Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 105 2013

Валентина Гончар,

фото Сергея Пятерикова

Березовая Рудка — жемчужина Полтавщины

Жизнь и творчество более чем восьмисот известных в истории мировой культуры людей связаны с Полтавщиной, духовным центром Украины, и среди них: Г.С.Сковорода, И.П.Котляревский, Н.В.Гоголь, Е.П.Гребёнка, О.Гончар, Б.И.Олейник и др. Полтавская земля вдохновляла на творчество Т.Г Шевченко и А.С.Пушкина, Лесю Украинку и Марко Вовчок, А.П.Чехова и А.М.Горького, В.В.Маяковского и И.А.Бунина…

В чреде этой славной когорты не затерялся род Закревских, который был очень велик и знаменит многими неординарными личностями, памятными не только в истории Украины, но и во всей Российской империи. Были среди Закревских известные историки, этнографы, художники, писатели, юристы, видные государственные и общественные деятели.

Графине Аграфене Закревской, славившейся в свете своим ветреным нравом, посвящали стихи А.С.Пушкин и Е.А.Боратынский. П.А.Вяземский, также увлекавшийся А.Закревской, в письмах к Пушкину называл ее «медной Венерой». Многие исследователи полагают, что Пушкин под «Клеопатрою Невы» в «Евгении Онегине» подразумевал именно графиню Закревскую. Сохранился выполненный им на рукописи стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…» (1828) портрет Аграфены Закревской. Хотя она и не принадлежала к ветви полтавских Закревских, но фамилия дает нам право вспомнить и ее в этой статье.

На Полтавской земле есть село с поэтическим названием Березовая Рудка. Расположено оно в западной части Полтавщины, в 30 километрах от районного центра Пирятин и в 150 километрах от Киева. Сейчас это одно из больших сел Пирятинщины, в нем проживают 1300 жителей. Березовая Рудка имеет богатую событиями, интересную, почти трехсотлетнюю историю. На протяжении 160 лет этим селом, с красивым дворцом и парком, владело семейство помещиков Закревских — старинный, знатный дворянский род. Пять поколений Закревских обустраивали свое имение, превратив его в драгоценную жемчужину Полтавской земли, увы, умершую без хозяев, как умирает жемчуг, не соприкасающийся с человеческим телом.

Березовая Рудка сравнительно мало известна почитателям прошлого Украины, хотя она сыграла свою роль в нашей культуре и истории, начиная с гетмана Ивана Скоропадского, великого Тараса Шевченко, историка Николая Закревского, писателей Евгения Гребёнки и «украинского француза» Якова де Бальмена.

«Слободку Березовая Рудка, — читаем старинный документ, — в прошлом 1717 году основал гетман Иван Скоропадский, купивши в сотне Пирятинской, Лубенского полка грунта и осадив при онных грунтах на сотенном Пирятинском степу людьми тоей же сотни и прочими. Нынче же тоей слободкой владеет дочь его гетманская пане Толстая…» После смерти Скоропадского село перешло по наследству к его вдове Анастасии Марковне, затем к их потомкам.

В 1752 году у нежинских полковников Александра и Ивана Петровичей Толстых приобретает Березовую Рудку вместе с другими селами их обширного имения основатель династии будущих владельцев, киевский полковой есаул Иосиф Лукьянович (Осип Лукич) Закревский. Он выбрал для себя и своих потомков место действительно благословенное, где была чудесная природа, плодородные земли, полноводные реки, которые, однако, при разливе не могли принести вреда поместью.

Тихая речушка Рудка с белоствольными березами по берегам (отсюда и название села) текла по одну сторону, речка Перевод по другую сторону усадьбы. Красивый вековой лес и плодородные земли вокруг придавали имению особое очарование. Сам основатель династии Закревских — Иосиф Лукьянович в Березовой Рудке почти не жил. Он приобрел ее для своих детей, внуков, правнуков.

Согласно «Малороссийскому родословнику» В.Л.Модзалевского, Иосиф Лукьянович Закревский, черниговский помещик, киевский полковой есаул, генеральный Войска запорожского бунчужный, женился в 1741 году на Анне Григорьевне Разумовской, сестре видных политических деятелей, братьев Разумовских: Алексея Григорьевича, морганатического супруга императрицы Елизаветы Петровны, и Кирилла Григорьевича — последнего гетмана Украины. Закревские владели обширными имениями на Черниговщине, а затем и на Полтавщине. В семье было четверо сыновей: Андрей, Григорий, Кирилл и Алексей, а также три дочери (Марина, София и Евфросинья).

Андрей Осипович (1742–1804), директор Санкт-Петербургской Академии художеств (1783–1788), действительный статский советник, председатель Медицинской коллегии (1789), был женат на Марии Ивановне Одоевской, фрейлине императрицы, дочери действительного тайного советника князя Ивана Одоевского. Андрей Осипович Закревский владел имениями под Петербургом, Украиной почти не интересовался, похоронен в Москве в Спасо-Адрониковом монастыре.

Его сестра Марина Осиповна (1741–1800), статс-дама, вышла замуж за Льва Александровича Нарышкина, другая — София Осиповна — за графа Николая Федоровича Апраксина. Они тоже жили в России, лишь младшая Евфросинья осталась в Украине, став женой премьер-майора Якова Михайловича Скоропадского.

При разделе отцовских владений в 1769 году Григорий Осипович Закревский получил вместе с другими имениями Березовую Рудку, став самым крупным землевладельцем из семейства Закревских. Он поселился в Березовой Рудке в 1770 году. До этого успел послужить в Войске Запорожском (1764), подкоморным Батуринского уезда (1769), предводителем дворянства Киевского наместничества.

В Березовой Рудке именно он основал усадьбу, построив дворец и флигели, постепенно превратил дремучий лес над протокой Перевода и речушкой Рудкой в чудесный парк. То, что в будущем создало славу Березовой Рудке как выдающемуся памятнику садово-паркового искусства, заложено именно Г.О.Закревским.

Территория усадьбы занимает площадь около 100 гектаров. Вытянута она по двум композиционным осям: юг — север, восток — запад. Природный рельеф равнины, окруженной заболоченными территориями с реками Рудка и Перевод, продиктовал объемно-планировочную композицию усадьбы и определил ее границы.

При подъезде к Березовой Рудке издали видна белая ограда с вписанной в нее китайской беседкой, отделяющая владения Закревских с восточной и южной сторон. К парадному двору теперь ведет еловая аллея, поначалу была она тополиной, затем каштановой, остатки которой еще можно видеть сегодня.

Композиционным центром всей усадьбы был двухэтажный дворец в классическом стиле, построенный в конце XVIII века. К сожалению, он погиб во время пожара. На его месте был построен в стиле необарокко ныне сохранившийся дворец. Южный фасад здания, выходящий на парадный двор, выглядит скромно. В центральной его части находятся фронтон с родовым гербом Закревских, видовая терраса с арочной кровлей и ажурным кованым украшением под ней. Терраса ограждена кованой же решеткой. Внизу — простой портик в виде аркады главного входа, также украшенный кованой оградой. Два боковых равновеликих ризалита акцентированы гранеными эркерами. В торцовых сторонах дворца были две закрытые двухъярусные веранды. К сожалению, сейчас остался только один ярус с западной стороны. Закрытые веранды, по сути, единственное, что утрачено в фасадах здания.

Парковый фасад выполнен более изысканно и затейливо, с подчеркнутой парадностью и пышностью декоративного убранства. Вдоль основания закрытой галереи второго яруса дворца устроен ажурный металлический балкон на кронштейнах. Балкон двумя металлическими лестницами соединен с лоджиями и с первым этажом. Ограждены балкон и лестницы ажурной металлической решеткой. Ее рисунок представляет собой сочетание античных орнаментальных мотивов меандра и переплетенных колец. Кстати, металлические украшения дворца имеют одинаковый рисунок, все они выполнены местными кузнецами. Закрытая галерея второго яруса являлась как бы продолжением большого бального зала, откуда, через проемы лоджий, а затем пройдя балкон и лестницу, гости и владельцы усадьбы спускались в парк.

С первого этажа южного входа в бальный зал ведет красивая деревянная лестница с профилированными перилами и балясинами ручной резьбы. Орнамент балясин — раскрытые цветочные лепестки и переплетенный жгут. Применение дерева в интерьере дворца, деревянной резьбы и фольклорных мотивов подчеркивает связь автора проекта с народным декоративным искусством.

Остальные помещения дворца, к сожалению, утратили свой первозданный вид, с тех пор как в 1929 году здесь разместили аудитории Березоворудского техникума Полтавской государственной аграрной академии. Исчезла лепнина, пропали деревянные и металлические украшения, а сами комнаты, каждая из которых некогда имела свое лицо, перепланированы и искажены.

На основании архивных документов и изысканий шевченковеда П.В.Жура можно полагать, что существующее здание дворца возведено в 1838 году по проекту известного украинского архитектора Евгения Ивановича Червинского. Этот украинский зодчий был учеником видного русского архитектора К.А.Тона — идеолога «русского византийского стиля», автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. Е.Червинский творчески воспринял у своего учителя идею возрождения национального стиля, однако уже в традициях культуры Украины. Е.И.Червинский — уроженец Полтавщины, его родовое имение находится в 7 километрах от Березовой Рудки в селе Грабаровка Пирятинского района. В Украине зодчим было возведено около 40 церквей, а также несколько помещичьих усадеб.

Одновременно с утраченным первоначальным дворцом, по обе его стороны, были построены два однотипных флигеля с деревянными фронтонами и четырехколонными портиками тосканского ордера. Имя зодчего, возводившего эти здания, к сожалению, неизвестно. Восточный флигель предназначался для приема гостей, сейчас здесь размещен Березоворудский музей, в западном находились столовая, пекарня, кондитерская, позже была пристроена оранжерея (сейчас здесь одно из отделений техникума). Эти одноэтажные здания строились из местного кирпича с кирпичными же украшениями над окнами, дверью, карнизами под кровлей и над фундаментами.

Территория парадного двора по кругу была обсажена формированной живой изгородью. На прямоугольных участках были разбиты цветники. В 2001 году в центре парадного двора установлен памятник Т.Г.Шевченко.

Старинный парк на берегах Рудки и Перевода площадью 45 гектаров был обустроен в 1786 году, как мы уже говорили, по инициативе Григория Осиповича Закревского. До этого здесь с XVII века рос вековой смешанный лес, состоящий из дубов, верб, лип, берез, осин, ясеней, вязов, кленов…

В лесу прорубили просеки, засадили их односортными деревьями. Образовалось 9 аллей (от 4 до 12 метров в ширину): липовая, три каштановых, ореховая, берестовая, две березовых, сосновая. Аллеи вымостили кирпичом, устроили водосточные лотки. От основных аллей расходились лучами боковые трассированные дорожки, в которых были сооружены беседки в китайском и японском стилях, а также оригинальная барочная беседка — «чайный павильон». Эти павильоны располагались так, что гуляющие по парку выходили к ним как бы неожиданно, случайно. К западу и востоку от задворцовой поляны были устроены пейзажные участки парка.

На территории парка установили металлические скамьи кузнечной работы, украшенные элементами барочного рисунка. К сожалению, до нас дошла лишь беседка в ограде, а две скамьи хранятся в музее.

Доминантой восточного участка парка стал прямоугольный пруд, выкопанный крепостными крестьянами. Два насыпных земляных островка расположены в восточной и северной части пруда, на них находились мужская и женская купальни с деревянными вышками. От островков к берегу ведут простые деревянные мостики.

На периферии западной и северной сторон парка начинается фруктовый сад. Заложен он также Григорием Осиповичем Закревским на рубеже XVIII–XIX веков. Западный участок сада состоит из 6 прямоугольных боскетов размером 400Ч300 м, а северный — из одного. Боскеты отделяются друг от друга аллеями и древесными насаждениями. Например, один из боскетов огражден кустами кизила, возраст их около 130 лет. В саду растут яблони, груши, сливы, абрикосы. На рубеже ХІХ–ХХ веков — период, который можно отнести к расцвету усадьбы, — работал в парке и фруктовом саду уроженец Латвии, садовник Карл Петрович Дризуль. В Березовой Рудке до сих пор живут его потомки.

Представитель третьего поколения Закревских — Алексей Григорьевич владел Березоворудским имением почти в равных долях с братом Василием, оба они жили в нем, заботясь об усадьбе и парке. Алексей Григорьевич Закревский (1767–1834) начал службу с 12-летнего возраста капралом лейб-гвардии Преображенского полка. В 1789 году перевелся в Киевский карабинерский полк, в 30-летнем возрасте ушел в отставку. В 1805 году был избран наместником Пирятинского уездного дворянства. На этой должности он пребывал 30 лет, дослужившись до статского советника. Был женат на Варваре Ивановне Пустовойт, которая родила ему пятерых сыновей (Платона, Михаила, Виктора, Павла и Георгия) и трех дочерей (Софью, Марию и Александру).

Василий Григорьевич Закревский (1769–1840) служил в русской армии, дослужился до ротмистра. Участвовал в походах в Молдавии, Польше, Литве, уволен со службы в 1804 году, последний подкоморный Пирятинского уезда. Был женат на Анне Яковлевне Омельянович, от которой имел единственного сына Николая. После смерти Василия Григорьевича имение Закревских переходит во владение многочисленного семейства Алексея Закревского и сына Василия — Николая Васильевича Закревского (1808–1871). При разделе наследства большая его часть досталась старшему сыну Алексея Григорьевича Платону Алексеевичу. Его братья и сестры были наделены небольшими имениями вблизи Березовой Рудки.

Четвертое поколение Закревских дало миру двух талантливых людей — двоюродных брата и сестру Софью Алексеевну и Николая Васильевича Закревских. Родившаяся в 1796 году Софья Алексеевна Закревская была талантливой писательницей. Ее романы и повести «Институтка», «Ярмарка», «Креницы» печатались в журналах «Отечественные записки и «Финский вестник». В.Г.Белинский отмечал прозу С.Закревской.

Платон Алексеевич Закревский (1801–1882), полковник в отставке, в 1839 году женился на 17-летней красавице Анне Ивановне Заславской (1822–1857) — дочери своего товарища по службе, сотенного есаула Ивана Игнатьевича Заславского, помещика села Морковки Лебединского уезда на Харьковщине. Они поселились в только что перестроенном роскошном дворце, в этот же год у них родился сын Игнатий, будущий владелец Березовой Рудки, а через 2 года — дочка Ольга, затем дочь Софья.

Их кузен Николай Васильевич Закревский (1805–1871) был известным украинским историком, этнографом, художником, автором двухтомника «Описание Киева» и сборника «Старосветский бандуриста. Избранные малороссийские и галицкие песни и думы» в трех книгах (1860–1861), куда вошло 190 дум и песен, 3878 поговорок и присказок, 194 загадки и словарь украинских слов-идиом, над которым он работал 20 лет и продолжал трудиться после выхода сборника, дополнив его новыми материалами. Одна из улиц Киева носит сейчас имя Николая Закревского.

Яркую страницу в историю семейства Закревских вписал гениальный украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко, гостивший в Березовой Рудке пять раз в 1843–1846 годах. Воспоминания жителей села о Шевченко передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. Буквально по крупицам собирались они работниками Березоворудского музея.

Весной 1843 года, после 14-летней разлуки с Родиной, Шевченко приезжает в Украину. Ему 29 лет, он уже не крепостной помещика Энгельгардта, а вольный — известный поэт, автор изданного в 1840 году «Кобзаря», талантливый художник, успешно обучающийся в Петербургской Академии художеств. Шевченко отправился в Украину вместе со своим другом и наставником Евгением Павловичем Гребёнкой. Во время путешествия они договорились, что после посещения своих родных в Кирилловке Шевченко приедет погостить к Евгению Павловичу в его родовое имение, хутор Убежище Пирятинского уезда, что в 35 км от Березовой Рудки. Он сдержал слово, несколько дней гостил в милом Убежище под присмотром матери Евгения Гребёнки — Надежды Ивановны, а затем выехал с другом на ежегодный грандиозный бал к Татьяне Густавовне Волховской в село Мойсевку Пирятинского уезда (сейчас Драбовский район Черкасской области). Имение генеральши Волховской называли «украинским Версалем», здесь дважды в год собирался цвет тогдашней украинской аристократии.

Именно в Мойсевке 29 июня Тарас Григорьевич познакомился и близко сошелся с новыми друзьями — тремя братьями Закревскими и братьями Яковом и Сергеем де Бальмен, а также Алексеем Капнистом. Здесь Шевченко впервые встретил и Анну Ивановну Закревскую. Тарас Григорьевич был покорен этой женщиной. В своих воспоминаниях Александр Афанасьев-Чужбинский писал: «Это увлечение было сильным. Шевченко не на шутку задумывался, рисовал ее головку и несколько раз писал стихи».

Через несколько дней после бала, 2 июля, Тарас Григорьевич в сопровождении Капниста приехал в Березовую Рудку, которая с тех пор на долгое время заняла место в его сердце. Сюда он рвался, тут бывал счастлив. В первый приезд он пробыл в Березовой Рудке всего один день. Встретился с новыми друзьями, еще раз увидел Анну. Тогда же Закревские пригласили Шевченко приехать еще и написать портреты хозяев. Хотя у Закревских и был свой крепостной художник, Андрей Мартынович Третьячевский, но работы Шевченко, обучающегося в академии именно по классу портрета, конечно, были много лучше работ крепостного художника-самоучки.

Для выполнения заказа Шевченко приехал в Березовую Рудку только в декабре 1843 года. Исследователь жизни и творчества поэта П.В.Жур точно установил, что пробыл он в усадьбе с 15 по 23 декабря. Портрет Анны Ивановны Закревской можно считать лучшим женским портретом Шевченко.

Мариэтта Шагинян пишет о своем впечатлении от портрета Закревской: «Ни на каком другом из портретов Т.Шевченко, стилизованных по моде того времени, нет таких глаз, нет такой полной, трагической, душевной жизни глаз, такого слезно-нежного говорящего взгляда».

Одновременно с этим портретом Шевченко выполнил и портрет хозяина Березовой Рудки Платона Алексеевича Закревского, а также карандашный портрет-шарж на Виктора Закревского, брата Платона Алексеевича. Известно, что с Виктором Закревским Шевченко особенно сдружился, через него велась переписка Шевченко и Анны Закревской. Поэт неоднократно навещал Виктора в его имениях Викторовке и Лемешовке.

Последующие приезды Т.Г.Шевченко в Березовую Рудку состоялись в мае и октябре 1845 года, затем в январе 1846 года. Тарас Григорьевич сблизился с сестрами Платона Алексеевича, писательницей Софьей Алексеевной и Марией Алексеевной, пианисткой-виртуозом, которая исполняла для гостя произведения Шопена. Шевченко был знаком и с крепостным художником Закревских А.М.Третьячевским, бывал в его доме, написал для него образ Мадонны. Эта картина долго сохранялась в доме наследников Третьячевского, а в 1939 году Мариэтта Шагинян, работавшая над докторской диссертацией о Шевченко, приезжала в Березовую Рудку для сбора материала, посетила и дом Третьячевских. Она обратила внимание на эту картину и приобрела ее.

Уже будучи сосланным за участие в Кирилло-Мефодиевском товариществе в Оренбургские степи на 10 лет «без права писать и рисовать», Тарас Григорьевич в далеком Кос-Арале напишет стихотворения, посвященные Анне Закревской. Одно из них «А.З.» (1848) — воспоминание об их первой встрече на балу у Волховской покоряет лиризмом и глубиной чувств великого поэта. «Если бы встретились мы снова…» (1848) — второе стихотворение, посвященное Анне, ставшее позже прекрасным романсом. Его положил на музыку выдающийся украинский композитор Николай Витальевич Лысенко.

В третье свое путешествие на Украину уже в 1859 году Т.Шевченко приезжает в Пирятин с надеждой еще раз увидеть Анну, но ее уже не было в живых, и значит, ехать в Березовую Рудку было для него бессмысленно. Анна ушла из жизни в 35 лет. Она не знала счастья в браке, замуж выдана была по воле родителей совсем юной. В Пирятине поэт напишет стихотворение-плач о судьбе Анны «Ой, маю, маю я оченята…».

Братья Платона Алексеевича Закревского Виктор и Михаил принадлежали к либеральному кругу украинского дворянства, активно сочувствовали французской революции 1848–1849 годов. По личному приказу Николая I их держали под арестом в Петербурге. Причиной ареста был донос генерал-майора Селецкого: «Отставной поручик Михаил Закревский носит бороду, выражает на каждому шагу тот способ демократических мыслей, которыми хвастается, и 15 апреля 1848 года в доме Волховской, в присутствии многочисленных особ пил, провозглашая: “Да здравствует Французская республика!”».

Закревских связывала сердечная дружба с «украинскими французами» братьями де Бальмен, помещиками из села Линовица Пирятинского уезда (теперь Черниговская область). С ними подружился и Т.Г.Шевченко. Именно Яков де Бальмен, известный писатель и художник, вместе с художником Николаем Башиловым, с целью распространения произведений поэта в странах Западной Европы, особенно в Польше, переписали латынью и собственноручно проиллюстрировали книгу «Вирши Т.Шевченко», куда вошли «Кобзарь», поэмы «Гайдамаки» и «Гамалия».

Яков де Бальмен прислал эту книгу Виктору Закревскому из Одессы в 1844 году, который и вручил ее поэту в Березовой Рудке, где Шевченко узнал о гибели Якова де Бальмена на Кавказе и, под впечатлением этой скорбной вести, написал первые строчки поэмы «Кавказ», которую закончил в Переяславе в ноябре 1845 года. «Искреннему моему Якову де Бальмену» — эти слова предпосланы поэме.

Памятник украинскому национальному гению Т.Г.Шевченко перед дворцом в Березовой Рудке как бы связал две эпохи усадьбы — ХХ и ХХI века и времена, когда жили и трудились здесь многие представители славного рода Закревских.

На основании архивных документов Пирятинской уездной земской управы установлено, что в 1864 году усадьба Закревских занимала территорию в 60 десятин 355 саженей. По материалам подворной переписи 1900 года, территория усадьбы состояла из 78 десятин.

В теперешнем лесопарке Березовой Рудки растет значительно большее количество видов деревьев и кустарников, чем при Закревских. В восточной части парка на территории пяти гектаров размещено опытно-коллекционное поле Березоворудского техникума, на котором произрастает более 30 видов лиственных и хвойных пород деревьев, а также около 20 видов декоративных кустарников. Гордостью парка является коллекция редчайших растений, таких как магнолия, тюльпановое дерево, катальпа японская, барбарис кроваволистный, тис ягодный, сумьяк и другие.

Березоворудский парк — памятник садово-паркового искусства — старейший ландшафтный парк Полтавщины. Планировка центральных и боковых его аллей осталась прежней, но сам парк, конечно, многое утратил, и немало усилий надо приложить, чтобы сохранить его для будущего.

Усадьба Закревских имела также служебную зону и хозяйственный двор. К западу от партера была разбита прямая аллея, которая разделяла северный хозяйственный двор и южную парадную зону. В конце ХІХ века в ее центре были построены ныне утраченные кирпичные здания конторы управляющего имением и служебный флигель.

В северо-восточном углу парадной служебной зоны в конце ХІХ века возвели здание инвентарного склада, каменное, квадратное в плане, одноэтажное.

В восточной стороне хозяйственного двора находилось большое здание псарни, возведенное по инициативе Платона Алексеевича Закревского в 1840-х годах. Известно, что он был большим любителем и знатоком гончих собак, которых у него было более сотни, причем редчайших пород. Платон Алексеевич гордился своей псарней и любил демонстрировать ее соседям помещикам.

В период владения усадьбой его сыном Игнатием Платоновичем здание использовалось в качестве зернохранилища-амбара. Оно видно на старых фотографиях. На территории еще заметны остатки винных складов середины ХІХ века. Сохранились только их подвальные помещения, несколько камер, перекрытых полуциркульными сводами.

Неподалеку находилось каменное здание мельницы конца ХІХ века, прямоугольное в плане, с четырьмя разновеликими контрфорсами. Они придают сооружению романтические черты. Использование исторических архитектурных мотивов при проектировании даже функциональных построек — характерная черта стиля эклектики, типичного для конца ХІХ века в России.

На запад и юго-запад от хозяйственного двора находился небольшой жилой комплекс, предназначенный для управляющего имением, прислуги, и скотный двор. Было здесь как бы две небольшие усадьбы с жилыми домами и фруктовыми садами. Кирпичный дом для прислуги, простых архитектурных форм, сейчас утрачен.

Сохранился только дом управляющего имением, возведенный в конце ХІХ века, кирпичный, одноэтажный, прямоугольный в плане. Архитектура его фасадов отмечена чертами «кирпичного стиля». Своеобразие этого стиля заключается в активном использовании кирпича в качестве главного убранства фасада. Сложный кирпичный рисунок наличников оконных проемов, рустованные лопатки углов здания формируют «ковровый» характер декоративного убранства фасадов. Сейчас в доме управляющего находятся квартиры преподавателей и сотрудников техникума.

К юго-западу от этого комплекса находился огромный скотный двор, который занимал территорию, выходящую южной стороной к Свято-Троицкой церкви. Здесь в конце ХІХ века были коровник, свинарник, конюшня, голубятня, птичник. Сейчас от скотного двора остались одни воспоминания. Как и от пяти заводов, основанных на рубеже XVIII и XIX веков Г.О.Закревским и вовсю работавших в 60-х годах позапрошлого века, за пределами усадьбы, — винного, кирпичного, литейного, двух селитровых.

Как все-таки странно и трагично складывалась судьба помещичьих имений в России и на Украине после революции 1917 года. До сих пор непонятно, почему надо было рушить и уничтожать отличные дома, хозяйственные постройки с домашними животными, вырубать парковые аллеи и т.д., и т.д. Хорошо еще, что в Березовой Рудке хоть что-то осталось после десятилетий вандализма, но, конечно, усадьба сейчас мало похожа на то великолепное имение, которое было здесь в начале ХХ века. Утраты, нанесенные усадьбе новыми «свободными» хозяевами, безусловно, невосполнимы. Теперь мы пытаемся хоть что-то законсервировать, восстановить и спасти, но все это в наших условиях крайне сложно и малоперспективно. Поистине — «что имеем, не храним, потерявши — плачем».

К дворцово-парковому ансамблю усадьбы Закревских относится и пирамида-часовня, сооруженная в южной части Березовой Рудки над семейным склепом Закревских, который находился у стен Свято-Троицкой церкви, возведенной в 1801 году братьями Алексеем и Василием Закревскими. «На погосте в 1899 году построена пирамидальная каменная часовня помещиком И.П.Закревским над могильным склепом его предков», — говорит архивная запись.

Игнатий Платонович Закревский (1839–1906) — видный чиновник императорской России, сенатор, юрист. Строительством пирамиды-часовни, сооружения для Европы редчайшего, представитель пятого поколения Закревских захотел увековечить память своего знатного рода. Умерший в 1906 году в Египте, он и сам был похоронен под ее сводами.

Пирамида-часовня имеет высоту 9,5 метра, а сторона основания — 7 метров. Семейный склеп опустили вниз, над ним по сторонам расположились погребальные камеры для последующих захоронений, сверху над ними, в наземной части пирамиды, была сама часовня. Стены ее расписали копиями египетских фресок и цитатами из Библии. Алтарь с крестом располагался напротив входной двери. Через удлиненные окна в западной и восточной гранях проходил свет. Справа от входной двери стояла статуя ангела-хранителя. Цоколь пирамиды сделан из тесаного гранита, а грани ее — из оштукатуренного местного кирпича, с нанесенными на него рисунками в виде мозаичных квадратных плит. Вход в пирамиду был обнесен кованой оградой, коваными были входная дверь и фигурные решетки на окнах. Над дверью располагалось рельефное изображение египетской богини Исиды и православный крест. Березоворудская пирамида-часовня — одна из трех европейских пирамид такого типа (одна размещена в с. Комендантовка на Полтавщине, еще одна в Риме).

Время и люди не пощадили ни пирамиду-часовню, ни Свято-Троицкий храм рядом с ней. В 1928 году здание церкви было перестроено под сельский клуб, сняты купола, переделаны окна и интерьер. Останки захоронений Закревских были осквернены, их выбросили из погребальных камер и хорошо если перезахоронили на сельском кладбище. В самой пирамиде стали хранить лед для местного молокозавода, затем установили двигатель для подачи электроэнергии в клуб.

В 1968 году пожар уничтожил остатки здания бывшей церкви, и на церковном дворе построили сельский дом культуры. Пирамиду тоже хотели уничтожить, конечно, тайно ночью, но заглохли моторы у бульдозеров, не одолевших кладки пирамиды. Местные крестьяне верили в магическую силу пирамиды-часовни, надеясь исцелить в ней свои недуги. Долго пирамида стояла бесхозной, только в 2002 году ей присвоен статус памятника архитектуры регионального значения. Но восстановительные работы пока не начинались.

«Все в мире боится времени, но время боится пирамид», — гласит арабская пословица. К удивлению, даже в ХХ веке в СССР истина эта подтвердилась.

Революция 1917 года выкинула из Березовой Рудки и разбросала по свету потомков Игнатия Платоновича Закревского. Теперь они живут в Англии, Франции, Германии. Но, по их словам, они всегда старались хранить воспоминания о родных местах и передавать их по крупицам своим потомкам, чтобы не исчез из семейной памяти образ далекой Родины, Березовой Рудки. Этим, наверное, и можно объяснить регулярные приезды на Полтавщину потомков Закревских. Есть среди них известные искусствоведы, политики, юристы, художники, общественные деятели.

Первый визит Татьяны Ивановны Александер (в девичестве Бенкендорф), внучки Игнатия Платоновича Закревского, состоялся в 1991 году. Она приехала из Англии с тремя внуками, уже на склоне лет, чтобы поклониться родным местам, родным могилам. Она проторила дорогу в Березовую Рудку, и последующие приезды к нам зарубежных потомков Закревских стали регулярными. В апреле 2004 года посетила Березовую Рудку гостья из Германии Екатерина Цурикова, внучка дочери Игнатия Платоновича — Аси Закревской-Ионовой-Кочубей. Приезжала она с кузеном из Англии, правнуком Игнатия Платоновича, Николасом Клеггом и его сыном Александром.

Летом 2004 года Березовую Рудку впервые увидела внучка еще одной из дочерей Игнатия Платоновича — Дарьи Маре (в девичестве Мирвода), Колетт Хартвич из Люксембурга. С тех пор вот уже на протяжении семи лет она приезжает в Березовую Рудку почти ежегодно. В апреле 2011 года усадьбу посетили 18 потомков семейства Закревских: Колетт Хартвич с супругом и дочерью Валери, ее 92-летняя кузина Жанин из Франции с четырьмя сыновьями и невестками, а также дочерью Франсин, внучкой Элен и 4-летним правнуком…

Колетт Хартвич прониклась нашими проблемами, печальной судьбой своего родового гнезда. Именно благодаря ее спонсорской помощи в 2009 году была перекрыта крыша дворца, сделаны водоотводы и отмостка около стен здания, что спасло его от окончательного разрушения.

В нынешнее время в наших постсоветских странах есть большая загадка. Вначале мы всё рушим до основания, даже выкидываем мертвых из могил, а затем обращаемся к их потомкам за помощью, получаем ее и пользуемся как чем-то само собой разумеющимся. Потомки Закревских помогают и нашему Березоворудскому народному историко-краеведческому музею, основанному в 1974 году и вот уже на протяжении 35 лет являющемуся одним из основных очагов культуры села. Ведь в нынешних условиях народный музей не имеет средств на приобретение экспонатов. Пополнение его коллекций происходит за счет подарков от посетителей, спонсорской помощи и собирательской работы сотрудников музея.

Музей размещается в восточном флигеле бывшего имения Закревских. Экспозиция в хронологическом порядке рассказывает об истории края, начиная с древнейших времен, когда на этой территории проживали наши далекие предки-славяне, об истории самой Березовой Рудки с 1717 года и до наших дней. За годы работы в музее собрано более 5 тысяч экспонатов. Это большая этнографическая коллекция старинных предметов быта, орудий крестьянского труда, одежды, украшений, мебели, посуды.

В литературно-мемориальной комнате Т.Г.Шевченко нашла отражение история пребывания поэта в имении Закревских. Здесь же коллекция репродукций акварельных работ Шевченко, написанных во время пребывания его на Полтавщине и Черниговщине в 1845–1846 годах, и репродукции работ придворного художника Закревских А.М.Третьячевского. Собрана коллекция «Кобзарей» Т.Г.Шевченко, книги шевченковедов и современников Шевченко, а также выдающихся историков, писателей, посещавших музей.

В одном из залов можно увидеть оригинальную мебель из дворца Закревских: зеркало венецианского стекла в резной ореховой раме ручной работы, дубовые кресла с резными спинками, стол. Сохранились парковые металлические скамьи местной кузнечной работы, деревянные и гипсовые фрагменты украшений интерьеров дворца.

Здесь же отражена история семейства представителя последнего поколения владельцев Березовой Рудки — Игнатия Платоновича Закревского. Он был отцом знаменитой Марии Игнатьевны Закревской-Бенкендорф-Будберг — возлюбленной нескольких известных деятелей двадцатого столетия. Среди них — английский дипломат Роберт Брюс Локкарт, Алексей Максимович Горький, личным секретарем которого она была на протяжении 13 лет. Ей посвящен его знаменитый 4-томный роман «Жизнь Клима Самгина». Она сохраняла личный архив Горького, дружила с его семьей. После отезда Алексея Максимовича из Италии в Россию она стала гражданской женой английского писателя-фантаста Герберта Уэллса. К ней обратил прекрасное стихотворение Александр Блок. О Марии Игнатьевне написано много мемуаров, сняты фильмы. Нина Берберова написала о ней книгу «Железная женщина».

Благодаря переписке работников музея с проживающими в разных странах Европы и Америки потомками И.П.Закревского собраны уникальные фотокопии портретов дочерей, внуков и правнуков Игнатия Платоновича, документы, книги, воспоминания.

Березовая Рудка — родовое гнездо Закревских с прекрасным памятником архитектуры и садово-паркового искусства — освящена именем Тараса Шевченко, согрета красотой Анны Закревской, жизнью нескольких поколений рода Закревских, сыгравших значительную роль в украинской и русской истории. Все здесь по идее должно быть сохранено — любое старинное строение, каждая поляна, аллея, каждое старое дерево. Всем этим нужно гордиться и необходимо беречь. Нужно сделать все, чтобы об этих сказочных местах узнало как можно больше людей.

Но пока что Березовая Рудка живет ожиданием «лучших времен». Бог знает, когда, наконец, дойдет очередь до этого чудесного уголка Украины и будут выделены государственные средства на реставрацию усадьбы, что сделало бы Березовую Рудку одной из главных туристических жемчужин Полтавщины.

Возможно, путешествуя по Украине, вам придется ехать трассой Киев — Харьков, и на 141 километре от столицы вы увидите с левой стороны указатель «Березовая Рудка». Не поленитесь, сверните в сторону нашего гостеприимного села и посетите печальные останки одного из архитектурных и садовых чудес Украины — дворцово-паркового ансамбля усадьбы Закревских.

Литература

Генеральное следствие о владениях Лубенского полка // Украинский архив. Т.4. Киев: Археологическая комиссия Всеукраинской АН, 1931.

Ученые известия Общества Нестора-летописца // Московский архив Министерства юстиции. Дело № 1843.

Модзалевский В.Л. Малороссийский родословник. Т.2. Киев, 1910. С. 112-119.

Бывшая усадьба Закревских в с. Березовая Рудка Полтавской области. Историко-архивные изыскания. Украинский специальный научно-реставрационный проектный институт «Укрпроектреставрация». Киев, 1991.

Поезія українського парку. Хроніка 2000. Український культурологічний альманах. Вип. 41-42. Киів, 2001.

Шагинян М. Шевченко. Киів: Дніпро, 1979.

Жур П . Літо перше. Киів: Дніпро, 1979. С. 63-100.

Жур П. Дума про вогонь. Киів: Дніпро, 1985. С. 81-99.

Жур П. Третя зустріч. Киів: Дніпро, 1970.

Биография Т.Г.Шевченко по воспоминаниям современников. Киев, Академия наук УССР, 1958. С. 49-67; 73-85.

Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь. Т.Х; XVIII. CПб., 1894.

Самойловський І.М. М.В.Закревський — історик Києва // Український історичний журнал. 1958. №4.

Берберова Н.Н. Железная женщина. Рассказ о жизни М.И.Закревской-Бенкендорф-Будберг. М.: Политиздат, 1991.

Дворец Закревских. На переднем плане — памятник Т.Г.Шевченко

Дворец Закревских. На переднем плане — памятник Т.Г.Шевченко

Дворец Закревских. 1900-е годы

Дворец Закревских. 1900-е годы

Въезд в Березовую Рудку

Въезд в Березовую Рудку

Задворцовая поляна с фонтаном

Задворцовая поляна с фонтаном

Т.Г.Шевченко. Портрет П.А.Закревского. 1843. Холст, масло

Т.Г.Шевченко. Портрет П.А.Закревского. 1843. Холст, масло

Т.Г.Шевченко. Портрет А.И.Закревской. 1843. Холст, масло

Т.Г.Шевченко. Портрет А.И.Закревской. 1843. Холст, масло

Т.Г.Шевченко. Автопортрет. 1843. Бумага, перо

Т.Г.Шевченко. Автопортрет. 1843. Бумага, перо

Т.Г.Шевченко. Шаржированный портрет В.А.Закревского. 1843. Бумага, карандаш

Т.Г.Шевченко. Шаржированный портрет В.А.Закревского. 1843. Бумага, карандаш

Литературно-мемориальная комната Т.Г.Шевченко

Литературно-мемориальная комната Т.Г.Шевченко

И.П.Закревский. Конец 1880-х годов

И.П.Закревский. Конец 1880-х годов

Восточный флигель усадьбы. Березоворудский народный историко-краеведческий музей

Восточный флигель усадьбы. Березоворудский народный историко-краеведческий музей

Пирамида-часовня над семейным склепом Закревских в Березовой Рудке

Пирамида-часовня над семейным склепом Закревских в Березовой Рудке

Китайская беседка в дворцовом парке

Китайская беседка в дворцовом парке

Колетт Хартвич, правнучка И.П.Закревского

Колетт Хартвич, правнучка И.П.Закревского

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru