Галерея
журнала «Наше наследие»
Михаил Лазарев
Миры Юрия Копейко
Юрий Копейко вошел своим
искусством в блистательный ряд нескольких поколений русских иллюстраторов и
оформителей детской книги, чье творчество охватывает 1920-е — конец 1980-х
годов. Конец этой эпохи был реальным и ощутимым: высокохудожественная книга, на
которой воспитывались мировоззрение и эстетический вкус миллионов детей, была
вытеснена из нашей жизни коммерческими изданиями, «образцом» для которых
послужили голливудские мультфильмы. «Книга из объекта духовной культуры
превратилась в средство наживы» (Ю. Копейко).
Его детство пришлось на годы войны. Он
был среди тех мальчишек, для которых не только единственной темой рисования,
начиная уже с детского сада, были сражения «наших» с немцами, но и чья жизнь
была наполнена обостренным интересом к покорению Северного полюса, челюскинской
эпопее, «беспосадочным перелетам», строительству авиамоделей и сборке
детекторных приемников, коллекционированию марок, монет и спичечных этикеток,
разудалым дворовым играм.
Этот бесценный опыт Юрий Копейко сберег и приумножил в
своих книгах; «своих», потому что он выступал на равных правах с литературными
авторами (им оформлено более ста изданий). Он открывал ребенку мир с
необъятными пространствами и увлекательнейшими перспективами. Иллюстрации
Копейко пронизаны духом «реальной романтики». Если суммировать все сделанное
художником в иллюстрировании книги, то в общем
создается достаточно полная картина жизни нашей страны почти за половину века.
Но в первую очередь Копейко увлекала литература, связанная с извечным,
страстным стремлением человечества ко всему новому, необычному, что движет
научно-технический прогресс. Путешествия в дальние страны и в глубь научного
поиска, корабли и самолеты, особая увлеченность освоением космоса— вот содержательная основа художественных достижений
«книжника» Юрия Копейко.
Когда государственные издательства практически
прекратили свое существование, высокий профессионализм и чувство
ответственности за свое мастерство не позволили художнику, так же как и его
единомышленникам, влиться в мутный поток массовой культуры. Собственно, в этом
не было нужды. К тому же, как говорит сам художник, к началу 1990-х годов он
потерял интерес к книге. Обладая универсальным дарованием, Юрий Копейко всегда
много работал в станковой графике и живописи, и именно живопись в прошедшее
десятилетие полностью завладела его творческими интересами. Многочисленные ее
выставки были показаны в России и за рубежом.
Последняя экспозиция состоялась в редакции журнала
«Наше наследие». Сравнительно небольшая по объему, она
тем не менее в полной мере продемонстрировала живописную сторону дарования Юрия
Копейко. Этот вид искусства, в полной мере позволяющий выразить свою
индивидуальность, увлекал его еще со студенческих лет, но раньше был знаком
только узкому кругу «посвященных». В своих картинах Юрий Копейко свободен от
каких-либо заметных влияний, чужд живописной экстравагантности. Это его стиль,
его почерк, выработанный путем долгих наблюдений и размышлений на протяжении
всей богатой событиями жизни. В его живописи нет умозрительных сочинений. Она
всегда связана с натурой, но для каждого сюжета находится соответствующий
изобразительный язык при сохранении общего единства стиля. По сути, это
дневник, в котором преобладают лирические и философские интонации.
В живописи Юрия Копейко предпочтительное место
занимает пейзаж средней России. Традиционные сюжеты (таковы законы жанра)
увидены и осмыслены зрением и чувством художника, неравнодушно переживающего
взаимосвязи и пересечения жизненных коллизий современности. Это ослепительно
зеленое лето, осеннее увядание и тихая зима, все оттенки годового цикла, но
отнюдь не отвлеченные «картины природы». Здесь всегда ощущается присутствие
человека, непрестанное движение жизненных сил. Пейзажи Копейко составляют
единый многообразный цикл, трудно отдать предпочтение какому-либо из них.
В своих странствиях Копейко объездил все наши края.
Побывал и в более чем тридцати зарубежных странах, и почти все они нашли
отображение в его живописи и графике. Они наделены, само собой разумеется, иным
характером, нежели созданные в родных землях. Эти работы не имеют ничего общего
с «туристическими впечатлениями». Каждая из картин является законченной
живописной новеллой, передающей размышления об исторических и культурных
событиях, связанных с определенным местом. Палестина Юрия Копейко пронизана
переживанием художником древних библейских текстов. В композиции «Гробницы
пророков» тысячелетия запечатлены в руинах архитектурных массивов, где под
влиянием времени строительный камень превращается в свое первозданное природное
состояние. В пейзаже «Генисаретское озеро» поверхность воды и дальние горы сами
по себе, кажется, излучают необъяснимый физическими законами свет.
Особая удача художника — полиптих
«Центр Бобур. Париж». В нем выражен не просто фиксирующий натуру взгляд
живописца на «нарушающую» все традиционные каноны авангардную архитектуру, но
его размышления о реальных и вымышленных противоречиях современной культуры.
Стремясь образно разрешить их, художник претворяет технический чертеж в
пространстве, каковым, по сути, является комплекс «Бобур»,
в живописные композиции, где причудливые объемы и цветовые контрасты гармонично
соседствуют с изображением уголков старого Парижа или противостоят им. Каждый
зритель может решать эту задачу сам.
Нельзя не сказать и о творческом кредо Юрия Копейко,
которое он формулирует так: «Русские художники счастливые люди. Прежде всего,
по двум причинам. Во-первых, потому что опираются на могучие плечи своих
предшественников — Рублева, Иванова, Сурикова, Врубеля и многих других
замечательных художников. Во-вторых, потому что родились и работают в России.
Красота и многообразие нашей страны — это постоянный источник вдохновения».