Галерея журнала «Наше наследие»
Наталия Лаптева
Дар предчувствия
Есть в творчестве Александры Стрелковой волшебный секрет, превращающий, если можно так сказать, физику в лирику (что-то наподобие философского камня
алхимиков). Поясню: смотришь на закат и ведь знаешь из учебников про вращение Земли, преломление солнечных лучей и т.д., — а в душе печаль и мысли о
быстротечности жизни. Как происходит эта трансформация?
Как физика, химия и геометрия становятся поэзией?
Есть у Саши такая работа: слитки стекла изображают (почти натуралистически) капли дождя при ударе о землю. Одновременно, — это совершенно точно, —
застывшее мгновение, памятник ускользающему неуловимому времени.
В первый раз ее композицию из стекла (пронзительные зеленые деревья, освещенные солнцем, с черными тенями) я увидела на выставке несколько лет назад. Но до
сих пор помню ощущение счастья от этого резкого цвета, контрастов, яркости и нескучности жизни.
И подумала: «Как же я-то не догадалась сделать подобное? Ведь это так просто!»
В том то и дело, мало кто может сказать так просто о сложном, просто, но не в лоб, просто — потому что кратчайшим путем, минуя штампы, точно и ясно. Как в
классическом японском искусстве, которое Саша Стрелкова любит.
По образованию она художник книги, окончила Московский полиграфический институт. Но работает в разных направлениях, с разными материалами. Точнее сказать,
дает разным материалам возможность проявить себя.
Позволяет шамотному пласту стать снегопадом, а поцарапанному стеклу дождливым днем, фольге в сочетании с тушью — вечерним освещенным окном в сад.
А ее стеклянная книга, в которой «страницы» с текстом просвечивают одна сквозь другую, от начала до конца, словно наша жизнь со всеми составляющими ее
событиями, мыслями и впечатлениями от первого до последнего часа.
Саша — молодая художница, но, глядя на ее работы, понимаешь, необязательно быть старым чтобы быть мудрым и создать нечто глубокое.
Ведь у молодости есть особый дар богов — дар предчувствия, сродни ясновидению.
В произведениях А.Стрелковой нет восторженности, но есть особая внимательность к миру, есть смелость и своеобразие решений. Она никогда не сочтет какой-то
путь достойным и какое-то явление выдающимся только оттого, что так считает большинство.
Бывает, жизнь испытывает человека, а в случае с Сашей кажется, это она испытывает жизнь, критически ее оценивает, и не всегда жизнь соответствует ее
придирчивому взгляду.
У нее свой, совершенно особый, оригинальный и остросовременный критерий красоты и значимости окружающего.