Татьяна Крашенинникова
Царский храм и его реставрация
Работы, проведенные в Благовещенском соборе в 2006–2011 годах, стали частью программы архитектурной реставрации, которая была разработана к
празднованию 200-летнего юбилея Музеев Московского Кремля. При подготовке к этой дате были проведены реставрационные работы в ранее не доступных для
посетителей кремлевских памятниках. Так, в 2005 году была отреставрирована Хлебодарная палата Патриаршего дворца. В конце 2007 года в Архангельском
соборе завершилась реставрация придела св. Уара. В конце 2008 года впервые за сто лет после комплексной реставрации открылась для посещения колокольня
«Иван Великий». На трех ее ярусах разместилась экспозиция, посвященная развитию кремлевского архитектурного ансамбля. Завершаются реставрационные
работы в южной пристройке и подземных палатах Архангельского собора, где будут показаны экспонаты, связанные с историей Вознесенского монастыря,
основанного супругой великого князя Московского Дмитрия Донского Евдокией Дмитриевной и уничтоженного в 1929 году. Все эти памятники в советское время
использовались для хозяйственных нужд музея и были закрыты для посещения.
Один из главных соборов Московского Кремля — Благовещенский до недавнего времени можно было назвать самым загадочным и малоизученным памятником на Соборной
площади. Несмотря на то что собор всегда привлекал внимание (его изучением, начиная с XIX века, занимались такие исследователи, как И.М.Снегирев,
Н.Д.Извеков, М.В.Красовский и др.) многие вопросы его строительной истории оставались нерешенными. На протяжении почти сорока лет, пока Кремль был закрыт
для посещения, изучение Благовещенского собора велось лишь во время ремонтных работ и носило нерегулярный характер. Но даже в этих условиях
архитекторы-реставраторы Н.Д.Виноградов, Л.А.Петров, Б.Л.Альтшуллер внесли немалый вклад в изучение собора. После открытия в 1960 году в Кремле
музея-заповедника историей памятника занимались такие исследователи и реставраторы, как С.С.Подъяпольский, В.В.Кавельмахер, В.И.Федоров, Н.С.Шеляпина,
А.В.Гращенков. В последние годы исследования и авторский надзор за реставрационными работами в Благовещенском соборе осуществлял ученик С.С.Подъяпольского
архитектор-реставратор ЦНРПМ Г.С.Евдокимов.
Благовещенский собор был первым домовым храмом великих князей и царей в XIV–XVI столетиях, вплоть до постройки в 1635 году Верхоспасского собора 1. До начала XVIII столетия с ним были связаны все главные события истории Русского государства. И.М.Снегирев писал: «В сем дворцовом соборе
Государи Российские крещаемы были, говели и… нередко принимали брачный венец, и перед дверьми его, иногда в самом храме, после коронования своего, осыпаемы
были золотыми и серебряными деньгами»2. Кроме того, в подклете собора с древнейших времен хранилась великокняжеская казна.
Благовещенский собор находился в непосредственной близости от дворца, был его частью, и поэтому не раз подвергался перестройкам и переделкам. В
строительстве и украшении собора принимали участие лучшие мастера и живописцы своего времени. В 1405 и 1416 годах здесь работали Феофан Грек, Андрей
Рублев, Прохор с Городца, Даниил Черный, в начале XVI века собор расписывал сын великого Дионисия Феодосий. В иконостасе царского храма на протяжении веков
формировался уникальный ансамбль древних икон. Резное декоративное убранство собора также заслуживает особого внимания, здесь в начале XVI века работали
итальянские мастера, приглашенные Иваном III для строительства новой великокняжеской резиденции. Через пятьдесят лет при Иване Грозном южная паперть собора
была перестроена уже русскими мастерами и получила новое резное декоративное убранство.
В 2011 году на южной паперти собора состоялось открытие новой музейной экспозиции, а также презентация в ее восточной части архитектурных фрагментов
интерьера грозненского времени, выявленных во время реставрации храма. Это событие явилось итогом комплексных реставрационных работ, которые начались в
2006 году и затронули практически все части памятника.
Реставрация и исследования начались с подклета четверика — древнейшей части, оставшейся в соборе от первого строительного периода. Благовещенский собор,
который мы видим сейчас, является третьим храмом, построенным на этом месте. Письменные источники не сохранили дату создания первого собора. Наиболее
вероятным временем его строительства исследователи считают период между 1360-ми годами, когда создавались белокаменные стены Кремля Дмитрия Донского, и
1393 годом, началом строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях, на дворе великой княгини.
