Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 101 2012

Ольга Божченко

 

Нам еще предстоит длинная и трудная дорога

 

В своей книге «Жила-была коммунистическая партия» Анатолий Александрович Собчак писал: «Историки будут вспоминать и описывать наше время как важнейший период в жизни страны и народа, как поворотный момент истории, не менее значимый, чем поворот, совершенный в Октябре 1917 года».

Эти слова оказались пророческими: чем дальше мы уходим от событий конца 1980-х — 1990-х годов, тем пристальнее вглядываемся в свершения тех лет, тем внимательнее анализируем достижения и просчеты, сопоставляя то, к чему стремились, с тем, к чему пришли сегодня. Человеческая память, увы, устроена таким образом, что не всегда достоверно хранит картины прошлого. Поэтому необходимо вновь и вновь возвращаться к документам и материалам, современным тем событиям, и ныне беспристрастно отражающим нашу историю.

Экспозиция учрежденного почти десять лет назад 19 февраля 2003 года в Санкт-Петербурге «Музея становления демократии современной России имени Анатолия Собчака» представляет возможность вернуться в то для истории близкое, а для жизни человека уже достаточно далекое время. Писатель Юрий Трифонов говорил: «когда плывешь в лаве, не чувствуешь собственной температуры». Сегодня экспонаты музея дают возможность ретроспективно ощутить ритм и горячку нашей тогдашней жизни.

Музей создан на основании Указа Президента Российской Федерации В.В.Путина, при содействии Министерства культуры РФ и Санкт-Петербургского общественного фонда Анатолия Собчака. В церемонии торжественного открытия музея принимал участие Д.А.Медведев, в то время глава администрации президента РФ. Цель музея — собирать и представлять материалы о самых важных, ключевых событиях становления демократии в нашей стране, сохранять память о том судьбоносном времени и его героях — выдающихся людях, сделавших многое, чтобы Россия встала на демократический путь, в первую очередь, о таком незаурядном человеке, каким был Анатолий Александрович Собчак (1937–2000).

Экспозиция музея занимает пять анфиладных залов дворца князей Белосельских-Белозерских. Это символично и не случайно: Анатолий Александрович Собчак, став первым мэром Санкт-Петербурга, преодолевая немалое сопротивление, в начале 1990-х инициировал создание здесь Муниципального культурного центра, который в скором времени превратился в одно из заметных мест духовной жизни северной столицы. Выставки, концерты, фестивали, творческие встречи, конференции и семинары по проблемам культуры вдохнули жизнь в великолепный дворец на Невском проспекте, долгие годы бывший пристанищем партийных учреждений.

Наряду с Государственным центральным музеем современной истории России (бывшим Музеем революции) в Москве, Музей имени Анатолия Собчака оказывается пока одним из немногих, посвященным недавним, конца ХХ века, историческим событиям в России. При очевидной важности и необходимости реализации подобных проектов весьма острым становится вопрос отбора материалов и их интерпретации. Из-за слишком короткой исторической дистанции трудно расставить акценты в экспозиции, сдержать собственные эмоции, дать «отстраненную» характеристику тем или иным событиям.

В основу коллекции Музея легли научные труды профессора Собчака, документы, фотографии, вещи из семейного архива, переданные в дар Л.Б.Нарусовой. Часть предметов и документов Людмила Борисовна собирала буквально по крупицам, бережно сохраняя каждый неприметный, на первый взгляд, листок, черновиковые записи, открывающие сегодня с большой эмоциональной точностью показатели той температуры общества, о которой иносказательно писал Юрий Трифонов. Много экспонатов было подарено соратниками А.А.Собчака по возглавляемой им межрегиональной депутатской группе. Эти предметы и документы заняли важное место в экспозиции. Сохранившиеся интересные документы, фотографии передали музею ветераны Смольного, ставшего в 1991 году резиденцией мэра Санкт-Петербурга (после 1996 — губернатора) и городской администрации. Поддерживает музей постоянные связи с рядом вузов, научных учреждений и общественно-политических центров.

