Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 105 2013

Среди коллекционеров

Недавно прошедшая выставка «Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина явилась свидетельством давних и прочных связей музея с частными коллекционерами.

В 1994 году по инициативе И.С.Зильберштейна в ГМИИ был открыт Отдел личных коллекций. Уникальность нового отдела, специфика его деятельности заключаются в показе художественных произведений по коллекциям. Этот принцип изучения и экспонирования дает возможность проследить своеобразие развития частного собирательства, как в советский период, так и в настоящее время, определить роль коллекционера в деле сохранения культурного наследия в нашей стране. С момента основания Отдела в его фонды от дарителей поступило более тридцати коллекций. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и художественная фотография.

Многие коллекции, представленные в постоянной экспозиции Отдела, обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся: собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века резчика по металлу Сергея Соловьева, примером для которого послужила деятельность Павла Третьякова; коллекция русской живописи рубежа ХIХ–ХХ веков ленинградского профессора Александра Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ в. полковника ветеринарной службы Евгения Степанова; великолепная коллекция стекла от античных времен до 30-х годов ХIХ века Федора и Екатерины Лемкуль; семьдесят пять икон XVI–ХХ веков известного библиофила, старосты Преображенской старообрядческой общины Михаила Чуванова; уникальная коллекция русской живописи и графики Серебряного века известных ученых-филологов, специалистов по истории русской журналистики начала ХХ века Инны Корецкой и Бориса Михайловского; комплексное художественное собрание, воспроизводящее атмосферу русского дворянского интерьера XIX века, Елены Макасеевой; собрание театрально-декорационной графики начала XX века коллекционеров, живущих за границей, Никиты и Нины Лобановых-Ростовских; пейзажная графика Александра Бенуа — собирателя из Сан-Франциско Семена Папкова и многих других.

Особое место в собрании отведено уникальной коллекции основателя музея частных коллекций. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики западноевропейских и русских мастеров. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество В.Боровиковского, С.Щедрина, Л.Соломаткина, И.Репина, А.Боголюбова, известных мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников» других.

Масштабная по числу памятников выставка «Портреты коллекционеров» представила шрокий спектр интересов собирателей произведений искусства нового поколения. Экспозиция включала около 300 произведений живописи, графики и скульптуры. На ней представлены работы из крупнейших московских коллекций: П.О.Авена, И.С.Глазунова, Т.О. и И.Р. Манашеровых, В.А.Логвиненко, В.А.Дудакова и М.К.Кашуро, М.В.Салиной и С.А.Кривошеева, В.А.Бондаренко, В.Г.Горященко, М.Б.Кочарова, К.И.Григоришина и других. Само название выставки – «Портреты коллекционеров» – указывает на то, что в центре внимания устроителей были собственно интересы того или иного собирателя. Тут и византийские и древнерусские иконы, живопись и графика старых мастеров XVI–XVIII веков Германии, Голландии, Фландрии, Франции и Италии, искусство Германии и Франции как старое, так и первой трети XX столетия, а также живопись, графика и скульптура России от XVIII до первой половины XX столетия.

Наталия Автономова

В сторону России

Отечественной школе живописи на выставке было отдано две трети экспозиционного пространства.

Большинство ее участников — коллекционеры наших дней, те, кто начал заниматься собирательством лишь в 1990-е годы. Несколько ранее, с середины 60-х годов в нашей стране сформировался ряд крупнейших художественных собраний.

Одно из них — коллекция народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств, основателя и ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Его интересы охватывают самые разные области — от древнерусских икон до первоклассных живописных произведений русских художников. Предметом особого внимания Ильи Сергеевича являются картины западноевропейских мастеров XVI–XIX веков, среди которых немало образцов высокого музейного уровня. Из его великолепной коллекции древнерусского искусства в состав выставки были включены: икона «Св. мученики Борис, Глеб, мученик Василиск» XVI в., отличающаяся редкой иконографией, икона «Святитель Николай в житии» XVI в., найденная художником под Сольвычегодском, «Воскресение Христово. Сошествие во ад» 1738, написанная известным русским мастером Стефаном Афанасьевым Соколовым. Иконы соседствуют с прекрасной портретной галереей XVIII – начала ХIX века. В центре зала размещался большой парадный «Портрет императрицы Екатерины II» (конец XVIII в.), один из шести портретов императрицы, написанных Ф.Рокотовым с оригинала А.Рослина. По словам Глазунова, он был прислан ему из-за границы «свернутый в трубочку» в подарок, в год его юбилея. Среди работ этого времени можно отметить «Портрет дипломата Петра Васильевича Бакунина (1734–1786)» кисти Д.Левицкого, создавшего уникальную портретную галерею представителей русского дворянства, «Портрет императора Александра I » (1800-е.) В.Боровиковского. Особый интерес вызвали картины художников конца ХIХ – начала ХХ века, например, необычный по стилю и манере написания «Ельник» (1898) А.Рылова, поражающий своей сине-голубой гаммой «Черный город» Н.Рериха, приобретенный дядей коллекционера у брата художника, и печальный по настроению «Монах в лесу» (1930) М.Нестерова, ранее находившийся в собрании певицы А.В.Неждановой.

К кругу старейших российских коллекций относится и собрание русского и советского искусства Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Воспитанники Московского университета, они принадлежат к плеяде увлеченных и целеустремленных собирателей, ценителей отечественного искусства. В.А.Дудаков — основатель и бессменный председатель Клуба коллекционеров изобразительного искусства, созданного в первые годы «перестройки» при Советском фонде культуры. При его самом деятельном участии были организованы значительные выставки из частных собраний, как в России, так и за рубежом.

В настоящее время коллекция Дудакова и Кашуро насчитывает свыше 500 произведений известных мастеров ХХ века. Ядро коллекции — уникальные произведения художников-символистов, входивших в объединение «Голубая Роза»: П.Кузнецова, П.Уткина, С.Судейкина, Н.Сапунова, А.Арапова, В. и Н. Милиоти, Н.Крымова. При всем разнообразии талантов и темпераментов, художников связывало друг с другом единство эстетической платформы, они были единомышленниками, стремились к синтезу искусства под знаком декоративности. Произведения почти всех членов объединения присутствуют в коллекции Дудакова и Кашуро. Выражение восторга, трепета перед тайной мироздания было характерно для работ лидера этого содружества П.Кузнецова, представленного на выставке «Мир искусства» своим программным произведением «Голубой фонтан» (1905), эскиз к которому экспонировался на выставке в ГМИИ. Панно-картины П.Уткина — «Ночь. Осенняя песня» (1904), «Лунное» (1906) — музыкальны и свободны, выдержаны в одной определенной цветовой гамме, с элементами мистицизма. Странные таинственные существа, подобно призракам, растворяющиеся в сиянии красок, царят в его картинах. Все погрузилось в сон, как будто ушла жизнь. Происходит частичная трансформация пейзажного мотива, изменение живописной формы, локализация цвета и превращение станковой картины в декоративное панно. Все сливается в единое композиционно-декоративное пространство, наполненное сложным метафорическим смыслом. Символика театрального празднества, цветистость лицедейской жизни, маски радости и коварства наполняют полотна С.Судейкина «Ночное празднество» (1905), «Карусель» (1910). В более поздней картине «Моя жизнь» (1916) художник изобразил себя с этюдником, свою жену — актрису Ольгу Глебову-Судейкину с театральной маской в руке, Веру де Боссэ — будущую супругу Игоря Стравинского — в классическом образе Венеры перед зеркалом, поэта Михаила Кузмина с томиком стихов, Всеволода Мейерхольда в костюме Арлекина, на втором плане — поэта Сергея Городецкого и будущего балетмейстера Бориса Князева. В коллекции находится один из лучших натюрмортов Н.Сапунова «Натюрморт с автопортретом» (1910–1911) с роскошной россыпью желтых хризантем и нежных роз на темно-синем насыщенном фоне. Тема сказочного Востока с его первозданной естественностью характерна для творчества М.Сарьяна. Он создал красочные полотна с радостным ощущением бытия и среди них одно из лучших — «Красная лошадь» (1919) из собрания Дудакова и Кашуро.

Коллекционеров привлекают также произведения авангардных художников. Круг их имен необычайно широк и разнообразен. На выставке представлены работы признанных во всем мире крупнейших авангардистов, такие как «Три фигуры в поле» (1928–1930) К.Малевича, изящная акварель «Сцена с офицером» (1917) В.Кандинского, брутальная «Жница» (1914) Д.Бурлюка, «Трамвай» (1914) А.Богомазова.

Начало 1990-х годов знаменовалось появлением нового поколения собирателей — это известные банкиры, предприниматели, президенты благотворительных фондов. Среди них президент ОАО «Альфа-банк», член Попечительского совета ГМИИ им. А.С.Пушкина Петр Авен — крупнейший коллекционер последнего двадцатилетия. Его собирательство знаменует качественно новый этап коллекционирования искусства в России. Воспитанный влиберальной атмосферой «оттепели», он с юности был знаком с именами таких художников, как Константин Коровин, Александр Бенуа, Валентин Серов, Михаил Врубель и Роберт Фальк, которые стали олицетворением эстетики, близкой по духу литературе и поэзии Серебряного века, столь любимой поколением 70-х – 80-х годов. Обладая серьезными финансовыми возможностями, Авен начал приобретать произведения художников «Мира искусства», «Бубнового валета» и «Голубой розы», сначала эпизодически, а затем систематически и целенаправленно. В отличие от художественных коллекций советского периода, его коллекция составлялась в других условиях и в другом обществе, хотя по своему духу оно во многом продолжает традиции позднего советского собирательства. Эта первая постсоветская коллекция высокого музейного уровня, становление которой проходило путем приобретений произведений искусства за пределами России, на международных аукционах и в частных галереях.