Первое летописное свидетельство о Благовещенском соборе повествует об украшении его росписями в 1405 году: «Тое же весны начаша подписывати церковь каменую
святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан, иконник Гръчин, да Прохор старец с Городца да чернец Андрей
Рублев, да того же лета и кончаша ю»3. Троицкая летопись, в которой содержится это сообщение, была составлена в 1412–1418 годах, что и объясняет
слова «…не ту, иже ныне стоит…», указывающие на то, что запись о росписях собора сделана после окончания строительства второго Благовещенского собора в
1416 году. Во Львовской летописи это событие описывается так: «…того же лета создана бысть церковь камена на Москве, на великого князя дворе, Благовещения,
месяца июля 18»4. То, что собор, расписанный в 1405 году, уже через 11 лет был разобран, многим казалось невозможным. Такие исследователи, как
Н.Н.Воронин и Н.Д.Виноградов, считали это известие ошибочным. Последующие натурные исследования памятника, проведенные Б.Л.Альтшуллером, позволили ему
предположить, что если центральная часть подклета была построена во второй половине XIV века, то возведенные по периметру этой палаты белокаменные стены
относятся ко второму строительному периоду5. Однако лишь архитектурно-археологические исследования, проведенные в подклете собора во время
реставрационных работ 2006–2008 годов Г.С.Евдокимовым, позволили ответить на многие вопросы, касающиеся древнейшей истории памятника, и окончательно
прояснить последовательность перестроек и переделок в центральной части его подклета. Это древнейшее ядро храма представляет собой небольшую сводчатую,
почти квадратную в плане палату размером 7х7 метров с коробовыми сводами, опирающимися на центральный столп. В южной стене палаты расположены дверной проем
и окно х-образной формы. В восточной стене расположен еще один проем, ведущий в апсиду подклета. Эта палата — все, что осталось от первого Благовещенского
собора — одноглавого бесстолпного храма на высоком подклете, сложенного из белокаменных блоков разного размера. Наибольшее количество вопросов у
исследователей вызывало время возведения его апсиды. Стены ее примыкают к центральному помещению подклета без перевязки, на это обращали внимание все
исследователи собора. Но решающими аргументами, подтверждающими, что существующая апсида пристроена к более древней части подклета позже, в 1416 году,
стали сведения, полученные в процессе натурных исследований 2006–2008 годов. В основании белокаменных стен центральной части подклета изначально находились
деревянные лежни, продольные и поперечные, врубленные друг в друга в полдерева. К моменту строительства второго собора 1416 года лежни уже сгнили, от них
остались каналы. В шурфе, который был сделан в месте примыкания стены апсиды к стене четверика, ясно видно, что канал от сгнившего деревянного лежня
заполнен кладкой фундамента стены апсиды. Это является подтверждением того, что стены апсиды возведены позже. (По замечанию Г.С.Евдокимова, срок гниения
лежней в песчаном грунте может быть определен в 30–50 лет. Таким образом, строительство первого белокаменного собора может датироваться 1360-ми годами 6.) Еще одним подтверждением того, что апсида подклета относится к другому строительному периоду, является и то, что во время реставрации
восточного фасада были обнаружены нижние ряды кладки трех апсид собора 1416 года. Кладка боковых апсид храма в уровне подклета перевязана с кладкой
центральной апсиды, что доказывает одновременность их возведения.
Во время последней реставрации были обследованы все доступные части фасадов собора 1416 года. Южный его фасад был изучен еще в 1960-х годах, а во время
последней реставрации был раскрыт достаточно большой фрагмент восточного прясла северной стены с двумя лопатками. На основании вновь полученных сведений
Г.С.Евдокимовым была выполнена графическая реконструкция планов подклета и основного яруса собора 1416 года.
В ходе реставрационных работ 2006–2007 годов были получены и новые данные о декоративном убранстве фасадов и интерьеров этого храма. Несколько сотен
белокаменных блоков с фрагментами архитектурных деталей и белокаменной резьбы от разобранного собора 1416 года было обнаружено при разборке забутовки под
северным крыльцом. Среди блоков с резьбой особый интерес представляют фрагменты резного пояса, украшавшего стены, апсиды и барабан собора, части резного
перспективного портала, баз и капителей колонн. Редкой находкой стал фрагмент блока с частью окна-розетки. Подобные окна-розетки есть и в кремлевской
церкви Рождества на Сенях, и в Звенигородском Успенском соборе. Также были обнаружены фрагменты полуколонок, архивольтов и части капители, украшенные
резьбой, которая совпадает по рисунку с резьбой деталей, найденных ранее и хранящихся в лапидарии Музеев Московского Кремля7.
Отдельную группу среди найденных в забутовке архитектурных белокаменных фрагментов представляют собой 80 блоков, которые сохранили на своих гранях остатки
фресковых росписей. 60 из них в 2007–2008 годах были отреставрированы в МНРХУ бригадой художников-реставраторов под руководством В.Д.Сарабьянова. До сих
пор не было обнаружено летописных сведений об иконостасе или росписях второго Благовещенского собора. Однако проведенные технологические исследования, а
также анализ колористических характеристик живописных фрагментов дали основания В.Д.Сарабьянову предположить, что иконостас и росписи второго
Благовещенского собора могли быть созданы артелью под руководством Андрея Рублева вскоре после окончания строительства храма (это предположение ранее
высказывалось Л.А.Щенниковой, Г.В.Поповым, А.И.Яковлевой)8. Кроме реставрационных работ в МНРХУ были проведены исследования штукатурного
основания фресок, что позволило сделать вывод о практической идентичности технологических характеристик штукатурки росписей Благовещенского собора и
основания фресок Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, выполненных около 1400 года, где также работала артель живописцев, руководимая Андреем
Рублевым.
Наиболее многочисленная группа фрагментов росписи относится к цокольной части, в частности к декоративному фризу «полотенец»: на семи блоках были
обнаружены небольшие фрагменты композиций и фигур. Отдельную группу составляют архитектурные фрагменты, представляющие собой детали откосов дверных и
оконных проемов, детали парапета алтарной преграды, а также фрагменты пятилопастных фигурных ниш с килевидным завершением. Аналогичные ниши можно увидеть в
алтаре собора Саввино-Сторожевского монастыря, а также в боковых апсидах Успенского собора «на Городке». Так как собор 1416 года простоял до разборки
меньше семидесяти лет, цвет монументальной живописи остался насыщенным и сочным, что дает адекватное представление о том, каким на самом деле было
колористическое решение его интерьера в начале XV века.
Благовещенский собор 1416 года, построенный сыном Дмитрия Донского, великим князем Василием Дмитриевичем, был существенно больше первого. Он представлял
собой одноглавый, трехапсидный, крестово-купольный четырехстолпный храм с позакомарным покрытием, на высоком подклете. Плоские лопатки с капителями делили
его фасады на три прясла. По фасаду собора шел резной пояс, украшавший также верх барабана и апсид. Пояс состоял из ряда поребрика, под которым
располагался ряд ниш с килевидным завершением и ряд девятилепестковых пальметт, чередующихся с криновидными побегами. Все эти особенности его фасадного
убранства позволяют отнести второй Благовещенский собор к памятникам круга раннемосковской архитектуры и поставить в один ряд с такими сооружениями, как
Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
(1422–1423).
В 1475 году с прибытием в Москву итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти начался новый этап в развитии Москвы и особенно ансамбля Кремля.
В это время по заказу Ивана III, а позже его сына Василия III началась перестройка Кремля, сердца столицы централизованного Российского государства. По
приглашению великого князя из Италии в Москву прибыли многочисленные каменных дел мастера, инженеры, архитекторы, под руководством которых были перестроены
кремлевские стены и башни, возведены великокняжеский дворец с Грановитой палатой, построены Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника
«под колоколы».
В это же время русскими мастерами были построены церковь Ризположения и новый Благовещенский собор. В 1482–1483 годах второй белокаменный собор был
разобран. В Софийской летописи есть запись, относящаяся к 1482 году: «(6991) Того же лета почаша рушити церковь на площади Благовещение, верхъ сняша и
лубьем накрыша…»9 Строительство нового храма длилось с 1484 по 1489 год. Как и в первый раз, было сохранено основание предшествующего здания —
его подклет. Третий по счету, уже не белокаменный, а кирпичный собор отличался от своего предшественника тем, что его со всех сторон окружали крытые
галереи-паперти на подклетах. Одновременно с храмом велось и строительство Казенного двора, в состав которого входили Казенная палата, сени которой
примыкали к восточному фасаду собора, палаты, находившиеся у его юго-западного угла, а также палаты, примыкавшие к южному фасаду Архангельского собора,
заложенные в 1485 году. «…разруши князь велики Благовещенье на своем дворе, подписаную толко по казну и по подклет, и заложи казну около того подклета и
полату кирпичную с казнами»10.
Благовещенский собор, выстроенный у юго-восточного угла великокняжеского дворца, первоначально был трехглавым: кроме центральной главы еще две световые
главки возвышались над восточными углами четверика. Стены собора, разделенные на три прясла, завершаются килевидными закомарами и украшены
аркатурно-колончатым поясом. Барабаны глав декорированы поребриком, бегунцом и поясом декоративных арочек. В интерьере собора четыре столпа поддерживают
повышенные подпружные арки. В западной части четверика расположены хоры, на которые ведет винтовая внутристенная лестница, находящаяся в северной стене.
В конце XV столетия главный вход в Благовещенский собор представлял собой открытое крыльцо с высоким всходом, крестовый свод которого опирался на
белокаменные колонну и две полуколонны, украшенные цветочными четырехлепестковыми розетками. Северное крыльцо, выходящее на Соборную площадь, служило
входом не только в собор, но и в великокняжеский дворец. Через северную и западную паперти в парадные покои дворца входили члены великокняжеской семьи,
гости великого князя, послы иностранных держав.
К восточному фасаду собора примыкала Казенная палата с сенями, а Соборная площадь визуально отделялась от примыкающего к палате с юга Казенного двора.
Миниатюры в «Книге об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, всея
великия России самодержца» дают представление о том, как выглядел Благовещенский собор и здания, его окружающие, в XVII веке.
Во время реставрационных работ на восточном фасаде собора были выявлены архитектурные фрагменты и детали разобранной в середине XVIII века Казенной палаты,
которые помогают понять первоначальную сложную структуру памятника. На центральной апсиде можно видеть плоскость, которая является поверхностью стены сеней
палаты со стороны интерьера. Также был обнаружен и отреставрирован дверной проем, ведущий из подклета южной паперти собора в подклет Казенной палаты. Над
дверным проемом по «хвостам» кирпича был восстановлен фрагмент коробового свода. На верхнем ярусе центральной апсиды в кирпичной кладке восстановлена часть
ниши, находившейся изначально на западной стене сеней Казенной палаты. Здесь же раскрыты фрагменты внутристенной лестницы, выходящей в чердачное
пространство под кровлю. Следы этой кровли видны в кладке на поверхности апсид. Часть северной стены Казенной палаты до сих пор сохранилась под ступенями
северного крыльца собора.
Кроме того, в 2006–2008 годах были проведены исследования и реставрационные работы на северном крыльце, которое совершенно изменило свой облик из-за
позднейших перестроек. В середине XVI века во время строительства верхних приделов собора белокаменные колонны крыльца были укреплены кирпичной кладкой.
Позже на парапете крыльца была построена кирпичная стена, уменьшившая оконный проем, а в начале XX века белокаменные колонны крыльца, белокаменный цоколь и
парапет крыльца были покрыты толстым слоем цемента и украшены орнаментальными росписями. В результате облик крыльца был искажен до неузнаваемости. После
завершения реставрационных работ белокаменные колонны, белокаменный цоколь северной стены четверика, парапет крыльца конца XV века были отреставрированы.
Около белокаменных колонн устроили застекленные смотровые проемы, открывающие базы колонн и ступени первоначального лестничного марша.
В 1499–1508 годах у западного фасада Благовещенского собора были выстроены парадные корпуса великокняжеского дворца, который возводился под руководством
миланского архитектора Алоизио да Карезано. В это же время итальянские мастера полностью перестроили северную и западную паперти собора. На основании конца
XV века возвели кирпичные столпы со сдвоенными полуколоннами в торцевых частях и филенками между ними, увенчанные белокаменными резными капителями, на
которые опирались белокаменные архивольты. Паперти были заново перекрыты крестовыми сводами. Великолепными ренессансными порталами были оформлены северный
и западный входы в собор. Авторство порталов Благовещенского собора связывается современными исследователями с именем Алоизио Ламберти да Монтаньяна,
который в 1505–1508 годах занимался строительством Архангельского собора. Осенью 1504 года архитектор приехал в Москву с русским посольством Ралева и
Карачарова. По дороге из Венеции в Москву посольство с большой группой итальянских мастеров более чем на год задержалось в Крыму. В это время по заказу
крымского хана Менгли Гирея строился бахчисарайский дворец. В ханской грамоте, предназначенной для Ивана III, «архитектон Алевиз» характеризуется как
«велми добрый мастер, не как иные мастеры, велми великой мастер»11. Белокаменный резной декор порталов представляет собой «затейливый сплав
ренессансных и традиционных отечественных форм. Необычайно интересны здесь мощные перспективные элементы – откосы и конусные арки, — сохранившие в
развороте своих плоскостей динамику перспективных русско-романских порталов, преобладавших на протяжении столетий в зодчестве Древней Руси»12.
Работы по перестройке папертей собора и росписи были выполнены уже по заказу сына Ивана III, великого князя Василия Ивановича III. В 1508 году
Благовещенский собор был расписан Феодосием, сыном знаменитого Дионисия. Текст Иоасафовской летописи гласит: «Тогда же благоверный князь великий Василий
Иванович Всея Руси с великою верой и желанием повеле на своем дворе церковь превышна небес неизреченныя горы Божиа всечестныа царицы Девы святыа Богородица
Мария, честнаго и слвнаго ея Благовещениа, подписати златом, такоже повеле и иконы все церковные украсити и обложити серебром и златом и бисером, деисус и
праздники и пророкы, повеле и верх церковный покрыти и позлатити»13. По всей видимости, эта дата фиксирует окончание больших работ по
строительству дворца, перестройке северной и западной папертей и сооружению перехода из собора во дворец.
Еще раз северная и западная паперти перестраивались в середине XVI века Иваном Грозным после большого московского пожара 1547 года. Храму был нанесен
огромный невосполнимый урон — сгорел иконостас работы Андрея Рублева: «…и церковь на царском дворе у царьскые казны Благовещение златоверхая, деисус
Андреева письма Рублева, златом обложен и образы украшеныя златом и бисером многоценным греческого письма, прародителей его от много лет собранных, и казна
великого князя погоре…»14. Здесь, очевидно, речь идет об иконостасе, созданном Рублевым для второго Благовещенского собора и перенесенном в
третий, четверик которого по размеру почти не отличался от второго храма.
По-видимому, в пожаре сильно пострадало также и белокаменное резное убранство фасадов. Поэтому, скорее всего, в это время белокаменные архивольты и
капители сдвоенных колонн были заменены на кирпичные, выполненные из маломерного «грозненского» кирпича, а консоли в основании столбов тогда же были
срублены заподлицо со стеной.
Именно пожар 1547 года явился толчком для больших ремонтных работ в Благовещенском соборе. На протяжении десятка лет здесь почти непрерывно шли
строительные работы, и после перестройки облик храма сильно изменился. В 1560-е годы на сводах папертей были построены четыре придела: в январе 1564 года
освящены приделы Собора Архангела Михаила и Собор Богородицы, в ноябре 1564-го — придел Василия Кесарийского, в декабре 1566 года — придел Входа в
Иерусалим. Приделы представляют собой небольшие бесстолпные одноглавые храмы, перекрытые сомкнутыми сводами. Они построены из маломерного «грозненского»
кирпича, толщина стен — в один кирпич. Два восточных придела вплотную примыкают к четверику собора, а западные поставлены на углах паперти так, чтобы между
ними и собором оставались узкие проходы. В это же время в западной части четверика были возведены еще два глухих барабана. Храм становится девятиглавым.
Главы и кровля были покрыты листами позолоченной меди, поэтому собор называли «златоверхим». Незабываемое впечатление, которое собор производил на
современников, в полной мере отражено в мемуарах Павла Алеппского, племянника Антиохийского патриарха, который посетил Москву в середине XVII века. В своих
мемуарах он пишет: Иван Грозный после завоевания Казани «завладел всеми… сокровищами… позолотил ими пять куполов великой церкви [Успенского собора] вместе
с девятью куполами церкви Благовещения и всей ея крышей, (прикрыв их) накладным золотом… Вследствие обилия золота, коим были позолочены эти куполы, оно до
сих пор кажется новым…»15
Придельные церкви были построены на сводах галерей, поэтому для укрепления стен в углах папертей большепролетные арочные проемы были разделены импостами и
превращены в двойные оконные проемы. При Иване Грозном был переделан и аркатурно-колончатый пояс на фасадах четверика, который, возможно, также пострадал
от пожара. Белокаменные полуколонки стали короче первоначальных, очевидно для того, чтобы скатные кровли папертей не перерезали их. Кроме того, изменились
пропорции их членений, исчезла порезка на бусинах и фустах, а также венчающие арочки стали полукруглыми без килевидных завершений. Во время реставрации
собора в 1860-х годах, проведенной под руководством Ф.Ф.Рихтера, практически весь аркатурно-колончатый пояс на фасадах четверика и на апсидах собора был
выполнен заново. Одновременно на южном и северном фасадах четверика и на фасаде центральной апсиды были восстановлены в прежнем виде растесанные в XVIII
веке оконные проемы. Фрагмент первоначального аркатурного пояса конца XV века с килевидными завершениями на арках сохранился в северо-восточном приделе.
Каким-то чудом он не пострадал в пожаре 1547 года и поэтому не переделывался в середине XVI века. Подлинный фрагмент «грозненского» аркатурного пояса
обнаружен во время исследований в интерьере юго-восточного придела после снятия штукатурного слоя. Во время реставрации 1860-х годов интерьер этого придела
остался без изменений, так как в 1822 году он был переделан в стиле «ампир» и освящен в честь св. Александра Невского.
В 2007–2008 годах были проведены реставрационные работы на северном и западном фасадах папертей собора. Были восстановлены утраченные и искаженные в
процессе многочисленных реставраций профили архивольтов, карнизов и филенок. В процессе реставрации кирпичной кладки обнаружились остатки белокаменного
декора фасадов, утраченного после пожара 1547 года. В северной части западного фасада были обследованы белокаменные архивольты и капитель, характер резьбы
которых отличался от первоначальных деталей начала XVI века. Они были выполнены в 1860-х годах. В это же время были заменены на новые некоторые
белокаменные импосты и капители в интерьере папертей. Подлинные белокаменные капители начала XVI века также сохранились, они были обнаружены во время
исследования кирпичной кладки стен в местах примыкания к западному фасаду собора перехода в Большой Кремлевский дворец. Их состояние подтвердило версию о
том, что фасады были перестроены после пожара из-за плохого состояния белокаменного декора. Эти подлинные капители начала XVI века было решено
отреставрировать и оставить для осмотра в зондажах в интерьере западной паперти.
В отличие от северной и западной папертей собора, которые являлись одновременно переходом в великокняжеский дворец, южная паперть храма до середины XVI
столетия не перестраивалась. Непосредственно к ней примыкала территория Казенного двора, поэтому она не использовалась для парадных выходов, а имела более
утилитарное назначение. Непосредственно из Казенного двора можно было попасть в восточную паперть собора, являющуюся одновременно сенями Казенной палаты.
Южная паперть Благовещенского собора всегда привлекала внимание исследователей, с ней было связано большое количество нерешенных вопросов о времени ее
строительства, причинах перестроек, атрибуции резного белокаменного декора. Долгое время в научной литературе преобладала точка зрения, высказанная
Н.Д.Виноградовым, который считал, что южное крыльцо собора было построено в 1572 году, связывая его возведение с легендарной версией об отлучении Ивана
Грозного от церкви из-за его четвертого неканонического брака с Анной Колтовской. В 1960–1970-е годы натурными исследованиями южной паперти собора
занимался В.И.Федоров, который относил создание южного крыльца к концу XV века, а перестройки в восточной части паперти в связи с обновлением здесь придела
св. Василия Кесарийского — к 1560-м годам. Однако, он также считал, что резной белокаменный декор на южном крыльце был выполнен в 1572 году. По мнению
В.В.Кавельмахера и И.Я.Качаловой (которая указала на то, что предание о епитимье и ее связи с перестройкой крыльца не подтверждается архивными и
графическими материалами), и само крыльцо, и белокаменная резьба на нем и на паперти относятся к 1480-м годам, то есть ко времени возведения третьего
Благовещенского собора. Исследователями была доказана несостоятельность версии о церковном отлучении Грозного, но время возникновения крыльца все равно
оставалось под вопросом.
В процессе реставрации 2006–2010 годов в этой части собора были проведены полномасштабные натурные исследования, которые шли параллельно с реставрационными
работами. Они позволили ответить на многие вопросы, касающиеся истории перестройки южной паперти и продолжающих ее сеней Казенной палаты16. В
процессе архитектурно-археологических исследований внимательнейшим образом изучалась кирпичная кладка стен и перекрытий, были выполнены зондажи и шурфы,
проведен анализ разновременных строительных растворов, штукатурного слоя, красочных пигментов сохранившихся фрагментов росписи. Теперь можно с большой
степенью вероятности представить как первоначальный облик южной паперти, так и очередность строительных работ, которые были проведены здесь в 1550–1560-е
годы и позже, в XVIII–XIX веках.
Вероятно, эти работы были продолжением восстановительных работ в Кремле после пожара 1547 года, когда южная часть собора и постройки Казенного двора,
примыкающие к нему с юга, сильно пострадали. В Никоновской летописи это описано так: «… и загореся в граде… и Казеной дворъ съ царьскою казною, и церковь
на царьском дворе у царьскыя казны Благовещение златоверхаа… и казна великаго царя погоре…»17 Очевидно, после пожара стены и своды южной паперти
были разобраны только в уровне второго яруса, подклетная часть была сохранена. На стенах подклета конца XV века была возведена открытая лоджия: на
центральный столп и полуколонны с пилястрами опирались крестовые своды. Пяты сводов были оформлены резными белокаменными импостами, кубоватые капители
венчали столп и полуколонны. Вход с южного крыльца на паперть и к Казенной палате был оформлен в виде резного белокаменного портала. Полы папертей были
выложены из керамических треугольных плиток черного и белого цветов, составляющих геометрический рисунок.
Новое декоративное убранство получило и южное крыльцо, ведущее на южную паперть и в сени Казенной палаты. Фусты колонн и столпов, капители, импосты,
поверхности архивольтов арок южного фасада были украшены резьбой. По южному фасаду крыльца и паперти проходил резной декоративный фриз. Характер резьбы
всех декоративных элементов южной паперти и «грозненского крыльца» «решительным образом отличает их от той относительно многочисленной резной декорации
кремлевских построек, которые мы можем с полной уверенностью датировать рубежом XV и XVI веков»18, — писал С.С.Подъяпольский. А.Л.Баталов,
занимавшийся стилистическим исследованием резного декоративного убранства южной паперти и «грозненского крыльца», проанализировав характер растительного
орнамента этих декоративных деталей, мотивы белокаменной резьбы, отмечает присутствие практически во всех композициях уникальной детали, которую можно
условно назвать «шишкой хмеля», и приходит к обосванному выводу: «все детали, установленные на южном крыльце относятся к одному периоду и являются
фрагментами одного ансамбля и, соответственно, происходят из одного сооружения». Аналогии главных мотивов белокаменной резьбы находятся в немецкой книжной
гравюре конца XV века и в русской гравюре на металле XVI века19. В изображениях буквиц «Большого маюскульного алфавита» можно увидеть мотивы,
встречающиеся в белокаменной резьбе на южном крыльце: это и изогнутые стебли с множеством листьев, и переплетающиеся ветви, на конце которых в обрамлении
раскрытых лепестков вырезаны шишки с треугольным верхом. Аналогичные мотивы в разной комбинации встречаются на капителях и фустах колонн, на архивольтах,
резном фризе южной паперти.
Такое кардинальное изменение декоративного убранства южной паперти собора в это время не случайно. Одним из объяснений этого изменения может быть то, что в
Казенной палате в XVI веке хранилась не только царская казна, но и святыни, реликвии, которые в это время собирались при дворе Ивана Грозного. После пожара
1547 года, когда пострадало драгоценное убранство собора, и «много мощей святых погорело»20, сразу же началось восстановление сгоревшей казны, и
среди прочих дел в это время изготавливались раки и ковчеги для привозимых в Москву святынь21. Возможно, перестройка южной паперти собора в это
время объясняется желанием сделать южный вход, ведущий к этим реликвиям через сени Казенной палаты, более репрезентативным.
Во время реставрационных работ на южной паперти собора была разобрана закладка арочной ниши в южной стене четверика. Под закладкой обнаружились фрагменты
полов из керамической плитки белого, черного и охристого цветов, а также фрагменты орнаментальной росписи на своде ниши с восточной стороны. Также под
плитами пола сохранился отпечаток разобранной стены, которая отгораживала часть южной паперти. Восточнее ниши на стене четверика были обнаружены пята свода
и след примыкания стены. Все эти находки, по мнению Г.С.Евдокимова, являются частями придела св. Василия Кесарийского, который до переноса его в 1564 году
в верхний юго-восточный придел был вынесен из дьяконника и размещался «в паперти от Казенного двора». Помещение, в котором сначала помещался престол во имя
св. Василия Кесарийского, а позже — соборная ризница, существовало до второй половины XVIII века.
В 1755 году обветшавшую Казенную палату было решено разобрать, на ее месте появилось новое здание. Галерея Оружейной палаты, выстроенная по проекту
Д.В.Ухтомского, просуществовала всего несколько лет. В 1770 году ее разобрали вместе с другими постройками Казенного двора, находившимися к югу от
Благовещенского и Архангельского соборов, когда был утвержден план строительства Большого Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова. На восточном фасаде
Благовещенского собора еще несколько лет были видны остатки стен старой Оружейной палаты, пока наконец в 1800 году их не разобрали, а поврежденные участки
стен апсид собора залицевали. При этом абрис апсид был сделан произвольно. В конце XVIII века южная паперть собора сильно обветшала, и для укрепления ее
грозненские крестовые своды были заменены на коробовые, арочные проемы между резными полуколоннами и столпом были заложены и превращены в глухую стену с
дверным проемом. Очевидно, в это же время поменяли местами окно и портал на «грозненском» крыльце. Первоначально обрамление окна было установлено в южную
стену паперти как декоративный элемент, оконный проем пробили только во время реставрации 1930-х годов.
В 1836 году по проекту архитектора И.Л.Мироновского к юго-западному углу собора была пристроена ризница. Тогда же перестроили и весь южный фасад паперти.
Вместо открытой аркады появилась стена с оконными проемами. Новый фасад достаточно точно воспроизводил древнюю структуру открытой галереи с архивольтами,
опирающимися на столпы.
Впервые реставрационные работы на южной паперти были проведены в 1860-е годы под руководством Ф.Ф.Рихтера. Была предпринята достаточно серьезная попытка
изучения и воссоздания ее исторического облика. При разборке части южной стены паперти были обнаружены «грозненские» полуколонна и квадратный в плане
столп, на которые опирались оставшиеся после перестройки 1830-х годов фрагменты первоначальных крестовых сводов. В соборе тогда же установили достаточно
точно сделанные копии столпа и колонны, а подлинники передали в Румянцевский музей.
Фрагментарные реставрационные работы в этой части собора проводилась и в советское время. В 1930-е годы было перестроено южное крыльцо. В 1946 году в южной
стене паперти была раскрыта еще одна угловая полуколонна с «грозненской» резьбой в хорошем состоянии. В 1949 году по хвостам белокаменных блоков был
воссоздан южный портал собора, уничтоженный в середине XVI века.
В 2005 году исследования на южной паперти начались с изучения причин разрушения белокаменного портала и окна на «грозненском» крыльце. К моменту начала
реставрационных работ портал и двухчастое окно на южной стене крыльца находились в аварийном состоянии. Части пилястр и архивольта были скреплены между
собой металлическими закладными деталями. От перепада температуры в летний и зимний периоды на металле образовывался конденсат. Постепенно увеличивающиеся
от коррозии металлические детали разрушали белый камень. Пилястры портала имели многочисленные утраты и сквозные трещины, части баз и капителей во время
предыдущих реставраций были заменены гипсовыми слепками.
В процессе проведенных исследований южного крыльца собора были найдены неопровержимые доказательства того, что портал и окно поменяли местами: в кирпичной
кладке южной стены паперти сохранились отпечатки арки портала и белокаменные откосы дверного проема, а в стене, куда его вставили, обнаружился отпечаток
белокаменного подоконника, на металлической связи — отпечатки архивольта окна. Кроме того, при монтаже отдельных деталей белокаменного фриза его детали
вставили в кладку без учета сочетаемости рисунка резного декора. При монтаже обрамления окна в южную стену паперти была утрачена центральная пилястра (окно
было двойным), и на ее место установили «гирьку» от другого окна.
На основании архитектурно-археологических исследований и архивных данных архитекторами Центральных научно-реставрационных производственных мастерских (ГУП
ЦНРПМ) был разработан проект реставрации «грозненского» крыльца и восточной части южной паперти собора с возвращением на свои первоначальные места портала
и окна. В 2006–2010 годах здесь были проведены комплексные реставрационные работы22. Белокаменные детали портала и оконного обрамления были
отреставрированы и установлены на первоначальное место. В процессе монтажа из белокаменных деталей были изъяты все металлические закладные детали, чтобы в
дальнейшем исключить разрушение белого камня из-за коррозии металла. В восточной части южной паперти были выявлены фрагменты архитектуры грозненского
времени, уцелевшие во время позднейших перестроек. Так, теперь на южной паперти наряду с белокаменными деталями грозненского времени, находящимися в
экспозиции, можно видеть и фрагменты «грозненской» архитектуры «in situ» — резные импосты, фрагменты пола, выложенные из цветной керамической плитки,
восстановленные пяты крестовых сводов с первоначальной покраской. Одной из интереснейших находок на южной стене паперти является декоративное белокаменное
завершение в виде короны, покрытой резьбой, расположенное над капителью квадратного в плане столпа. Аналогичные детали были установлены на капители со всех
четырех сторон. В лапидарии Музеев Московского Кремля хранятся фрагменты второй декоративной детали, а во время реставрации в забутовке южного крыльца были
найдены фрагменты, позволившие реконструировать ее первоначальный облик. В настоящее время одна деталь находится на своем первоначальном месте, а другая,
реконструированная, в экспозиции.
В ходе натурных исследований на южной паперти и крыльце собора были обнаружены разновременные росписи и покраски, для реставрации которых были привлечены
художники-реставраторы. Ими были укреплены и отреставрированы сохранившиеся в пятовых частях крестовых сводов южной паперти следы первоначальной покраски
черного цвета. Со стороны фасада южное крыльцо, как и весь собор в середине XVI века, было окрашено «под кирпич». Следы этой покраски также удалось
обнаружить и отреставрировать. В интерьере южной паперти выявлена декоративная покраска стен середины XVIII века, имитирующая текстуру натурального камня,
а также фрагменты покрасок XVII столетия, сохранившиеся на белокаменных деталях крыльца со стороны интерьера.
Открытие новой музейной экспозиции на южной паперти Благовещенского собора является завершением важнейшего этапа реставрационных работ в этом интереснейшем
памятнике Кремля. А в феврале 2012 года в белокаменном подклете собора была открыта еще одна новая экспозиция «Клады и древности Московского Кремля».
Реставрация Благовещенского собора, несомненно, выделяется как количеством открытий, сделанных во время его изучения и натурных исследований, так и
высочайшим качеством выполнения работ.
Термины из области архитектуры и реставрации, встречающиеся в тексте
Антаблемент — верхняя горизонталь-ная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах.
Апсида — примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, гранёной либо сложной формы в плане; этим термином почти всегда обозначаются
лишь алтарные объемы.
Аркатурно-колончатый пояс — декоративный элемент, состоящий из небольших арок, опирающихся на колонки, вид аркатуры; широко применялся в древнерусской
архитектуре в оформлении стен зданий, а также церковных барабанов. Часто в промежутках между двумя колонками прорезали узкие окна.
Архивольт — наружное обрамление арки, выступающее из плоскости стены. Как и горизонтальные тяги, карнизы, киматии, имеет определенный профиль и является
важным средством тектонической организации фасада здания.
База — основание, нижняя часть колонны, пилястры.
Барабан — цилиндрическая или многогранная часть церковной главы, которая служит основанием для купола.
Бегунец — горизонтальный узор из треугольных впадин на поверхности стены, попеременно обращенных острием то вниз, то вверх.
Забутовка (забутка) — часть стены, заполняющая пространство между кирпичами или каменными блоками лицевых поверхностей.
Закомара — полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода.
Иконостас (иконостав) — в византийских и древнерусских храмах алтарная преграда с иконами, установленными на ней в несколько рядов, отделяющая алтарь,
Святая Святых, от остальной части церкви.
Импост — вставка между пятой арки и ее опорой, профилированная наподобие антаблемента или карниза.
Капитель — пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны).
Коробовый свод — перекрытие, представляющее собой в поперечном сечении так называемую коробовую кривую, образуемую движением циркуля из трех или более
центров (похожую на гнутый, уплощенный в середине, с закругленными краями короб).