В то же время неоднозначное отношение к представляемым событиям, а особенно к людям, чья деятельность отражена в музейной экспозиции — это не только реалии современности, но и фактор развития исторических музеев. Сегодня судить легко, а первопроходцам было сложно. И действия политических и экономических элит нашего общества в новое время, к сожалению, не всегда обеспечивали наилучший ход преобразований. Сами реформаторы самокритично признают целый ряд промахов в социальных вопросах и экономической политике 1990-х годов: обнищание основной части населения, расслоение общества, сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, падение культуры… Ошибочность ряда политических мер очевидна и для большинства населения страны. Сегодняшние оценки неизбежно пристрастны, и, как следствие — жаркие дискуссии среди посетителей. Залы музея порой стихийно превращаются в площадки, на которых высказываются различные точки зрения, ведутся горячие споры. Дискуссионность нынешних лет, под острым углом представленная в экспозиции, подчеркивает актуальность, сложность и важность той задачи, которую поставил перед собой коллектив музея.

Открывается экспозиция одним из самых важных моментов в истории страны — первыми по-настоящему демократическими выборами народных депутатов СССР, состоявшимися весной 1989 года. После долгих лет политической апатии, когда требовалось только дружно одобрять все, что решали наверху, в политику пришли новые люди. И хотя партийная номенклатура упорно сопротивлялась, благодаря альтернативным выборам, наряду с кандидатами от компартии, прошедшими строгий «отсев», народ выдвинул и тех, которым доверял и которым дал право выступать от своего имени. Среди них были Ч.Айтматов, А.Д.Сахаров, О.Сулейменов, А.А.Собчак и многие другие.

Политическая жизнь страны была на подъеме. В экспозиции можно увидеть телеграммы, отправленные на съезд А.Собчаку. Одна из них из Калмыкской республики от Виктора Алымова: «Президент должен быть выбран народом, а не съездом. Я родился рабом, прожил жизнь рабом, а умереть хочу свободным человеком со всеми политическими и гражданскими правами граждан СССР».

Глядя на первые избирательные плакаты того времени, на листовки, написанные, порой, от руки, глядя на фотографии митингов, пикетов, демонстраций, на воодушевленные лица людей, в том числе таких известных, как А.Д.Сахаров, Г.В.Старовойтова, Ю.Н.Афанасьев, Г.Х.Попов, А.А.Собчак, вспоминаешь и переживаешь то удивительное время. Имена этих людей стали синонимами демократических преобразований в стране. Дух свободы витал в воздухе.

На стендах представлен ряд экспонатов, напоминающих о том, что свобода печати тогда уже не была пустым звуком. Здесь и газетные материалы: статьи о Н.Вавилове, А.Рыкове, Я.Рудзутаке; произведение В.Дудинцева «Белые одежды» о гонениях на генетиков, напечатанное в журнале «Дружба народов» и «Роман-газете»; номера самого читаемого в те годы журнала «Огонек»; здесь книги, выпущенные и самиздатом, и самим Политиздатом (например, «Избранные произведения» Н.Бухарина).

О тяжелом экономическом положении страны напоминают карточки: на колбасные изделия, сахар, чай, мыло. На стенде фотография делегации первой доставившей в 1989 году в Ленинград гуманитарную помощь.

Демократическое движение поднимается не только в центре страны, но и на местах, в республиках Союза. 1989 год — разгон несанкционированного митинга в Тбилиси с применением слезоточивых газов, саперных лопаток и даже огнестрельного оружия, погибают люди, большинство из них женщины. В декабре 1989 года Верховный Совет СССР назначает комиссию по расследованию трагедии 9 апреля 1989 года в Тбилиси под руководством А.Собчака. Этим событиям впоследствии Анатолий Александрович посвятил книгу «Тбилисский излом».

9 апреля 2004 года в Тбилиси напротив парламента Грузии в сквере имени Жертв тбилисской трагедии был открыт памятник Анатолию Собчаку. К сожалению, как раз на этом месте стоял памятник Н.В.Гоголю, установленный еще в 1904 году, который после неоднократных осквернений был сброшен с постамента. Трудно поверить, что Анатолий Собчак одобрил бы такое решение.

А тогда еще были Карабах (январь 1990 года), Вильнюс (январь 1991). И везде были жертвы. По стране прошла мощная волна демонстраций протеста, и это в полной мере отражено в представленных плакатах.

В это сложное время, в апреле 1990 года, А.Собчак избран депутатом Ленсовета, а через месяц, 23 мая 1990 года — председателем Ленсовета. В памятный для России день 12 июня 1991 года, вместе с выборами президента России, Собчак избран мэром Северной столицы, которой затем было возвращено его историческое название.

Команда А.А.Собчака дала России многих крупных политических деятелей. Среди них В.В.Путин, воплощающий заветы своего наставника на самых высоких государственных постах.

Ключевое событие, ставшее поворотным в истории России, которому посвящен один из залов музея, — это августовский (1991 года) путч и победа демократических сил. Идущая по периметру всего зала панорамная фотография митинга на Дворцовой площади 20 августа — своего рода эмоциональная доминанта экспозиции. Это была самая массовая манифестация за всю историю города. Впервые народ выступил на защиту законно избранной власти.

В витрине — записи А.Собчака на календарных листках, зафиксировавшие хронологию переворота:

«19.08. 7-00. Позвонили о том, что по радио и телевидению спецсообщение гос. комитета по чрезвычайному положению.

8-00. Звонок от Ельцина.

10-00. Совещание в Архангельском у Ельцина.

14-50. Вылет в Ленинград…»

19 августа в 17-00 А.Собчак выступает из окна Мариинского дворца перед жителями города, пришедшими защитить законно избранную власть — Ленсовет и мэра. В экспозиции можно увидеть фотографии, запечатлевшие эти мгновения, о которых А.Собчак позднее напишет: «Этот порыв навсегда останется в российской истории как одна из самых светлых и романтических ее страниц». Это была не толпа, а народ. Лозунги красноречиво говорили о том, что думают люди: «Фашизм не пройдет!», «Нет хунте!». Или: «Нас не исПУГаешь; нас не уЯЗвишь», где остроумно обыгрывались фамилии заговорщиков — Пуго и Язова.

Коммунистическая система рухнула. Но под ее обломками, по образному выражению А.И.Солженицына, оказались все…

Все представляемое в Музее — это, с одной стороны, материал для исследований и размышлений, а с другой — взгляд очевидца тех событий. Именно такой подход — стремление соединить трезвый, объективный взгляд на историю того времени с эмоциональным восприятием непосредственного участника событий — представляется наиболее верным. Через призму личности А.А.Собчака ведется рассказ о тяжелом и для С.-Петербурга, и для страны времени, когда рушился привычный образ жизни, происходила смена политической и экономической системы. Представленные материалы, документы наглядно демонстрируют значимость и масштаб его созидательной деятельности.

Много внимания уделял А.А.Собчак проблемам культуры. Важно отметить, что само понятие «культурная столица» России ввел именно Анатолий Александрович. К нему обращались самые видные деятели культуры города и страны, и всегда находили помощь и поддержку. В музее хранятся уникальные документы, подтверждающие эту сторону его деятельности:

 

«Уважаемый Анатолий Александрович!

Прошу, умоляю!!

Именем покойного президента Академии Художеств Бориса Угарова, прошу прекратить всякие поползновения любых людей на музей великого художника Архипа Ивановича Куинджи.

13.08.91 М.Аникушин».

 

Это письмо от выдающего скульптора, автора питерского памятнику А.С.Пушкину. А вот обращение к мэру старейшего петербургского писателя Д.А.Гранина:

 

«Уважаемый Анатолий Александрович!

Хочу поблагодарить Вас за три вещи:

Первое — за решение отменить проект по Александровскому саду. Это разумно и уважительно к общественному мнению горожан.

Второе — за то, что пошли навстречу Лавке писателей и избавили ее от непосильной арендной платы. Спасибо Вам от имени всех писателей города.

Третье: личная моя признательность за путевки в санаторий. Моя жена тяжело болела и нуждается в реабилитационном режиме.

Ваш Д.Гранин

P.S. Жаль, что Ваша занятость не позволяет передать Вам мои пожелания по рукописи. Конечно, и без них книга эта окажется нужной и вызовет интерес.

15 ноября 1995 г. С.Петербург».

 

Эта и другая активная переписка мэра с ведущими деятелями культуры и искусства — Эрнстом Неизвестным, Мстиславом Ростроповичем, Майей Плисецкой и многими другими много говорит посетителям музея…

А вот еще один красноречивый пример:

 

«Мэру С.-Петербурга

А.А.Собчаку

Дорогой и глубокоуважаемый Анатолий Александрович!

Мы, живущие в пансионате «Ученый» в Комарове не в состоянии платить за уголь без скидки, и я в том числе. Большинство из нас получает меньше прожиточного минимума. Если кто-то откажется покупать уголь и жить в Комарове зимой, то остальным будет еще тяжелее.

Пожалуйста, помогите ученым Комарова.

С искренним уважением, Д. Лихачев

P.S. Скидку со стоимости угля мы получаем ежегодно.

27.VI.95. СПб.

P.P.S. Принц Чарльз, у которого я только что был в его Хайгроуве, очень сейчас интересуется всем русским.

Он собирает большие корчаги (амфоры) для своего сада. Хорошо бы ему послать в надлежащее для посадки время примерно 10 саженцев березок. Он субсидирует Мариинский театр и собирается в 1997 г. в Болдино и в 2-3 маленьких русских городка (Углич, Мышкин и пр.).

Издавать Болдинские рукописи Пушкина согласился охотно».

 

Став первым в истории Санкт-Петербурга демократически избранным мэром и оставаясь на этом посту до 1996 года, Анатолий Александрович делал все возможное для восстановления исторической справедливости. Выступив инициатором создания Государственной комиссии по захоронению царских останков, опираясь на большое доверие членов дома Романовых, А.А.Собчак способствовал погребению семьи императора Николая II в императорской усыпальнице Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, преодолев при этом активное противодействие местных властей Екатеринбурга и Москвы. В частности, с этой целью им было направлено открытое письмо первому вице-премьеру и председателю комиссии Борису Немцову, в котором, выражая чувство озабоченности и тревоги по вопросу церемонии захоронения, аргументировано, последовательно и твердо А.А.Собчак отстаивает свою позицию:

 

«Открытое письмо

Б.Немцову — первому вице-премьеру и председателю Государственной комиссии по захоронению останков царской семьи

 

Уважаемый Борис Ефимович!

Сообщения о процедуре и церемонии захоронения царских останков семьи последнего российского императора Николая II, которая была зверски убита большевиками в Екатеринбурге в 1918 году, вызывают чувство озабоченности и тревоги.

Вам известно, что в качестве заместителя Председателя Правительственной комиссии, созданной по этому вопросу в 1994 году, я был у истоков этого дела и знаю все подробности работы, проведенной Генпрокуратурой России и нашей комиссией по идентификации обнаруженных в 1990 году останков семьи Николая II вблизи Екатеринбурга.

У меня, как и у большинства других членов комиссии не было и нет никаких сомнений относительно подлинности останков — в этом убеждают результаты генетических экспертиз, проведенных в важнейших исследовательских центрах России (Центральном НИИ судебной экспертизы), Великобритании (Королевской научной лаборатории), США (Исследовательском Центре Министерства обороны), компьютерное восстановление облика по черепам, стоматологическая экспертиза, а также изучение архивных документов (включая Записку об убийстве царской семьи ее главного палача Я.Юровского) и материалы следствия, проведенного Н.Соколовым в 1918 году по поручению А.Колчака и др.

Противодействие руководства Московской Патриархии этому захоронению, с которым мы столкнулись еще в 1995 году во время работы комиссии, было вызвано, по моему мнению, не действительными сомнениями в подлинности обнаруженных останков, а внутрицерковными соображениями.

Поэтому отказ от участия в церемонии захоронения Патриарха, как и последовавший затем аналогичный отказ Президента России, не могут повлиять на историческое значение этого события. Кто сегодня во Франции, не говоря уже об остальном мире, помнит об участниках церемонии переноса праха Наполеона Бонапарта с острова Св. Елены в Париж или перезахоронении в королевскую усыпальницу праха Людовика XVI, но о самих этих исторических событиях знает любой житель Франции и все, кто хоть раз побывал в Париже в качестве туриста.

Думаю, излишне напоминать об историческом значении события захоронения зверски и подло, без следствия и суда убитой большевиками семьи последнего российского императора. Сам факт достойного захоронения царской семьи станет свидетельством уважения к прошлому России, ее тысячелетней монархической традиции, будет свидетельством покаяния и очищения в высшем смысле этих слов за преступления, совершенные при коммунистическом режиме, вызовет обыкновенное осуждение произвола и внесудейской расправы и тех гонений, которые наш народ пережил при большевиках. И для президента Ельцина это тоже послужит покаянием за то, что в бытность его первым секретарем Свердловского обкома КПСС был снесен Ипатьевский дом, где произошло убийство царя и его семьи.

Думаю, что именно поэтому определенные исторические силы в России (прокоммунистического толка) хотели бы смазать церемонию захоронения, принизить ее значение, представить ее как обыденное действо по захоронению семьи гражданина Романова в одной братской могиле. Если это произойдет, мы в очередной раз проявим свойственную нашей стране недальновидность, бросив камень в наше прошлое и нанеся очередное (теперь уже посмертное) унижение Николаю II и членам его семьи.

Вам известно, конечно, что сегодня репутация России в мире опустилась до самой низкой отметки — мировые СМИ говорят и пишут только о преступности в России, российской мафии и недостатках нашего президента. Достойное захоронение царской семьи — прекрасный повод для повышения имиджа страны в глазах мирового общественного мнения, для позитивных, а не негативных новостей из России. Если же церемония захоронения станет очередным унижением для страны, то последствия этого Россия будет ощущать еще очень долго.

Пока еще есть время для того, чтобы с пониманием исторической ответственности подойти к определению процедуры и церемонии захоронения, разработать ее с участием Государственной геральдической комиссии и специалистов-историков. Мне представляется, что останки царской семьи должны из Екатеринбурга проследовать в Петербург специальным поездом, по тому же маршруту, по которому в 1917 году царская семья была отправлена в Сибирь. В пути следования необходимо предусмотреть остановки с молебнами, минутами молчания, звоном колоколов и гудками заводов, фабрик и транспортных средств.

По прибытии в Петербург гробы с останками должны проследовать в торжественной процессии по Невскому и Адмиралтейскому  проспектам в Исаакиевский собор — главный собор Российской империи, где и состоится отпевание. После этого процессия с останками проследует через Дворцовую площадь (мимо Зимнего Дворца, в котором жила семья), Миллионную улицу и Троицкий мост в Петропавловскую крепость, где в Петропавловском соборе и состоится церемония захоронения. Останки каждого члена семьи должны быть захоронены отдельно. Останки доктора Боткина и слуг, разделивших участь царской семьи, заслуживают отдельного захоронения.

Церемония отдания последних почестей последнему российскому императору и членам его семьи должна быть тщательно разработана в соответствии с законодательством Российской Империи.

Надеюсь, что Вы понимаете всю меру исторической ответственности, которая лежит на вас как Председателе Правительственной комиссии по захоронению и главном распорядителе предстоящей церемонии. Мы не имеем права упустить исторический шанс воздать должное прошлому Великой России и, захоронив с подобающими почестями останки последнего царя и членов его семьи, сохранить достоинство нашего народа и страны в глазах всего мира.

С уважением, Ваш

Анатолий Собчак, профессор, член Государственной комиссии по захоронению, член Президентского консультативного Совета

Париж                                                                                                     20 июня 1998 года».

 

Активная переписка Анатолия Александровича с членами семьи Дома Романовых представлена в витринах музея и неизменно привлекает внимание и интерес посетителей.

В 1993 году по предложению Д.С.Лихачева Анатолием Александровичем Собчаком был воссоздан институт почетных граждан. 27 мая 2010 года, в день основания Санкт-Петербурга, в Мариинском дворце состоялась церемония присвоения звания почетного гражданина Санкт-Петербурга Анатолию Александровичу Собчаку. Присвоенную посмертно награду принимала Людмила Борисовна Нарусова. Историческая и человеческая справедливость восторжествовала, — сказала она и добавила, что город через 10 лет почтил память человека, который без всякого пафоса отдал свое сердце на алтарь Северной столицы. Так музей пополнился новым экспонатом. Знак почетного гражданина — изделие ювелирной пластики, представляющее собой серебряный венок, образуемый двумя ветками лавра, теперь занимает важное место в экспозиции музея.

«Нам еще предстоит длинная и трудная дорога возвращения к своим истокам, к возрождению нации… Но для того, чтобы пройти этот путь и совершить как можно меньше ошибок, очень важно… иметь ясное понимание происходящего, потому что только это позволит и прогнозировать будущее, и сохранить ту долю исторического оптимизма, которая так необходима нам всем».

Эти слова Анатолия Собчака не должны забываться.

 

Санкт-Петербург

А.А.Собчак в окне Мариинского дворца выступает перед ленинградцами. Август 1991 года

А.А.Собчак в окне Мариинского дворца выступает перед ленинградцами. Август 1991 года

Ленинград. Митинг против ГКЧП на Исаакиевской площади перед Мариинским дворцом. 19 августа 1991 года

Ленинград. Митинг против ГКЧП на Исаакиевской площади перед Мариинским дворцом. 19 августа 1991 года

Л.Б.Нарусова знакомит В.В.Путина с экспозицией Музея становления демократии имени Анатолия Собчака. 19 февраля 2010 года

Л.Б.Нарусова знакомит В.В.Путина с экспозицией Музея становления демократии имени Анатолия Собчака. 19 февраля 2010 года

Автограф письма Д.С.Лихачева мэру С.-Петербурга А.А.Собчаку. 27 июня 1995 года

Автограф письма Д.С.Лихачева мэру С.-Петербурга А.А.Собчаку. 27 июня 1995 года

Мэр С.-Петербурга с деятелями культуры (слева направо). В первом ряду: Ю.Х.Темирканов, Г.П.Вишневская, Р.К.Щедрин, М.М.Плисецкая; во втором ряду: И.А.Темирканова, М.Л.Ростропович, Л.Б.Нарусова, Н.А.Петров. 1995

Мэр С.-Петербурга с деятелями культуры (слева направо). В первом ряду: Ю.Х.Темирканов, Г.П.Вишневская, Р.К.Щедрин, М.М.Плисецкая; во втором ряду: И.А.Темирканова, М.Л.Ростропович, Л.Б.Нарусова, Н.А.Петров. 1995

Д.С.Лихачев, А.А.Собчак и Д.А.Гранин на презентации книги Д.С.Лихачева «Воспоминания». 1995

Д.С.Лихачев, А.А.Собчак и Д.А.Гранин на презентации книги Д.С.Лихачева «Воспоминания». 1995

Автограф письма Эрнста Неизвестного А.А.Собчаку. 27 июля 1995 года

Автограф письма Эрнста Неизвестного А.А.Собчаку. 27 июля 1995 года

Автограф письма Майи Плисецкой Анатолию Собчаку. 1996

Автограф письма Майи Плисецкой Анатолию Собчаку. 1996

С.-Петербург. А.А.Собчак выступает на площади Академика Сахарова. 1996

С.-Петербург. А.А.Собчак выступает на площади Академика Сахарова. 1996

А.А.Собчак встречает в аэропорту Пулково великого князя Владимира Кирилловича. 5 ноября 1991 года

А.А.Собчак встречает в аэропорту Пулково великого князя Владимира Кирилловича. 5 ноября 1991 года

Агитационный плакат к референдуму 25 апреля 1993 года о доверии Президенту и Съезду народных депутатов РСФСР. 1993

Агитационный плакат к референдуму 25 апреля 1993 года о доверии Президенту и Съезду народных депутатов РСФСР. 1993

Агитационный плакат. 1993

Агитационный плакат. 1993

С.-Петербург. Музей становления демократии в современной России. Интерьер

С.-Петербург. Музей становления демократии в современной России. Интерьер

Диплом почетного гражданина, знак и нагрудный знак, которыми, в соответствии с Законом «О звании “Почетный гражданин Санкт-Петербурга”», посмертно удостоен А.А.Собчак. 2010

Диплом почетного гражданина, знак и нагрудный знак, которыми, в соответствии с Законом «О звании “Почетный гражданин Санкт-Петербурга”», посмертно удостоен А.А.Собчак. 2010

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru