М.И.Свидерская
Первая леди изящных искусств
Редакция журнала «Наше наследие» сердечно поздравляет Ирину Александровну Антонову с чудесной годовщиной
В марте этого года у Ирины Александровны Антоновой прекрасный юбилей. Директор Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве — человек публичный, давно вошедший в коллективное сознание нескольких поколений. Она директорствует с 1961 года — срок феноменальный, беспрецедентный.
В 1960 году, после окончания МГУ, я поступила на работу в Отдел научной популяризации искусства ГМИИ им. А.С.Пушкина. Однажды в начале 1960-х мы с Ириной Александровной шли вместе на работу в музей пешком, через Кремль, незадолго перед тем открытый для свободного доступа горожан. Неожиданно И.А. спросила: «Марина, Вам нравится Ваша профессия?». Я была тогда полностью захвачена своим музейным бытием и пролепетала нечто восторженное. «А я — нет, — сказала она, повергнув меня в изумление, — потому что результаты нашей работы не видны. Я бы хотела быть строителем. Приехать туда, где ничего нет, построить что-то важное, нужное и уехать на новое место».
Она сумела стать строителем в своей профессии и остается им по сей день. Свидельством тому — вся ее полувековая самозабвенная, подвижническая деятельность по преображению, развитию и глубокой перестройке московского Музея изобразительных искусств, который, по моему убеждению, теперь, к столетию со дня своего открытия, может по праву считаться детищем не только Цветаева, Клейна и Нечаева-Мальцова, но и Антоновой.
Сколько трудностей было преодолено на этом пути! Как тяжело далась директору ГМИИ им. А.С.Пушкина расколовшая Москву и профессиональное сообщество историков искусства и художников «революция» в его структуре, связанная с сокращением удельного веса слепков в его экспозиции и расширением пространства для картинной галереи, для подлинников! Открытие в кризисные 90-е, при пустых прилавках и всеобщей разрухе нового, с иголочки, с финской мебелью и европейским дизайном Музея частных коллекций в здании бывшего Автоэкспорта было явлением поистине сверхъестественным и, тем не менее, вполне реальным. Добиться этого мог тогда только один человек — Ирина Антонова. Сейчас в это здание переместился отдел искусства 19-20 веков, обнаруживший в своем составе такое количество извлеченных из запасников, не знакомых ранее работ и авторов, какое посетителям и работникам музея 60-х годов и не снилось. Музей частных коллекций — инновация, не имеющая аналогий, — получил вновь отреставрированное здание по соседству с Отделом графики и Музейоном — замечательно оборудованным центром детского творчества. К музейным владениям присоединены и другие новые территории и постройки, охваченные общей содержательной и архитектурной мыслью, за которой стоит определенная цель — осуществление мечты И.В.Цветаева о создании вокруг ГМИИ целого «музейского городка».
Однако, как мне представляется, источником музеестроительной деятельности И.А.Антоновой было и есть не только стремление исполнить завет основателя, но и собственное представление о природе и назначении музея, о самой специфики искусствознания.
К середине 80-х годов прошлого века особенно очевидным стал нарастающий кризис узко специализированного искусствознания. Авторская монография перестала быть адекватной формой научной мысли — справляться с огромным потоком новых фактов в одиночку становилось все труднее. Кроме того, рамки отдельно взятой творческой индивидуальности и личной судьбы оказывались слишком ограниченной базой для фундаментальных обобщений. Сама культура, в ходе своей эволюции выдвинула на первый план новую форму научно-исследовательского труда: авторскую и вместе с тем коллективную, комплексную и одновременно дифференцированную — с высоким уровнем специализации, строго научную и общедоступную. Такой формой стал каталог художественной выставки, посвященной определенному тематическому замыслу.
Если каталог музейного собрания — это эпос, обращенный лицом к вечности, в нем доминирует статика, он «объектен» и объективен, то каталог выставки — это драма, со своей фабулой, интригой, завязкой, перипетией и развязкой, с прологом и эпилогом, потому что произведения, выбранные для участия в выставке, изымаются из привычного контекста и внедряются в новый, по замыслу устроителей вступают в активное взаимодействие друг с другом, нередко контрастируют, обращаются к миру и глазу совсем иными, прежде скрытыми, непривычными сторонами, обновляются, возбуждают мысль и чувство. Исследователи разных стран — работники музеев и специалисты из университетской среды демонстрируют на протяжении последних трех десятилетий очевидную увлеченность выставочными проектами. Каталоги выставок становятся все объемнее, насыщаются все более разносторонней научной информацией — общекультурной, исторической, социальной, биографической, психологической, художественно-образной, бытовой, технико-технологической…
В этом процессе, получившем в XXI веке поистине глобальный характер, ГМИИ им. А.С.Пушкина находится, бесспорно, на передовых позициях. Руководимый директором, воспитанным на представлении об искусстве как сложно организованной многосторонней целостности и на понимании профессии историка искусства как обязательного сочетания трех сфер деятельности — исследовательской (наука), просветительской (преподавание, педагогика) и музейной во всем разнообразии ее задач — Музей за истекшие полвека стал подлинным воплощением, практической реализацией подобного подхода. Он превратился в разветвленный многофункциональный комплекс. Внушительная шеренга объемистых томов научных каталогов, посвященных всем основным разделам его собраний, где уже давно наряду с античным и западноевропейским искусством представлено художественное творчество Востока, Византии, Центральной и Северной Европы, России — укрепила его международный авторитет.
В не меньшей степени этому способствует выставочная деятельность музея. Начиная с грандиозной выставки искусства древней и современной Мексики, через целую череду выставок-открытий, выставок-сенсаций 60-х-70-х годов (Пикассо, Леже, Матисса, Ван Гога и др.), музей пришел к свершениям эпохального значения: к многоплановым историко-культурным и художественно-теоретическим выставочным комплексам 80-х «Москва-Париж» и «Москва-Берлин». 2000-е годы отмечены новыми плодотворными решениями в этой области: поразительным богатством открывшихся зрителю мировых шедевров, представленных в рамках «Выставки одной картины» («Венера Урбинская» Тициана, «Искусство Живописи» Вермера, «Паллада и кентавр» Боттичелли, «Дама с единорогом» Рафаэля и т.д., — первой в этом ряду была «Мона Лиза Джоконда» Леонардо в 1974 году!), а также в принципиально новом контексте свободных сопоставлений произведений разных эпох: «Диалоги в пространстве культуры» были, безусловно, одной из самых счастливых идей И.А.Антоновой.
Ее роль во всесторонней деятельности ГМИИ им. А.С.Пушкина определяюща, не только в концептуальном и общем идейном плане, но и в аспекте сугубо практическом. Блестящий экспозиционер, она принимает непосредственное участие в поисках наиболее эффективных способов подачи зрителю художественного материала. Это касается как выставок, так и постоянной экспозиции, совсем недавно пережившей пору обновления. Именно Ирине Александровне как директору второго по значению после Эрмитажа художественного музея России и как многолетнему сотруднику Международного союза музеев, как администратору высшего уровня, удостоившемуся стать членом избранного круга наиболее уважаемых руководителей мировых художественных собраний, тысячи любителей искусства в нашей стране обязаны неуклонным расширением возможностей видеть у себя на Родине уникальные произведения максимально высокого эстетического уровня. Добиться этого необычайно сложно: хранители во всех уголках мира крайне неохотно расстаются даже на короткий срок со своими сокровищами, доставка и страховка достигли баснословных сумм. Помогает десятилетиями создававшийся нравственный и профессиональный авторитет Антоновой, ее умение устанавливать контакты, общаться без посредников (немецкий, французский, итальянский языки) и дружить.
Она и сейчас продолжает работать с интенсивностью, которая мало кому под силу. Ее труд, ее личность, отмечены многими наградами. Её сочли нужным почтить не только в России, но и Италии, Испании, Нидерландах, она кавалер нескольких степеней французского Ордена почетного легиона.
«Кавалерственная дама» мировой культуры Ирина Александровна Антонова — личность уникальная и во многом непревзойденная. О ней, равно как и о возглавляемом ею Музее, всегда должно говорить как о нашем «национальном достоянии». Италия, страна культуры по преимуществу, как мне помнится, еще в 50-е годы прошлого века ввела у себя обычай присваивать значение «национального достояния» своим выдающимся людям — у нее была «национальная Джина» (актриса Джина Лоллобриджида), в наши дни таким «национальным достоянием» был Лючано Паваротти. У нас «национальное достояние» — это Газпром, как нам об этом регулярно напоминают. Спору нет, это так. Но ведь у нас был Рихтер — друг и соратник И.А., создатель известных на всю страну «Декабрьских вечеров», обогативших художественный спектр Музея им. А.С.Пушкина также музыкой, театром, поэтическим словом. Были Шнитке, Белла Ахмадулина, есть несравненная Плисецкая, есть много других, ярких и достойных. Место Ирины Александровны Антоновой — среди них, в большинстве своем ее друзей и хороших знакомых. Ее принадлежность к «национальному достоянию», как, разумеется, и возглавляемого ею Музея, не вызывает сомнений.