Ираида Ботт,
фото Ирины
Туминене
Царское — «гнездышко»
императрицы Марии Александровны
Большой
(Екатерининский) дворец в Царском Селе — любимая резиденция Елизаветы Петровны
и Екатерины II — и в XIX столетии оставался местом
пребывания членов императорской фамилии. Однако роль Царского Села при Николае I и его потомках существенно
изменилась: царскосельские дворцы стали
использоваться для отдыха и частной жизни семьи в кругу самых близких людей.
Эту атмосферу очень точно охарактеризовал один из современников, библиограф
императрицы Александры Федоровны, А.Т.Гримм, назвав парадно-официальный
Петергоф «Kaiserlust»,
а тихое Царское Село — «Kaiserruhe»,
имперский уют.
Частная жизнь
венценосных хозяев наложила отпечаток и на оформление дворцовых интерьеров, убранство
которых, изменяясь вслед за модой, получило более «приватный» характер, отражая
личные представления их обитателей о красоте и удобстве. Частично эта сторона
жизни резиденции перестала существовать уже после октябрьских событий 1917
года, когда дворцы были превращены в музеи, и из интерьеров сознательно
изымались приметы бытовой жизни. Окончательно этот процесс довершила война, в
огне которой погибли все предметы, не вывезенные в эвакуацию. К ним, прежде
всего, относились изделия из фарфора, стекла, бронза и мебель, а также
фотографии и памятные вещи, наполнявшие жилые комнаты во второй половине XIX столетия и долго
считавшиеся если не анти-, то малохудожественным явлением. Сегодня взгляд на
эпоху историзма кардинально изменился: нас интересуют не только памятники, но и
обстоятельства, их породившие. Стремление реконструировать среду, за которой
стоят значимые исторические персонажи и ситуации — попытка вернуть время,
посмотреть на события и художественные явления глазами их современников.
Еще будучи великим
князем, избрал Александр Николаевич Eкатерининский
дворец для проживания в летний период: личными комнатами великой княжны Марии
Александровны стали апартаменты Екатерины II, созданные по проекту Ю.М.Фельтена и
Ч.Камерона в 1770-х годах.
Камерные и
изысканные интерьеры Екатерины Великой пришлись по душе Марии Александровне.
Представление об их убранстве в эти годы дают не только сохранившиеся покомнатные описи так называемого Пятого
апартамента дворца, но и прекрасные акварели Э.П.Гау
и Л.О.Премацци, выполненные в 1850–1870-х годах.
Глядя на них, можно заметить, что новая хозяйка уникальных интерьеров почти не
тронула отделку екатерининского времени и лишь добавила в парадные и жилые
покои модные, любимые и удобные предметы, соответствовавшие ее вкусам и
времени. В годы правления Александра II в комнатах южного крыла дворца были подновлены (прописаны)
потолки в Серебряном кабинете (по лепке Ч.Камерона) и второй ярус в Арабесковом
зале. В 1855–1856 годах были проведены работы по
«исправлению… стен в двух комнатах и некоторых других вещей из крепких цветных
камней», в ходе которых в Лионском зале сняли всю каменную облицовку со стен и
дверей, дополнили недостающие части и заново отполировали, «…у мозаичного
подстолья рельефной работы» (консоли, изготовленные на Петергофской
гранильной фабрике в конце XVIII
века), подклеили отслоившиеся и добавили новые части мозаики. Позолоту
бронзы взял на себя Английский магазин1.
Художники Гау и Премацци создали блестящую
серию акварелей, зафиксировавших парадные и жилые апартаменты императорских
резиденций С.-Петербурга и окрестностей. Во многих листах, изображающих
интерьеры царскосельских дворцов, ощущается незримое
присутствие владельцев — папки и портфели лежат на стульях у рабочего стола
Александра II, в
дверном проеме Азиатской комнаты застыл слуга-абиссинец, на кресле в кабинете
ждет хозяина левретка... И лишь в одном случае мы встречаемся с обитателями
дворца, запечатленными художником, без сомнения, по их желанию: на акварели
Зеркального (Серебряного) кабинета перед нами великая княгиня Мария
Александровна за рукоделием и великий князь, просматривающий корреспонденцию.
Художнику удалось передать атмосферу, отличавшую отношения юной великокняжеской
четыв первые годы совместной жизни, наполненные
особым взаимопониманием и душевной теплотой. В это время «на ежедневных почти
собраниях у молодой четы <…>, — вспоминал Татищев, — господствовали
веселость и непринужденность; занимались чтением, музыкой, игрой в вист;
августейшие хозяин и хозяйка очаровывали гостей своей приветливостью и полной
участия к ним благосклонностью. Все принадлежавшие к их двору как бы входили в
состав их собственной семьи».
В
Екатерининском дворце гостей принимали в парадных гостиных на половине Марии
Александровны, к числу которых принадлежал Арабесковый зал, созданный по
проекту Ч.Камерона. Отделка этого нарядного интерьера, к середине XIX столетия несколько
испорченная поновлениями, сохранялась, в целом, почти
без изменений. К золоченому гарнитуру мебели Ж.Жакоба,
приобретенному Екатериной II,
при последней хозяйке были добавлены диваны, «сделанные вновь в стиле Людовика XVI», а из Зимнего дворца
доставлены «два больших стола, вновь вызолочены, к оным приделаны новые богато резные золоченые ножки и проножки
в стиле Людовика XVI и
новые доски обтянуты тонким белым сукном»2. Дополнения, как видим,
решались в стилистике, заданной архитектурой зала. Показательно, что и
знаменитый лазуритовый гарнитур, созданный Монигетти
в 1860-х годах для соседней Лионской гостиной, варьировал (в понимании художника
XIX столетия) формы и
мотивы классического стиля, определившего характер оформления интерьера.
Сегодня этот гарнитур воспринимается как прекрасный образец мебели эпохи
историзма, отличающийся качеством стилистического и исполнительского решения. Однако, с некоторой оговоркой, нельзя не согласиться с Г.К.Лукомским, считавшим, что лучше «эти дивные комнаты
оставить пустыми, нежели они будут наполнены ужасными, ненужными вещами,
составляющими ensemble
из отделки Louis XV
1770–1780 годов и из мебели 1860–1870 годов, т.е., делая сопоставление этих
двух, на расстоянии ста лет, «проб» одного стиля и, тем более, подчеркивая
сравнением все уродство позднейших вещей XIX в.»3.
Жизнь вносила и
более зримые изменения в исторические интерьеры: при Александре II на стенах Лионской
гостиной развесили современные живописные полотна, в том числе картину Ф.Скьявони «Смерть Рафаэля», приобретенную Александром
Николаевичем у художника во время путешествия по Италии; в 1860-х годах здесь
появились еще и мягкая «кутаная» мебель, «капитонированное»
будуарное кресло, китайская лаковая ширма, ковер на полу, скатерти на столах и
другие модные детали, характерные для оформления помещений в середине XIX столетия. В соседней
Арабесковой комнате установили балюстраду, отделявшую часть зала с
расположенными в ней растениями, у камина — две огромные вазы с изображением
лейб-гусар и лейб-казаков, изготовленные на
Императорском фарфоровом заводе в 1854 году.
Во времена
Марии Александровны отделку, созданную по проекту Ч.Камерона, в целом сохранял
и Китайский зал, наполненный предметами восточного искусства XVIII века. На протяжении всего XIX столетия здесь находились
стулья и кресла «шинуазри», созданные по проекту
шотландского архитектора. Однако этого мебельного убранства оказалось недостаточно:
эстетика организации парадных гостиных XIX века и сформировавшиеся к этому времени представления о
комфорте требовали иного мебельного наполнения. В середине века в зале
появились два комплекта мебели «второго рококо», окрашенные под черный лак с
живописью и «перламутровой мозаикой», а также мягкая мебель и пате, «круглое,
узорчатое, кругом обитое китайской тканью <…> на шести ножках с колесиками»,
размещенное в центре. Предметы мебели в формах «второго рококо» для Китайского
зала отличались заданным своеобразием отделки (роспись по лаку, мозаики из
перламутровых пластин), продиктованным наличием в этом интерьере настенных
лаковых панно и подлинной восточной мебели. Однако,
несмотря на необычность декоративного решения, определяющей в предметах этого
типа оставалась функциональная сторона — это была удобная мебель, располагающая
к отдыху и покою. Неслучайно, что формы «второго рококо» именно в мебели для
сидения «задержались» на долгие годы.
Из Китайского
зала начинались личные покои Марии Александровны. Камерные и изысканно
отделанные, с окнами, выходящими в Собственный садик, наполненные светом и
воздухом, помещения отличались особой уютной атмосферой. Любимым был Зеркальный
(Серебряный) кабинет — одна из самых оригинальных затей Екатерины II в Царском Селе. В серии
акварелей Гау кабинет был изображен дважды, с
интервалом в несколько лет, и в одном случае, как уже отмечалось, на акварели
были запечатлены владельцы дворца. Эта уникальная иконография дает возможность
отметить, что отделка помещения не претерпела видимых изменений с 1795 года,
однако из предметов, входивших в его убранство в конце XVIII века, оставались лишь хрустальные
вазы-треножники, расположенные в нишах у окон4.
Еще в 1851 году здесь появился ковер, заказанный на Императорской шпалерной
мануфактуре по рисунку «искусства Савонери»,
утвержденному царевной после внесения изменений как в
композицию, так и цветовое решение5. В 1860 году здесь уже стоит
«мебель, кругом обитая малиновою шелковою материею»,
деревянные части которой были окрашены черною краскою «под лак»; в технике
окраски «под лак» изготовили небольшой столик и ширму. Кроме этих вещей, в
кабинете Марии Александровны находились два стола, бюро и шкафчик «под
названием буль».
Интерес к
мебели в технике «буль» вновь возникает в Европе в
1840-х годах, и в это же время модная французская мебель появляется в
Санкт-Петербурге. К числу редких образцов, декорированных пластинами рога и
латунью, относится гарнитур мебели для сидения из спальни Марии Александровны в
Зимнем дворце, выполненный во Франции Э.П.Кэлло.
Однако, насколько можно судить по акварели и дворцовым
инвентарям 1860 года, «под названием буль» понимали
не только мебель, выполненную в традиционной технике, изобретенной А.-Ш.Буллем, но и предметы из палисандра, инкрустированные
металлом и имевшие с техникой придворного французского мастера весьма
отдаленное сходство.
Если появление
мебели «буль» было отражением моды, то интерес к
изделиям из цветных камней можно объяснить личными вкусами хозяйки царскосельских покоев. Об этом увлечении свидетельствуют и
многочисленные предметы, украшенные флорентийскими мозаиками в ее комнатах в
Зимнем дворце, — полушкафы, шкафы, нарядные кабинеты
и разнообразные шкатулки. В 1866 году, к примеру, императрица получила в
подарок от Александра II
большой нарядный шкаф со сложными цветочными мозаичными
композициями, изготовленный на Петергофской
гранильной фабрике. Шкаф, украшенный мозаиками, бронзой и вензелем «МА», можно
видеть на акварели Л.О.Премацци, изображающей
Малиновый кабинет императрицы в Зимнем дворце. Это уникальное произведение
мебельного искусства демонстрировалось вне конкурса на Парижской выставке 1867
года, удивляя высоким качеством технического и
художественного исполнения. «Цвета подобраны с большим мастерством и
отличаются натуральностью и естественностью», — поражались французы. Этот
предмет был изготовлен под руководством главного мастера Петергофской
гранильной фабрики И.Соколова, осуществлявшего художественный контроль над
производством с 1850 по 1872 год. Автором проекта шкафа можно, вероятно,
считать архитектора И.А.Монигетти, создававшего
эскизы для произведений художественной промышленности, в том числе и тех,
которые изготавливались на гранильной фабрике. Косвенным подтверждением данного
предположения служат строки из некролога И.А.Монигетти,
в которых особенно отмечались заслуги архитектора, связанные с выставкой 1867
года. Изображение шкафа было включено в иллюстрированный каталог выставки, а
аннотация сообщала, что шкаф является собственностью русской императрицы. После
выставки шкаф вернулся в Малиновый кабинет Зимнего дворца.
К числу личных
покоев императрицы принадлежали спальня и расположенные рядом с ней небольшие
служебные помещения. Парадную опочивальню Екатерины II, украшенную стеклянными колоннами и
бисквитными плакетками Веджвуда, Мария Александровна использовала как гостиную,
а свою спальню разместила в Уборной Екатерины, декорированной живописными
медальонами. При новой хозяйке в жилых интерьерах продолжала использоваться
мебель из красного и «папельного» дерева,
изготовленная в 1820–1830-х годах. Предметы начала XIX столетия находились также в Буфетной
и Камер-юнгферской, убранство которых отличалось
простотой и практичностью. Среди бытовых вещей, известных благодаря
сохранившимся описям, внимание привлекает шкаф «со вставною дверцою,
ящиком внизу и складною кроватью, обитою парусиной, с матрацами и подушками», —
образец трансформируемой мебели этого времени.
В убранстве Зеркальной комнаты, созданной в конце XVIII столетия, во времена Марии
Александровны вместе «сосуществовали» ломберные столы XVIII века с «цветною картиною,
изображающею морской вид», конторка «из разных дерев, украшенная бронзою»,
столики и этажерка «папельного дерева» начала XIX века и ореховые кресла,
мягкая стеганая мебель, овальное пате. Так как стены небольшого кабинета
от пола до потолка были решены в виде зеркальных панно в полихромных
майоликовых рамах, то стилистическая и цветовая мебельная разноголосица
многократно усиливалась и окончательно разрушала интерьер. В связи с этим
нельзя вновь не вспомнить Г.К.Лукомского, писавшего о
покоях южного крыла дворца: «Здесь больше, чем где-либо, чувствуется изнеженный
и фривольный дух конца XVIII
столетия. Много изящества и вкуса в отделке “Серебряного” Кабинета,
Опочивальни, синей “Табакерки”, Зеркального кабинета и других миниатюрных
комнат. Бронза, стекло, фаянс, стекло на фоне белой фланели, фольги — в
изобилии украшают эти маленькие интимные комнаты <…> Ныне
здесь — апартаменты супруги Александра II. Обстановка 1850–1860 годов. Уютно — но безвкусно»6.
Убранство в
интерьерах на половине Марии Александровны сохранялось без видимых изменений до
1917 года. В таком состоянии эти комнаты предстали перед членами
Художественно-исторической комиссии, возглавляемой Г.К.Лукомским,
задачей которой было не только описать все находившиеся во дворце произведения
искусства и предметы быта, но насколько это возможно
реконструировать дворцовые помещения на время их создания. Сохранявшееся
убранство на половине Александра II и его супруги, в котором определяющим был не эстетический, а
практический принцип организации жилища, не могло не травмировать утонченный
вкус членов комиссии, историков и искусствоведов, воспитанных на памятниках XVIII — начала XIX века: подобное убранство
казалось им особенно инородным в изысканно организованном пространстве комнат
екатерининского времени. «Все драпировки, тяжелыми складками закрывавшие
чудесную тонкую обработку стен, “кричащие”, литые из бронзы, почти без чеканки
лампы, люстры с безвкусными плохенькими фарфоровыми вставками, ширмы, грубо,
прямо-таки вандальски приколоченные гвоздями к
изумительным паркетам (например, в Серебр. каб.), — искажали до неузнаваемости общий характер комнат
Екатерины II, —
отмечали члены комиссии в 1918 году. — <…> Ответ ясен:
сохранив бережно все это мебельное имущество и прочие вещи 1860-х годов,
вынести их — образовав из них специальный отдел Музея в 1-м этаже, и вернуть,
хотя бы временно, некоторые вещи Екатерининской эпохи (погибавшие, напр., в
помещениях под Агатовыми комнатами, в Нижней ванной…), поставив их в
апартаментах Екатерины II-й, впредь до более точного о них научного изыскания и
всестороннего выяснения законного для них местоположения»7.
Апартаменты
Екатерины Великой подверглись «значительной восстановительной переработке» уже
в 1918 году, однако задуманная в это время программа по созданию в первом этаже
Зубовского флигеля половины Марии Александровны была реализована лишь спустя
десятилетия, когда в Царское Село передали предметы из расформированного в 1933
году Фермерского дворца в петергофской Александрии.
Реконструированное убранство, запечатленное на фотографиях, сохранялось
недолго: в годы войны интерьеры в Зубовском флигеле погибли, а вместе с ними и
те предметы из комнат Марии Александровны, которые не удалось вывезти в
эвакуацию. И лишь сохранившийся иконографический и архивный материал дает
возможность представить эти помещения — последние жилые
комнаты императорской семьи в Екатерининском дворце.
1 РГИА.
Ф.515. Оп.15. 1855-1857. Д.1516. Л.30, 43.
2 РГИА.
Ф.487. Оп.8. 1866. Д.6315а. Л.11.
3 Лукомский Г.К. Краткий каталог музея
Екатерининского дворца. Пг., 1918. С.17, 18.
Интересно отметить, что новую мебель для дворцовых интерьеров изготавливали, не
только стилизуя классицистические формы, но и повторяя старые образцы. В 1866
году, к примеру, во время больших работ в комнатах императрицы, связанных с
подготовкой к 25-летнему юбилею со дня бракосочетания, мебельная фирма «А.Тур и
сын» поставила в Лионскую комнату диваны, кресла и стулья «новой богато резной,
сплошь золоченой мебели в стиле Людовика XVI по старинному Высочайше утвержденному образцу».
4 В 1850-х
гг. из этого интерьера были перенесены в Яшмовый кабинет Агатовых комнат
некоторые предметы, принадлежавшие Екатерине II, в том числе, письменные столы императрицы,
облицованные красной фольгой и украшенные листовым и литым серебром. В
настоящее время столики находятся в коллекции ГМЗ «Царское Село».
5 РГИА.
Ф.468. Оп.10. Д. 535. 1851. Л.1.
6 Лукомский Г.К. Царское Село. Мюнхен, 1923.
С.37.
7 Там же.С.16, 17.