Светлана Исраелова
Диалог культур
Шелка и ситцы
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства задуман и осуществлен проект «Ситцевая Россия».
Такой традиционный и популярный в России материал, как ситец, рассматривался в качестве полноценного художественного произведения в своем развитии со второй половины XVIII века до 1920-х – начала 1930-х годов. В контексте этого выставочного проекта ситец служит своеобразным мостом, соединяющим народы и культуры. Известный факт завоевания русским ситцем в жесткой конкурентной борьбе центральноазиатских рынков в конце XIX – начале XX века раскрывается своим художественным аспектом на новой выставке — «Шелк и ситец», в диалоге ситцевых платков из собрания музея и восточных шелковых халатов, подбитых ситцем.
Идея выставки родилась сама собой при знакомстве с удивительным коллекционером Таиром Фаридовичем Таировым и его уникальной коллекцией узбекских шелковых халатов XIX – начала XX века. Это собрание поражает бесконечным, неожиданным и непривычным разнообразием узоров шелковых тканей, их композиционной свободой и смелостью цветовых сочетаний. Производимый эффект усиливается природным блеском шелка и его фактурой. Живописные красочные крупные формы с размытыми очертаниями в геометрических, стилизованных растительных, орнаментальных и даже абстрактных рисунках шелка оборачиваются в подкладе традиционных узбекских халатов четко прорисованным, ритмичным, скупым по цвету, мелким цветочным или орнаментальным узором русского ситца. Сочетание несочетаемого в одном предмете производит неожиданный декоративный эффект: завершает сложный художественный образ и погружает зрителя в тайну психологии творчества мастеров, существовавших и творивших в рамках традиционной культуры.
Халат — чрезвычайно значимая деталь национального праздничного узбекского костюма, определяющая статус обладателя и степень достатка.
Рассматривая халат как художественное произведение, в буквальном смысле слова неразрывно соединившее два материала: шелк и ситец, мы обращаемся к теме диалога и взаимосвязи двух текстильных культур.
Самобытное шелкоткацкое производство в Центральной Азии имеет древние корни и составляет гордость традиционного искусства Узбекистана. Фабричное ситценабивное производство в России достигает своего расцвета в конце XIX – начале XX века; черпая вдохновение в восточных орнаментальных формах и используя западноевропейский художественный опыт, оно удивительным образом символично возвращает
Востоку его переосмысленное художественное наследие в виде узорных ситцев на подкладе шелкового халата.
Пользовавшийся в то время большим спросом у населения Центральной Азии русский ситец свою завершенность обрел в такой форме, как платок. Платок — важная и обязательная часть русского традиционного женского костюма, имеющая сакральное значение. Крупнейшие ситценабивные предприятия России: Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры, Товарищество мануфактур Барановых, Товарищество мануфактуры С.Посылина, мануфактура Зубкова и другие, поставлявшие свою продукцию на восточный рынок, предлагали еще большее разнообразие ситцевых платков для внутреннего потребления.
Буйство красок и кажущаяся (при необходимой точности и четкости исполнения) свобода самовыражения в композициях шелковых тканей для халатов и немыслимое, на первый взгляд, сочетание подобных шелков с подчеркнутой выверенностью и отточенностью декоративных элементов ситцевого рисунка — вот качества, способные буквально заворожить зрителя, искушенного опытом восприятия модернизма, постмодернизма и современного актуального искусства.