Галерея журнала «Наше наследие»
Алла Михайлова
В поисках новой образности
Скульптура Анастасии Мотовиловой. Живопись Ольги
Мотовиловой.
Позиционируя себя как некий творческий дуэт, Анастасия
Мотовилова и Ольга Мотовилова-Комова неизбежно
провоцируют недоверие зрителя, задающегося вопросом, так ли они едины в своих
творческих устремлениях, правомерно ли считать родственные узы достаточным
условием для интересного творческого диалога. Выставка работ Анастасии
Мотовиловой и Ольги Мотовиловой-Комовой
— доказательство того, что экспозиция, выстроенная «по семейному принципу»,
оборачивается не просто механическим сопоставлением тем и образов, а со-творчеством одновременно похожих и непохожих
индивидуальностей.
Незамысловатые сюжеты полотен Ольги Мотовиловой-Комовой позаимствованы из повседневной
провинциальной жизни. Используя прозаические мотивы, решенные как
жанровые сцены, она воссоздает эпическую картину мироздания, невольно моделируя
ситуацию, в которой более ста лет назад оказался Поль Гоген: Ольга Мотовилова-Комова в своем переславльском Таити ищет
возможность обновления эстетики, радикального изменения наших представлений о
прекрасном. В этом поиске оказываются значимыми цвет тела (желтый, как у гогеновских персонажей), природа, гармоническое сообщество
людей и животных. Принципиальная антипсихологичность
ее работ требует замены индивидуальности «обществом». В этой среде меньшее подобно большему, и в каждой фигуре как в капле воды
отражена квинтэссенция телесной и духовной жизни маленького городка. Античный
панпсихизм окрашивает полотна Ольги Мотовиловой-Комовой
и определяет их лирический лад: здесь одушевлены люди, деревья и животные, чья
безмятежная и безгрешная радость разлита в мире, где все равно всему.Автор обращается со своими
персонажами подобно владельцу рассыпавшегося ожерелья — то любуется
драгоценными жемчужинами поодиночке, то собирает их в пригоршню, соединяя в
живописную, безмолвную группу. Материальность, цельность организации полотна —
восходят к устойчивым композициям Поля Сезанна. Ориентация на опыт французской
школы закономерна — ведь формирование Ольги Мотовиловой-Комовой
как художника происходило одновременно с возрождением интереса к постимпрессионистам в отечественных
художественных кругах. Однако перед нами не буквальное воспроизведение
знакомых схем, а опосредованное восприятие, обогащенное опытом прошедшего
столетия и давней традицией обращения отечественных художников к наследию постимпрессионистов.
Если картины Ольги Мотовиловой-Комовой
с их программно прозаическими сюжетами и произвольными, случайными «кадрами»
отсылают нас к поэтическому миру российского провинциального
быта, вызывая в памяти широкий ряд конкретно-исторических ассоциаций, идущих от
русского провинциального портрета, то скульптурные работы Анастасии Мотовиловой
обращены к экспрессивному языку древних культур. Образный строй ее работ —
музы, русалки-ундины, животные — свидетельствует о том, что мастер вступает в
диалог с традицией архаики, наследуя ее выразительность, витальность
и экспрессию. Это искусство, намекающее на возможность сильного душевного
движения. Таинственная, чреватая эмоциональным всплеском дремота персонажей
разительно отличается от активного бодрствования персонажей Ольги Мотовиловой-Комовой. Внутренний
драматизм, характеризующий трактовку образов, напоминает нам о творческом
почерке Э.А.Бурделя, но, конечно, в данном случае
речь может идти даже не о парафразе, а, скорее, о сходстве мировоззренческой
основы творчества. В то же время импрессионистические
обобщенные этюды, «впечатления», — сидящие, стоящие, читающие человеческие
фигуры, исполненные Анастасией Мотовиловой, подобны «мальчикам» Матвеева, с их
томной печалью, «смазанным» контуром, плавно перетекающими объемами.
Холодный блеск глазури на белом фаянсе дематериализует фигуры, лишая их глиняной
тяжести, и сообщает им бесплотность и уязвимость. Уже не портреты, но еще не
иероглифы, эти образы утрачивают свое первоначальное значение, функцию
добротного похожего портрета, изображения-двойника, и входят в царство
символов, слагая собственный художественный язык. Медитативное забытье
портретных образов Анастасии Мотовиловой — это «цивилизованная» печаль,
уходящая от страстного, первобытного смятения муз и русалок.
Анималистика скульптора отличается дотошностью зоологического
атласа, избегнув опасности показаться чрезмерно натуралистической и скучной.
Если животные могут быть одиноки, то перед нами именно одинокие существа:
вознесшаяся на куст антилопа, замершая и замкнутая в грациозном изгибе болотная
птица освобождают память зрителя от каких бы то ни было ассоциаций — это звери
«докультурных» эпох, когда искушенная человеческая
фантазия еще на наделила их собственными привычками и
темпераментом. Они интересны мастеру как чистая форма, не обремененная духом и
сознанием.
Анастасия Мотовилова прибегает к лаконичным и
выразительным средствам художественного языка, чередуя импрессионистическую
беглость эскиза и монументальную законченность пластического образа.
Незавершенность боцетто,
как правило, в портретных набросках делает модель незащищенной, придавая ей
надменность драгоценного произведения и хрупкость изящной безделушки.
Живописная свободная манера лепки создает вокруг работ мастера трепетную световоздушную среду, растворяющую контуры фигур, органично
вписывающихся в любое, вне зависимости от стиля и объема, пространство. «Интерьерность» — потенциальная возможность легко «обживать»
помещение, это не качественная субъективная оценка, а имманентное свойство,
одна из основных характеристик работ Анастасии Мотовиловой.
Стремление к обобщению, лаконизм в равной мере присущи
творческому почерку Анастасии и Ольги Мотовиловых. В живописных композициях
Ольги Мотовиловой достаточно двух-трех мазков, чтобы передать округлость тела,
течение реки, замершие в вечном движении фигуры пешеходов на перекрестке.
Скупость выразительных средств позволяет художнику бросить зрителю намек,
скрытую идею, дешифруя которую, он сам включается в творческий процесс. Нередко
сама идея содержит в себе легкую иронию по отношению к модели, к себе, к
зрителям. Ироничность сообщает произведениям живописца отстраненность и обаяние
интеллектуальной игры с умелым использованием цитат и собственных инвенций.
Работы Ольги Мотовиловой-Комовой
и Анастасии Мотовиловой подтверждают известный (спорный, но неопровергнутый)
тезис о том, что истинная раскрепощенность возможна
лишь в рамках традиции. Их произведения обнаруживают образованность авторов,
образованность, не ограничивающую свободу, но ей способствующую. Обращаясь в разных видах искусства к широкому спектру мотивов и
образов, от лубочного искусства до фовистских
цветовых изысков, от архаических венер до «наивных»
анималистических композиций, они формируют новую образность, тесно связанную с
европейской живописно-пластической традицией нового времени.