Классики русской живописи рубежа XIX–XX веков представлены характерными произведениями: В.Серов — «Портретом Э.-Л. Нобеля» (1909), крупнейшего шведского предпринимателя и нефтепромышленника, племянника знаменитого Альфреда Нобеля. Серов получил заказ на портрет в связи с исполнявшимся в 1909 году 50-летием Эммануэля Нобеля и 30-летием Товарищества «Братья Нобель». Художник изобразил Нобеля в обстановке его рабочего кабинета и в тот момент, когда он, отвлекшись от деловых бумаг, обернулся в сторону зрителя. Особая экспрессивность образа, динамичность позы, выразительный жест — все это характерно для позднего творчества Серова. К.Коровин представлен красочными крымскими пейзажами 1910-х годов, написанными на берегу моря, на даче художника в Гурзуфе и в Севастополе. С особой любовью собиратель относится к творчеству Б. Кустодиева. В коллекции находятся многие известные полотна этого художника, поэтически воспевшего провинциальную русскую жизнь. На выставке — лучшие из них: «Общественный сад на высоком берегу Волги» (1918) и «Троицын день. Гулянье» (1917), ранее находившиеся в собрании Л.А.Руслановой

Творчество художников круга «Мира искусства», которых называли «ретроспективными мечтателями», воспевавшими красоту ушедших эпох и опиравшимися на великое классическое наследие европейской культуры, представлено пленэрным «Портретом Н.Чулковой» (1910), жены писателя Г.Чулкова, кисти З.Серебряковой, и эскизом живописного панно «Взятие Казани» (1914) Н.Рериха, поражающего богатством орнаментально-цветового решения и предназначенного для росписи Казанского вокзала в Москве.

Искусство мастеров «Голубой розы», отмеченное поисками новой живописно-пластической системы и образного строя, ярко характеризует произведения «русского ориенталиста» П.Кузнецова. Его «Бухарский натюрморт» (1912–1913) отличается эстетской утонченностью. Строгая и проникновенная «Богоматерь с младенцем» (1904–1905) К.Петрова-Водкина выделяется большим масштабом фигур. Это объясняется тем, что работа является первоначальным живописным вариантом монументальной майоликовой иконы для здания первого в России Ортопедического института, открытого в 1906 году в Петербурге. По свидетельству дочери Петрова-Водкина, из большого холста была вырезана центральная часть — лица Богоматери и младенца.

Наиболее значительная часть собрания — работы художников «Бубнового валета», «московских сезаннистов»: П.Кончаловского, И.Машкова, А.Лентулова, А.Куприна и примитивистские холсты М.Ларионова и Н.Гончаровой. Среди них следует отметить полотно И.Машкова «Русская Венера (Россия и Наполеон)» (около 1914), вызвавшее бурную реакцию в русской прессе; знаменитый натюрморт «Верстак» (1917) Кончаловского, выразивший всю силу любви к «орудиям производства» живописца; «аллегорическое изображение войны» в нарочито лубочной трактовке — «Победный бой (военное панно)» (1914) Лентулова. Живописная манера этих мастеров дает представление о приемах примитивистского гротеска и театрализованной атмосфере «балаганной бравады», которыми была отмечена бубнововалетская эстетика. Украшением коллекции являются живописные работы Ларионова «Натюрморт с луком-пореем» (около 1907); «Утро рабочего», «Сквозь листву» (обе — около 1908) и картина Гончаровой из крестьянского цикла «Весна в деревне» (около 1910), показанная на первой выставке «Бубнового валета».

Сохраняя приверженность к фигуративному искусству, владелец изредка включает в коллекцию работы художников более радикальных направлений русского авангарда, например, представленный на выставке абстрактный рисунок тушью В.Кандинского «Композиция» (1917) и портрет его жены, Н.Кандинской.

Известный бизнесмен и меценат Владимир Логвиненко начал собирать произведения искусства с середины 1990-х годов. Его интересы лежат в области западноевропейского искусства XVI–XVIII веков, но в собрании находятся и замечательные памятники византийской и древнерусской иконописи, которые неоднократно экспонировались в залах крупнейших российских музеев. На выставке в ГМИИ показана лишь небольшая часть, включающая древнерусские иконы: «Воскрешение Лазаря» (Круг Андрея Рублева. Первая четверть XV в.), «Спас Вседержитель» (вторая четверть XV в.), «Иоанн Предтеча» (вторая четверть XV в.), памятник византийской живописи «Спас Оплечный» (XI – нач. XII вв,). Интересна история приобретения владельцем двух других более поздних памятников XIX века — императорская икона-складень «Св.Ольга» (1895) и икона «Св.Николай» (1891). Обе иконы выполнены известным придворным ювелиром П.Овчинниковым. «Св.Ольга» была заказана гражданами Царского Села и преподнесена великой княжне Ольге, старшей дочери императора Николая II, по случаю ее дня рождения. Она хранилась в Царскосельском Александровском дворце. Икона «Св.Николай» была выполнена по заказу горожан города Гатчины и подарена великому князю, наследнику цесаревичу Николаю Александровичу в 1891 года, после его благополучного возвращения из поездки в Японию. Во время революции обе иконы были национализированы и затем оказались за границей в собрании американского промышленника Арманда Хаммера. В 2008 году Логвиненко приобрел их на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке и вернул на родину. На протяжении многих лет Логвиненко активно способствовал возвращению исторических и художественных памятников в музейные собрании России.

Главным направлением собирательской деятельности Иветы и Тамаза Манашеровых стала российская живопись и графика ХХ века — от искусства начала столетия, включая творчество мастеров русской эмиграции, входивших в содружество Парижской школы, до искусства художников-нонконформистов. Тамаз Манашеров — президент группы компаний UNIDENT, член Попечительского совета ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Русского музея, Ивета Манашерова, искусствовед, президент группы кампаний DRC. Супруги ведут меценатскую деятельность, являются учредителями культурно-благотворительного Фонда U-ART и соорганизаторами премии «Инновация», организаторами международного виолончельного фестиваля «Vivacello».

Интерес к художникам российского происхождения, участникам Ecole de Paris, привел к сложению тесных связей собирателей с известными французскими исследователями и коллекционерами — Ж.-Ж. Битуном, Ж.Ранком, М.Сандрар, Ж.Варно — дочерью знаменитого историка Парижской школы Андре Варно. Коллекция отражает панораму творчества известных русских и грузинских художников первой трети ХХ столетия. Имена художников Н.Пиросмани, Л.Гудиашвили, Д.Какабадзе, как утверждают владельцы, всегда были для них магическими. На выставке представлено самобытное искусство «наивного» художника-самоучки Пиросмани «Брат и сестра» (1906), «Девочка и гусыня с гусятами» (1913). Парные картины-панно Гудиашвили, «Юноша с ланью» и «Юноша с пятнистой ланью», выполненные в 1924 году в стиле ар-деко в период пребывания в Париже, демонстрируют узнаваемый «синтез-стиль», родившийся в соединении грузинской художественной традиции и европейского модернизма. В абстрактных композициях и коллажах 1922–1927 годов другого грузинского парижанина — Какабадзе, создавшего своеобразный вариант постфутуристического перехода к абстрактно-кинетическому искусству, отмечается увлечение авангардными экспериментами с введением зеркал, линз, блестящего металла и стремлением к эффекту внутреннего света, излучаемого самим произведением.

В собрании находятся уникальные альбомы с рисунками М.Шагала периода его пребывания в Париже в 1911–1914 годах, происходящие из коллекции Блеза Сандрара, примитивистские работы Н.Гончаровой и М.Ларионова, натюрморты ведущих бубнововалетцев П.Кончаловского и И.Машкова.

Среди произведений художников русского авангарда особое место в коллекции занимают работы А.Экстер: кубофутуристическое полотно «Москва. Синтетический город» (1914), беспредметная «Композиция» (1917–1918) с колористической динамикой живописных плоскостей, театральный эскиз костюмов к балету «Дон Жуан» (1927) со своеобразной конструктивистской стилизацией барочных мотивов. Произведения последователя кубофутуризма И.Пуни демонстрируют переход от беспредметности к фигуративному искусству, совершенный им в 1920-х годах, а графические композиции ученика Малевича Н.Суетина представляют дальнейшее развитие супрематического направления в русском авангарде, построенного на приоритете простейшей формы и минимального цветового решения.

Увлечение бизнесмена Александра Смузикова русской живописью оформилось как коллекция в те же 1990-е годы. Временные рамки коллекции постепенно сформировались — от русского искусства послепетровского времени до середины ХХ века. Владелец связывает для себя коллекционирование с возможностью сохранить шедевры русских авторов для последующих поколений.

В собрании находятся крайне редко встречающиеся работы художников XVIII – первой половины XIX века, ранее известные только узкому кругу специалистов по архивным и литературным источникам. Они дополняют творческое наследие отдельных мастеров. В коллекции широко представлено русское портретное искусство XVIII века — «Женский портрет» (конец 1770-х) Ф. Рокотова, созданный в период наивысшего расцвета таланта художника; «Портрет великого князя Павла Петровича» работы Д.Левицкого, «Портрет И.М.Яковлева» (1801) кисти В.Боровиковского, известный тем, что он был отобран для Историко-художественной выставки, устроенной С.Дягилевым в 1905 году в Таврическом дворце в Петербурге. С этой знаменитой выставкой был связан и «Портрет неизвестной с зонтиком в руке» (1810) В.Тропинина, ранее принадлежавший графу И.И.Моркову. Превосходным образцом позднего портретного творчества К.Брюллова является «Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского». (1849), происходившего из рода Богарне и женатого на дочери Николая I. Известный ценитель искусства и коллекционер, президент петербургской Академии художеств сочетал свой интерес к прекрасному с увлечением гальванопластикой и минералогией.

Другой глубокий интерес коллекционера — творчество художников русского авангарда — способствовал появлению в собрании замечательных полотен таких мастеров, как К.Малевич, Л.Попова, Н.Гончарова. «Прямоугольник и круг» (1915) Малевича относится к беспредметным геометрическим композициям художника. Убежденный в неизбежности обновления мира через супрематизм, в основе которого лежит первенство простейших форм, он стремился воплотить в своих произведениях великую гармонию космоса, мироздания. «Голова крестьянина» (начало 1930-х), относящаяся ко второму крестьянскому циклу, представляет поздний этап творчества мастера, когда произошел его возврат к фигуративной живописи. В коллекции мы видим широкий круг учеников Малевича, последователей его супрематической теории — Н.Суетина, А.Лепорскую, К.Рождественского, И.Чашника, Д.Якерсона, а также его друга и соратника — И.Клюна. Три композиции Л.Поповой демонстрируют линию развития ее творчества — «Натюрморт» (1915), созданный в кубофутуристической манере, где стереометрические цветные объемы сочетаются с наклеенными газетными вырезками и кусочками обоев, и беспредметные «Пространственно-силовые построения» начала 1920-х с энергичным движением плоскостей и взаимодействием линий в бесконечном пространстве. В собрании находится композиция парижского периода творчества Гончаровой «Купальщицы» (начало 1920-х), известная по публикациям в западной литературе, построенная на предельном упрощении формы и приближенная к знаку, в которой фигуры с овальными головами и прямоугольными торсами обезличены, но наполнены внутренней силой.

Супруги Мария Салина и Сергей Кривошеев сознательно ограничили диапазон своих интересов, сконцентрировались на графике (в широком смысле – рисунке, акварели, гуаши, графике станковой и книжной) и скульптуре первой половины ХХ века. Мария Салина — директор галереи «Проун», Сергей Кривошеев — председатель Совета директоров ОАО «Аптечная сеть 36’6». Их коллекция хорошо систематизирована и логично построена. Внимание сосредоточено на двух главных направлениях — на искусстве эпохи модерна с его образной и цветовой изысканностью и искусстве классического авангарда, представленного в своем развитии: от неопримитивизма через кубофутуризм — к самому радикальному направлению беспредметного искусства — супрематизму. Владельцам удалось создать представительную коллекцию, включающую крупный блок рисунков Малевича и художников его круга. Они также проявляют значительный интерес к искусству художников русской эмиграции, входивших в интернациональное содружество, именуемое Парижской школой. В 2007 году в Отделе личных коллекций была проведена выставка их коллекции, после которой супруги передали в дар музею три рисунка 1910-х – 1920-х художника Парижской школы Жюля Паскина.

На выставке «Портреты коллекционеров» из этого собрания были представлены и рисунки Н.Гончаровой к футуристическим книгам А.Крученых и В.Хлебникова 1912 года. В нарочитой упрощенности тяжеловесных форм и неуклюжих движениях истуканообразных персонажей кроется внутренняя мощь, сходная с той, которая таится в древних каменных идолах, источнике ее неопримитивистской образности.

Среди рисунков новатора художественного языка Малевича — эскиз к знаменитому кубофутуристическому портрету сподвижника по авангардному движению, художника М.Матюшина (1913) (ранее находившемся в коллекции Г.Костаки, ныне в ГТГ), штудия в стиле аналитического кубизма «Динамо-натурщик» (1919) и рисунок «Женщина в супрематическом платье», исполненный в 1930–1933 годах, в тот период, когда художник вернулся от эксперимента к традиционной манере, обогащенной пластическими находками супрематизма. Графические композиции В.Ермолаевой, А.Лепорской, Н.Суетина, Э.Криммера, К.Рождественского, И.Чашника дают широкую панораму творчества близкого окружения и учеников Малевича.

Коллекция известного предпринимателя, организатора многих выставок Виктор Бондаренко хронологически охватывает период русской иконописи от раннего ХV до начала ХХ века, представляя широкую картину развития русского иконописания. Наиболее значительна и принципиально важна группа памятников XVII–XVIII столетий, куда входят безымянные иконы и подписные работы мастеров государевой Оружейной палаты, объединявшей лучшие художественные силы России того времени. Произведения более раннего периода, относящиеся к XV–XVI векам, созданные мастерами Москвы и Новгорода, представлены иконами «Богоматерь Тихвинская» (середины XVI в.) и «Богоматерь на престоле с предстоящим Стефаном (Сурожским(?)» (конца XVI в.). Последняя работа воспроизводит редкий иконографический тип, распространенный в новгородской иконописи. Сложной и интересной является иконография образа «Св. Троица, с деяниями Ангела Хранителя» (середины XVII в.), основная тема которой — посмертное воздаяние человеку за его земные дела.

