносит кардинальные
изменения в оформление Лионского зала. Меняется принцип декорировки
стен тканью: шелк покрывает их полностью, до лазуритового карниза; меняется и
цвет ткани: вместо желтого — малиновый шелк с цветочными гирляндами6, уничтожаются барельефы и живописные вставки на
стенах; вносятся изменения в плафонную живопись; вместо печей по проекту И.А.Монигетти создаются печи-камины с мраморными фигурками путти. Лазуритовая тема интерьера приобретает новое
звучание. Это прежде всего связано с вновь оживившимся
с 1840-х годов интересом к лазуриту. Многочисленные документы архива Кабинета
императорского Двора свидетельствуют о том, что в середине и второй половине XIX века для нужд Двора
приобреталось довольно много изделий из ляпис-лазури: предметы культа,
ювелирные изделия, предметы убранства интерьера. Выполнялись они как из
бадахшанского лазурита, в больших количествах закупавшегося в Афганистане и
через Нижегородскую ярмарку, так и из прибайкальского камня. Петергофская гранильная фабрика командировала в 1850 году
мастера Г.М.Пермикина в Сибирь для поисков «теневых»
камней, необходимых для изготовления флорентийских мозаик. Им в 1851 году были
открыты семь месторождений лазурита в верховьях реки Слюдянки
и на реке Малой Быстрой. Наиболее крупное месторождение на реке М.Быстрой дало
в течение десяти лет выработки более трех тысяч пудов лазурита, поступившего на
Петергофскую гранильную фабрику.
Именно
прибайкальский лазурит использован мастерами петергофской
фабрики при ремонте лазуритового декора Лионского зала в 1856 — 1858 годах,
когда были «исправлены фриз… ляпис-лазурь на дверях и панелях», а также
выполнены вставки из лазурита на новых мраморных каминах. Всего было
израсходовано 55 пудов и 25 фунтов камня7.
Архитектор И.А.Монигетти, следуя вкусам августейшей
заказчицы, общим тенденциям моды и продолжая традицию комплексности в решении
дворцовых интерьеров, выработанную его предшественниками, создает не только
новую архитектурную отделку Лионского зала, но и новые предметы меблировки. По
его проекту в начале 1860-х годов для этой парадной гостиной выполняется
эффектный гарнитур предметов мебели и осветительной арматуры из прибайкальского
и бадахшанского лазурита с отделкой золоченой бронзы8. Лазуритовые
части предметов были изготовлены на Петергофской
гранильной фабрике; детали золоченой бронзы выполнены через фирму «Английский
магазин» Никольса и Плинке,
поставщика императорского двора.
По причине
объемности и сложности заказа предметы гарнитура поступали во дворец частями,
по мере изготовления. В первой, самой крупной партии к апрелю 1860 года были
изготовлены и установлены на место два простеночных зеркала в богато
декорированных лазуритом рамах с призеркальными
консолями, два прямоугольных стола и пара каминных экранов9.
Первоначально экраны были затянуты с обеих сторон малиновым гроденаплем,
что соответствовало отделке стен гостиной в это время; в 1866 году экраны, как
стены и мебель, были переобиты желтым шелком; позднее
в них были вмонтированы картины А.Бельского 1787 года с изображением руин. При
эвакуации экранов в 1941 году картины были демонтированы; в настоящее время они
находятся в коллекции музея; экраны при реставрации были затянуты желтым
узорчатым штофом, напоминающим несохранившийся шелк Лионского зала.
В первой половине 1861 года во дворец были доставлены два овальных
стола, а в октябре того же года — роскошная люстра на 84 свечи10,
позднее зал украсили и другие предметы из лазурита и золоченой бронзы: восемь
бра на пять свечей каждое, парные жардиньерки, две вазы-кашпо, пара
канделябров, настольная лампа, письменный прибор и секретер, настенный
барометр-термометр и двухъярусная жардиньерка.
О богатстве и
роскоши отделки и меблировки Лионской гостиной во второй половине XIX века можно судить по
акварели Л.О.Премацци 1878 года, где зал предстает во
всем блеске своего пышного великолепия, которое так характерно для парадных
апартаментов императорских резиденций. Отделка Лионского зала являлась
безусловным шедевром декоративно-прикладного искусства середины XIX века, о чем
свидетельствует интерес к нему как отечественных, так и иностранных знатоков. В
1876 году король Баварии Людвиг II,
известный своими фантастическими по роскоши архитектурными
проектами, «пожелал иметь описание …Царскосельской
летней императорской резиденции… и особенно ляпис-лазуревой…
и янтарной комнат», но на тот момент существовало лишь устаревшее издание И.Яковкина 1831 года по истории Царского Села. Министерство
двора принимает решение об изготовлении фотографических снимков интересующих
баварского короля интерьеров, которые были выполнены придворным фотографом
С.Л.Левицким11.
Вплоть до 1941
года лазуритовый декор и меблировка Лионского зала Екатерининского дворца и
лазуритовые колонны иконостаса Исаакиевского собора являлись примером самого
масштабного использования лазурита в отделке интерьера в России XVIII — XIX веков. Архитектурная отделка
Лионского зала была утрачена во время Великой Отечественной войны. Не
сохранились также простеночные зеркала с призеркальными
консолями, столешницы которых были облицованы лазуритом, являвшиеся частью этой
отделки, и двухъярусная жардиньерка. В настоящее время из меблировки зала
сохранилось двадцать пять предметов, выполненных из лазурита в монтировке
золоченой бронзы. Безусловная ценность этого эффектного комплекса предметов
заключается в том, что он был создан по проекту известного русского архитектора
И.А.Монигетти для конкретного интерьера
Екатерининского дворца и почти полностью сохранился до настоящего времени.
Благодаря предметам лазуритового гарнитура, явившегося заключительным аккордом
в истории формирования интерьера, и имеющейся иконографии зала можно составить
определенное представление о характере несохранившейся лазуритовой отделки
Лионской гостиной.
Лионский зал,
органичной частью декорировки которого являлась
лазоревая «синева неба» его каменного убранства, наряду с художественными
достоинствами других парадных залов Екатерининского дворца, на протяжении почти
двух столетий составляли славу Царскосельской летней
императорской резиденции.
1 Лемус В. Плановое
реставрационное задание на восстановление Лионского зала. Историческая справка.
1978 // Архив ГМЗ «Царское Село». И.с. №1242.
2 Еще при
императрице Екатерине II фонари были
перемещены в Зимний дворец и не сохранились до наших дней.
3 Ферсман
А.Е. Очерки по истории камня. Т.1. М. 1954. С.274.
4 Там же.
С.273
5 В.Лемус. Ук.соч.
6 РГИА.
Ф.487.Оп.5. 1848. Д.2032. Л.1,7, 32.
Позднее, в 1866 году, стены и мебель
были обтянуты желтым узорчатым шелком, что вернуло залу первоначальное
колористическое решение (РГИА.
Ф.487. Оп.8. 1866. Д.6313).
7 РГИА.
Ф.487. Оп.5. 1856-1858. Д.2055. Лл.10-10 (об).
8 РГИА.
Ф.487. Оп.5. 1860. Д.2082. Л.3.
9 РГИА,
Ф.487. Оп.8. 1860. Д.6270. Л.9.
10 РГИА.
Ф.487. Оп.8. 1861. Д.6276. Л.8; РГИА. Ф.487. Оп.8. 1860-61. Д.6272. Л.156, 182.
11 РГИА. Ф.487. Оп.8. 1876. Д.6371.