Лопатка (родств. ладонь, лопасть, весло) — в древнерусской архитектуре вертикальный узкий и плоский выступ на стене, в отличие от пилястры не имеющий базы
(внизу) и капители (наверху). Выполняет функцию контрфорса и обычно отражает конструктивные членения внутреннего пространства здания.
Пальметта — декоративный мотив в виде многолопастного пальмового листа.
Паперть — внешний притвор церкви.
В древнерусской архитектуре — широкое крыльцо, иногда крытое, обнесенное стенами, превращающееся в галерею. Такая галерея может охватывать здание с трех
сторон: с западной, северной и южной.
Пилястра — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены.
Подклет (подклеть) — в русской архитектуре — нижний этаж здания («под клетью»).
Поребрик — тип орнаментальной кирпичной кладки, в которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу).
Портал — архитектурное оформление входа в здание.
Придел — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного
алтаря с престолом для богослужений.
Прясло — часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками. Иначе: поле стены «от столба до столба».
Пята — нижняя часть арки, свода, опирающаяся на стену.
Рака — большой ларец в форме саркофага, сундука, иногда архитектурного сооружения, нередко украшенный различными изображениями, драгоценными камнями и пр.
и предназначенный для хранения мощей святых.
Ризница (ризохранилище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего,
риз) и церковной утвари (священных сосудов).
Связь — металлическая полоса или деревянный брус, пронизывающие каменную кладку и противодействующие распору сводов.
Сени — помещение в гражданской постройке, соединяющее вход с комнатами (или палатами) либо с передней.
Филенка — часть поля стены, пилястры или двери, обведенная рамкой или углубленная.
Фриз — 1. Средняя часть антаблемента. 2. Декоративно оформленная горизонтальная полоса.
Фуст — ствол колонны.
Хоры — в церквях галерея, устроенная вверху, иногда только над западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных и северных дверей, огороженная
перилами и в которой могут стоять и молиться присутствующие при богослужении.
Цоколь — нижняя часть, основание стены, столпа, колонны, пилястры, покоящаяся непосредственно на фундаменте. Обычно несколько выступает по отношению к
плоскости фасада.
Автор выражает благодарность А.Л.Баталову и Г.С.Евдокимову за консультации и ценные советы при написании этой статьи.
Примечания
1 См.: Извеков Н.Д. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911.
2 Снегирев И. Благовещенский собор в Москве. М., 1854. С.45.
3 Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С.459.
4 Львовская летопись // ПСРЛ. Т.20. Ч.1. СПб., 1910. С.231.
5 См.: Алешковский М.Х., Альтшуллер Б.Л. Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского // Cоветская археология. 1973. № 2.
6 Евдокимов Г.С. Благовещенские соборы XIV века и 1416 года в Московском Кремле // Московский Кремль XV столетия. Древние святыни и исторические памятники.
Т.I. М., 2011. С.79.
7 Евдокимов Г.С. Указ. соч. С.96.
8 Сарабьянов В.Д. Фрагменты фресок XV века из Благовещенского собора в Московском Кремле //Андрей Рублев. Подвиг иконописания. М., 2010. С. 525-531.
9Софийская вторая летопись // ПСРЛ. Т.6. СПб., 1853. С.234.
10 Там же. С.235.
11 Цит. по: Мосунов Ю.П. Ренессансные порталы двух соборов Московского Кремля. Проблемы атрибуции // Московский Кремль XV столетия. Древние святыни и
исторические памятники. Т.II. М., 2011. С.15.
12 Там же. С.22.
13 Иоасафовская летопись. М., 1957. С.153.
14 Цит. по: Сарабьянов В.Д. Фрагменты фресок XV века из Благовещенского собора // Московский Кремль XV столетия. Древние святыни и исторические памятники.
Т.I. М., 2011. С.177.
15 Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с арабск.
Г.Муркоса. М., 1898. Т.3. С.59.
16 Подробно об этих исследованиях см.: Евдокимов Г.С. К истории построек Казенного двора в Московском Кремле // Царский храм. Благовещенский собор
Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2008. С. 355-376.
17 Патриаршая, или Никоновская летопись // ПСРЛ. Т.13. М., 2000. С.152.
18 Подъяпольский С.С. О датировке памятников Александровой слободы // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV – начала XX века: Сборник статей в
честь Г.В.Попова. М., 2002. С.170.
19 Баталов А.Л. О датировке белокаменной резьбы на южной паперти и крыльце Благовещенского собора // Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля
в истории русской культуры. М., 2008. С.336.
20 Жарков И.А. К истории московских пожаров 1547 г. // Исторический архив. 1963. № 3.
21 См.: Журавлева И.А. Серебряные ковчеги со святыми мощами // Царский храм. Святы-ни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С.298.
22 Проект реставрации и архитектурно-археологические исследования были выполнены авторским коллективом Архитектурно-реставрационной мастерской №1
Центральных научно-реставрационных производственных мастерских (ГУП ЦНРПМ). Реставрация стенописи проведена сотрудниками Межобластного
научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ). Реставрацией резного белокаменного декора занимались специалисты Государственного
научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР). На всех этапах работы для обсуждения проектных решений привлекался Федеральный
научно-методический совет МК РФ, а затем Экспертный совет Росохранкультуры. Общее научно-методическое руководство реставрационными работами осуществлялось
заместителем генерального директора музея доктором искусствоведения А.Л.Баталовым. Осуществление проекта реставрации собора стало возможным во многом
благодаря сотрудникам реставрационно-производственного предприятия «Таргет-Цель».