Особой ценностью в собрании обладают памятники XVII столетия, созданные ярославскими и московскими мастерами. Изысканность и тонкость письма образа «Спас в силах» (начала XVII в.) напоминает произведения, выполненные мастерами московской иконописной традиции по заказу купцов-солепромышленников Строгановых. Икона «Свв. Митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп в предстоянии Господу Вседержителю» предположительно создана в Ярославле в последней четверти XVII века. Ее живопись свидетельствует о сочетании характерных тенденций в иконописи Москвы и Ярославля, представленных работами известных иконописцев Симона Ушакова, Федора Зубова и Гурия Никитина. С искусством Оружейной палаты тесно связана и икона «Св. Параскева, с апостолом Петром и преподобной Евдокией на полях» (конец XVII в.) Собиратель отдает предпочтение поздним иконам, часто подписным или имеющим другие памятные записи. Некоторым из них свойственна виртуозная и сложная манера исполнения, глубина и серьезность образов. Поздняя русская икона — неисчерпаемый источник новых знаний, раскрывающий связи иконописи с церковными и культурно-историческими событиями.

Коллекция Сергея и Татьяны Подстаницких, искусствоведов по образованию, начала формироваться в 1998 году и основной ее темой стала история Российской империи в произведениях искусства. Другие направления собирательской деятельности Подстаницких: европейский портрет XVIII – начала XIX веков, русская графика XVIII–ХХ веков, европейская гравюра XVIII – начала XIX века. Эта московская коллекция уникальна по составу и художественным достоинствам. В ней удачно сочетаются предметы «художественной старины», редкие изображения исторически значимых лиц и событий российской истории, батальных сцен, военные реликвии, портреты, в том числе из императорских и великокняжеских коллекций, произведения незаслуженно забытых живописцев, графиков, скульпторов XVIII–XIX столетий. Особое внимание собиратели уделяют предметам, рассказывающим о событиях отечественной военной истории, о жизни офицерской среды времен Александра I. Великолепные миниатюрные портреты военных, изображения эпизодов Отечественной войны 1812 года и Зарубежных походов русской армии 1813–1814 годов, мемориальные предметы участников антинаполеоновских войн неоднократно экспонировались на выставках, воспроизводились в каталогах.

Подобное собирательство, основанное на тонком знаточестве, делающем коллекцию сопоставимой с частным музеем, безусловно, было бы невозможно без качественной научной основы. Сергей Подстаницкий, еще будучи студентом, стажировался в Отделе экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации, а в 1998–2006 годах работал в отделе научной экспертизы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря. Он автор ряда публикаций по вопросам атрибуции русского портрета XVIII и XIX столетий.

Живопись из коллекции Подстаницких была представлена картиной Д.Левицкого «Портрет великой княгини Марии Федоровны» (вторая половина 1780-х – первая половина 1790-х). Он является парным к «Портрету великого князя Павла Петровича» из коллекции А.Смузикова. В залах выставки эти портреты, находящиеся в разных коллекциях, вновь соединились.

Четыре миниатюрных портрета членов семьи принцев Ольденбургских — Терезии, Александры, Николая и Александра — созданы в 1853 году знаменитым портретистом В.Гау. Портрет участника антинаполеоновской кампании 1805 года, Отечественной войны и Заграничных походов барона Максима Ивановича де Дамаса написал популярный миниатюрист Ж-Б. Изабе (1807).

В коллекции Подстаницких хранится терракотовый бюст князя Д.А.Голицына работы известного скульптора Мари Колло, которая по приглашению именно Дмитрия Голицына приехала вместе с Э.Фальконе в Петербург создавать памятник Петру Великому («Медный всадник»).

В живописной части собрания Алексея Гарина были представлены лучшие имена отечественного реалистического искусства: И.Айвазовский и В.Поленов, М.Нестеров и В.Васнецов. На выставке экспонировались картина И.Левитана «Близ Бордигеры. На севере Италии», созданная в пору его творческой зрелости в 1889–1890 годах, когда художник некоторое время жил в небольшом городке на севере Италии. Другая картина из этого собрания – «Спевка. Урок пения (Спевка в сторожке церковной)» (1875) принадлежит кисти малоизвестного широкому зрителю, но одному из наиболее обаятельных художников второй половины XIX века – Л.Соломаткину, мастеру неброских сценок из жизни простого народа, наполненных сердечным теплом и искренней симпатией автора к своим безвестным героям. Графическая работа И.Репина «Во время обедни на цвинтари (на церковном дворе)» (1879) хорошо известна исследователям творчества художника по литературным источникам. Эта многофигурная композиция выполнена в Москве — вероятно, по воспоминаниям (или натурным зарисовкам) о пребывании художника в родном Чугуеве Харьковской губернии.

Формирование собрания Владимира Царенкова началось около четверти века тому назад, особенно интенсивно оно происходило в 2000-е годы. По словам коллекционера, он до сих пор не утратил любопытства к самым разным темам собирательства. Именно поэтому в коллекции находятся все виды и жанры русского светского искусства — живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство с конца XVIII до середины ХХ века. Состав коллекции имеет тенденцию к обновлению, обусловленному широтой диапазона и сменой увлечений коллекционера тем или иным периодом отечественного искусства.

С искусством екатерининского века знакомят работы мастеров так называемой россики (т.е. художников-иностранцев, работавших при русском дворе) — портрет знаменитого графа Г.Орлова (1763) кисти итальянского художника С.Торелли и жанровая картина французского живописца М.-Ф. Дамам-Демартре, изображающая любимое занятие петербуржцев — «Катание с гор на Неве» (1786–1796). Русская реалистическая школа XIX века представлена камерными пейзажами И.Айвазовского «Аю-Даг. Гурзуф» (1853) и И.Шишкина «Дождливый день» (конец 1860-х). Исключительно важными для собрания являются произведения классика русской живописи рубежа XIX–XX века В.Серова, созданные в зрелый период творчества, «Рекрут» и «Петр I в Монплезире» (обе — 1904). В последней работе, являющейся одним из многочисленных вариантов этой темы, изображена сцена из жизни царя-реформатора, любившего отдыхать в петергофском дворце и наблюдать из окна за военными и торговыми кораблями, проходившими по заливу.

Итогом почти двадцатилетней собирательской деятельности вице-президента Международной конфедерации антикваров Михаила Суслова стало крупнейшее собрание русской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, бронзы, осветительных приборов последней четверти XVIII – начала ХХ века. Гордостью коллекции являются произведения И.Айвазовского, Ф.Матвеева, К.Коровина, В. и К. Маковских, Ф.Малявина и многих других художников; произведения декоративно-прикладного искусства — парадные дворцовые вазы Императорского фарфорового завода, мебель, созданная по эскизам знаменитых архитекторов К.Росси, А.Воронихина, выполненная в придворных мастерских Г.Гамбса, Х.Мейера, Ф.Мельцера и П.А.Шмита.

На выставке в ГМИИ представлены были два полотна из этой коллекции — величественный классицистический пейзаж Ф.Матвеева и военная марина И.Айвазовского. Картина «Вид на Лаго Маджоре» (1812) Матвеева, первого русского пейзажиста, прославившегося за границей, изображает панораму живописного озера, лежащего в горах на границе Италии и Швейцарии. В Италии, где Матвеев прожил сорок семь лет, он приобрел известность и уважение, ему покровительствовали русские аристократы. Молодой Сильвестр Щедрин, посетивший мастерскую Матвеева в Риме, находил его одним из лучших современных пейзажистов и отмечал его точность в передаче натуры (вплоть до формы листьев разных пород деревьев), теплоту колорита, освещение и неподражаемое умение писать дальние планы.

Большая батальная композиция Айвазовского «Сражение у Бомарзунда» (1858) изображает эпизод противостояния на Балтике России и военно-морских сил западных держав в период Крымской войны. Крепость Бомарзунд, построенная русскими военными в 1829 году, находилась на самом большом острове Аландского архипелага, ранее принадлежавшем Швеции. На картине изображен момент боевых действий английской эскадры против защитников крепости, в результате штурма полностью уничтоженной. Художник достоверно передал своеобразный ландшафт балтийских шхер — живописных скалистых островков, поросших хвойным лесом. Картина считалась долгое время утраченной, была известной только по малодоступным архивным документам. Известно, что вначале ХХ века это полотно принадлежало латвийскому художнику Карлу Залиту, который вывез ее в 1920-х годах из Петрограда на родину. Картина появилась на аукционе шведского города Упсала в 2011 году и была приобретена коллекционером.

Выставка «Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы» приурочена к столетию ГМИИ им. А.С.Пушкина. Она является этапной и рассматривается как важная веха в развитии и расширении отношений музея с коллекционерами. Она призвана показать не только богатство частных собраний и широту художественных симпатий и интересов собирателей, но и плодотворность проводимой Музеем работы с частными коллекциями, которые являются потенциальным ресурсом пополнения собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина.

Д.Левицкий. Портрет великого князя Павла Петровича. Конец XVIII века. Холст, масло. Коллекция А.Смузикова

Д.Левицкий. Портрет великого князя Павла Петровича. Конец XVIII века. Холст, масло. Коллекция А.Смузикова

Императорская икона-складень «Св. Ольга». 1895. Серебро, золото, цветная эмаль, темпера. Коллекция В.Логвиненко

Императорская икона-складень «Св. Ольга». 1895. Серебро, золото, цветная эмаль, темпера. Коллекция В.Логвиненко

Икона «Святые мученики Борис и Глеб, мученик Василиск». XVI век. Дерево, темпера, позолота. Коллекция И.Глазунова

Икона «Святые мученики Борис и Глеб, мученик Василиск». XVI век. Дерево, темпера, позолота. Коллекция И.Глазунова

Икона «Св. Параскева, с апостолом Петром и преп. Евдокией (на полях)». Конец XVII века. Дерево, левкас, темпера, золочение. Коллекция В.Бондаренко

Икона «Св. Параскева, с апостолом Петром и преп. Евдокией (на полях)». Конец XVII века. Дерево, левкас, темпера, золочение. Коллекция В.Бондаренко

П.Уткин. Лунное. 1906. Холст, темпера. Коллекция В.Дудакова и М.Кашуро

П.Уткин. Лунное. 1906. Холст, темпера. Коллекция В.Дудакова и М.Кашуро

Н.Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1910–1911. Картон, темпера. Коллекция В.Дудакова и М.Кашуро

Н.Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1910–1911. Картон, темпера. Коллекция В.Дудакова и М.Кашуро

Б.Кустодиев. Троицын день. Гулянье. 1917. Холст, масло. Коллекция П.Авена

Б.Кустодиев. Троицын день. Гулянье. 1917. Холст, масло. Коллекция П.Авена

П.Кончаловский. Верстак. 1917. Холст, масло. Коллекция П.Авена

П.Кончаловский. Верстак. 1917. Холст, масло. Коллекция П.Авена

И.Машков. Русская Венера. (Россия и Наполеон). Около 1914 года. Холст, масло. Коллекция П.Авена

И.Машков. Русская Венера. (Россия и Наполеон). Около 1914 года. Холст, масло. Коллекция П.Авена

Икона «Воскрешение Лазаря». (Круг Андрея Рублева). Первая четверть XV века. Дерево, левкас, темпера, позолота. Коллекция В.Логвиненко

Икона «Воскрешение Лазаря». (Круг Андрея Рублева). Первая четверть XV века. Дерево, левкас, темпера, позолота. Коллекция В.Логвиненко

Л.Гудиашвили. Юноша с пятнистой ланью. 1924. Холст, масло. Коллекция И. и Т. Манашеровых

Л.Гудиашвили. Юноша с пятнистой ланью. 1924. Холст, масло. Коллекция И. и Т. Манашеровых

В.Тропинин. Портрет неизвестной с зонтиком в руке. 1810. Холст, масло. Коллекция А.Смузикова

В.Тропинин. Портрет неизвестной с зонтиком в руке. 1810. Холст, масло. Коллекция А.Смузикова

В.Боровиковский. Портрет И.Яковлева. 1807–1811. Холст, масло. Коллекция А.Смузикова

В.Боровиковский. Портрет И.Яковлева. 1807–1811. Холст, масло. Коллекция А.Смузикова

Л.Попова. Натюрморт. 1915. Холст, масло, коллаж. Коллекция А.Смузикова

Л.Попова. Натюрморт. 1915. Холст, масло, коллаж. Коллекция А.Смузикова

Икона «Св. митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп в предстоянии Господу Вседержителю». Последняя четверть XVII века. Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение, серебрение. Коллекция В.Бондаренко

Икона «Св. митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп в предстоянии Господу Вседержителю». Последняя четверть XVII века. Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение, серебрение. Коллекция В.Бондаренко

Н.Гончарова. Дева на звере. 1911. Бумага, графитный карандаш. Коллекция М.Салиной и С.Кривошеева

Н.Гончарова. Дева на звере. 1911. Бумага, графитный карандаш. Коллекция М.Салиной и С.Кривошеева

А.Ф.Лагрене. Портрет великой княгини Александры Федоровны. Конец 1810-х – начало 1820-х годов. Кость, акварель, гуашь. Коллекция С. и Т. Подстаницких

А.Ф.Лагрене. Портрет великой княгини Александры Федоровны. Конец 1810-х – начало 1820-х годов. Кость, акварель, гуашь. Коллекция С. и Т. Подстаницких

И.Левитан. Близ Бордигеры. На севере Италии. 1890. Холст, масло. Коллекция А.Гарина

И.Левитан. Близ Бордигеры. На севере Италии. 1890. Холст, масло. Коллекция А.Гарина

В.Серов. Петр I в Монплезире. 1904. Картон, масло. Коллекция В.Царенкова

В.Серов. Петр I в Монплезире. 1904. Картон, масло. Коллекция В.Царенкова

И.Айвазовский. Сражение у Бомарзунда. 1858. Холст, масло. Коллекция М.Суслова

И.Айвазовский. Сражение у Бомарзунда. 1858. Холст, масло. Коллекция М.Суслова

Ф.Матвеев. Вид на Лаго Маджоре. 1812. Холст, масло. Коллекция М.Суслова

Ф.Матвеев. Вид на Лаго Маджоре. 1812. Холст, масло. Коллекция М.Суслова

К.Малевич. Супрематизм. Прямоугольник и круг. 1915. Холст, масло. Коллекция А.Смузикова

К.Малевич. Супрематизм. Прямоугольник и круг. 1915. Холст, масло. Коллекция А.Смузикова

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru